Применение данных профдиагностики в комплексном социально-психологическом обследовании
Автор: Величко Елена Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №8" Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Применение данных профдиагностики в комплексном социально-психологическом обследовании Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ПРОФДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
В КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Особое место среди методов психодиагностики занимают компьютеризированные
технологии.
Набор
теоретически
обоснованных
и
надежных
психодиагностических
методик имеется в каждой школьной психологической службе. Для наиболее полного и
достоверного
исследования
необходимо
использовать
несколько
проверенных
опытом
методик, дополняющих друг друга и апеллирующих к разным личностным структурам
(эмоции,
мотивация,
общение,
интеллект).
Однако
существуют
готовые
тестовые
комплексы,
позволяющие
совместить
анализ
интересов,
способностей
и
личностных
качеств
учащихся
в
рамках
диагностики
их
профессиональных
склонностей.
Инструментом многогранной оценки степени выраженности свойств индивидуальности
служит
компьютеризированный
комплекс «Профориентатор» ,
позволяющий
изучить
мозаику личности учащегося во всех ее оттенках, конструируя из разных показателей
целостную личность.
Методика делает возможным оценить уровни интеллектуального, мотивационно-
потребностного и эмоционального развития учащихся, выявить неравномерность, а у
многих учащихся и недостаточность развития некоторых психологических образований и
на
основе
анализа
этих
факторов
сформулировать
некоторые
психологические
рекомендации по оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Информационные
материалы,
полученные
с
помощью
ком п л е кс а
профдиагностического тестирования «Профориентатор» используются:
-
заместителем
директора
по
учебно-воспитательной
работе
-
в
качестве
критериев отбора при организации профильных классов,
-
заместителем
директора
по
учебно
–
производственной
работе
-
в
профориентационном консультировании,
- психологом - для разработки программ коррекционной и развивающей работы с
учащимися,
- классным руководителем - для определения особенностей взаимоотношений с
одноклассниками и педагогами, выявления проблем обучения и воспитания
-
социальным
педагогом
–
для
организации
социально-ценной
деятельности
обучающихся.
ОСТАНОВИМСЯ ПОДРОБНЕЕ НА ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ
ПРОГРАММ.
Тестовый комплекс «Профориентатор» включает 3 блока вопросов и заданий:
11 .
Оценка
структуры
интересов .
Данный
блок
направлен
на
диагностику
интересов учащегося к различным сферам профессиональной деятельности по восьми
факторам:
«Техника» (нравится
алгебра,
физика,
информатика,
любит
работать
руками,
хорошее
пространственное
мышление,
хорошая
память
на
движнния,
хорошие показатели внимания, высокий невербальный интеллект), «Наука» (интерес
стабильность) и «Риск» (индикатор ситуативного благополучия подростка, жажда
острых
ощущений,
тенденция
к
рискованному
поведению,
ситуативная
тревожность,
напряженность
и
стремление
к
агрессивным
способам
решения
проблем ).
Выбор
областей
осуществлялся
с
опорой
на
теоретические
подходы
отечественной
психологии
труда
(Е.
А.
Климов)
и
американской
психологии
профессионального выбора (Дж. Холланд). Интересы к определенным занятиям, видам
деятельности отражают желания, потребности тестируемого
2. Оценка структуры интеллекта . В блоке представлены задания, определяющие
уровни развития способностей (факторы умственной деятельности), таких как вычисления
(математические
способности),
лексика
(объем
и
легкость
актуализации
словарного
запаса), эрудиция (широта кругозора), зрительная логика (пространственное мышление),
абстрактная логика (абстрактное мышление), внимание (концентрация, устойчивость).
Кроме
того,
представляется
возможным
оценить
показатель
уровня
обучаемости
и
умственной работоспособности, технический и гуманитарный индексы.
3 . Оценка структуры личности. Блок ориентирован на выявление личностных
качеств:
активность
(экстраверсия,
интроверсия),
согласие
(стиль
межличностного
взаимодействия),
самоконтроль
(организованность,
сознательность,
честность/
импульсивность,
неаккуратность,
гибкость
моральных
принципов),
эмоциональная
стабильность (тревожность, стрессоустойчивость, способность к адаптации).
Методика
дополнена
специальным блоком
развития ,
отражающим
перечень
рекомендуемых школьнику тренинговых (развивающих) программ. Данный блок создан с
целью
обеспечения
консультирования
школьников
не
только
по
вопросам
профессионального,
но
и
личностного
развития,
а
также
с
целью
рекомендации
конкретных тренинговых программ и направлений для такого развития.
С и с т е м а «Профнавигатор»
п о з в о л я е т
п р о в о д и т ь
к о м п л е к с н о е
профориентационное тестирование школьников средних классов, выявляя потенциал и
ведущую направленность ребенка в профессиональной сфере, показывая его интересы,
способности и склонности к тем или иным видам деятельности.
Комплекс состоит из трех блоков. Первый блок – диагностика интересов ребенка.
Позволяет определить основные сферы профессиональных интересов ребенка, отражает
познавательную
направленность
и
развитость
человека. Второй
блок –
диагностика
интеллектуальных способностей. Определяет структуру интеллекта ребенка, профиль
способностей, общий уровень интеллектуального потенциала.
Третий блок – диагностика
личностных
качеств
и
темперамента.
Определение
склонностей
к
активности
и
общительности, эмоциональности, эстетичности и т.д.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
включают :
-
факторный
профиль,
который
является
индивидуальным
психологическим
и
профессиональным портретом ребенка, на основании которого можно строить прогноз
будущей профессиональной успешности в той или иной профессии;
- к каждой шкале теста выдается 5-ти уровневая интерпретация в зависимости от
набранного балла;
- сходные профили, которые позволяют определить те кружки и секции, которые
будут максимально подходить данному конкретному школьнику.
Отчет по системе «Профнавигатор» включает в себя диаграмму рекомендуемых
профилей обучения. Диаграмма позволяет в целом определить общую профессиональную
направленность школьника, выделить наиболее приоритетные направления получения
профессионального образования (к примеру, творческие, гуманитарные, технические и
т.п.).
Система
тестирования «Профмастер»
включает
в
себя
батарею
из
двух
профориентационных
тестов.
Основное
назначение
системы
-
профориентация
школьников и абитуриентов, выбирающих профессию и профиль обучения в учебных
заведениях среднего профессионального образования.
Комплекс состоит из двух блоков, тестирование проводиться по всей батарее в
целом. Общее время тестирования по всем двум блокам составляет в среднем 30-40 минут.
Первый
блок:
диагностика
интересующих
условий
работы. Позволяет определить
основные требования и предпочтения ребенка к условиям будущей работы: готовность
или неготовность выполнять однообразную, монотонную работу, готовность к физическим
условиям
труда
и
т.п.
Определяет
условия
труда. Второй
блок
–
диагностика
профессиональных
склонностей. Определяет
структуру
склонностей
ребенка,
направления его интересов и личностных качеств: склонности к ручному труду, работе с
природными объектами, с творческим материалом, общением, риском, информацией и т.п.
Определяет предмет труда.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ включают :
Факторный профиль, словесные интерпретации, список рекомендуемых профессий.
Таким
образом,
методика
исследования
личности
старшеклассника
на
основе
комплексов профдиагностического тестирования «Профориентатор», «Профнавигатор»,
«Профмастер»
могут
рассматриваться
в
качестве
инструментария
для
получения
комплексных
критериев
отбора
в
профильные
классы
и
при
разработке
конкретных
программ организации социально - психологического сопровождения обучающихся.
Применение
компьютерных
версий
психодиагностических
тестов
значительно
облегчает задачу психологического и профориентационного консультирования, к тому же
выдаваемые
программой
интерпретация
данных
и
рекомендации
по
выбору
предпочитаемого профиля обучения и сферы деятельности являются достаточно надежной
информационной базой для того, чтобы сделать необходимые выводы. Представленная
методика «Профориентатор» и ее возможности в контексте решения проблем, связанных с
оптимизацией социально-психологического сопровождения учащихся средней и старшей
школы, значительно ускоряет процедуру обследования, упрощает подсчеты и выведение
результата – в виде графических профилей, диаграмм и подробной интерпретации.