Напоминание

"Формирование связной речи у младших дошкольников с помощью сенсорно – музыкальных упражнений Карла Орфа."


Автор: Ибрагимова Миляуша Ринатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 263
Населённый пункт: Татарстан, г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование связной речи у младших дошкольников с помощью сенсорно – музыкальных упражнений Карла Орфа."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование связной речи у младших дошкольников с помощью сенсорно –

музыкальных упражнений Карла Орфа.

Одним из средств развития связной речи в дошкольном учреждении является

обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, где под

руководством педагога дети углубляют и расширяют свои речевые навыки и умения.

Педагогам ДОУ

в

работе

по

развитию

речи

детей

младшего

дошкольного

возраста весьма актуально использование технологий методики Карла Орфа и их

инновационное применение в процессе музыкально-сенсорных занятий.

Сенсорно

-

речевые

игры

разработаны

для

обучения

детей

младшего

дошкольного возраста по восприятию звукового комплекса, который представляет

собой комбинацию музыкальных или шумовых звуков, интонационно отражающих

ту или иную эмоцию (удивление, важность, нежность, злость, радость, грусть и т.

д.). А также они важны для

развития у детей ладового чувства, звуковысотного,

динамического, тембрового слуха и чувства ритма в процессе музыкально-речевого

интонирования на основе имитации (голосового звукоподражания).

По мнению Орфа в начале всякого музыкального упражнения стоит речевое

упражнение. Ритмизованная речь получила в концепции Орфа название «речевых

упражнений и игр». С их применением в обучении происходит

обогащение не

только музыкального воспитания, но и преподавание родного и даже иностранного

языков.

Речевые

упражнения

это

ритмические

декламации

стихотворного

и

прозаического текста.

Эти игры способствуют развитию сенсорно-музыкальных способностей детей на

основе озвучивания

выражения

музыкальной

эмоции

с

помощью

речевых

и

певческих действий. Особое внимание нужно уделять формированию естественного

звучания

голоса,

звуковой

культуры

речи

и

пения

(звукообразование,

дикция),

развитию интонационной выразительности речи. С помощью этих игр происходит

обогащение

активного

словаря

и эмоционального

воображения

ребенка,

следовательно, происходит формирование связной речи у ребенка.

Успех процесса обучения музыке во многом зависит от умелого применения на

практике

таких

дидактических

принципов

как:

наглядность,

систематичность,

доступность,

комфортность.

Особенно

целесообразно

в

практике

работы

использовать приём «заражения» - процесс передачи эмоционального состояния от

педагога к детям. Жесты, мимику, интонации голоса дети легко копируют, перенимая

настроение

педагога

и

осваивая

необходимые

навыки

исполнения

без

дополнительных объяснений, замечаний. Приём «эмоционального поглаживания» в

музыкальных играх – танцах реализуется как тактильный контакт для установления

доброжелательных, позитивных отношений, например, поздороваться друг с другом

и.т.д.

В разработке сенсорно – музыкальных упражнений Орф уделял воспитанию

чувства ритма, основой которого является движение, речь и игра на элементарных

музыкальных инструментах. Почти все выразительные средства музыки являются

доступными для изучения и практического использования в речевых упражнениях

детьми самого раннего возраста. Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю –

такова логика постижения ребенком музыкального языка.

Ведь не случайно пение используют в качестве эффективного средства для

исправления целого ряда речевых дефектов, таких как невнятное произношение

отдельных звуков, нездоровую привычку к скороговорке и проглатывание окончаний

у слов, а так же в лечении от заикания.

Применение педагогом таких игр, как «На лесной поляне», «Путешествие на

голубое

озеро»,

«Весёлые

куклы»

и

др.

помогут

формированию

сенсорно

-

музыкальных способностей детей. Вызовут чувства эмоционального отклика на

музыку, умения слушать, различать и передавать ритм ходьбы, бега и

марша,

выполнять

плясовые

движения

с

предметами

и

без

них,

отмечать

смену

танцевальных движений; передавать разный характер музыки образно-игровыми

движениями;

выполнять

движения

по

тексту

песен.

Все

это

в

конечном

свете

приведет к умению детей различать основные цвета и группировать предметы по

цвету, различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д.



В раздел образования