Автор: Чупик Ольга Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: город Берёзовский, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте в рамках инклюзивного образования
Раздел: дополнительное образование
«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек,
которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным,
испытывал высокую человеческую радость, радость познания,
радость интеллектуального труда, радость творчества».
В.Сухомлинский «Трудные дети»
Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте
в рамках инклюзивного образования
В статье раскрыт ряд
особенностей работы учителя-логопеда общеобразовательной
школы в условиях организации инклюзивной практики.
Статья
может
быть
полезна
учителям
-
логопедам,
учителям
начальных
классов
реализующих инклюзивную практику.
Ключевые слова: учитель-логопед, инклюзивная практика, ОВЗ.
В настоящее время особую актуальность в России приобретает инклюзивное образование.
В обществе активно стал формироваться новый социальный заказ на образование детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах совместно с
типично развивающимися сверстниками.
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение
детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися
сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут
расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения,
заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в
том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе,
детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.
Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего
принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.
В связи с тем, что система образования ориентирована на инклюзивную практику,
увеличиваются требования к деятельности учителя-логопеда общеобразовательной
школы, который должен включиться в систему психолого-педагогического сопровождения
детей с различными структурами дефекта и оказать им квалифицированную помощь в
освоении программы школы.
Цель деятельности учителя-логопеда: создание условий, которые способствуют
выявлению и устранению нарушений речи, а также последующему развитию устной и
письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) для успешного усвоения образовательной программы.
В процессе работы решаются следующие задачи:
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого учащегося
независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.
- проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени
выраженности речевого нарушения;
- участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических
рекомендаций по обучению детей с ОВЗ;
- организация коррекционной работы учащемуся с ОВЗ в форме индивидуальных и
подгрупповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи;
- проведение регулярного изучения динамики речевого развития учащихся с ОВЗ;
- взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения
учащегося с ОВЗ и его семьей;
- обеспечение здоровьесберегающих условий обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в
общеобразовательном учреждении;
- консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности
родителей и педагогов.
Группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, уровень сформированности речевой функции и
познавательной деятельности у них различен, так же как и структура дефекта. Поэтому
работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет свои особенности. Это
касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной
логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ
коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-
логопедической работы, работы с педагогами и родителями учащихся с речевой патологией.
Особенности работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми
образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах
одной группы по разным образовательным маршрутам.
Прежде чем приступить к коррекционной работе путём тщательного специального
обследования при помощи специальных методик, выясняется характер нарушения речевой
деятельности с учётом специфических особенностей учащегося и его потенциальных
возможностей.
Следует
учитывать,
что
у
большинства
учащихся
с
ОВЗ
отмечается
недостаточный
уровень
познавательной
активности,
незрелость
мотивации
к
учебной
деятельности,
снижение
работоспособности
и
произвольности
внимания. Часто
дети
с
ОВЗ
имеют
системное
недоразвитие
речи
тяжелой
степени,
так
называемые
«безречевые»
дети,
возможны
своеобразные
проблемы
с
коммуникацией,
в
таких
случаях
стандартные
диагностические материалы и
речевые карты, используемые в
массовых школах, не
подходят.
Учителю-логопеду
инклюзивной
практики
необходимо
иметь
разноуровневый
диагностический материал, позволяющий у каждого ребенка выявить зону его ближайшего
развития, дающий возможность отслеживать
динамику речевых успехов для построения
адекватной актуальным возможностям ребенка, постепенно усложняющейся
программы
коррекции речи.
На
основе
диагностики
определяется
образовательный
маршрут,
вырабатываются
стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с
особыми образовательными потребностями.
Как
показывает
практика,
большинству
учащихся
с
ОВЗ
не
подходит
общая
образовательная программа школы, и педагоги и специалисты (психолог, учитель-логопед)
сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и коррекционного
процесса.
Специфика
работы
учителя-логопеда
школьного
логопункта
предполагает
оказание
помощи разным категориям учащихся с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее
отрицательных
сторон,
так
и
положительных,
которые
используются
в
процессе
компенсации,
т.е.
используется
привлечение
здоровых
анализаторов
для
компенсации
деятельности неполноценных.
Учитель-логопед, реализующий инклюзивную практику, разрабатывает коррекционный
компонент,
индивидуальной
адаптированной
образовательной
программы,
в
рамках
которого излагаются направления, формы, методы и приемы коррекционной логопедической
работы с конкретным учащимся.
Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей логопедической
работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у учащегося с ОВЗ.
Отбор
методов
и
форм
организации
работы
так
же
зависит
от особенностей психо-
физического
развития
учащегося,
уровня
общего
развития
и
структуры
его
дефекта.
Учитель-логопед должен быть готов к использованию методов и средств работы из смежных
областей, применение методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики, психологии.
В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший
компонент речи.
Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при
дизартрии - звукопроизношение и т. д.
В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые
методические установки. Удобство данного подхода в том, что если учащийся с какой – то
задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а
для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания
уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно –
логопедического обучения.
Взаимодействие с родителями.
Инклюзивное
образовательное
пространство
предполагает
активное
вовлечение
родителей в коррекционный процесс.
Учителю-логопеду
необходимо
так
строить
свое
общение
с
родителями
«особого»
ребенка, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво убеждать их в необходимости
коррекционной
работы,
обрисовывать
перспективы
и
прогноз
развития
речи
ребенка,
указывать на взаимосвязь речи с мыслительными процессами.
Задача
специалиста
состоит
в
том,
чтобы
помочь
родителям
осознать
свою
роль
в
процессе
развития
их
ребенка,
вооружить
их
определенными
методами
и
приемами
преодоления речевого нарушения.
Квалифицированная логопедическая помощь поможет учащимся, имеющим тяжелую
речевую патологию как основной или вторичный дефект, овладеть устной речью, научиться
полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, что является основой для дальнейшей
социализации ребенка в нашем мире и конечной целью коррекционной работы.
Инклюзивное образование даёт возможность в достижении всеми учащимися
определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это
относится и к учащимся с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с
различными психофизиологическими возможностями - это попытка придать уверенность в
своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.