Автор: Савельева Ольга Борисовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДОД "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 8" имени Ю.Г. Суткового
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Фортепианный цикл С. С. Прокофьева “Детская музыка” (op.65)
Раздел: среднее профессиональное
Методический доклад на тему
Фортепианном цикл С. С. Прокофьева
“Детская музыка” (op.65)
Выполнила Савельева Ольга Борисовна
Детство - уникальная пора в жизни любого человека, формирующая его
личность, его восприятия мира и связи с ним. Тема детства в искусстве
относится к категории вечных,
поэтому детская музыка получила
широкое распространение в творчестве известных композиторов, таких
как
П.И.Чайковский,
И.Ф.Стравинский,
М.П.Мусоргский,
Р.Шуман,
конечно, С.С. Прокофьев.
Чудесной страницей творчества Прокофьева стала его музыка для детей.
Это и музыкальная сказка для фортепиано и голоса «Гадкий Утенок»,
чудесный
балет
«Золушка»,
«Сказ
о
каменном
цветке».
Среди
«сказочных» сочинений встретим и поэтичные
фортепианные пьесы
«Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых
шутов
перешутившего».
А
рядом
с
этими
русско-сказочным
балетом
стоит изобретательная, веселая, ироничная
опера
«Любовь к трем
апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире
симфоническая сказка «Петя и Волк».
И
среди
прокофьевских
произведений
и
есть
своеобразный
новый
«Детский альбом». Двенадцать пьес, ор. 65 — важная веха на творческом
пути композитора. С созданием этого опуса происходит трансформация
стиля Прокофьева. При относительной «детской» простоте
изложения,
композитор не собирается жертвовать ни одной из особенностей своего
стиля.
Наоборот,
черты
стиля
обостряются,
словно
фокусируются
на
небольшом пространстве детской пьесы.
«Детская
музыка»
-
это
цикл
зарисовок,
объединенных
общим
повествовательным
ходом,
все
они
имеют
программные
заголовки,
которые должны помочь лучше понять содержание произведений.
Итак,
первая
пьеса
цикла
«Утро»-
это
своеобразный
музыкальный
пейзаж, рисующий нам начало нового летнего денька, воздух прозрачен и
свеж.
В этой пьесе
четко иллюстрируется прокофьевский принцип
компенсации сложного простым. Это прозрачная фактура пьесы, чистота
звучания консонирующих трезвучий негромкая динамика, от mp
до pp,
использование до-мажорной тональности.
Первые 2 аккорда музыкального произведения по своему расположению
очень показательны. Контраст между высоким и низким регистром дает
слушателю необычайное ощущение, будто перед ним предстают символы
света и темноты, сна и пробуждения.
Новый
раздел
произведения
открывается
«ползущей»
темой
с
хроматическими
ходами
в
нижнем
голосе,
символизирующей
поднимающееся солнце.
Здесь
Прокофьев
использует
редкий
новаторский
прием
«тихой
кульминации», вместо привычных в кульминациях
fortissimo композитор
вводит pp и dolce. Остроту гармонии придаёт аккорд, введённый самим
Прокофьевым
–
так
называемая
«прокофьевская
доминанта»
(доминантовый нонаккорд с повышенной септимой (показ).
На протяжении всей пьесы можно определить характерно прокофьевский
почерк:
параллельные движения, скачки, охват всей клавиатуры, игра
через руку, четкость ритма и определенность разделов.
Вторая
пьеса
- «Прогулка» приносит с собой утреннюю бодрость и
радость.
Обратим
внимание
на
новаторский
приём,
использованный
композитором
в
самом
начале
пьесы,
который
в
музыковедческой
литературе носит название «разомкнутой поступенности».
Вместо поступенного звукоряда Прокофьев применяет выразительные
нисходящие ходы на септиму. (
Звучит начало пьесы
)
Дальше
Прокофьев
применяет
излюбленный
приём:
использование
ярких
возможностей
мажоро-минорной
системы,
«перемешивает»
одноимённые
тональности
–
в
основной
До-мажор
неожиданно
«вторгаются» аккорды из до-минора – VI и III ступени. Для мажорной
тональности
эти
ступени
становятся
пониженными.
Такие
яркие,
необычные
гармонии
Прокофьев
использует
и
в
других
своих
произведениях, например, в симфонической сказке «Петя и волк».
В пьесе «Сказочка» Прокофьев вводит нас в одну из самых загадочных
и интересных для детей тем – в область сказочности. Новаторские черты
этой пьесы проявляются с первых нот. Прокофьев по-новому, современно
стилизует русскую музыку. Во-первых, диапазон этой «русской песни»
вовсе не певческий (ундецима), с ним не всякий певец может справиться.
Во-вторых,
использованные
Прокофьевым
фактурные
рисунки
не
являются распространёнными в европейской инструментальной музыки
XVIII-XIX веков. Они типичны именно для русского народного песенного
фольклора.
Их
применение
в
фортепианной
пьесе
можно
считать
достаточно смелым приёмом.
Медленное,
тихое
двутактовое
вступление,
т р о г ат е л ь н а я ,
безыскусственная
мелодия
напоминает
русскую
песню,
выразительно
оттенённую
подголоском
остинатных
повторений
в
сопровождающем
голосе. Звучит начало пьесы
Следующая
пьеса
цикла
«Тарантелла»
–
итальянский
танец
со
стремительным
движением,
выражающий
задорную
темпераментность
ребенка, захваченного музыкально-танцевальной стихией.
Для передачи характера динамичного танца композитор использует один
из новаторских приёмов: сопоставление двух одинаковых, по мелодии и
по гармонии четырёхтактовый
мотивов, но в разных однотерцовых
тональностях: d-moll и Des-dur.
Очаровательная мелодия среднего раздела, привносит яркий контраст в
музыку тональность, впервые появившаяся в этом произведении – D-dur.
Прокофьев не случайно выбрал именно её – ведь основная тональность
произведения
– d-moll.
Эти
тональности
между
собой
являются
одноимёнными. Благодаря этому приёму композитор смог ярко воплотить
смену настроения, сохраняя между разделамиритмическую и фактурную
связь.
Пятая пьеса цикла «Раскаяние» — самая «серьёзная» из 12 пьес. В этой
миниатюре
преобладает
психологизм
музыкального
повествования.
Секундовые
интонации,
создающие
ощущение
плача
и
вздохов
раскаивающегося
ребёнка,
появление
опеваний,
распевов,
завершение
первого построение на доминантовой функции, придаёт произведению
явную напряжённость.
Для
достижения
кульминации
всей
пьесы,
в
репризе
Прокофьев
использует приём одновысотной мажоро-минорной системы. Достигается
она за счёт резкого сопоставления – вместо VI6 появляется новый аккорд,
не используемый ранее ни в этой пьесе, ни в другом произведении этого
цикла, – аккорд VI повышенной ступени. Можно предположить, что этот
аккорд
композитор
взял
из
тональности
D-dur
для
передачи
просветлённости и контраста.
Показать наизусть
Шестая пьеса — Изящный «Вальс» сразу же заставляет вспомнить нас
лучшие страницы прокофьевских балетов. Затактовое начало коротких
фраз, восходящее движение мелодии придает пьесе особую полётность,
впечатление кружения и воздушности.
Вторая же тема вальса напоминает небольшое балетное соло. Она изящна
и
несколько
капризна
благодаря
настойчивым
ритмическим
фигурам
аккомпанемента.
Перелёты
из
регистра
в
регистр
мелодии
и
сопровождения, нарушают правила классического голосоведения. Этот
приём является новаторской чертой фортепианного стиля Прокофьева.
«Шествие
кузнечиков»
-
миниатюрное
скерцо.
Задорная
пьеса
напоминает
весёлый,
несколько
угловатый
галоп.
Главный
приём,
используемый Прокофьевым – пунктирный ритм с короткими паузами,
создающий образ прыгающих кузнечиков. Смена темпов каждого раздела
придает
сюжетность
и
динамику
действий
в
пьесе,
а
использование
двойной доминанты с повышенной примой - загадочность.
Пьеса «Дождь и радуга», воспринимается как маленькое интермеццо.
Для изображения падающих капель дождя Прокофьев вводит кластеры,
подобно
приёму
художников-импрессионистов,
эти
аккорды
плавно
переходят
друг
в
друга,
оставляя
впечатление
размытой,
нечеткой
картины.
Примечательно,
что
тональный
план
пьесы
тоже
размыт.
С
первых же нот слушателю совершенно неясна тональность произведения.
Слышится
то
ре-минор,
то
соль-мажор,
и
лишь
в
четвертом
такте
наступает
прояснение.
Нам
ясно
слышатся
все
звуки
до-мажорного
аккорда.
Можно
представить,
что
наконец-то
дождь
закончился,
и
солнечные
лучи
теперь
освещают
всё
вокруг.
Эти
стилистические
приемы служат средствами расширения и модификации традиционного
До-мажора.
«Пятнашки» - одно из самых весёлых и энергичных произведений цикла.
Его можно сравнить с безудержно шаловливой беготнёй.
Основными
новаторскими чертами данной пьесы являются многократные модуляции,
использование мажоро-минора и ярких полифункциональных аккордов в
кадансовых
оборотах.
В
форме
произведения
нарушается
четкая
трёхчастность, присутствуют признаки формы рондо (основанная тема
«Пятнашек» проходит не только в крайних частях, но и в середине,
представляя собой рефрен).
«Марш»
. В
де сятой
пье с е
- марше
сочетаются
своеобразная
«игрушечность» колорита с тонко претворёнными интонациями удалой
солдатской
песни.
Настроение
маршу
задаёт
непреры вная,
безостановочная пульсация и соответствующие этому жанру ритмика и
штрихи (использование пунктира, акцентирование на сильные доли).
Новаторской
чертой
данной
пьесы
является
органичное
сочетание
диатоники
и
хроматики,
многообразие
вариантов
доминантовых
гармоний,
постепенное
превращение
одной
ноты
в
многослойный
кластер. (звучат кластеры)
П ь е с а
«Вечер»
напоминает
маленький
поэтичный
ноктюрн,
отличающийся
акварельной
нежностью
музыкальных
красок.
Музыка
«Вечера»
совсем
не
похожа
на
музыку
«Утра»,
но
отчётливо
с
ней
перекликается. Там – первые солнечные лучи разгоняли ночные тени,
здесь – вечерние сумерки приходят на смену последним, уходящим лучам
вечернего солнца.
Все выразительные средства использованные Прокофьевым в это пьесе
направлены на показ национальных черт русской мелодики и гармонии.
Ком п о з и то р
н е
с т р е м и т с я
н а с ы т и т ь
м у з ы ка л ь н у ю
т к а н ь
альтерированными
аккордами,
полифункциональностью,
сложными
отношениями
внутри
лада.
Главным
выразительным
средством
становится тональное сопоставление частей – F-dur–As-dur–F-dur.
Последняя, пьеса — «Ходит месяц над лугами» — органично связана с
народными
интонациями.
Прокофьев
создал
образ,
близкий
русским
народным протяжным песням. Тема произведения построена на тонико-
субдоминантовой
гармонии
(T–S–S–T).
Такие
плагальные
обороты
во
многом свойственны русской музыке.
Итак, проанализировав все пьесы данного цикла, можно сказать, что
«сонатинный стиль» Прокофьева подвергся в этом цикле детских пьес
значительной трансформации. На место графики приходит конкретная
изобразительность,
реалистическая
программность.
Он
совершенно
освобождается от элементов неоклассицизма, нейтральность в смысле
национального
колорита
уступает
свои
позиции
русскому
мелодизму,
тонкому
использованию
народных
оборотов.
Преобладанием
трезвучности воплощается чистота, безмятежность, спокойствие образов.
Именно способность передавать мироощущение самого ребенка, а не
создавать
музыку
о
нем
или
для
него,
как
отмечалось
многими
музыковедами, выгодно отличает этот цикл от ряда детских пьес, казалось
бы,
одинаковой
целенаправленности.
Продолжая
в
основном
лучшие
традиции детской музыки Шумана, Мусоргского, Чайковского, Прокофьев
не просто следует им, а творчески развивает.