Автор: Репина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 53" города Кирова
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: "Волшебница - зима в стихотворениях Ф.И. Тютчева и С.А. Есенина"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения во 2 классе.
УМК «Школа России»
Тема: Волшебница- зима в стихотворениях Ф.И.Тютчева, С.А. Есенина.
Раздел учебника: Люблю природу русскую. Зима.
Цели.
Познавательные: Создать условия для ознакомления со стихами русских
поэтов
о
зиме.
Способствовать
осуществлению
самостоятельной
познавательной деятельности.
Развивающие:
Содействовать развитию умения сравнивать и анализировать
произведения о зиме, контролировать и оценивать деятельность
.
Воспитательные:
Прививать
внимательное
отношение
к
русской
словесности и любовь к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся познакомятся со стихами
русских поэтов о зиме,
научатся анализировать и сравнивать произведения разных поэтов на одну
тему, научатся прогнозировать содержание раздела.
Метапредметные:
Регулятивные
УУД
- формулировать
и
удерживать
учебную
задачу,
адекватно
использовать
речь
для
планирования
и
регуляции
своей
деятельности.
Познавательные
УУД
-
осуществлять
поиск
и
выделение
информации,
выбирать вид чтения в зависимости от настроения стихотворения;
Коммуникативные
УУД
- развивать
умение
слушать
и
понимать
речь
других; выразительно читать произведения; оформлять свои мысли в устной
и письменной форме; развивать умение работать в паре и в группах.
Личностные
-
проявлять
доброжелательность
и
эмоционально-
нравственную отзывчивость.
Оборудование: карточки со словами на тему «зима» , репродукции картин
Васнецова А.М. « Зимний сон», Жуковского С.Ю. «Зима», Пластова А.А.
«Первый снег», музыкальные произведения П.И. Чайковского « Времена
года», «рабочие листы» для учащихся.
Автор УМК – «Школа России». Учебник «Литературное чтение». Авторы
Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий ,М.В. Голованова.- М.: Просвещение, 2011.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка.
- Прочитайте строчки из стихотворения.
Спит первый снег,
Открыт букварь зимы.
Его ещё не прочитали мы…. А. Горбунова.
- Как вы понимаете строчку « открыт букварь зимы»?( Наступила зима.
Выпал первый снег. Он легкий и чистый).
-
Ребята,
представьте,
что
вы
на
улице.
Покажите,
что
вы
замерзли,
съёжились,
отогрелись.
Вам
захотелось
слепить
снежок
(Лепят
воображаемые снежки). Вам случайно попали снежком в лицо. Изобразите
огорчение. Изобразите, как дети играют в снежки. Нам весело. С таким
настроением поработаем на уроке.
3.Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( О зиме).
- Раздел учебника «Люблю природу русскую. Зима».
- Каковы признаки зимы?
- Чем вам нравится зима?
- Как выдумаете, с чем мы познакомимся в этом разделе?
- Чему будем учиться?
- На уроках литературного чтения мы знакомимся с произведениями русских
авторов о природе. У писателей и поэтов много произведений о зиме. Эти
произведения
наполнены
приятным
удивлением,
восхищением,
радостью,
весельем. Радует первый снег. Мы радуемся приходу зимы.
- А сегодня на уроке мы не только будем читать произведения о зиме, мы
будем творить свои маленькие произведения.
4. Работа по теме урока.
- Послушайте стихотворение.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы. А.С. Пушкин
- Какую картину представили? (Наступила зима)
- Как автор называет зиму?
Работа в парах. Подберите к каждой букве слова «зима»
другое слово.
Запишите в «рабочие листы». Прочитайте слова. (Зимушка, иней, мороз)
-
Какие
ещё
слова
можно
назвать
на
тему
«зима»?
(
Коньки,
сугробы,
снежинки, горка, Дед мороз, Снегурочка, метель, вьюга)
-
Рассмотрите
репродукции
картин.
(
Васнецов
А.М.
«
Зимний
сон»,
Жуковский С.Ю. «Зима», Пластов А.А. «Первый снег»)
- Что хотели изобразить художники?
- Что привлекло ваш взгляд? Что вас заинтересовало?
- Какие чувства у вас вызывают эти репродукции?
- Подобрать слова нам поможет «словарь чувств и настроений».
Работа в парах. Работая в парах, подберите слова-настроения. Запишите эти
слова в «рабочие листы». Прочитайте слова.
-
Не
только
поэты
и
художники
изображали
зиму.
Композиторы
писали
музыкальные произведения.
- Послушайте музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года.
Декабрь».
- Что вы представили, слушая это произведение?
Работа
в
парах.
Работая
в
парах,
запишите
слова
в
«рабочие
листы».
Прочитайте.
-
В
своих
произведениях
художники
передают
настроения,
чувства,
композиторы передают настроение и поэты передают настроения.
- У Ф.И. Тютчева есть замечательное стихотворение.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой. Ф.И. Тютчев.
- Какую картину представили?
- Что напоминает это стихотворение? ( Сказку)
- Как автор изобразил лес. Прочитайте.
- Как автор называет зиму? ( Чародейка) Кто такая чародейка? (Волшебница).
- С кем автор сравнивает лес? (С пленником, с живым существом).
- Как понимаете выражение «не мертвец и не живой»? (Жизнь замерла).
Словарная работа. Объясните значение слов с помощью словаря учебника
Чародейка -
Бахрома-
Мещет-
- Что хотел нам показать автор? (В лесу тихо, спокойно, красиво, сказочно).
-
Прочитайте
стихотворение,
постарайтесь
передать
при
чтении,
что
вы
оказались в сказочном лесу.
- Выберите из стихотворения самую красивую строчку. Прочитайте её.
Физкультминутка. Движение под плавную музыку. Танец снежинок.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли
- Послушайте стихотворение С.А. Есенина «Поёт зима – аукает»
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна. С.А. Есенин.
- Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение? (Жалко
воробушков. Им холодно).
- Прочитайте 1 часть стихотворения.
- Как автор описывает зиму? Что она делает? (Аукает, баюкает).
- Какое настроение у вас возникло? ( Грусть, печаль).
- Какие слова создали это настроение?
- Прочитайте 2 часть стихотворения.
- О чем говориться в этой части? (О метелице).
- Как автор относится к метелице? (Любуется, но опасается).
- О ком ещё говорит автор? С кем сравнивает автор воробушков? ( Детки
сиротливые).
- Как автор относится к птицам?( Жалеет их).
-
Как
нужно
прочитать
это
стихотворение? (
Неторопливо,
с
чувством
тревоги,
печали,
с
чувством
жалости,
нежности
по
отношению
к
воробушкам).
- Выберите понравившуюся строчку из стихотворения. Прочитайте.
Чтение учителем стихотворения С.А. Есенина «Берёза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
.
С.А. Есенин.
- Какую картину представили?
Словарная работа. Объясните значение слов с помощью словаря учебника.
Кайма
Бахрома
- Чем это стихотворение напоминает сказку?
- Как автор описывает берёзу? Прочитайте.
- С чем автор сравнивает снег? ( С серебром).
- Кого вам напоминает береза? На кого она похожа? ( На царевну).
- Выберите понравившуюся строчку из стихотворения. Прочитайте.
Как
по-разному
видят
зиму
авторы.
Как
авторы
называют
зиму?
(Волшебница, зимушка, чародейка, матушка-зима).
Сегодня
на
уроке
мы
собрали
большой
материал
для
нашей
творческой
работы. Это слова, слова-настроения, предложения о зиме.
Работа в группах. Работая в группах, составим рассказы о зиме, используя
собранный материал.
- Как называются части текста? (Начало, основная часть, концовка).
- Как можно начать наш рассказ? ( Наступила зима).
- О чем расскажете в основной части?
- Какое предложение будет заключительным?( Мы рады зиме. Мы любим
зимушку).
- Прочитайте ваши тексты.
6. Рефлексия.
- У меня на столе лежат снежинки
разного цвета. Разный цвет – разное
настроение. Выберите одну снежинку, прикрепите её на доску.
- Расскажите, какое у вас настроение? За что бы вы сегодня похвалили себя?
7. Подведение итогов урока.
- Какой раздел мы начали изучать?
- Что вам особенно запомнилось на уроке?