Напоминание

"Лего-конструирование"


Автор: Храмова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Излучинская ОНШ"
Населённый пункт: П.г.т. Излучинск, Нижневартовский район, Тюменская область
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Лего-конструирование"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр»

ОТДЕЛ "СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«ЛЕГО–КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Направленность: техническая

Возраст: 5-6 лет

Излучинск, 2017

Автор-разработчик: Храмова Е.В.

педагог дополнительного образования

(программа реализуется в Дошкольном

отделении №1 "Излучинская ОНШ ")

Пояснительная записка

Игрушки,

игры

-

одно

из

самых

сильных

воспитательных

средств,

в

руках

общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре

проявляются

и

развиваются

разные

стороны

его

личности,

удовлетворяются

многие

интеллектуальные

и

эмоциональные

потребности,

складывается

характер,

что

положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа

являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей

и д е и

и обладают

характерными особенностями. Каждая

игра

с

конструктором

представляет

собой набор

задач,

которые

ребёнок

решает

с

помощью

деталей

из

конструктора. Задачи

даются

ребёнку

в

различной

форме:

в

виде

модели,

рисунка,

фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными

способами

передачи

информации.

Постепенное

возрастание

трудности

задач

в

конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно то

есть развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и

где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а

позволяет

детям

составлять

новые

варианты

заданий

и

придумывать

новые

игры

с

конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-

конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием

творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на

основе

создания

общих

построек

коммуникативных

навыков:

умением

в

совместной

деятельности

высказывать

свои

предложения,

советы,

просьбы,

в

вежливой

форме

отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары,

микро-группы.

Актуальность. Современное

образование

ориентировано

на

усво ение

определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его

познавательные

способности.

Конструкторы

Лего

стимулируют

практическое

и

интеллектуальное

развитие

детей,

не

ограничивают

свободу

экспериментирования,

развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают

способность к интерпретации и самовыражению. Лего-конструктор дает возможность не

только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более

наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих

сюжеты игры.

Нормативная база, на основе которой создана программа:

ФЗ

«Об

образовании»

от

29.12.20012

N

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской Федерации

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

"Об утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования"

Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

в

дошкольных

организациях

(Санитарно-

эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10);

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования

и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года№06-1844 « О примерных требованиях к

программам дополнительного образования детей», с учётом требований Положения о

порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных

учреждениях.

Ц е л ь

п р о г р а м м ы : формирование

творческо-конструктивных

способностей

и

познавательной активности дошкольников посредством образовательных конструкторов и

робототехники.

Задачи:

1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к

умственной деятельности.

2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

3.Совершенствовать

коммуникативные

навыки

детей

при

работе

в

паре,

коллективе,

распределении обязанностей.

- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,

к техническому творчеству.

- Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам

своей конструктивной деятельности и постройкам других детей.

Принципы Лего-конструирования

Основные принципы по Лего-конструированию:

- от простого к сложному;

-

учёт

индивидуальных

возможностей детей

в

освоении

коммуникативных

и

конструктивных навыков;

-

активности

и

созидательности -

использование

эффективных

методов

и

целенаправленной

деятельности,

направленных

на

развитие

творческих

способностей

детей;

-

комплексности

решения

задач -

решение

конструктивных

задач

в

разных

видах

деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи

и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня

развития детей.

Формы организации обучения дошкольников конструированию

С

целью

развития

детского

конструирования

как

деятельности,

в

процессе

которой

развивается

ребенок

используются формы

организации

обучения,

рекомендованные

исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:

1. Конструирование по образцу:

заключается в том, что детям предлагаются образцы

построек,

выполненных из

деталей

строительного

материла

и

конструкторов,

и

показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям

прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое

конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по

образцу,

в

основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий

этап,

где

можно

решать

задачи,

обеспечивающие

переход

детей

к

самостоятельной

поисковой деятельности творческого характера.

2.Конструирование

по

модели: детям

в

качестве

образца

предлагается

модель,

скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут

воспроизвести

из

имеющихся

у

них

строительного

материала.

Таким

образом,

им

предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач

перед

дошкольниками

-достаточно

эффективное

средство

решения

активизации

их

мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования

по образцу.

3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов

ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и

которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования

в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку

способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется

умение

анализировать

условия

и

на

основе

этого

анализа

строить

практическую

деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в

наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий

характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются

внешние

и

отдельные

функциональные

особенности

реальных

объектов,

создает

возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате

такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания

тконструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она

лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные

раннее.

6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они

сами

создают

замыслы

конкретных

построек,

выбирают

материал

и

способы

из

выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень

близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что

замыслы

детей

здесь

ограничиваются

определенной

темой.

Основная

цель

конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

Требованиям к знаниям и умениям воспитанников

В

процессе

реализации

поставленных

задач

осуществляется

отслеживание

усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -2

раза в год (сентябрь-май). Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

Обучение осуществляется по 4 этапам:

1. Установление взаимосвязей.

2. Конструирование.

3. Рефлексия.

4. Развитие.

Установление взаимосвязей.

При

установлении

взаимосвязей

дети

как

бы

«накладывают»

новые

знания

на

те,

которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.

Конструирование.

Обучение

в

процессе

практической

деятельности

предполагает

создание

моделей

и

практическую реализацию идей. Занятия с образовательными конструкторами знакомят

детей с тремя видами конструирования:

1. Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети

создают

различные

модификации

простейших

моделей,

что

позволяет

им

прийти

к

пониманию определѐнной совокупности идей.

2.

Исследование,

проводимое

под

руководством

воспитателя

и

предусматривающее

пошаговое

выполнение

инструкций,

в

результате

которого

дети

строят

модель,

используемую для получения и обработки данных.

3. Свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе

которого дети делают модели по собственным проектам

Рефлексия.

Возможность

обдумать

то,

что

они

построили

и

запрограммировали,

помогает

дошкольникам более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе своей

деятельности

на

предыдущих

этапах.

Размышляя,дети

устанавливают

связи

между

полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим

опытом.

На

этом

этапе

воспитатель

получает

прекрасные

возможности

для

оценки

достижений воспитанников.

Развитие.

Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание

такой

мотивации

и

удовольствие,

получаемое

от

успешно

выполненной

работы,

естественным образом вдохновляют дошкольников на дальнейшую творческую работу.

Формы и методы используемые для реализации программы.

- Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих

презентаций,

рассматривание

схем,

таблиц,

иллюстраций,

дидактические

игры,

организация выставок, личный пример взрослых);

- Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии,

моделирование ситуации)

-

Практические

(проекты,

игровые

ситуации,

элементарная

поисковая

деятельность

(опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы,

физминутки).

Дидактический материал:

- Наглядно-демонстрационный

- Технологические карты

Ожидаемые результаты.

Дети будут знать:

- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения);

- виды конструкций - плоские, объѐмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Дети будут уметь:

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

- конструировать по образцу;

- с помощью воспитателя анализировать, планировать предстоящую практическую работу;

- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

- реализовывать творческий замысел;

У дошкольников сформируются знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности

и устойчивости конструкции, научаться фантазировать и творчески мыслить.

Формами

подведения

итогов

реализации

программы

и

контроля

деятельности

являются:

- наблюдение за работой детей на занятиях;

- участие детей в проектной деятельности;

- в выставках творческих работ дошкольников.

Календарно-тематический план

п\п

Тема

Кол-во

часов

1.

История Лего. Кубики Лего. Что такое проект.

Сентябрь

1

2.

Классификация кубиков Лего и их группировка. Виды деталей

Лего и способы их соединения. Этапы проектирования.

Сентябрь

1

3.

Классификация кубиков Лего и их группировка. Виды деталей

Лего и способы их соединения. Этапы проектирования.

Сентябрь

1

4.

Животные и люди. Модели «Жираф», «Человечки».

Сентябрь

1

5.

Животные и люди. Модели «Жираф», «Человечки».

Сентябрь

1

6.

Дикие животные. Модели «Крокодил», «Лошадка».

Сентябрь

1

7.

Дикие животные. Модели «Крокодил», «Лошадка».

Сентябрь

1

8.

Домашние животные. «Кот» и «Пес»

Сентябрь

1

9.

Как построить дом? Из чего он состоит?

Октябрь

1

10.

Как построить дом? Из чего он состоит? Вводная

диагностика

Октябрь

1

11.

Конструирование городского многоэтажного дома по замыслу

(работа в парах)

Октябрь

1

12.

Конструирование городского многоэтажного дома по замыслу

(работа в парах)

Октябрь

1

13.

Конструирование городского многоэтажного дома по замыслу

Октябрь

1

(работа в парах)

14.

Конструирование городского многоэтажного дома по замыслу

(работа в парах)

Октябрь

1

15.

Конструирование квартиры и ее комнат.

Октябрь

1

16.

Конструирование квартиры и ее комнат.

Октябрь

1

17.

Конструирование квартиры и ее комнат.

Ноябрь

1

18.

Конструирование квартиры и ее комнат.

Ноябрь

1

19.

Конструирование предметов мебели для квартиры.

Ноябрь

1

20.

Конструирование предметов мебели для квартиры.

Ноябрь

1

21.

Городской транспорт. Модель «Грузовой автомобиль».

Ноябрь

1

22.

Городской транспорт. Модель «Грузовой автомобиль».

Ноябрь

1

23.

Городской транспорт. Модель «Грузовой автомобиль».

Ноябрь

1

24.

Городской транспорт. Модель «Грузовой автомобиль».

Ноябрь

1

25.

Безопасность в городе. Модель «Полицейский вертолет»

Декабрь

1

26.

Безопасность в городе. Модель «Полицейский вертолет»

Декабрь

1

27.

Безопасность в городе. Модель «Полицейский вертолет»

Декабрь

1

28.

Безопасность в городе. Модель «Полицейский вертолет»

Декабрь

1

29.

Воздушный транспорт. Модель «Самолет»

Декабрь

1

30.

Воздушный транспорт. Модель «Самолет»

Декабрь

1

31.

Воздушный транспорт. Модель «Самолет»

Декабрь

1

32.

Воздушный транспорт. Модель «Самолет»

Декабрь

1

33.

Мосты и их значение. Модель «Мост»

Январь

1

34.

Мосты и их значение. Модель «Мост»

Январь

1

35.

Мосты и их значение. Модель «Мост»

Январь

1

36.

Наша Вселенная. Модель «Космический корабль» по замыслу.

Январь

1

37.

Наша Вселенная. Модель «Космический корабль» по замыслу.

Январь

1

38.

Наша Вселенная. Модель «Космический корабль» по замыслу.

Январь

1

39.

Симметричность лего-моделей. Моделирование бабочки.

Январь

1

40.

Симметричность лего-моделей. Моделирование бабочки.

Февраль

1

41.

Устойчивость лего-моделей. Постройка пирамид.

Февраль

1

42.

Устойчивость лего-моделей. Постройка пирамид.

Февраль

1

43.

Зоопарки. Модели «Верблюд», «Слон», «Жираф».

Февраль

1

44.

Зоопарки. Модели «Верблюд», «Слон», «Жираф».

Февраль

1

45.

Зоопарки. Модели «Верблюд», «Слон», «Жираф».

Февраль

1

46.

Доисторические животные. Модель «Динозавр».

Февраль

1

47.

Доисторические животные. Модель «Динозавр».

Февраль

1

48.

Доисторические животные. Модель «Динозавр».

Март

1

49.

Доисторические животные. Модель «Динозавр».

Март

1

50.

Наш двор. Моделирование по замыслу «Детская площадка».

Март

1

51.

Наш двор. Моделирование по замыслу «Детская площадка».

Март

1

52.

Наш двор. Моделирование по замыслу «Детская площадка».

Март

1

53.

Наш двор. Моделирование по замыслу «Детская площадка».

Март

1

54.

Безопасность на улице. Моделирование по замыслу

«Безопасная дорога». Модель «Светофор».

Март

1

55.

Животные в литературных произведениях. Модель «Утенок».

Апрель

1

56.

Животные в литературных произведениях. Модель «Утенок».

Апрель

1

57.

Роботы – помощники. Модель «Перворобот».

Апрель

1

58.

Роботы – помощники. Модель «Перворобот».

Апрель

1

59.

Роботы – помощники. Модель «Перворобот».

Апрель

1

60.

Роботы – помощники. Модель «Перворобот».

Апрель

1

61.

Создание собственных моделей.

Апрель

1

62.

Создание собственных моделей.

Апрель

1

63.

Создание собственных моделей.

Май

1

64.

Создание собственных моделей.

Май

1

65.

Создание собственных моделей.

Май

1

66.

Создание собственных моделей.

Май

1

67.

Представление и защита проектов. Итоговая диагностика

Май

1

68.

Представление и защита проектов.

Май

1

Итого:

35 учебных

недель

68

часов

Список литературы

1.

Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

2.

Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью

LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

3.

Л.Г.

Комарова

Строим

из

LEGO

(моделирование

логических

отношений

и

объектов

реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

4.

Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.

5.

Парамонова

Л.А.

Детское

творческое

конструирование

Москва:

Издательский

дом

«Карапуз», 1999.

6.

Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд.

Сфера, 2011.

7.

Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС

Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-

полиграф центр «Маска», 2013.



В раздел образования