Напоминание

"Детям об искусстве"


Автор: Имаева Регина Рашитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №2
Населённый пункт: г.Межгорье Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Детям об искусстве"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Что такое натюрморт?

Рассмотрим картину голландского художника Питера Класа "Завтрак".

Почему картина так называется? Не похоже на обычный завтрак.

Картина написана голландским художником Питером Класом в середине XVII века. Конечно, завтрак в

Голландии в XVII веке отличался от того, к которому привыкли мы.

На картине не настоящий завтрак. Это – натюрморт, и «завтрак» – его условное название.

В Голландии существовали разные виды натюрморта: цветочный, кухонный, учёный. Натюрморты с

таким набором предметов и написанные в такой манере, как этот, обычно называют «монохромные

завтраки». Монохромные – значит одноцветные, то есть написанные оттенками одного цвета. В своем

«Завтраке» Клас использует коричневато-золотистую гамму.

А что такое натюрморт?

Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов. Но не любое изображение

неодушевлённых предметов можно назвать натюрмортом.

Натюрморт – такая картина, для которой художник сам собирает и расставляет вещи так, как ему нужно.

Например, картина, на которой мы видим цветы, растущие в поле, не будет называться натюрмортом, а

изображение цветов в вазе – настоящий натюрморт.

Тут всё так близко и крупно изображено, даже хочется потрогать.

Да, нам всё хорошо видно, как будто мы стоим прямо у стола. Большой стол, накрытый льняной

скатертью, занимает почти всю картину. Он – основа для натюрморта, как земля для пейзажа. Все

предметы расставлены и разложены очень тщательно, сразу видно, что это не случайно. Цветок,

виноградная кисть и ягода рядом с ней, стакан с вином, солонка с горкой соли, селёдка, хлеб и лимон

на оловянных тарелках, фарфоровая миска с оливками, несколько орехов на скатерти, нож. Скатерть

сдвинута так, что видно деревянный стол. Как у артистов на сцене, здесь у каждого предмета своя роль

и своё место.

Кажется, что лимон сейчас упадет…

Точно, тарелка стоит на самом краю, полуочищенная шкурка лимона свисает, и миска с оливками еле-

еле удерживается на столе. А некоторые вещи, наоборот, кажутся очень прочными: сам грубый

деревянный стол, стакан с вином, солонка. Если мы посмотрим на другие голландские натюрморты того

времени, мы увидим, что и в них есть этот баланс между устойчивостью и нестабильностью,

прочностью и хрупкостью.

А почему лимон очищен не до конца?

Изображен миг: можно подумать, что человек, который собирался завтракать, отошёл на минутку,

оставив лимон недочищенным, а еду нетронутой. Все вещи замерли на своих местах в непрочном

равновесии.

Такие натюрморты имели аллегорический смысл: с помощью предметов художники говорили о том, как

устроена жизнь. Всё, что кажется прочным, – хрупко и неустойчиво. Это размышление предлагается нам

не прямо, не в лоб, а как намёк, который можно заметить и иметь в виду, а можно пропустить – и только

любоваться красотой вещей, игрой бликов и теней на разных поверхностях, оттенками цвета в

натюрморте.



В раздел образования