Напоминание

"Реализация дифференцированного подхода как эффективной формы организации образовательного процесса"


Автор: Гильдиш Наталия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 п. Нижний Куранах
Населённый пункт: п. Нижний Куранах
Наименование материала: презентация
Тема: "Реализация дифференцированного подхода как эффективной формы организации образовательного процесса"
Раздел: среднее образование





Назад




СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

«РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК

ЭФФЕКТИВНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель:

повышение профессиональной компетентности учителя через реализацию дифференцированного

подхода в обучении.

Задачи:

определить возможность и необходимость применения дифференцированного подхода в

постоянной педагогической практике;

обозначить проблемы дифференцированного обучения;

совершенствовать умение педагогов применять эффективные формы организации

дифференцированной работы с учащимися на уроке.

Утка

Орел

Зебра

Кенгуру

Медведь

Рыбка

Белка

Пчела

Дифференцированный

подход

в

организации

учебного

процесса

.

Термин

дифференциация

(от

лат.

differentia

– различие) означает

расчленение, разделение целого на

различные формы и ступени.

Дифференцированным считается

образовательный процесс, для

которого характерен учет типичных

индивидуальных различий

учащихся.

Принципы дифференцированного подхода:

- изучение индивидуальных особенностей развития учащегося;

- выявление у учащихся склонностей и способностей к определенному виду деятельности;

- ориентация на особенности динамики познавательного процесса ребенка;

- развитие межличностных контактов на уровне «учитель-учащийся-класс»;

- формирование положительной мотивации школьников;

- вовлечение во все виды деятельности;

постепенное повышение требовательности к учащемуся в ходе

выполнения задания, усвоения им материала.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ

ПОДХОД

В

ОБУЧЕНИИ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

ПОСРЕДСТВОМ

ВАРИАТИВНОСТИ

ТЕМПА

ИЗУЧЕНИЯ

МАТЕРИАЛА

;

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

УЧЕБНЫХ

ЗАДАНИЙ

;

ВЫБОРА

РАЗЛИЧНЫХ

ВИДОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

;

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ХАРАКТЕРА

И

СТЕПЕНИ

ДОЗИРОВКИ

ПОМОЩИ

СО

СТОРОНЫ

УЧИТЕЛЯ

.

ЭТАПЫ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО

ОБУЧЕНИЯ

.

11

ИЗУЧЕНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ

УЧАЩИХСЯ

.

2

ВЫДЕЛЕНИЕ

ОТДЕЛЬНЫХ

ГРУПП

УЧАЩИХСЯ

.

СОСТАВЛЕНИЕ

ИЛИ

ПОДБОР

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ

ЗАДАНИЙ

.

1.

ПО

УРОВНЮ

ТВОРЧЕСТВА

;

2.

ПО

УРОВНЮ

ТРУДНОСТИ

;

3.

ПО

ОБЪЁМУ

УЧЕБНОГО

МАТЕРИАЛА

;

4.

ПО

СТЕПЕНИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ

;

5.

ПО

ХАРАКТЕРУ

ПОМОЩИ

УЧАЩИМСЯ

;

6.

ПО

ХАРАКТЕРУ

УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ

.

ПОСТОЯННЫЙ

КОНТРОЛЬ

РЕЗУЛЬТАТОВ

РАБОТЫ

УЧАЩИХСЯ

Использование

технологии

разноуровневой

дифференциации

Большинство применяемых в

образовании технологий

ориентировано на групповой

способ обучения при единых

требованиях, затратах времени,

объеме изучаемого материала

без учета особенностей

индивидуально-психологического

развития каждого учащегося, что

не приносит значительных

результатов в обучении.

Мы считаем, что успешность процесса

учения зависит от многих факторов,

среди которых не последнюю роль

играет обучение соответственно

способностям и возможностям ребенка,

т.е. дифференцированное обучение.

Рассмотрим некоторые приемы,

используемые на разных этапах урока.

Приемы

опроса

учащихся

Почти тот же самый вариант, но немного

измененный: ученика вызываем к доске,

предлагаем ему тему, проблему или задание;

затем он выбирает из класса того, в чьей помощи

он нуждается (1-2 чел.), затем они берут все

необходимые пособия, тетради, учебники и

удаляются на последнюю парту, где в течение 10-

15 минут идет подготовка, после чего ученик сдает

учителю в присутствии своих тренеров изученный

материал. Если ученик справился с заданием, он

получает качественную оценку в баллах и

поощрение на словах, оцениваем также труд

тренеров, если опыт не получился,

неудовлетворительная оценка не выставляется, а

учитель думает над другими способами и

заданиями, позволяющими ученику добиться

успеха.

Прием 1. Солидарный опрос.

Ученик, вызванный к доске, не может

справиться с заданием. Обращаемся к

классу с вопросом: Кто может

выполнить это задание? Затем из числа

желающих выбираем наиболее

предпочтительного (того, кто находится

в хороших отношениях с отвечающим),

и предлагаем ему шепотом помочь

товарищу и научить его так, чтобы тот

мог сам выполнить задание.

Приемы

опроса

учащихся

Прием 2. Взаимоопрос.

Три ученика, подготовленные

провести опрос тех, кто хотел бы

ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся

каждый на своем ряду и приглашают

желающих. Если ученик записался в

группу, где он быстро ответил на

вопросы и получил "3”, он может

мигрировать в группу более высокого

качества и попытать счастья там.

Прием 3. Тихий опрос.

Беседа с одним или несколькими

учениками происходит полушепотом, в

то время как класс занят другим

делом, которое предложил учитель.

Приемы

опроса

учащихся

Прием 4. Защитный лист.

Ученик нередко приходит на урок

неподготовленным.

В таких случаях обычны два сценария.

Первый: строгий учитель перед

каждым уроком проверяет знания.

Попался – наказан, не попался –

повезло... Такая игра в "кошки-мышки”

порождает недоверие и много других

отрицательных эффектов.

Второй: Доброму учителю выгодно

признаться до урока, для убедительности

что-нибудь приврав. Добрый пожурит,

пообещает проверить знания потом, но,

заваленный многочисленными

школьными делами, скорее всего забудет.

Такая ситуация тоже отрицательно

действует на ученика и психологически

проигрышна для учителя. Как быть?

Перед каждым уроком, всегда в одном и

том же месте, лежит "Лист защиты”, куда

каждый ученик без объяснения причин

может вписать свою фамилию и быть

уверенным, что его сегодня не спросят.

Зато учитель, подшивая эти листы,

держит ситуацию под контролем.

Приемы

подачи

домашнего

задания

Прием 1. Три уровня домашнего задания.

Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство

этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и

посильно любому ученику.

Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики,

которые желают хорошо знать предмет и без особой

трудности осваивают программу. Эти ученики могут

освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в

зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это –

творческое задание. Обычно оно выполняется на

добровольных началах и стимулируется учителем высокой

оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:

частушки, басни, сказки, фантастические рассказы

по учебным темам и т.п.;

чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;

учебные комиксы;

плакаты – опорные сигналы;

Прием 2. Задание массивом.

Задается большой массив заданий сразу на

достаточно большой промежуток времени.

Например, из 50 заданий ученик должен выполнить

20. Важный психологический эффект:

самостоятельный выбор задания дает возможность

самореализации для ученика, происходит

самосогласование ребенка и уровня заданий,

которые он решает.

Прием 3. Сам себе учитель.

В течение последних 10 минут урока предлагаем

учащимся придумать наиболее интересную форму

и содержание домашнего задания. Кто какое

домашнее задание для себя придумал, тот и будет

его выполнять. Кто не сумел или не захотел

придумать

,

тому домашнее задание формулируем

сами.

Приемы оценивания

Прием 1. Оценка – не отметка.

Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами,

интонацией, жестом, мимикой...

Вариант: учитель, потирая ладони, с хитрым видом

выдает группам на листочке задание каверзное, но

посильное... Через 10 минут ученики справляются.

Учитель: "Ну что с вами делать! Вы же мой золотой

фонд невыполненных заданий погубите! Вот уж в

следующий раз...”

Прием 2. Рейтинг.

Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку.

За ту же работу отметку ставит и учитель.

Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя

– приучить ученика к регулярному оцениванию

своего труда.Прием вводится на период

согласования критериев отметки, а через некоторое

время числитель и знаменатель все чаще

совпадают.

Прием 3. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставим отметку в

"кредит”. Спорная четвертная.

Предмет волнений и надежд. Учитель:

"По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-чуть

не доработал. Но у меня создалось

впечатление, что ты можешь и

хочешь. Это так? Если да, то давай

попробуем поставить тебе высокую

оценку, а в следующей четверти

станет ясно, насколько мы были

правы”.

Приемы оценивания

Прием 4. Система стимулов

Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.

Не желая выставлять низкую оценку,

выдаем учащемуся листочек, в который он

записывает тему, заданный вопрос или

задание, с которым не справился, дату и

возвращает учителю. При следующем

опросе предлагаем ученику ответить или

выполнить задание, которое содержится в

отложенном листке.

Вариант 2. Развернутая оценка.

Наряду с цифровой оценкой делаем запись,

раскрывающую наше отношение к ученику и

его достижениям.

Вариант 3.

Достаточно хорошей оценкой могут быть:

маленькая грамота;

благодарственное письмо или

диплом "За победу на уроке”, "За

маленькое открытие”, "За помощь другу”;

благодарственная запись в

дневнике;

книга, открытка с дарственной

надписью, стихотворение, посвященное

ученику.

Практическая часть

Положительные аспекты уровневой

дифференциации

отрицательные аспекты уровневой

дифференциации

Положительные

и

отрицательные

аспекты

уровневой

дифференциации

Деление по уровню учащихся негуманно.

Отсутствие возможности тянуться за более сильным

учащимся.

Социально-экономическое неравенство.

Перевод в слабые группы воспринимается как

унижение достоинства.

Несовершенство диагностик.

Понижение уровня "я" концепции.

Иллюзия исключительности (звездная болезнь).

Понижение мотивации слабых учащихся к обучению.

Разрушение коллектива класса.

Исключается уравниловка и усреднение

учащихся.

Появление возможности помогать и сильному

учащемуся, и слабому учащемуся.

Возможность эффективной работы с учащимися,

плохо адаптированными к процессу обучения.

Реализуется желание сильных учащихся быстрее

и глубже продвигаться в образовании.

Повышается уровень "я" концепции (состояние

успеха у слабых учащихся).

Повышается уровень мотивации учения.

Отсутствие в классе отстающих снимает

необходимость в снижении общего уровня

преподавания.

В группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку

легче учиться.

Практикум

:

создать

задание

определенного

уровня

.

Разделиться на группы.

Выбрать предмет (карточка).

Создать разноуровневое задание (этап

урока на Ваше усмотрение).

Представить коллегам готовое задание.

Вывод

Хорошо продуманное внедрение дифференциации в

образовательный процесс позволяет решить следующие

задачи:

предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего

класса;

развить способности и интересы учащихся;

повысить качество знаний;

более рационально использовать учебное время каждого;

вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;

устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний

.

РЕШЕНИЕ:

1. ВСЕМ ЧЛЕНАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ШКОЛЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

УЧАЩИХСЯ ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ НАД РЕШЕНИЕМ ТАКИХ ЗАДАЧ УРОКА, КАК:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ НА ВСЕХ ЭТАПАХ УРОКА,

ОРГАНИЗАЦИЯ НА УРОКЕ РАБОТЫ В РАЗНЫХ РЕЖИМАХ (КОЛЛЕКТИВНАЯ, ГРУППОВАЯ, ПАРАМИ,

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ),

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И ДЕТЬМИ С ОВЗ,



В раздел образования