Автор: Гильдиш Наталия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 п. Нижний Куранах
Населённый пункт: п. Нижний Куранах
Наименование материала: презентация
Тема: "Реализация дифференцированного подхода как эффективной формы организации образовательного процесса"
Раздел: среднее образование
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК
ЭФФЕКТИВНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Цель:
повышение профессиональной компетентности учителя через реализацию дифференцированного
подхода в обучении.
Задачи:
определить возможность и необходимость применения дифференцированного подхода в
постоянной педагогической практике;
обозначить проблемы дифференцированного обучения;
совершенствовать умение педагогов применять эффективные формы организации
дифференцированной работы с учащимися на уроке.
Утка
Орел
Зебра
Кенгуру
Медведь
Рыбка
Белка
Пчела
Дифференцированный
подход
в
организации
учебного
процесса
.
Термин
дифференциация
(от
лат.
differentia
– различие) означает
расчленение, разделение целого на
различные формы и ступени.
Дифференцированным считается
образовательный процесс, для
которого характерен учет типичных
индивидуальных различий
учащихся.
Принципы дифференцированного подхода:
- изучение индивидуальных особенностей развития учащегося;
- выявление у учащихся склонностей и способностей к определенному виду деятельности;
- ориентация на особенности динамики познавательного процесса ребенка;
- развитие межличностных контактов на уровне «учитель-учащийся-класс»;
- формирование положительной мотивации школьников;
- вовлечение во все виды деятельности;
постепенное повышение требовательности к учащемуся в ходе
выполнения задания, усвоения им материала.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ
ПОДХОД
В
ОБУЧЕНИИ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
ПОСРЕДСТВОМ
ВАРИАТИВНОСТИ
ТЕМПА
ИЗУЧЕНИЯ
МАТЕРИАЛА
;
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
УЧЕБНЫХ
ЗАДАНИЙ
;
ВЫБОРА
РАЗЛИЧНЫХ
ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
;
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ХАРАКТЕРА
И
СТЕПЕНИ
ДОЗИРОВКИ
ПОМОЩИ
СО
СТОРОНЫ
УЧИТЕЛЯ
.
ЭТАПЫ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ
.
11
ИЗУЧЕНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ
.
2
ВЫДЕЛЕНИЕ
ОТДЕЛЬНЫХ
ГРУПП
УЧАЩИХСЯ
.
СОСТАВЛЕНИЕ
ИЛИ
ПОДБОР
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ
ЗАДАНИЙ
.
1.
ПО
УРОВНЮ
ТВОРЧЕСТВА
;
2.
ПО
УРОВНЮ
ТРУДНОСТИ
;
3.
ПО
ОБЪЁМУ
УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА
;
4.
ПО
СТЕПЕНИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
;
5.
ПО
ХАРАКТЕРУ
ПОМОЩИ
УЧАЩИМСЯ
;
6.
ПО
ХАРАКТЕРУ
УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
.
ПОСТОЯННЫЙ
КОНТРОЛЬ
РЕЗУЛЬТАТОВ
РАБОТЫ
УЧАЩИХСЯ
Использование
технологии
разноуровневой
дифференциации
Большинство применяемых в
образовании технологий
ориентировано на групповой
способ обучения при единых
требованиях, затратах времени,
объеме изучаемого материала
без учета особенностей
индивидуально-психологического
развития каждого учащегося, что
не приносит значительных
результатов в обучении.
Мы считаем, что успешность процесса
учения зависит от многих факторов,
среди которых не последнюю роль
играет обучение соответственно
способностям и возможностям ребенка,
т.е. дифференцированное обучение.
Рассмотрим некоторые приемы,
используемые на разных этапах урока.
Приемы
опроса
учащихся
Почти тот же самый вариант, но немного
измененный: ученика вызываем к доске,
предлагаем ему тему, проблему или задание;
затем он выбирает из класса того, в чьей помощи
он нуждается (1-2 чел.), затем они берут все
необходимые пособия, тетради, учебники и
удаляются на последнюю парту, где в течение 10-
15 минут идет подготовка, после чего ученик сдает
учителю в присутствии своих тренеров изученный
материал. Если ученик справился с заданием, он
получает качественную оценку в баллах и
поощрение на словах, оцениваем также труд
тренеров, если опыт не получился,
неудовлетворительная оценка не выставляется, а
учитель думает над другими способами и
заданиями, позволяющими ученику добиться
успеха.
Прием 1. Солидарный опрос.
Ученик, вызванный к доске, не может
справиться с заданием. Обращаемся к
классу с вопросом: Кто может
выполнить это задание? Затем из числа
желающих выбираем наиболее
предпочтительного (того, кто находится
в хороших отношениях с отвечающим),
и предлагаем ему шепотом помочь
товарищу и научить его так, чтобы тот
мог сам выполнить задание.
Приемы
опроса
учащихся
Прием 2. Взаимоопрос.
Три ученика, подготовленные
провести опрос тех, кто хотел бы
ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся
каждый на своем ряду и приглашают
желающих. Если ученик записался в
группу, где он быстро ответил на
вопросы и получил "3”, он может
мигрировать в группу более высокого
качества и попытать счастья там.
Прием 3. Тихий опрос.
Беседа с одним или несколькими
учениками происходит полушепотом, в
то время как класс занят другим
делом, которое предложил учитель.
Приемы
опроса
учащихся
Прием 4. Защитный лист.
Ученик нередко приходит на урок
неподготовленным.
В таких случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед
каждым уроком проверяет знания.
Попался – наказан, не попался –
повезло... Такая игра в "кошки-мышки”
порождает недоверие и много других
отрицательных эффектов.
Второй: Доброму учителю выгодно
признаться до урока, для убедительности
что-нибудь приврав. Добрый пожурит,
пообещает проверить знания потом, но,
заваленный многочисленными
школьными делами, скорее всего забудет.
Такая ситуация тоже отрицательно
действует на ученика и психологически
проигрышна для учителя. Как быть?
Перед каждым уроком, всегда в одном и
том же месте, лежит "Лист защиты”, куда
каждый ученик без объяснения причин
может вписать свою фамилию и быть
уверенным, что его сегодня не спросят.
Зато учитель, подшивая эти листы,
держит ситуацию под контролем.
Приемы
подачи
домашнего
задания
Прием 1. Три уровня домашнего задания.
Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство
этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и
посильно любому ученику.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики,
которые желают хорошо знать предмет и без особой
трудности осваивают программу. Эти ученики могут
освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в
зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это –
творческое задание. Обычно оно выполняется на
добровольных началах и стимулируется учителем высокой
оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:
частушки, басни, сказки, фантастические рассказы
по учебным темам и т.п.;
чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;
учебные комиксы;
плакаты – опорные сигналы;
Прием 2. Задание массивом.
Задается большой массив заданий сразу на
достаточно большой промежуток времени.
Например, из 50 заданий ученик должен выполнить
20. Важный психологический эффект:
самостоятельный выбор задания дает возможность
самореализации для ученика, происходит
самосогласование ребенка и уровня заданий,
которые он решает.
Прием 3. Сам себе учитель.
В течение последних 10 минут урока предлагаем
учащимся придумать наиболее интересную форму
и содержание домашнего задания. Кто какое
домашнее задание для себя придумал, тот и будет
его выполнять. Кто не сумел или не захотел
придумать
,
тому домашнее задание формулируем
сами.
Приемы оценивания
Прием 1. Оценка – не отметка.
Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами,
интонацией, жестом, мимикой...
Вариант: учитель, потирая ладони, с хитрым видом
выдает группам на листочке задание каверзное, но
посильное... Через 10 минут ученики справляются.
Учитель: "Ну что с вами делать! Вы же мой золотой
фонд невыполненных заданий погубите! Вот уж в
следующий раз...”
Прием 2. Рейтинг.
Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку.
За ту же работу отметку ставит и учитель.
Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя
– приучить ученика к регулярному оцениванию
своего труда.Прием вводится на период
согласования критериев отметки, а через некоторое
время числитель и знаменатель все чаще
совпадают.
Прием 3. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставим отметку в
"кредит”. Спорная четвертная.
Предмет волнений и надежд. Учитель:
"По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-чуть
не доработал. Но у меня создалось
впечатление, что ты можешь и
хочешь. Это так? Если да, то давай
попробуем поставить тебе высокую
оценку, а в следующей четверти
станет ясно, насколько мы были
правы”.
Приемы оценивания
Прием 4. Система стимулов
Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.
Не желая выставлять низкую оценку,
выдаем учащемуся листочек, в который он
записывает тему, заданный вопрос или
задание, с которым не справился, дату и
возвращает учителю. При следующем
опросе предлагаем ученику ответить или
выполнить задание, которое содержится в
отложенном листке.
Вариант 2. Развернутая оценка.
Наряду с цифровой оценкой делаем запись,
раскрывающую наше отношение к ученику и
его достижениям.
Вариант 3.
Достаточно хорошей оценкой могут быть:
маленькая грамота;
благодарственное письмо или
диплом "За победу на уроке”, "За
маленькое открытие”, "За помощь другу”;
благодарственная запись в
дневнике;
книга, открытка с дарственной
надписью, стихотворение, посвященное
ученику.
Практическая часть
Положительные аспекты уровневой
дифференциации
отрицательные аспекты уровневой
дифференциации
Положительные
и
отрицательные
аспекты
уровневой
дифференциации
Деление по уровню учащихся негуманно.
Отсутствие возможности тянуться за более сильным
учащимся.
Социально-экономическое неравенство.
Перевод в слабые группы воспринимается как
унижение достоинства.
Несовершенство диагностик.
Понижение уровня "я" концепции.
Иллюзия исключительности (звездная болезнь).
Понижение мотивации слабых учащихся к обучению.
Разрушение коллектива класса.
Исключается уравниловка и усреднение
учащихся.
Появление возможности помогать и сильному
учащемуся, и слабому учащемуся.
Возможность эффективной работы с учащимися,
плохо адаптированными к процессу обучения.
Реализуется желание сильных учащихся быстрее
и глубже продвигаться в образовании.
Повышается уровень "я" концепции (состояние
успеха у слабых учащихся).
Повышается уровень мотивации учения.
Отсутствие в классе отстающих снимает
необходимость в снижении общего уровня
преподавания.
В группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку
легче учиться.
Практикум
:
создать
задание
определенного
уровня
.
Разделиться на группы.
Выбрать предмет (карточка).
Создать разноуровневое задание (этап
урока на Ваше усмотрение).
Представить коллегам готовое задание.
Вывод
Хорошо продуманное внедрение дифференциации в
образовательный процесс позволяет решить следующие
задачи:
предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего
класса;
развить способности и интересы учащихся;
повысить качество знаний;
более рационально использовать учебное время каждого;
вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний
.
РЕШЕНИЕ:
1. ВСЕМ ЧЛЕНАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
УЧАЩИХСЯ ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ НАД РЕШЕНИЕМ ТАКИХ ЗАДАЧ УРОКА, КАК:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ НА ВСЕХ ЭТАПАХ УРОКА,
ОРГАНИЗАЦИЯ НА УРОКЕ РАБОТЫ В РАЗНЫХ РЕЖИМАХ (КОЛЛЕКТИВНАЯ, ГРУППОВАЯ, ПАРАМИ,
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ),
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И ДЕТЬМИ С ОВЗ,