Автор: Окроперидзе Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Тогучинского района "Горновская начальная школа" Населённый пункт: Новосибирская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Печка Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тогучинского района Горновская
начальная общеобразовательная школа
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
2 класс
«Изразцовая печь»
подготовила
учитель начальных классов
Окроперидзе Елена Николаевна
р.п. Горный
2017
Тема: Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция.
Цели и задачи урока:
Способствовать восприятию учащихся отдельных сторон духовной
жизни крестьян,
связанных
с
многофункциональностью
русской
печи.
Увидеть
образ
печи
в
устном
народном творчестве (сказки, загадки, пословицы, поговорки);
расширить представление об искусстве орнамента;
познакомить с различными затейливыми изразцами из декора печи;
дать представление о вариантах украшения печей;
развивать творческое воображение, эстетический вкус, композиционное мышление;
учится согласованно работать в группе при выполнении коллективной работы «Изразцовая
печь».
Регулятивные:
развивать
умение
принимать
и
сохранять
творческую
задачу,
планируя
свои
действия в соответствии с ней; вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные:
•
общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и второстепенной информации, выявление с помощью сравнения
отдельных признаков, характерных для устройства и декоративного оформления печи, умение
анализировать композиционные схемы;
•
логические –
умение
самостоятельно
осуществлять
поиск
способов
решения
проблем
творческого и поискового характера при создании декоративной композиции.
Коммуникативные:
уметь
пользоваться
языком
изобразительного
искусства,
доносить
свою
позицию до собеседников, вступать в коллективное учебное сотрудничество с учителем
и
сверстником,
слушать
и
понимать
высказывания
собеседников,
осознавать
содержание
своих
действий и степень усвоения учебного содержания.
Личностные:
имеют
адекватную
мотивацию
учебной
деятельности,
сориентированы
на
эмоционально-ценностное
восприятие
картин
жизни
и
поверий
далеких
предков,
проявляют
интерес к культуре и истории своего народа, оценивают собственную учебную деятельность: свои
достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины успеха
Оборудование урока: для учащихся – графические материалы, квадраты из бумаги 15х15 см
Зрительный ряд: презентация «Изразцовая печь»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Слайд № 2
- Чем больше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим!
- Как вы понимаете это высказывание?
И мы с вами сегодня окунемся в русскую старину. А о чем речь поведем, вы сейчас узнаете,
отгадав мою загадку:
Слайд № 3 (печка)
Белые щёки,
Красный рот,
Нету зубов,
А поленья жуёт.
Дым прогоняет,
Золу оставляет (печь)
3. Актуализация опорных знаний.
Слайд № 4
- «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил»,
- как вы понимаете смысл этой русской пословице.
И, действительно, печь – основа русской избы, её душа.
Слайд № 5
Хочешь есть калачи – не сиди на печь
- О чем говорится в этой пословице ( трудолюбии)
Печь в крестьянском доме – это кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.
Слайд № 6 На печи - все лето красное
Русская печь в крестьянской избе топилась каждый день зимой и летом. Она обогревала избу, в ней
готовилась еда для семьи.
Разогретая печка часами хранит тепло, даже к ужину всё оставалось горячим.
Слайд № 7
Посредине зимы существовала особая неделя, которая называлась «Емелина неделя».
По обычаю зимними долгими вечерами в доме рассказывали сказки. Где и сама печь
становилась героиней.
Она являлась важным элементом русского быта, и поэтому она часто встречается в народных
сказках.
- Рассмотрите иллюстрации к сказкам, на которых
современный художник изобразил
печь.
Слайд № 8 (Емеля)
Кто из персонажей сказок часто любит сидеть или лежать на печи?
Слайд № 9
В какой сказке печка наделяется человеческими чертами, например, способностью
разговаривать? (в сказке «Гуси-лебеди»)
Слайд № 10
Кто провел на ней 33 года своей жизни? (Илья Муромец)
Слайд № 11
Такую же любовь к печи обнаруживает и Баба-Яга.
- А какие вы знаете сказки, где упоминается печь?
4. Формирование новых знаний и умений.
Слайд № 12
- В старину всему хозяйкой в доме была печь. Она и грела, и кормила.
Печь нередко украшала жилище.
- Посмотрите, на плакате изображение русской печки. Как вам кажется, красивая она?
Печь любили украшать.
Нравится вам такая печка, сравните её с наше печкой (а у нас некрасивая)
- Что же делало ее нарядной?
Слайд№ 13 (печь с изразцами)
- Конечно изразцы!
Слайд№ 14
(изразцы)
-Ты ещё не видел чудо?
Никогда не видел чудо?
Посиди и посмотри!
В старину умельцы были.
Чудеса они творили, создавали изразцы.
Так попробуем и мы.
- Ребята, перед нами изразцы.
- Ребята, а что такое изразцы?
Слайд № 15,16
- Изразцы (кафель) – это керамические плитки для облицовки печей, каминов, стен.
А слово ИЗРАЗЕЦ произошло от слова «образить», «образец», то есть украсить.
- Что же изображали русские мастера на изразцовых плитках? Это и сказочные птицы, и
сказочные животные, райские деревья, и причудливые цветы, и целые мозаичные картины.
Слайд№19 – 21 сказочные птицы, сказочные животные, райские деревья, причудливые
цветы, целые мозаичные картины
5. Сообщение темы урока
- Сегодня мы с вами будем изготавливать композицию из изразцов.
6. Анализ образца
- На прошлом занятии мы с вами знакомились с изразцами.
- Вспомните, какие существуют схемы
Орнамент — узор, для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.),
архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.
Орнаменты подразделяются на следующие виды : геометрический, растительный, фантастический,
пейзажный, животный, предметный.
- Композиция
— это такое расположение элементов изображения
- Что важно соблюдать? (симметрию) (одинаковое расположение элементов узора по обе стороны
оси или центра)
- Ритм - чередование одинаковых элементов или цвета в узоре, повторение одного и того же
элемента
Физкультминутка
- Что-то мы засиделись, надо отдохнуть перед трудной работой
Слайд № 22
7. Практическая работа.
А теперь наш класс станет мастерской по изготовлению изразцов. У нас есть печь, которая
совершенно обычная и ждет, когда мы её украсим.
( каждому учащемуся выдается квадрат 15-15, а на доске печь нарисованная на ватмане с
пустым полем для готовых изразцов)
Класс разбивается на 6 группы, каждой группе предлагается творческое задание – создать
изразцы для русской печки.
1 группа – задание: создать на изразцах сюжет, используя сказочных птиц.
2 группа – задание: создать на изразцах сюжет, используя причудливые цветы.
3 группа – задание: создать на изразцах сюжет, используя животных.
4 группа – задание: создать на изразцах сюжет, используя подводный мир.
5 группа – задание: создать на изразцах сюжет, используя бабочек, насекомых.
6 группа – задание: создать на изразцах сюжет, используя фрукты – ягоды.
Украсим наши печки.
Каждая группа делает защиту своей работы перед классом, рассказывая что, как и почему
изобразил на своем изразце.
Оценка работ друг друга.
8. Итог урока.
- Что нового мы узнали на уроке?
Понравилось ли вам ваше творчество?
Все ли у вас получилось?