Напоминание

"Нарушения мозгового кровообращения"


Автор: Кошевая Марина Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБОУ "Медицинский колледж №1"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нарушения мозгового кровообращения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Медицинский колледж №1»

Методическая разработка теоретического занятия

для преподавателя

Тема: «Нарушения мозгового кровообращения»

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

Автор:

преподаватель Кошевая М.Е.

Санкт-Петербург

2017 г.

1

Пояснительная записка

Данная

работа

выполнена

в

соответствии

с

требованиями

«Федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего

специального

образования»

и

Рабочей

программой

профессионального

модуля

ПМ

02

«Участие

в

лечебно-

диагностическом

и

реабилитационном

процессах»

для

специальности

34.02.01

Сестринское дело. Основная цель обучения студентов на этом этапе

– достижение

студентами необходимого уровня профессиональных компетенций – знаний и умений при

уходе за пациентами с заболеваниями нервной системы и профилактике. Методическая

разработка

по

теме

«Нарушения

мозгового

кровообращения»

предназначена

для

проведения теоретического занятия

в разделе «Сестринская помощь при патологии

нервной системы»

при освоении междисциплинарного курса 02.01. Сегодня процесс

обучения

представляет

собой

взаимодействие

преподавателя

и

обучающегося.

На

современном этапе обучение ориентировано не на простое запоминание информации, а на

формирование

знаний

и

умений,

что

важно

для

формирования

нового

поколения

медицинских сестер

Тема занятия лучше усваивается и закрепляется после понимания значимости данной

проблемы. Именно интерес становится наиболее сильным стимулом для изучения темы:

задает творческую направленность личности студента, вызывает положительные эмоции.

В

тоже

время

интерес

имеет

как

познавательную,

так

и

профессиональную

направленность.

Оказывая

медицинскую

помощь

пациентам

в

неврологическом

отделении, медицинская сестра должна уметь:

Общаться с пациентом и его родственниками;

Организовывать

и

осуществлять

сестринский

уход

при

заболеваниях

нервной

системы;

Обучать пациента и его близких методам ухода и самоухода.

Для этого медсестре необходимо знать:

Основные и потенциальные проблемы пациентов в неврологии;

Факторы риска и непосредственные причины возникновения инсульта;

Основные клинические проявления острых нарушений мозгового кровообращения;

Принципы организации ухода за пациентом при синдроме нарушенного сознания,

двигательных нарушений, нарушений чувствительности, расстройствах речи и тд.

Наиболее частые осложнения при инсультах и их профилактику;

Основные обследования и правила подготовки больного к ним;

Принципы первичной и вторичной профилактики;

Первичные реабилитационные мероприятия.

Материал для изучения темы очень объемный, содержит много важной и необходимой

информации, что создает определенные трудности на занятиях. Вот почему возникла

мысль о написании этого методического пособия.

2

Актуальность темы

В последнее двадцатилетие проблема инсульта приобрела большую медико-социальную

значимость. Это связано с увеличением среди населения людей пожилого и старческого

возраста, нарастающим негативным влиянием экологических и социальных факторов.

Цереброваскулярная патология в настоящее время занимает лидирующую позицию среди

всех болезней по показателям смертности, заболеваемости, инвалидизации населения.

Инсульт – одна из главных причин смертности и основная причина тяжелой инвалидности

больных с сердечно-сосудистой патологией в большинстве стран, в том числе и в России.

Приведем несколько цифр. В России ежегодно инсульт развивается у 400-450 тыс.человек,

причем 30-35% из них умирают в остром периоде заболевания (первые три недели), и эта

цифра увеличивается еще на 12-15% к концу первого года после инсульта. Очень важно то,

что 1/3 среди инвалидов полностью зависит от помощи окружающих, нуждается в

длительной, дорогостоящей медико-социальной реабилитации. В Санкт-Петербурге

традиционно высок уровень заболеваемости, ежегодно более 20000 жителей города

переносят инсульт. Показатели заболеваемости и смертности населения Санкт-Петербурга

от инсульта превышает более чем в два раза аналогичные показатели в странах Западной

Европы. В связи с этим в нашем городе, начиная с 2002 года, были поставлены задачи

повышения эффективности работы ангионеврологической службы:

Повышение эффективности санитарного просвещения широких слоев населения по

вопросам нарушения мозгового кровообращения с привлечением средств массовой

информации.

Повышение эффективности первичной и вторичной профилактики .

Развитие амбулаторной ангионеврологической службы в условиях семейной

медицины.

Проведение неотложной помощи в возможно более раннем периоде инсульта.

Ранняя стационарная реабилитация больных.

Развитие амбулаторной службы реабилитации.

В остром периоде инсульта четко доказана медицинская и экономическая

эффективность следующих подходов:

Лечение в специализированном неврологическом стационаре.

Начало медикаментозного лечения в первые 3-6 часов после возникновения

инсульта.

Проведение возможно раннего обследования больных в стационаре.

Ведение больных междисциплинарной бригадой специалистов, что способствует

эффективному проведению ранней реабилитации пациентов.

Большое значение в профилактике, лечении и реабилитации пациентов имеет работа

сестринского персонала. Медицинская сестра должна уметь самостоятельно проводить

регулярный мониторинг состояния больного с учетом неврологической специфики.

Медицинская сестра и родственники больного являются партнерами врача на всех этапах

лечебного процесса и разделять ответственность за его проведение.

3

Особая по значимости роль медицинской сестры делает обязательным условием всех ее

действий профессиональную компетентность, терпение, навыки наблюдения, общения.

Это позволяет в итоге сводить к минимуму риск осложнений, улучшая тем самым

качество жизни больного.

Тип занятия: совершенствование знаний

Вид занятия: теоретическое

Место проведения: аудитория

Время проведения 90 минут

4

Цель занятия:

Сформировать у обучающихся знания о нарушениях мозгового кровообращения с

использованием их в дальнейшем при освоении практических навыков сестринского ухода

за пациентами, страдающими расстройствами мозгового кровообращения.

Задачи:

Учебные

-изучить этиологию, патогенез, основные клинические проявления, методы клинической,

лабораторной, инструментальной диагностики, принципы лечения и ухода за пациентами

с нарушениями мозгового кровообращения.

- освоить основные понятия по заданной теме

- установить взаимосвязь данной темы с другими медицинскими дисциплинами

Воспитательные:

- воспитание чувства ответственности за восстановление здоровья пациента

- формирование оптимистических подходов к пациенту с инсультом

Развивающие:

- развитие профессиональной культуры

- поддержание интереса к будущей профессии

- мотивация студентов к освоению знаний по профилактике сосудистых нарушений,

сохранению здоровья населения, пропаганде здорового образа жизни и активного

долголетия.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять

к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы

выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть

вмешательств.

Требования к результатам освоения темы учебного занятия

Студент должен знать

- этиологию, клинику нарушений мозгового кровообращения

5

- предрасполагающие факторы к возникновению и развитию нарушений мозгового

кровообращения

- основные принципы лечения и ухода при острых нарушениях мозгового кровообращения

- меры первичной, вторичной и третичной профилактики сосудистых нарушений

- проблемы пациентов с нарушениями кровообращения головного мозга.

- правила оказания доврачебной медицинской помощи при подозрении на острое

нарушение мозгового кровообращения

Студент должен уметь

- планировать сестринский уход за пациентами с нарушениями мозгового кровообращения

Оптимизация занятия:

Методика фронтального взаимодействия;

Метод проблемного изложения;

Проблемно-поисковый метод.

План занятия

- Организационная часть……………………………………………………………… ..5 мин

- Контроль исходного уровня знаний …………………………………………………20 мин

- Название темы занятия. Мотивация………………………………………………….10 мин

- Изучение нового материала…..................................................................................... .45 мин

- Закрепление пройденного материала………………………………………………… 5 мин

- Подведение итогов, домашнее

задание……………………………………………………………………………………. 5 мин

Всего 90 мин

6

Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Методы, приемы

обучения и контроля

Средства обучения и

контроля

Организационный момент 5 мин.

- Приветствует

студентов.

Отмечает

отсутствующих.

- Обращает внимание

на внешний вид

студентов. Создает

психологический

настрой на учебную

деятельность

- Проверяет

состояние аудитории

Приветствуют

преподавателя.

Занимают рабочие

места.

Воспринимают

информацию.

Настраиваются на

учебную

деятельность.

Словесный метод

Журнал

Актуализация изученных знаний. Опрос студентов по предыдущей теме 20 мин

Проверка

самостоятельной

работы: определение

терминов по теме.

Раздает тестовый

контроль части

студентов (7).

Решение

ситуационных задач.

Проводит устный

опрос:

Что такое

вертеброгенные

заболевания

периферической

нервной системы?

Какие жалобы

возникают при

остехондрозе

шейного отдела

позвоночника?

Причины

возникновения

невропатий.

Проблемы пациента с

невропатией

локтевого нерва.

Представляют

выполненную

работу.

Решают тестовый

контроль.

Решают задачи

устно малыми

группами (по 3

человека)

Отвечают устно.

Проверка

выполненной

работы силами

самих студентов (2-

х)

Тестовый контроль.

Контроль в конце

выполненной

работы.

Разбор задач после

опроса.

Фронтальный опрос

Список терминов по

теме

Тестовый контроль

Ситуационные

задачи

Вопросы для

фронтального

опроса

7

Подготовка студентов к изучению нового материала 10 минут

Объявляет тему, ее

актуальность, цели

занятия

Слушают

преподавателя.

Воспринимают

информацию.

Словесный метод.

1 и 2 слайды

презентации.

Просмотр фильма «Головной мозг. Человеческий фактор» 7 минут

Сообщение учебного материала преподавателем 45 минут

Предоставляет

видеоматериал.

Кратко комментирует

фильм. Отвечает на

вопросы

Сообщает

лекционный материал

по теме.

Просматривают

фильм по теме.

Задают вопросы.

Слушают и

конспектируют

лекционный

материал.

Словесный метод

Видеометод

Презентация

Фильм по теме

Лекционный

материал

Презентация

Закрепление

пройденного

материала.

Цифровой диктант

по теме 5 мин

Студентам

предлагается 10

утверждений. При

соответствии

утверждения истине,

ставится номер этого

утверждения, при

несоответствии –

номер пропускается.

Проверяется в

конце.

Смотри приложение

Подведение итогов занятия. Задание к следующему уроку 5 минут

Анализирует работу

учащихся.

Дает задание к следующему

уроку

Осуществляют самоанализ.

Воспринимают информацию

Словесный метод

8

Конспект учебного материала

Тема: Нарушения мозгового кровообращения

Классификация нарушений мозгового кровообращения

Острые нарушения мозгового

кровообращения

Преходящие нарушения мозгового кровообращения

или транзиторные ишемические атаки

Инсульт

Хронические нарушения

мозгового кровообращения

Начальные проявления недостаточности мозгового

кровообращения

Дисциркуляторные энцефалопатии – клинические

проявления церебрального атеросклероза

ПРЕХОДЯЩЕЕ НАРУШЕНИЕ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

Клинический синдром с очаговой неврологической симптоматикой и/или общемозговыми

нарушениями, внезапно развившийся в результате острого нарушения церебральной

циркуляции, с полным восстановлением нарушенных функций в течение 24 часов:

- Транзиторная ишемическая атака

- Гипертонический церебральный криз

- Острая гипертоническая энцефалопатия

ИНСУЛЬТ

Клинический синдром с стойкими очаговыми неврологическими симптомами и/или

общемозговыми нарушениями, развившийся внезапно в результате острого нарушения

мозгового кровообращения, сохраняющийся не менее 24 часов:

- ишемический ( инфаркт мозга)

- геморрагический (кровоизлияние в мозг)

- субарахноидальное кровоизлияние.

«МАЛЫЙ ИНСУЛЬТ»

(обратимый неврологический дефицит)

9

Клинический неврологический синдром, развивающийся в результате острого нарушения

церебрального кровообращения, при котором нарушенные функции восстанавливаются в

течение первых трех недель.

Классификация инсультов

По степени тяжести

Малый инсульт

Регресс симптомов наступает в сроки до 3 недель

Инсульт легкой и средней

степени тяжести

Без расстройства сознания с преобладанием очаговой

неврологической симптоматики

Тяжелый инсульт

С угнетением сознания, признаками отека мозга,

нарушением деятельности других органов и систем

По локализации очага

Левое полушарие

Страдают речь, счет, письмо, движения в правых

конечностях

Правое полушарие

Страдают восприятие формы, размеров, положение

объектов, движения в левых конечностях

Ствол мозга

Нарушение жизненно важных функций: дыхания,

кровообращения, терморегуляции

По характеру изменений мозга

Ишемический инсульт

Тромботический инсульт

Эмболический инсульт

Вследствие закупорки сосуда атеросклеротической

бляшкой или тромбом

Геморрагический инсульт

Вследствие кровоизлияния в вещество мозга или под

мозговые оболочки, разрыве измененного сосуда

Сочетанный инсульт

Ишемическое поражение + кровоизлияние

По течению

Прогрессирующий инсульт

Характеризуется нарастающей симптоматикой

Завершившийся инсульт

Стабилизация неврологических симптомов

10

Общемозговые симптомы: головная боль, тошнота, рвота, потеря сознания.

Очаговые

симптомы:

расстройства

движений,

речи,

глотания,

нарушение

чувствительности в одной половине тела.

Периоды развития острого нарушения мозгового кровообращения:

Острейший период – до 3 суток

Острый период – до 21 суток

Ранний восстановительный период – до 6 месяцев

Поздний восстановительный период – до 2 лет

Стойкие остаточные явления – после 2 лет

ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТОВ ПРИ НАРУШЕНИИ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

- нарушение сознания

- головная боль

- тошнота, рвота

- головокружение

- потребность в тишине, темноте, покое

- дефицит самообслуживания (строгий постельный режим, парезы, параличи)

- недостаток самообслуживания (тремор, слабость)

- нарушение мочеотделения, дефекации

- состояние эпилептического приступа

- высокая температура

- психомоторное возбуждение

- беспокойство, тревога по поводу заболевания и его последствий

- нарушение сна

- плаксивость

- депрессия и тд.

11

Первичная профилактика инсульта.

Первичная профилактика предусматривает:

-

«Массовую

стратегию»,

включающую

санитарно-просветительную

работу,

направленную на увеличение знаний населения о факторах риска возникновения инсульта

и

мерах его профилактики. Эта работа должна проводиться постоянно по программе

согласованных

действий

учреждений

здравоохранения,

органов

управления

и

общественных организаций.

- «стратегию групп высокого риска», включающую выявление групп с высоким риском

развития

инсульта

на

основании

разработанного

алгоритма

(смотри

приложение

1).

Группы лиц с высоким риском ОНМК определяются неврологом и терапевтом, подлежат

отдельному учету, плановому обследованию и регулярному комплексному лечению.

Основные методы профилактики инсульта:

Гипотензивная терапия с постоянным и эффективным контролем АД

Пожизненная антиагрегантная терапия

Гиполипидемическая терапия

Каротидная эндарэктомия

Ангиопластика.

Заболевания , требующие лечения в первую очередь:

1.

Артериальная гипертензия

2.

Ишемическая болезнь сердца, аритмии

3.

Атеросклероз периферических артерий

4.

Сахарный диабет.

У

всех

пациентов

с

факторами

риска

заболеваний

сердца

и

сосудов

необходимо измерять АД на обеих руках и проводить аускультацию сонных

артерий!

Пациенты с транзиторной ишемической атакой через 14 дней после ее возникновения

могут быть обследованы амбулаторно. В ближайшие дни после обращения необходимо

провести

комплексное

обследование:

УЗДГ

или

ДС

брахиоцефальных

артерий.

ЭКГ,

ЭхоКГ, клинический анализ крови, липидограмму, КТ или МРТ головного мозга и начать

лечение.

Население должно быть широко информировано о необходимости вызова скорой или

неотложной помощи при появлении первых признаков инсульта.

Инсульт – это неотложное состояние!

Предварительный вызов врача поликлиники или общей практики может быть причиной

задержки госпитализации и помешать раннему началу адекватного лечения.

ТРИ ЭТАПА ВЕДЕНИЯ БОЛЬНЫХ:

- догоспитальный

12

- стационарный

- в реабилитационном отделении.

Основные принципы лечения больных с инсультом:

Экстренный характер (первые 3-6 часов)

Интенсивность (в палате интенсивной терапии0

Направленность (воздействие на все факторы)

Комплексность 9лечение состояний, угрожающих жизни больного0

Профилактика осложнений, ранняя реабилитация

Этапность

ТРАНЗИТОРНАЯ ИШЕМИЧЕСКАЯ АТАКА – это остро возникающая недостаточность

мозгового

кровообращения

с

очаговыми

или

общемозговыми

нарушениями,

характеризующаяся полным восстановлением функций в течение 24 часов.

Клинические признаки

Следует обратить внимание на внезапное появление

хотя бы одного из следующих

симптомов:

Любые нарушения зрения вплоть до развития слепоты

Нарушение речи, понимания речи ( дисфония, дизартрия, полная афазия)

Нарушение чувствительности

Нарушение координации

Двигательные расстройства.

Неотложная помощь:

ЭКГ

Магния сульфат 25% 10 мл в/в

Глицин 1,0 сублингвально

Мексидол 5% 4 мл в/в

Контроль и нормализация АД

При артериальной гипотензии ГЭК 6% 500 мл в/в или полиглюкин 50 мл в/в

струйно + 350 мл капельно

Тактика

- нейропротекторная терапия

- госпитализация в неврологическое отделение

- транспортировка на носилках

- при отказе от госпитализации – актив врачу поликлиники

13

ИНСУЛЬТ НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ – это ОНМК, вызванное патологическим

процессом (тромбозом, кровоизлиянием, ишемией, эмболией и тд), сохраняющимся не

менее 24 часов, и сопровождающееся развитием стойких симптомов поражения ЦНС или

приводящее к смерти.

Клинические признаки

Нарушение сознания, потеря сознания

Ассиметрия лица

Взгляд в сторону очага поражения

Нарушение речи

АД повышено или понижено

Повышение температуры тела

Неотложная помощь

ЭКГ, глюкометрия, термометрия, КПВ (катетеризация периферической вены)

Магния сульфат 25% 10 мл в/в медленно

Глицин 1,0 сублингвально при отсутствии аспирации

Мексидол 5% 4 мл в/в

Семакс 1% интраназально по 3 капли в каждый носовой вход при угрозе аспирации

При АД больше 200/110 мм рт ст

Каптоприл 12,5 или 25 мг под язык, анаприлин 10-40 мг внутрь, эналаприлат 1,25

мг в/в

Дексаметазон 8 мг в/в(уменьшение отека мозга)

Маннитол 20%200 мг в/в

При гипотензии

Полиглюкин 50 мл в/в струйно + до 400 мл в/в капельно

Тактика

- нейропротекция, снижение внутричерепной гипертензии

- снижение АД на 15 % от исходного

- купирование судорог и рвоты

- госпитализация в неврологическое отделение, ОРИТ

- транспортировка на носилках

Организация медицинской помощи больным в остром периоде инсульта

Показания к госпитализации:

Все пациенты с ОНМК, в том числе, пациенты с «малым инсультом», а также пациенты с

ТИА, нуждаются в экстренной госпитализации.

Противопоказания к госпитализации:

14

- относительные: критические нарушения дыхания и кровообращения, психомоторное

возбуждение и эпилептический статус до их купирования,

- абсолютные: терминальное состояние, синдром децеребрационной ригидности,

- письменно подтвержденный отказ пациента или его родственников от госпитализации.

Во всех этих случаях неотложная помощь и лечение проводятся на дому.

Оптимальное время госпитализации – первые 6 часов от начала инсульта.

Транспортировку больных с инсультом любой степени тяжести проводить только в

положении лежа.

Диагностические процедуры.

1.

Нейровизуализация с помощью неконтрастной КТ или МРТ. Если КТ или МРТ

недоступны проводятся рентгенография черепа, ЭхоЭГ, люмбальная пункция.

2.

ЭКГ.

3.

Ультразвуковые исследования.

4.

Лабораторные исследования: клинический анализ крови. Анализ крови на сахар,

биохимический анализ крови, показатели свертываемости крови. Электролитного

баланса, клинический анализ мочи. Специальные лабораторные показатели:

протеин С, антифосфолипидные и антикардиолипиновые антитела, гомоцистеин,

тесты на васкулит.

5.

Консультации специалистов: терапевта, эндокринолога.

На отдаленный функциональный исход у пациента с инсультом влияют

следующие параметры

-интервал времени до начала специфической терапии,

-выявление и лечение клинических состояний, влияющих на

исход(артериальное давление, температура тела, уровень глюкозы),

- диагностика и лечение церебральных и экстрацеребральных осложнений.

Основные принципы реабилитации

Основными принципами реабилитации являются

раннее начало,

комплексность,

систематичность,

поэтапное построение восстановительного лечения,

активное участие в лечении самого больного и его близких.

Раннее начало означает, что все необходимые мероприятия: лечебная гимнастика, занятия

с логопедом-афазиологом должны начинаться уже в первые дни после инсульта, как

только позволит общее состояние и состояние его сознания. Наиболее же интенсивно все

восстановительные мероприятия проводятся в ранний восстановительный период,

15

особенно в первые месяца. Занятия эти должны проводиться систематически, без

перерывов, независимо от того , где находится пациент: в стационаре, дома , в санатории.

Комплексность заключается в использовании широкого набора восстановительных

мероприятий. В основе реабилитации больных с двигательными нарушениями лежит

лечебная гимнастика (активная и пассивная) в сочетании с обучением ходьбе и бытовым

навыкам. При мышечной спастичности – используют специальные лонгеты и укладки

(лечение положением), избирательный и точечный массаж, тепловые физиопроцедуры,

лекарства, снижающие мышечный тонус. При нарушении речи главным в реабилитации

являются регулярные занятия с логопедом-афазиологом.

Этапность построения реабилитации означает, что восстановительный процесс может

быть разбит на отдельные этапы. На каждом из них специалисты ставят определенные

задачи и отрабатывают с больным упражнения, способствующие решению поставленных

задач. Наиболее эффективна следующая схема: неврологическое отделение больницы –

восстановительное отделение или реабилитационный центр – амбулаторное лечечние на

дому или реабилитационный санаторий.

Роль родных и близких заключается не только в проведении занятий с больным, но и в

создании здорового психологического климата в семье.

16

Карта материально-технического оснащения занятия:

Наименование

Количество

Фактически

Бортникова С.М.Зубахина

Т.В.Нервные и психические

болезни.Ростов –на-Дону

«Феникс» 2015 С130-144

30

30

Лекционная тетрадь

У каждого студента

У каждого студента

Мультимедийная система с

ноутбуком

1

1

Дидактический материал

1.Раздаточный материал

2.Контролирующийматериал

3.Творческий материал:

Презентация по теме

Фильм

15

30

1

1

1

15

30

1

Внеаудиторная самостоятельная работа (домашнее задание)

Вид задания

Способы выполнения

Вид контроля

1.Заполните таблицу

«Сравнительная

характеристика инсультов»

Письменно в лекционной

тетради

Немые схемы

2.Составьте памятку или

рекомендации для пациентов

и/или их родственников по

уходу за пациентами с

инсультом

В электронном виде

размером А-4 в

соответствии с

требованиями

Электронная почта

преподавателя

17

Литература

Литература для преподавателя

1. А.А.Скоромец, А.П.Скоромец, Т.А.Скоромец «Пропедевтика клинической неврологии»

СПб Политехника 2004 г.

2.А.М.Спринц «Нервные болезни» СПб СпецЛит 2015 г.

3. Организация специализированного сестринского ухода под ред.З.Е.Сопиной. Москва

«ГЕОТАР-Медиа» 2013

4.Методические рекомендации по организации неврологической помощи больным с

инсультами в Санкт-Петербурге. СПб Изд.Человек 2002 г.

Литература для студентов:

С.М.Бортникова, Т.В.Зубахина «Нервные и психические болезни» 2015 г. стр.148-165

Т.П.Обуховец, Т.А.Склярова, О.В,Чернова «Основы сестринского дела», 2010 г.

18

Приложение №1

Цифровой диктант по теме «Нарушения мозгового кровообращения»

Верно ли следующее утверждение?

Если утверждение соответствует истине-запиши это число, если нет – не пиши.

1.Ишемический инсульт встречается чаще у пожилых людей.

2.Геморрагический инсульт – это кровоизлияние в мозг.

3.Ликвор окрашен кровью при ишемическом инсульте.

4.Нарушение глотания есть проявление бульбарных расстройств.

5.Гемиплегия – это паралич нижних конечностей.

6. Афазия наблюдается при ишемическом инсульте, при геморрагическом – нет.

7. Судорожный припадок встречается только при эпилепсии.

8. Причиной ишемического инсульта может быть аневризма мозговой артерии.

9. При люмбальной пункции прокол производят в поясничном отделе позвоночника.

10. При инсульте всегда повышено артериальное давление.

ОТВЕТ:

1,2, 4,9.

1.

19

Приложение 2

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1.Инсульт – это

1)Начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения,

2)Преходящее нарушение мозгового кровообращения,

3)Острое нарушение мозгового кровообращения,

4)Хронические нарушения мозгового кровообращения.

2.При транспортировке больного с геморрагией в мозг необходимо:

1)Приподнять голову,

2)Приподнять ноги,

3)Часто менять положение головы и туловища,

4)Избегать изменений положения головы.

3. При появлении первых признаков инсульта медсестра может дать пациенту до

прихода врача препарат глицин 100 мг:

1)1 таблетку внутрь,

2)1 таблетку под язык или за щеку,

3) 5 таблеток внутрь,

4) 5 таблеток под язык или за щеку.

4. Спастический гемипарез – нарушение двигательной функции:

1)обеих рук,

2)одной руки,

3)одной ноги,

4)руки и ноги с одной стороны.

5. Наиболее частые осложнения при инсульте:

1)застойные явления в легких, гипостатическая пневмония, дыхательная недостаточность,

2)развитие контрактур, артропатий,

20

3)истощение и обезвоживание,

4)рарушение функций тазовых органов,

5)все ответы верны.

6. Обязательные мероприятия, направленные на профилактику повторного инсульта:

1) полноценное питание и физическая активность,

2) борьба с повышенным АД и другими факторами риска,

3)ежедневный прием антиагрегантов,

4) все ответы верны.

7. Основный принцип лечения больных с инсультом:

1)экстренный характер,

2)интенсивность,

3)направленность.

4)все ответы верны.

8. Реабилитация больных, перенесших инсульт, - это:

1) профилактика повторных инсультов,

2)медикаментозная терапия,

3)лечебная физкультура и физиотерапевтические процедуры,

4)сочетание медикаментозных, психолгических, социальных мероприятий, охватывающих

все периоды течения сосудисто-мозгового процесса, меры предупреждения осложнений и

рецидивов.

9. Для симптоматического лечения спастичности используют:

1)лечебную гимнастику,

20миотропные спазмолитики,

3)введение в мышцу ботулинического тксина,

4)все перечисленное верно.

10. Проявления псевдобульбарного синдрома при инсульте:

1)парез трапецивидной и грудинно-ключично-сосцевидной мышцы;

2)дисфагия,

3)насильственный смех,

21

4)снижение глоточных рефлексов, дисфагия, дизартрия, насильственный смех,

насильственный плач.

Приложение 3

Сравнительная характеристика инсультов

Симптомы

Геморрагический инсульт

Ишемический инсульт

Возраст

Начало

сознание

Головная боль

Рвота

АД

Гиперемия лица

Анизокория

22

Приложение 5

Ситуационные задачи

Задача №1

Пациентку 70 лет беспокоят приступы кратковременной интенсивной боли в течение

нескольких секунд по типу «прохождения электрического тока» в области левой нижней

челюсти. Приступы болей возникают несколько раз в день, провоцируются разговором,

жеванием и чисткой зубов. При обследовании вне приступа боли неврологических

нарушений не выявлено.

Врач поставил диагноз невралгии тройничного нерва.

Ответьте на вопросы:

1.

Объясните пациентке суть ее заболевания.

2.

Дайте рекомендации по образу жизни и питанию.

3.

Информируйте пациентку о правилах приема обезболивающих препаратов.

Задача №2

У 50-летней пациентки после операции на щитовидной железе возникла осиплость голоса,

при ларингоскопии выявлен паралич правой голосовой связки, других неврологических

нарушений нет.

Диагноз: повреждение языкоглоточного нерва.

Ответьте на вопросы:

4.

Объясните пациентке суть ее заболевания.

5.

Дайте рекомендации по образу жизни и питанию.

6.

Информируйте пациентку о правилах приема лекарственных препаратов.

Задача №3

У мужчины 40 лет, перенесшего 2 месяца назад во время командировки в Сибири укус

клеща, обнаружены атрофия обеих трапециевидных и грудинно-ключично-сосцевидных

мышц, затруднения пожимания плечами и поворота головы в стороны, других

неврологических нарушений нет.

Поставлен диагноз невропатии добавочных нервов.

Ответьте на вопросы:

7.

Объясните пациенту суть его заболевания.

8.

Дайте рекомендации по образу жизни и питанию.

23

9.

Информируйте пациента о правилах приема лекарственных препаратов.

24



В раздел образования