Напоминание

Активные Активные приёмы обучения как средство формирования техники чтения


Автор: Копытова Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Мыски Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Активные Активные приёмы обучения как средство формирования техники чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Активные приёмы обучения как средство формирования техники

чтения

1. Понятие о технике чтения

2.Этапы овладения техникой чтения.

3.Роль чтения в развитии личности.

Основным источником информации, получаемой человеком, является

печатная продукция. Около 80% информации, усваиваемой в течении жизни,

человек получает путём чтения.

Сегодня книги окружают нас повсюду. Они входят в нашу жизнь с детских

лет

и

становятся

затем

постоянными

спутниками.

Сегодня

чтение

стало

неотъемлемой

частью

нашего

образа

жизни.

Крепко

дружат

с

книгой

взрослые. Но всегда ли неразлучны с ней школьники? Оказывается - нет.

Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения

младших

школьников.

От

постановки

обучения

детей

чтению

зависит

формирование

личности

ученика,

становление

его

отношения

к

учению,

школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе. И если театр

начинается

с

вешалки,

то

пути

получения

знаний,

самообразования

начинаются с умения читать. Плохое чтение, заниженная по отношению к

оптимальной скорость чтения влекут за собой почти все беды школьной

системы; т. е. скорость чтения является самым важным фактором из числа

влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость,

удовольствие от чтения книг

Что такое чтение? Это восприятие графической информации вслух или про

себя, особая форма языкового общения. С какой бы целью человек ни читал,

он

в

конечном

результате

всегда

обязан

воспринять

графическую

информацию, логически её обработать и запомнить. Само чтение – сложный

комплекс

физиологических

и

психологических

процессов,

в

котором

участвуют органы зрения, речи, слуха и головной мозг.

Каждый

ученик

начальной

школы

должен

овладеть

прочным

и

полноценным

навыком

чтения.

Навык

чтения

это

и

то,

чему

учат

и

одновременно

то,

посредством

чего

ученик

сам

учится.

Народ

давно

подметил

важность

овладения

чтением,

этим,

как

говорят

о

нём,

общеучебным навыком, отразив своё отношение к чтению в пословицах и

поговорках. Вот одна из них, древнейшая «На азбуке осёкся – и цифирь не

далась».

Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это прежде всего, умение

понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения

– умение прочитывать слова так, чтобы не допустить в них пропусков, замен,

искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность

умение

интонировать

знаки

препинания,

интонирование,

связанное

с

пониманием читаемого текста. Таким образом, навык чтения складывается в

целом из двух сторон: смысловой – понимания, уразумения содержания и

смысла читаемого и технической – подчиненной первой, обслуживающей её

– способом, правильностью и выразительностью чтения.

Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения»,

принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Всё, что

относится к технической стороне чтения, конечно, весьма значимо, но оно

подчинено всё той же смысловой стороне.

К. Д. Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает

понимание – «понимать чтение…составляет главную задачу. Читать – это ещё

ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное

дело».

Две

стороны

процесса

обучения

техническая

и

смысловая

изначально были слиты друг с другом.

Однако ещё в давние времена было подмечено, что на самых первых

шагах в овладении чтением наибольшие трудности падают на технику чтения

(т е. на способ чтения, правильность, скорость и выразительность). Какие –

либо задержки в выработке техники чтения ( и прежде всего способа –

плавного слогового и целыми словами, а также темпа чтения) отрицательно

сказываются на смысловой стороне, задерживают понимание. Поэтому надо

стремиться

к

тому,

когда

техническая

и

смысловая

сторона

находятся

в

гармонии.

Известно, что медленный темп негативно влияет на понимание

прочитанного, а быстрая скорость нередко сопряжена с поверхностным

усвоением читаемого текста.

Л. Н. Толстой много думал над тем, как помочь детям «вместе соединить

труд – читать и понимать читанное», пришел к выводу о том , что « ученики

сами найдут наилучший способ, когда явится потребность», даже « у плохого

чтеца» прочитать какую – нибудь книжку так, чтобы соединить вместе « труд

читать и понимать читанное». А это случается, когда возникает мощная

мотивация

к

учению,

когда

«дух

чтения

воцаряется

в

комнате».

Тому

способствует и «чтение вдвоём», и

«чтение в компании» и «чтение по

переменкам»,

одна

какая-

нибудь

книга

прочитывается

всеми,

а

потом

рассказывается друг другу. Особенно высоко ценил Л. Н. Толстой приём, по

его словам, « употребляемый матерями всего света». Он состоит в том, что

ученик

просит

почитать

с

ним,

учитель

читает,

«руководя

каждым

его

складом и слогом».

В целом Л. Н. Толстой, как и К. Д. Ушинский (его «установка – быстрота

чтения должна развиваться сообразно быстроте понимания») также считал,

что форсировать быстроту, темп чтения в отрыве от глубины понимания вещь

крайне

нежелательна.

Л.

Н.Толстой

давал

такой

совет

«Не

торопитесь

чтением, а заставьте по нескольку раз прочитать и рассказывать прочитанное.

Кроме рассказывания для того, чтобы убедится, что ученик понял смысл

прочитанного,

надо

взывать

ученика

на

свои

замечания

о

том,

что

прочитано».

Ведущим началом в формировании совершенствовании умений и навыка

чтения,

является

понимание

читаемого.

Именно

смысловой

стороне

подчинена техническая сторона чтения.

Учиться читать все дети начинают в разное время и по – разному, но лишь

только в начальной школе обучение чтению приобретает целенаправленный

характер, где на уроках грамоты дети учатся читать по слогам. Однако это не

означает,

что

с

первых

этапов

обучения

формируется

лишь

техническая

сторона чтения, - чтения как воссоздания звуковой структуры слова по его

графической

модели.

Задача

учителя

в

этот

период

значительно

шире

сформировать

у

детей

смысловое,

сознательное,

а

не

«

озвучивающее»

чтение.

В первоначальном обучении чтению важно обращать внимание ребёнка

на значение слов, так как понимание смысла слова является не только целью

чтения,

но

и

надёжным

средством

самостоятельного

контроля

за

правильностью

чтения

в

этот

период.

(

Уровень

чтения

у

овладевшего

грамотой ребёнка достигает 20-30 слов в минуту в минуту при слоговом

чтении.

Естественно,

такой

уровень

не

может

обеспечить

глубокое

понимание текста при самостоятельном чтении.) Бытует ошибочное мнение,

что

ребёнку,

владеющему

слоговым

чтением,

достаточно

предоставить

литературные тексты и навык у него будет формироваться сам. При таком

подходе навык будет формироваться, но стихийно и долго, и чтение учащихся

будет изобиловать большим количеством ошибок.

Поэтому первостепенная задача учителя – обеспечить интенсивное

совершенствование главного речевого навыка. Учащиеся должны овладеть

целостными

приёмами

чтения,

т.

е.

чтение

целыми

словами.

Когда

техническая сторона чтения и понимание прочитанного сольются в единый

процесс,

то

к

концу

обучения

в

начальной

школе

ребёнок

освоит

так

называемое

темповое

чтение,

овладеет

сознательным

и

выразительным

чтением с ориентировочным чтением не менее 80-90 слов минуту.

Очевидно, что овладение чтением – процесс длительный и нелёгкий,

отнимающий у ребёнка много душевных сил и времени. И до тех пор пока

ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во

время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радости и удовольствия.

Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических

образований. В нём уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к

мыслительной

и

речевой

деятельностям.

В

процесс

чтения

вовлекаются

качества

читающей

личности,

её

ощущения,

восприятие,

внимание,

воображение,

память,

способности,

интересы,

установки;

приводятся

в

активное состояние накопленные представления и знания об окружающей

действительности, о человеке, природе и обществе, о ранее прочитанном,

прослушанном; мобилизуется лексика, тот запас

слов, которым владеет

читающий, накопленный им в процессе повседневных речевых, бытовых,

индивидуальных и коллективных форм общения, активизируются усвоенные

модели

словоупотреблений,

словоизменений

и

словообразований,

модели

построения предложений , текста и др.

Чтение, будь то общение с учебником, с книгой – открывает перед

учеником

неисчерпаемые

по

богатству

и

разнообразию

источники

приобретения, расширения и углубления познаний ребёнка о себе, других

людях, о мире.

Чтение, книга это мощное средство образования, воспитания и развития:

умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического

информационного,

говоря

шире

интеллектуального

и

чувственного,

средство развития всех способностей.

Владение полноценными навыками чтения является

важным условием

жизни человека в современном мире.

Вот

почему

в

начальной

школе

столь

большое

внимание

уделяется

формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного

навыка чтения.

Уроки литературного чтения.

Подготовка учителя к урокам литературного чтения.

Виды работ над текстом.

В последние годы всё увереннее входит в процесс обучения младших

школьников литературное образование. Подход к литературе в начальных

классах,

как

к

виду

искусства

даёт

широкие

возможности

для

развития

разностороннего творчества, как учителю, так и самому ученику. Творчески

раскрепощенный, эмоционально настроенный ребёнок глубже чувствует и

понимает прочитанное.

В поле внимания начинающего читателя должны оказаться эстетическая

природа

художественного

произведения,

авторское

отношение

к

окружающему миру, нравственные проблемы, волнующие писателя.

В основе литературного образования в начальной школе должны лежать

два ведущих принципа: художественно-эстетический и литературоведческий.

Художественно-эстетический принцип должен определять отбор

произведений

для

чтения

и

вводить

школьника

преимущественно

в

художественные

тексты,

которые

раскрывают

перед

читателем

богатства

окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувства гармонии,

красоты,

учат

понимать

прекрасное

в

жизни,

формируют

в

ребёнке

собственное отношение к действительности.

Литературоведческий

принцип

реализуется

при

анализе

художественного

текста.

На

первый

план

необходимо

выдвигать

художественный образ как язык искусства в целом и литературы в частности.

Литературоведческий принцип должен охватывать все области литературного

творчества – фольклор, русскую классику, зарубежную литературу, а также

основные

жанры:

сказки,

стихи,

рассказы,

басни,

драматические

произведения ( в отрывках).

Курс литературного чтения должен решать следующие задачи:

развивать

у

детей

способность

полноценно

воспринимать

художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально

откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать

образный язык художественного произведения;

развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный

вкус;

обеспечивать

развитие

речи

школьников

и

активно

формировать

речевые

умения,

навыки

чтения,

слушания,

рассказывания;

обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальное представление

об окружающем мире и природе.

У каждого ребёнка знакомство с литературой начинается задолго до школы

и продолжается в течение всей жизни. Поэтому начальный этап приобщения

ребёнка

к

книге

очень

важный

и

ответственный,

так

как

он

и

будет

определять,

полюбит

ли

ребёнок

книгу,

разовьётся

ли

у

него

умение

интуитивно

чувствовать

красоту

поэтического

слова,

сформируется

ли

потребность в систематическом чтении литературных произведений.

Важной особенностью этого этапа является то, что ребёнок из позиции

слушателя переходит в категорию читателя и постепенно начинает постигать

огромный мир литературы. Он учится размышлять над тем, как и каким

образом обыкновенные слова под пером писателя и поэта превращаются в

картину (художественный образ), которая заставляет читателя радоваться и

удивляться.

Почему

из

обычных

слов

возникает

целый

мир:

реальный,

фантастический, волшебный?

В 1классе основное внимание уделяется формированию навыка чтения

целыми

словами

(

развитию

целостных

синтетических

приёмов

чтения),

развитию

умения

понимать

текст

не

только

на

уровне

предметного

содержания, но и на уровне главной мысли произведения

с помощью

учителя ). Речевое развитие ребёнка связано с его языковыми способностями,

мыслительными

и

эмоциональными

сферами,

речевым

общением

между

читателем и автором текста. Основная функция чтения будет осуществляться

только в том случае, если навык чтения формируется как общеучебный и

применяется при изучении разных учебных предметов. При изучении этих

предметов

дети

обязательно

сталкиваются

с

печатными

и

рукописными

текстами, тем самым отрабатывая полноценный навык чтения с присущими

ему качествами – правильностью, беглостью и выразительностью, а главное –

осознанностью, т. е. высоким уровнем понимания читаемого материала.

Развитие речевой культуры учащихся предполагает целенаправленное

развитие

таких

речевых

умений,

как

пересказ

прочитанного,

ответы

на

вопросы

(полные

и

краткие),

составление

простейших

планов

и

озаглавливание текстов.

После того как ребёнок научился читать целыми словами, обращается

внимание на развитие темпового чтения, которое благоприятно сказывается

на быстроте понимания прочитанного. При темпе 50- 60 слов в минуту

внимание ребёнка начинает постепенно переключатся с техники чтения на

содержание прочитанного, и большую часть текстовой работы ребёнок может

выполнять самостоятельно.

Интенсивное развитие навыка чтения поможет учащимся своевременно

овладеть самостоятельной деятельностью при работе с текстом. Вся система

работы

с

художественным

произведением

должна

быть

согласована

с

уровнем развития навыка чтения.

При анализе и работе с текстом необходимо исходить из природы

литературного

произведения,

т.

е.,

как

отмечала

М.

А.

Рыбникова,

идти

«путями

литературными».

Выделять

не

нравоучительные

выводы

из

произведения,

а

художественный

образ,

который

питает

активное

воображение читателя и открывает ему тот путь, которым автор пришел к

своим

выводам.

Конечно,

можно

дать

детям

информацию

о

жадности,

дружбе,

добре

и

других

человеческих

качествах,

но

эта

информация

не

оставит в душе ничего, не затронет ни ум, ни сердце ребёнка так, как

затронет сказка или другое поэтическое произведение, в которых живые и

сказочные образы героев передают те же мысли, но уже согретые теплом «

живых

картин

и

образов».

Образная

форма

искусства,

затрагивая

эмоциональную

сферу,

производит

более

глубокие

изменения

в

психике

ребёнка, делает его сердце добрым, отзывчивым и позволяет более глубоко

вникнуть в смысл прочитанного.

Художественное произведение, действуя на воображение ребёнка, вызывает

в нём сопереживание и эмоции, которые необходимо стимулировать, чтобы

достичь нужного воспитательного эффекта. Анализ идёт во вторую очередь, в

первую

очередь

идёт

момент

переживательный

(М.А.

Рыбникова).

Это,

конечно,

не

означает

и

не

отрицает,

что

большое

значение

имеет

интеллектуальная

деятельность

учащихся.

Увлечение

анализом,

преждевременное насыщение уроков литературоведческими терминами – всё

будет

напрасно

и

бессмысленно,

если

у

учащихся

не

воспитывается

готовность и способность к сопереживанию прочитанного. «Без переживания

нет

искусства»,

-

говорил

К.С.Станиславский.

Самым

существенным

фактором

восприятия

произведения

служит

фактор

эмоциональности,

способности к переживаниям.

Как отмечала О. И. Никифорова, способность непосредственного образного

и эмоционального восприятия художественных произведений не является

прирождённой.

Необходимо

учить

детей

этому

анализу

и

операциям

воображения,

способствующим

непосредственному

и

полноценному

воссозданию образов литературных произведений.

Способность читателя к переживаниям представляет собой большую

ценность

в

процессе

восприятия.

Вот

почему

чтение

должно

быть

подготовленным.

Психологи

наметили

основные

этапы

восприятия

художественных

произведений:

-подготовка к восприятию (демонстрируются репродукции картин,

диафильмы и кинофильмы, но главное – слово учителя, создающее эффект

ожидания);

-первичное

эмоциональное

восприятие

(

целостное

восприятие

произведения, обеспечивающее общее впечатление, сопереживание.) Важно,

чтобы после восприятия текста, дети поделились своим впечатлением;

-осмысление прочитанного, его эмоциональная оценка, выражение своего

отношения, а не критика прочитанного, организация диалогов: читатель –

писатель, писатель – читатель

Настоящее

переживание

и

глубокое

понимание

художественного

произведения,

как

отмечал

С.

И.

Поварнин,

возможно

только

при

перечитывании. Перечитывание текста – это тот приём, тот узел, в котором

сплетается работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка

чтения. Отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения,

ученик ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте,

обращаясь

к

нему

вновь

и

вновь.

Ему

предстоит

проделать

немалую

духовную

работу,

прежде

чем

произойдёт

полноценное

восприятие

произведения. Нужно пройти по «всем слоям художественной структуры»,

через фабулу, сюжет, ход событий, фабула – композиция сюжета, т. е. та

последовательность событий, которая дана в произведении), понять образный

строй произведения и подняться к вершине его идейно – художественного

смысла. Работа с художественным произведением,

занимая центральную часть урока, должна быть тесно связана с различными

видами

перечитывания:

выборочным,

повторным,

индивидуальным,

групповым

и

хоровым

чтением,

«птичьим

базаром»

и

др.

и,

конечно,

выразительным

чтением.

Способ

перечитывания

текста

является

одновременно и важнейшим приёмом «погружения» ребёнка в смысловую

ткань, и способом отработки техники чтения.

Литературные

понятия,

как

таковые:

«образ»,

«идея»,

«язык»,

«композиция», «жанр» - в начальной школе не изучаются, а вместо них

используются «действующее лицо», «персонаж», «главная мысль» и др., так

как литературное образование носит практический характер, позволяющий

ребёнку накопить эмоционально – познавательный и читательский опыт. Для

анализа произведения следует выбирать те аспекты, которые обеспечивают

полноценное

понимание:

что-то

обсудить

коллективом,

что-то

прокомментировать, что-то поставить как проблемный вопрос, требующий

обсуждения. В произведении надо найти тот узелок, ту проблему, которую

ребятам интересно распутать.

Предметом осмысления ребёнком в начальной школе становится как

содержание произведения ( его тематика, простейшие проблемы, нравственно

– художественный смысл и его оценка), так и его художественная форма, т. е.

не только то, что сказано, но и как сказано. Характеры героев, сюжет, язык и

композиция позволяют глубже представить тему и осознать художественный

смысл произведения.

Но в произведении это всё нужно заметить, не исключая самых мелких

деталей, которые служат замыслу автора. Изучение литературной формы

проводится постольку, поскольку она помогает осмыслить художественное

произведение.

В художественном произведении все компоненты содержания и формы

органически

связаны.

Следует

наблюдать,

как

они

функционируют

в

произведении, а не разделять их на составляющие элементы. Необходимо

приучить

ребёнка

вчитываться,

«вглядываться»

в

художественное

слово,

чтобы оно раскрыло ему свои тайны.

Чтобы правильно вести ребёнка по сложным тропам художественного

произведения, учитель должен различать два аспекта: что в данном рассказе

изображается и что познаётся, на что автор обращает внимание читателя,

ради чего он создаёт своё произведение.

В словесно художественном произведении автор выражает свои мысли и

чувства через слова, через словесный образ, т. е. слово является средством

создания художественного образа, поэтому литературу характеризуют как

словесное искусство. С помощью слова автор создаёт своё произведение,

своих героев, выражает свои мысли. Поэтому словесный строй произведения,

особенности речи героев всегда находятся к центре внимания учителя.

Проведя ребёнка по ступеням познания художественного произведения,

помогая ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира,

мы не только создаём «зону ближайшего развития ребёнка», но и значительно

обогащаем

его

интеллектуально

познавательный

и

нравственно

эстетический

опыт,

позволяющий

совершенствовать

себя

и

обеспечивать

процесс полноценного изучения литературы в среднем звене.

Ситуации, создаваемые на моих уроках, направлены на то, чтобы ребёнок

пропустил через себя поступки, совершенные литературным героям, учился

бы верить, дружить, любить, анализировать неадекватные ситуации. Такой

подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические

споры

о

литературных

героях,

даёт

прекрасную

возможность

развития

монологической речи.

Например,

при

работе

над

русской

народной

сказкой

«Морозко»,

после

уяснения сюжета текста, были заданы вопросы:

-Сравните

характеры

героев

сказки,

живущих

в

одной

семье.

(учитель

записывает на доске названия черт характера.)

-Чьи характеры похожи? Какую пословицу вспоминаем? (Яблоко от яблони

недалеко падает).

-Какая черта в девушке хороша, а в мужчине нет? (Терпеливость у старика

стала

покорностью

злой

старухе,

но

за

терпение

Морозко

наградил

падчерицу.)

-Чей характер вам понравился? Почему?

Часто практикую такие задания: составить вместе цепочку вопросов по

тексту; записать дома в тетрадь по чтению трудный, важный вопрос по

произведению; придумать новый, интересный вопрос, на который ещё не

отвечали в классе; составить ребус или тест по произведению.

Планирование урока литературного чтения – это по сути разработка

сценария, где учитель продумывает возможности текста и долю участия

каждого ребёнка, это поиск умного вопроса и индивидуального задания,

одним словом, это метод творческого чтения, который начинает действовать

до урока, в ходе подготовки к нему.

Литературно- методический анализ произведения.

(Вот некоторые примерные вопросы по произведению).

Цель: обеспечить восприятие произведения

О теме и проблемах.

О чем произведение? Почему оно так называется? Какие вопросы (мысли)

Возникли у вас при чтении (слушании)?

По сюжету.

Где и когда происходят события? С чего всё началось? Как развивались

действия?

Какое

событие

главное?

Чем

закончилось?

Какой

эпизод

при

чтении вас больше всего взволновал? Почему?

Об образах.

Кто действует в произведении? Опишите героя. Какой он? Какие поступки

совершал? Почему он так поступал? Что о нём говорят другие персонажи?

Что думает о нём автор? Кто вам понравился и не понравился ? Почему? Что

изображено? Опишите картину ( предмет, обстановку и т. д.)

О композиции.

Из скольких частей состоит произведение? Почему? Что главное в каждой

части? Как её озаглавим? О ком и о чём рассказывается подробно? О ком и о

чём кратко? Почему?

О языке.

Какое настроение вызвало у нас прочитанное? Весёлое или грустное

произведение прочитали? Какие слова и предложения говорят об этом? Какие

слова вас затруднили? (Объяснение). Какие выражения особенно помогли

представить написанное? Каких слов больше всего в тексте ( на какую тему)?

В каком предложении заключается главное?

О жанре.

Что вы читали: рассказ? Сказку? Стихотворение? Или другое? На какие

части и слова обратили особое внимание? Почему?

Об идеях.

Что вам больше всего запомнилось в произведении? Почему? Какой совет

даёт автор, сочинив басню , сказку? Какая главная мысль рассказа? Какое

чувство остаётся у вас после выразительного чтения стихотворения? Какое

настроение вам передалось? Какое желание возникло?

Виды работ над текстом на уроках литературного чтения.

1.

Чтение всего текста по заданию учителя ).

2.

Чтение, деление на части. Составление плана.

3.

Чтение по готовому плану.

4.

Чтение, после чтения пересказывание.

5.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6.

Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова,

которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.

7.

Чтение цепочкой по предложению.

8.

Чтение цепочкой по абзацу.

9.

Чтение вполголоса.

10.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

11.Чтение, ответы на вопросы.

12.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

13.Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

14.Нахождение

по

данному

началу

или

концу

предложения

всего

предложения.

(Позже

предложение

можно

заменить

логически

законченным отрывком.)

15.Чтение

«выше

нормы»

(

в

основном

это

домашнее

задание,

когда

ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путём

тренировок дома набирает 10-15 слов дополнительно.)

16.Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

17.Нахождение

предложения,

с

помощью

которого

можно

исправить

допущенную ошибку.

18.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль

рассказа.

19.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено ( для сказки ).

20.Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками ( для

басни ).

21.Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

22.Чтение, подборка звукового оформления Фильма».

23.Беседа с сопровождением выборочного текста.

24.Нахождение в тексте 3 (5,7…) выводов.

25.Высказывание своих суждений о прослушанном после чтения учителем

или учеником.

26.Чтение,

рассказ

о

том,

чем

понравилось

произведение,

что

запомнилось.

27.Установление путём чтения причинно- следственных связей.

28.Чтение названия рассказа. (Как ещё можно назвать?)

29.Чтение по ролям.

30.Чтение по ролям, исключая слова автора.

31.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

32.«Живая

картинка»

(один

ученик

читает,

другой

мимикой

лица

реагирует на услышанное ).

33.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго,

с

мольбой,

досадой,

возмущением,

насмешкой,

радостно,

весело,

печально и т. д.

34.Нахождение

и

чтение

предложения

с

восклицательным

знаком,

вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.

35.Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей

на предыдущем конкурсе ).

36.Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

37.Нахождение и чтение образных слов и описаний.

38.Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко,

тихо, быстро, медленно.

39.Чтение стихотворения, расстановка пауз.

40.Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

41.Выразительное

чтение

отрывка

рассказа

(стихотворения)

по

собственному выбору.

42.Чтение отрывка с распространением предложений в нём.

43.Кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное учителем (учеником)

правило.

44.Нахождение в рассказе самого длинного слова.

45.Нахождение двух-, трех-, четырёхсложных слов.

46.Нахождение

в

рассказе

и

чтение

сочетаний:

а)существительное

+

прилагательное; б) существительное +глагол; в) местоимение + глагол

(можно наоборот).

47.Чтение ,пометка непонятных слов.

48.Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно

нарисовать портрет.

49.Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным

(данные слова записаны на доске).

50.Чтение слов , к которым даны сноски.

51.Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать

при написании сочинения.

52.Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к

теме «Осень», «Зима» и т. д.

53.Комбинированное чтение (учитель- учащиеся хором).

54.Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой

их на слоги (например: мор-ков-ка).

Журнал «Начальная школа плюс ДО и после» № 11- 2009

Упражнения по развитию навыка чтения.

Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных

способностей ребёнка. А быстрое чтение активизирует процессы мышления

и является одним из средств совершенствования учебных процессов для

самых различных уровней обучения.

Книги, по выражению А. М. Горького, возвышают душу, учат доброму,

а в трудные минуты дают силы, чтобы не пасть духом, выстоять, победить.

Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладел

умением читать, так как образовательно–воспитательный эффект – чтение

книг

всегда

пропорционален

результатам

читательской

обученности,

желанию и умению читателя взять из книги всё, что она может дать.

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность,

беглость,

правильность

и

выразительность.

Для

развития

этих

качеств

в

своей практической работе использую специальные упражнения, которые

включаю в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат,

вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Все упражнения поделены на четыре группы: для развития сознательного

чтения;

для

формирования

правильности

чтения;

для

развития

беглости

чтения; для развития выразительности чтения.

1.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

Первая группа – логические упражнения.

1.

Что общего в словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил

2.Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;

Шарф, варежки, пальто, кофта;

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

Картофель, свёкла, лук ,капуста ;

Лошадь, корова, свинья; овца;

Туфли; сапоги; тапочки, крассовки;

Липа, берёза, ель, сосна;

Курица, гусь, утка, индейка;

Зелёный, синий, красный, желтый.

3.Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, желтый;

Минута, время, час, секунда;

Молоко, сметана, простокваша, мясо;

Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр;

Ель, сосна ,кедр, осина;

Лук, огурец ,морковь, яблоко;

Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

2

4.Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковое количество букв;

Они одного рода;

Они состоят из двух слогов.

5.Путём перестановки букв составь слово.

У к л б о ; с н о а с ; у п к с.

6.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза;

Кора, лото, боксёр;

Молоко, нерест, тарелка.

7.Раздели слова на группы.

Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

Апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша;

Мак, липа, клён, ромашка, берёза, ландыш, дуб.

8.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик;

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

9.Даны

три

слова.

Первые

два

находятся

в

определённой

связи.

Между

третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь.

Найди четвёртое слово.

А) Песня – композитор; самолёт -?(аэродром, горючее, конструктор, лётчик,

истребитель;

Б) школа – обучение; больница -? (доктор, ученик, лечение, учреждение,

больной).

В) нож – сталь; стул -? (вилка, дерево, стол, пища, скатерть;

Г) лес –деревья; библиотека -? (город, здание, библиотекарь, театр, книги);

Д) утро ночь: зима -? (мороз, день, январь, осень, сани).

Вторая группа – игры по составлению слов со словами.

1.Найди слово в слове.

Гроза,

шутка,

часовщик,

газета,

поднос,

щепка,

кустарник,

шоколадка,

ярмарка.

2.Подбери пару.

А) песня практичный

площадь примерный

подруга прилежный

почтальон праздничный

подарок полосатый

полотенце полотняный

портфель прекрасный

парикмахер приятный

Б) загар золотистый

3

звонок занимательный

забор знаменитый

зубр звонкий

задача зрелый

земляника зелёный

3.Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р , и т г ы р , в д р ы ы ,о ы

б б р.

4.Шарады.

С буквой к живу в лесу.

С буквой ч овёс пасу

(Кабан – чабан)

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдёте без труда

(Картина)

5.Ребусы:

ка

ком

ва та

6.Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)

7.Найди животное среди строк.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

Насос сосёт речную воду,

И шланг протянут к огороду.

Третья

группа

работа

с

деформированными

текстами;

неоконченными

рассказами.

1.Составь текст (перестановка предложений). Тексты подбираются к теме

урока.

2.Составь предложения (3-4) к теме урока.

В школе.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

На реке.

Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, удочки, улов, чайки.

3.Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

Дежурные.

Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на

окне…

Четвёртая группа – работа с текстом (учебник)

1.Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.

2.Расположи вопросы по порядку содержания текста.

4

2.Задай вопросы по тексту или по части текста.

4.Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление,

основная часть, заключение.

5.Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

Выбери заголовок из предложенных.

Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

Подбери к заглавию часть текста.

Озаглавь части.

6.Выборочное чтение.

7.Пересказ по вопросам и без них.

8.Составление плана текста.

Упражнения для формирования правильности чтения.

Первая группа – упражнения на развитие внимания, памяти.

1.Назови картинки – 5 предметов (далее больше ).

Картинки расположены на открытой доске. Их надо открыть, сосчитать до

трёх, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т. д.

2.Опиши предмет (показать и убрать).

3.Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем – то по

звучанию).

Бочка – точка, бабушка –бабочка, кошка –ложка.

4.Выбери

слова

на

данный

звук

(чтение

четверостишия,

предложений,

текста).

5.Придумай

названия

продуктов

на

данный

звук,

из

которых

можно

приготовить обед.

6.Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

7.Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й)

(показать предметы)

8.Выбери слова, в которых два слога (один, три и т. д.). Произнеси 8-10 слов.

9.Повтори скороговорку, предложение, текст.

10.Заучивание четверостиший.

Вторая группа – упражнения со словами.

1.Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель - мыл - мыль - мал – мял;

Мышка – мошка – мишка – миска.

2.Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш

–шрам, масло –смола, мошкара –ромашка.

3.Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, чёрное,

желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

4.Чтение «перевёртышей»

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

5.Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

5

6.Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или

морфемный состав.

3.Упражнения для развития беглости чтения.

Основная работа на уроках чтения – это чтение детей вслух и «про себя».

При

этом

систематически

пользуюсь

приёмами,

направленными

на

формирование осознанного беглого чтения:

Внедряю элементы технологии В. Н. Зайцева, в частности жужжащее

чтение,

которое

помогает

ясному

и

правильному

произношению

слов

и

развитию скорости чтения.

Большое внимание уделяю хоровому чтению знакомого и незнакомого

текста. При громком чтении детей вслух отрабатываю одинаковый темп,

ритм,

правильную

постановку

ударения

в

словах,

логические

и

психологические

паузы.

Такое

чтение

использую

как

для

чтения

всем

классом, так и для чтения группами, парами.

Чтение про себя. Совершенствует навыки сознательного, правильного,

беглого чтения и учит самостоятельности в работе с текстом.

Многократное чтение. Развивает и совершенствует беглость чтения,

умение сознательно и правильно читать вслух и про себя, совершенствует

механизм памяти.

Индивидуальное чтение. Показывает, насколько сформирована техника

чтения учащихся.

Поочерёдное чтение текста учителем и учениками. Читаю 2-3 слова, а

ученики продолжают. Это вызывает определённый интерес у школьников,

помогает найти ключ к пониманию прочитанного.

Объяснительное чтение. Развивает логическое мышление и эстетические

вкусы учащихся, способствует обогащению языка и развитию речи.

Эмоционально- окрашенное чтение. Связано с выборочным. Ученики

должны

зрительно

отыскать

в

тексте

вопросительные,

восклицательные,

побудительные предложения. Эта работа направлена на развитие глубокого

восприятия текста, умение быстро ориентироваться в нём.

Чтение по ролям. Позволяет работать над дикцией, интонацией голоса,

выразительностью.

Чтение цепочкой. Способствует формированию ритма, темпа чтения.

Чтение в парах. Используется жужжащее чтение. Сидящие за одним столом

ученики

по

очереди

читают

друг

другу.

Это

чтение

даёт

возможность

развивать внимание, беглость, взаимопонимание между учащимися.

Продолжи чтение. Ученик читает текст с любого абзаца, остальные ребята

находят его в тексте и продолжают чтение. Это помогает осмыслению чтения,

развитию зрительной памяти.

Найди предложение. Учитель читает ключевое слово из отрывка текста, а

детям

нужно

найти

и

прочитать

все

предложения

с

ним.

Это

развивает

вдумчивое чтение, мышление, память.

4.Упражнения для развития выразительности чтения.

1.Чтение слова с разными оттенками интонации.

6

2.Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.

3.Упражнения для дыхания.

4.Упражнения для развития голоса.

5.Упражнения для дикции.

6.Чтение небольших стихов, например:

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим на перегонки.

И несут меня не кони,

А блестящие коньки.

7.Чтение по ролям, в лицах.

8.Использование « памятки»:

А)

представь

себе

то,

о

чём

читаешь;

подумай

какое

чувство

можешь

передать при чтении;

Б) читай чётко слово и окончания;

В) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

Кроме работы с учебником, регулярно использую на уроках чтение

детской художественной литературы, которая расширяет представления об

окружающей

действительности,

совершенствует

технику

чтения,

способствует полноценному восприятию текста произведений в соответствии

с

их

жанрово

видовыми

особенностями.

Все

учащиеся

являются

читателями библиотеки. На базе класса создан клуб «Буратино» при детской

городской библиотеки, целью которого является воспитание любви к книге.

У клуба есть свой девиз « Чтобы в жизни человеком стать

Учись писать, учись читать

Никак не может ученик

На свете жить без добрых книг».

С. Михалков.

Я понимаю, что без поддержки и помощи родителей мне не обойтись.

Чем больше родители общаются с детьми, живут их интересами, делами, тем

быстрее

складываются

взаимоотношения,

прочнее

и

качественнее

идут

процессы образования и воспитания. Так сплав опыта и знаний учителя и

мудрость родителей, которая передавалась им из поколения в поколение, - это

и есть залог успеха в учебном процессе.

При встрече с родителями на собраниях, в индивидуальных беседах

рекомендую прививать им интерес к совместному чтению, выбору детской

литературы, громкому чтению вслух, выяснению содержания произведения и

его обсуждению, ведению читательских дневников, бережному отношению к

книге.

Копытова Лариса Николаевна

учитель начальных классов МОУ СОШ № 1

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1. Читайте вслух с ребёнком не менее 10 -15 минут в день.

2.Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие

предметы.

3.Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.

4.Хвалите ребёнка за чтение.

5.При знакомстве с книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте

фамилию и инициалы автора , название книги.

6.Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

7.Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.

8.Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.

9.До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых

слов.

10.Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового из неё он узнал.

11.Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии.

12.Какие слова или выражения запомнились ему?

13.Чему учит эта книга?

14.Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку

из книги или выучить его наизусть.

ПАМЯТКА № 1 ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

2.Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и

силу голоса, интонацию, согласуй знаками препинания, делай паузы.

3.Читай вслух бегло – произнося слог, смотри на второй.

ПАМЯТКА № 2 ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью

( быстрее, чем вслух).

2.Те места, которые легко читать, читай быстрее.

3.Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай

медленнее, перечитывай несколько раз.

О проверке навыка чтения.

Навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой – понимания,

уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчинённой

первой, обслуживающей её - способом, правильностью и выразительностью

чтения. Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом «навык

чтения», принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается.

Всё, что относится к технической стороне, конечно весьма значимо, но оно

подчинено всё той же смысловой стороне.

При оценке уровня сформированности навыка чтения у младших

школьников

чрезвычайно

важно

проследить,

создаются

ли

надлежащие

условия для использования этого навыка как общеучебного. Иначе говоря,

надо

выявить,

поручается

ли

на

уроках

русского

языка,

математики,

природоведения, т.е. во всех случаях, когда ученику приходится читать любой

печатный или рукописный текст, это разным ученикам, особенно тем, из них

кто имеет слабую или среднюю подготовку. Если чтение условий и текстов

грамматико

орфографических

упражнений,

математических

задач,

природоведческих статей не доверяется слабым и средним ученикам или

проводится нерегулярно, от случая к случаю, то ясно, что это отрицательно

сказывается

на

всей

работе,

связанной

с

формированием

полноценного

навыка чтения у младших школьников.

Непременным условием успешности формирования полноценного чтения

является регулярность проведения занятий по внеклассному чтению. Его

содержательная сторона определяется как рекомендациями соответствующей

программы

и

советами

учителя

по

выбору

круга

чтения,

так

и

каждой

самостоятельно прочитанной учеником дома своей или взятой в библиотеке

книгой.

Организационно

проверка

строится

в

соответствии

с

её

формой

индивидуальной или фронтальной.

Наиболее полные и достоверные данные о навыке чтения того или иного

ученика и класса в целом можно получить при индивидуальной проверке,

проводимой в ходе как текущего, так и рубежного контроля, т. е. в конце

четверти, полугодия или учебного года.

Индивидуальная проверка распространяется на каждого отдельно взятого

ученика. Фронтальная же проверка охватывает сразу всех учащихся данного

класса.

Индивидуальная

проверка

может

быть

текущей,

т.

е.

сопутствовать

каждодневным

урокам

чтения.

Это

и

проверка

домашнего

задания

по

выразительному

чтению

какого

либо

произведения

или

его

части,

и

первоначальное

чтение

в

классе

нового,

ещё

не

изучавшегося

текста,

и

чтение какого – либо дополнительного материала или отрывка ( главы, части)

из книги, которую ученик самостоятельно читает дома.

Наиболее

чёткое

представление

о

навыках

чтения

каждого

ученика

создаётся при индивидуальной проверке в процессе рубежного контроля, т. е.

в

конце

четверти,

полугодия

или

учебного

года.

Для

её

проведения

специально подбираются тексты, которые отвечают требованиям стандарта, а

следовательно, и официальной учебной программе.

Процедура

итоговой

проверки

такова:

1)

выбирается

текст,

соответствующий по сложности тем, что помещены в учебнике для данного

класса. 2)ученику предлагается начать его читать про себя (чтобы вчитаться и

снять возможное напряжение), а с какого – то абзаца перейти на чтение

вслух.

С

этого

момента

измеряется

скорость

чтения.

Учитель

попутно

отмечает в своей тетради замеченные ошибки. Если же сразу предложить

чтение

вслух,

то

измерение

скорости,

темпа

чтения

целесообразно

производить в течение 2 – х минут: первая минута – это своеобразный этап

«вхождения» в процесс чтения, вторая – это контрольное время; 3)сразу же

после

окончания

чтения

задаются

2

-3

таких

вопроса

по

содержанию

прочитанного, ответы на которые требуют от ученика понимание и смысла

прочитанного. Особое внимание при проверке обращается на способ чтения.

При рубежной проверке целесообразно предложить проверяемым ученикам

прочитать

и

отдельные

тексты

из

учебников,

например

русского

языка,

природоведения. Соотнесение полученных данных по чтению этого вида

текстовых материалов с данными, зафиксированными у детей при чтении

художественно

–литературных

текстов,

обнаруживается

немало

полезного

для всесторонней и глубокой оценки уровня сформированности у ученика

навыка чтения, а также определения того, на каком участке работы учителя с

детьми допущены какие – либо изъяны.

Естественно, что центральное место в выработке полноценного навыка

чтения остаётся

за уроками чтения. Эти уроки, более чем какие – либо

другие,

должны

отвечать

всей

полноте

требований,

предъявляемых

дидактикой к современному уроку.

В принципе отрицательных отметок по чтению надо избегать. Нередко

двойка по чтению не подтягивает ученика, а напротив отвращает его

от

чтения.

В.

А.

Сухомлинский

проницательно

замечал

в

связи

с

этим

следующее: «Без отметки не обойтись. Но она должна прийти к ребёнку

тогда, когда он уже будет понимать зависимость качества своего умственного

труда от личных усилий, затраченных на учение. И самое главное, что, на мой

взгляд, требуется от отметки в начальной школе,- это её оптимистическое,

жизнерадостное начало. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не

карать за лень и нерадивость»



В раздел образования