Автор: Сидорова Лариса Геннадьевна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: ФГКОУ "Пермское суворовское военное училище МО РФ"
Населённый пункт: пгт. Звёздный, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка модульного урока по географии с использованием мультимедийного учебника
Тема: Модуль "Океаны" урок 3 "Индийский океан"
Раздел: среднее образование
МОДУЛЬ «ОКЕАНЫ»
УРОК 3
Тема: «ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН»
Учебн.
элемент
время
Учебный материал с указанием заданий
Руководство
по усвоению
учебного матер.
УЭ – 0
1-2 мин
Цель урока:
Задачи урока:
Оборудование:
Сформулируете
для себя и
запишите, цель и
задачи урока
УЭ -1
13 мин.
Цель: проверить Д/З по теме: «Атлантический океан».
1. Выполните тест.
1 Атлантический океан не омывает берега …….
А) Африки, Б) Австралии, В) Антарктиды, Г) Южной Америки.
2. Атлантический океан начал осваиваться европейцами….
А) раньше Тихого и индийского, Б) раньше Тихого, но позже Индийского;
В) позже Тихого, но раньше Индийского,
Г) позже Тихого и Индийского океанов.
3. Среди океанов Атлантический …………по величине:
А) первый, Б) второй, В) третий.
4. Атлантический океан:
А) не пересекает экватор и начальный меридиан,
Б) пересекает экватор, но не пересекает начальный меридиан,
В) не пересекает экватор, но пересекает начальный меридиан,
Г) пересекает и экватор, и начальный меридиан.
5. Вершина Срединно-Атлантического хребта поднимается над океаном в
виде острова:
А) Гренландия, Б) Исландия, В) Мадагаскар, Г) Мальта.
6. Течения в океане направлены:
А) только по широте, Б) почти вдоль меридианов,
В) по долготе, Г) по широте и вдоль меридианов.
7.
Температура
воды
Канарского
течения
……..температуры
Северо-
Атлантического:
А) выше, Б) такая же, В) ниже.
8. Средняя температура водных масс Атлантического океана:
А) выше, чем в Тихим и Индийском океанах,
Б) выше, чем в Тихом, и ниже, чем в Индийском,
В) ниже, чем в Тихом, и выше, чем в Индийском,
Г) ниже, чем в Тихом и Индийском океанах.
9. Температура воды на глубине 3000м, по сравнению с Индийским океаном
на той же глубине:
А) выше, Б) такая же, В) ниже.
10. Наибольшее количество осадков в пределах океана выпадает в широтах:
А) А) арктических, Б) антарктических,
В) тропических, Г) экваториальных.
11.
Различие
температур
поверхностных
вод
и
воздуха
в
ряде
районов
океана приводит к образованию:
А) течений, Б) туманов, В) волн, Г) ветра.
12. Наиболее низкая солёность вод в океане наблюдается в:
А) тропических широтах, вблизи материков,
Б) тропических широтах, в центральной части,
В) экваториальных широтах, вблизи материков,
Г) экваториальных широтах, в центральной части.
13. Из морей океана наибольшую соленость имеет море:
А) Чёрное, Б) Балтийское, В) Азовское, Г) Средиземное.
14. Бедность органического мира океана, по сравнению с Тихим, связана с:
А) более низкими температурами поверхностных вод,
Работайте
письменно
самостоятельно.
Б) особенностями рельефа дна,
В) геологической молодостью,
Г) наиболее сильным нефтяным загрязнением.
15. Основные промысловые районы океана располагаются в его части:
А) северной, Б) центральной, В) южной, Г) западной.
16. По общему объему мировых морских перевозок океан:
А) уступает Тихому и Индийскому океанам,
Б) уступает Тихому, но превосходит Индийский,
В) превосходит Тихий, но уступает Индийскому,
Г) превосходит Тихий и Индийский.
17. Нефть и газ добывают на шельфах:
А) мексиканского залива, Б) Карибского и Мексиканского заливов,
В) Северного моря, Г) Северного, Карибского и Мексиканского заливов.
18. В целях отдыха и лечения людей наиболее интенсивно используются
побережья…….морей:
А) Балтийского и Северного, Б) Северного и Карибского,
В) Карибского и средиземного, Г) Средиземного и Саргассова.
2. На карте океана установите соответствие:
3. Взаимопроверка
ПРИМЕЧАНИЕ: за каждый правильный ответ – по одному баллу, максимальное
количество 31 балл: тест - 18 баллов, карта – 13 баллов. Если Вы набрали 31-28
баллов -«5», 27 - 23– «4», 22-18-«3», 17 баллов и менее–«
2»
Взаимопроверка.
УЭ -2
8 мин.
Цель: рассмотреть особенности океана.
Работая с мультимедиа учебником (Меню Океаны Индийский океан),
заполните таблицу.
Вспомните план.
Название
S млн. км
2
Особенности Г.П.
Исследователи
Средняя глубина
Максимальная
глубина
Средняя t в
поверхностном слое,
0
C
Важнейшие течения
(холодные выделить)
Органически мир
Хозяйственная
деятельность
Интересные
факты
В общую таблицу
«Океанов»,
Запишите данные
по мере изучения
УЭ -3
3 мин.
Цель: расширить знания в предметной области по теме «Индийский океан».
Работая с мультимедиа учебником (Справочник Океаны Индийский океан
Словарь-справочник), разберите (познакомьтесь) с терминами и
географическими объектами (при необходимости запишите в тетрадь).
Работайте со
справочником
(письменно
/устно)
УЭ -4
5 мин.
Цель:
закрепить
практические
знания
по
новой
теме,
произвести
самопроверку, самоконтроль, коррекцию полученных знаний.
Работая с мультимедиа учебником (Индийский океан Практика), выполните
практические задания №1, 2, 3.
Индивидуальная
работа
и коррекция
УЭ -5
5 мин.
Цель:
закрепить
теоретические
знания
по
новой
теме,
произвести
самопроверку, самоконтроль, коррекцию и первичную оценку полученных
знаний, ориентированная на усвоение фактов.
Работая с мультимедиа учебником (Индийский океан Тесты), выполните
тренировочные тесты.
Индивидуальная
работа
и коррекция
УЭ -6
7 мин
Цель: закреплять навыки нестандартного применения знаний по новой
теме и включение в систему знаний и умений.
Вариант 1
Вариант 2
1 Какие литосферные плиты образуют
ложе океана?
3.
Какова
роль
рельефа
в
том,
что
северо-западная
часть
океана
более
соленая, чем северо-восточная?
4.
В
1808г.
русский
шлюп
«Диана»
под командованием В.М. Головкина,
удерживаемый англичанами в плену в
Капской
колонии
(ныне
ЮАР),
совершил
побег,
но
направился
на
Камчатку
не
напрямик,
через
Ост-
Индию, а отклонился к югу, обогнул
Австралию и лишь, потом повернул
на
север.
Опасаясь
погони,
на
что
надеялся
Головнин,
выбирая
такой
маршрут?
5.
В
этой
части
океана,
длинной
и
узкой
полосой
вдающейся
в
сушу,
самая высокая соленость воды — до
42°(50, а температура воды достигает
3 2
о
С.
Как
называется
эта
часть
океана?
7. Через какое море океана прибыл в
1469г. в Индию Афанасий Никитин?
9. В каких районах океана наиболее
высокое содержание биомассы
1.Назовите срединно-океанические
хребты океана.
3. Какова роль рельефа в том, что в
о т д е л ь н ы е
р а й о н ы
о к е а н а
наиболее богаты жизнью?
4.
Во
второй
половине
XIX
в.
в е л и к и й
р у с с к и й
б и о л о г -
эволюционист
А.О.
Ковалевский,
исследуя
морские
организмы,
предпочитал
работать
на
берегах
К р а с н о г о
м о р я .
К а к у ю
о собенно сть,
с в о й с т в е н н у ю
Красному морю, он использовал?
5.
В
этой
части
океана,
далеко
вдающейся
в
сушу,
находится
с а м ы й
з н а м е н и т ы й
в
м и р е
нефтегазоносный
бассейн.
Сюда,
предварительно
соединившись,
в п а д а ют
д в е
в е л и к и е
р е к и
древности.
Назовите
эту
часть
океана.
7. Через какой пролив прибыл в
1499г. в Индию Васко да Гама?
9.
Один
из
районов
о ке а н а
н а з ы в а е т с я
о к е а н и ч е с к о й
пустыней.
Где
она
находится?
Почему так называется?
Работаете
письменно
индивидуально,
при
необходимости
используйте
Интернетресур-
сы
(если осталось
время)
Проверка с
классом (при
необходимости
индивидуальная
проверка)
УЭ 7
2 мин.
Цель: провести самооценку результатов своей деятельности и занятия в
целом.
1 Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей…
Что интереснее: самому добывать информацию из различных источников,
или услышать об этом от учителя?
2 Что вы скорее забудете: информацию полученные из книги, или вывод, к
которому вы пришли сами в процессе работы?
3 Было ли у вас время на скуку, посторонние занятия?
Сообщение о
своих
достижениях
или неудачах, о
том, чему
научились, что
новое узнали
УЭ – 7
1 мин.
Цель: получить задание для самоподготовки.
1.
§ 19, в случаи необходимости доработайте модуль урока;
2.
задание в контурной карте: нанести естественные границы океана
(материки, острова, полуострова) и условные водные границы); нанести
моря,
заливы,
проливы;
указать
наибольшую
глубину
океана;
отметить
соленость океана; показать течения и особенности природы океана.
3. задание по желанию: приготовьте презентацию «Удивительные факты
Атлантического океана» (например, «Бермудский треугольник», «Саргассово
море»,
«Атлантида»,
«Атолл
Белизского
барьерного
рифа»,
«Гибель
Титаника»,
«Гольфстрим-отопительная
система
мира»,
«Атлантический
океан занимает важное место в военно-стратегических
планах России»,
«Атлантический океан и войны нового поколения», «Военно-морские базы
России в Атлантическом океане» и т.д.).
Запишите Д/З в
тетрадь или
дневник.