Автор: Доценко Елена Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГАОУ Школа "Шик 16" Дошкольные группы
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Деревья и кустарники - наши друзья"
Раздел: дошкольное образование
Игровой сеанс для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила и провела: воспитатель Доценко Е.Г.
Тема: «Деревья и кустарники –наши друзья»
Цели: расширить и уточнить знания детей о растениях ближайшего
окружения; упражнять детей в словообразовании; развивать
непроизвольную память, мышление; воспитывать бережное отношение к
природе.
Материалы: схема с изображением частей дерева; схема, кустарник; слайды с
изображением деревьев и кустарников (дуб, береза, липа, ель, клен, сирень,
шиповник); картинка с изображением белки; коробочки; разноцветные
платочки; натуральные плоды рябины, дуба, ели и шиповника; листья и
семена клена; листья и семена липы; листья и кора березы; изделия из
дерева (книга, карандаш, лапти, корзинка, балалайка, ложки, посуда,
игрушки); корзина с шишками; запись «Шум леса»; мультимедийное
устройство.
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Какое сейчас время года? (осень).
- Назовите признаки осени (солнце светит меньше; день становится
короче, а ночь длиннее; чаще идут дожди; стало прохладно; птицы улетают
в теплые края; вянет и жухнет трава; на деревьях и кустарниках желтеют и
опадают листья)
2. Выделение частей дерева и отличия его от кустарника
- Деревья есть высокие и низкие. Листья у них различной формы. Все
деревья очень разные, но они все объединены одним словом. Почему?
На экране появляется картинка с изображением частей дерева. (У всех есть
стол, корень, ветки, листья).
На экране – изображение кустарника.
– А вот еще одно растение: у него тоже есть корни, столы, ветки, листья.
Это тоже дерево? (нет, это куст).
– Как отличить дерево от кустарника? (дерево выше кустарника; у дерева
один ствол и толстый, а куста стволов много и они тоненькие).
- Давайте сравним дерево и человека. Встаньте ровно – мы деревья. Что
будет служить у нас корнем? (ноги). Ствол - это? (туловище). Ветки - это?
(руки). Листья - это? (ладошки и пальчики). Кора – это? (кожа).
Дети на себе показывают части тела, соотнося их с частями дерева.
- Если нам сломают руку или поцарапают кожу, нам будет больно? А
дереву? (да). Почему? (оно тоже живое). Докажите, что оно живое (дерево
дышит, питается и растет).
3. Физкультминутка
Дети имитируют дерево в соответствии с текстом стихотворения: машут
ладошками в лицо, качают руками влево и вправо, садятся на корточки,
поднимаются на носочки).
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
4. Отгадывание загадок
- Отгадайте, о каком дереве идет речь?
Дети загадывают загадки, которые они подобрали и выучили с родителями
дома. На экране появляется картинка с изображением дерева-отгадки (ель,
береза, дуб, липа, шиповник, сирень, рябина, клен).
Что же это за девица? – С моего цветка берет
Не швея, не мастерица Пчелка самый вкусный мёд.
Ничего себе не шьёт, А меня всё ж обижают:
А в иголках круглый год. Шкурку тонкую сдирают.
(Ель) (Липа)
Сучки рогатые, В сенокос горька
Плоды крылатые, А в мороз - сладка
А лист – ладошкой Что за ягодка она?
С длинной ножкой. (Рябина)
(Клён)
Сидит на палочке Куста чудесней нет,
В красной рубашке, Он славит день весенний,
Брюшко сыто – Пахуч и нежен цвет
Камнями набито. Красавицы …
(Шиповник) (Сирени)
Я из крошки-бочки вылез Не заботясь о погоде,
Корешки пустил и вырос В сарафане белом ходит,
Стал высок я и могуч, А в один из теплых дней
Не боюсь не гроз, не туч. Май серёжки дарит ей.
Я кормлю свиней и белок – (Берёза)
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
5. Игры с Белочкой
- Ваши загадки о деревьях услышала белочка. И пришла к вам со своими
загадками.
На доске вывешивается картинка с изображением белочки.
Игра «Четвертый лишний».
Детям предлагается набор карточек.
– Какая картинка отличается от остальных и почему?
3 дерева и 1 кустарник;
3 лиственных дерева и 1 хвойное дерево;
3 плода и 1 лист;
4 разноцветных листа: 3 листа большого размера и 1 лист – маленького.
Игра «Я загадал листок»
На ватмане изображена таблица, которая состоит из 3-х рядов и 4-х столбиков.
В каждом окошечке нарисован один из разноцветных листьев с разных
деревьев.
- Я загадала листок, он находится во втором ряду и в первом столбике.
Какой лист я загадала?
Далее дети сами по очереди рассказывают друг другу, где находится
загаданный им листок.
Игра «С какой ветки детки?»
- Ребята, Белочка для вас приготовила сюрприз. В каждую коробочку она
положила маленькую «частичку» от какого то дерева. Вам надо будет
угадать, что это за часть (лист, плод, семя) и с какого она дерева.
На столе стоят 7 коробочек накрытые цветными платочками в которых лежат
натуральные листья, плоды, семена и кора с разных деревьев и кустарников.
Каждый ребенок подходит к столу и выбирает одну из них, убирает платок и
называет: «Это березовый лист. Дерево - береза»; «Это дубовый лист. Это плод
с дуба, желуди» и т.д.
- Вам понравились игры, которые приготовила для вас Белочка?
6. Итог занятия
- Ребята, расскажите белочке, для чего нам нужны деревья и кустарники?
- Какие предметы можно изготовить из этих растений? (демонстрация
предметов, подобранных детьми с родителями дома).
- Если растения так много значат для нас, что мы можем сделать, чтобы
они не исчезли?
- Из леса Белочка вам принесла корзинку с шишками. В старину
говорили, что если несколько минут подержать в руке шишку, то человек
успокаивается, самочувствие улучшается и поднимается настроение.
На стол выставляется корзина с шишками.
- Возьмите в руки по шишке, закройте глаза.
Звучит запись «Шум леса» 15сек.
- Вы почувствовали прилив сил, а хорошее настроение? Пусть это
состояние не покидает вас никогда!