Напоминание

Использование проектной деятельности по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста


Авторы: Васильева Алеся Михайловна, Петрекеева Екатарина Игоревна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 96
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Использование проектной деятельности по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование проектной деятельности по экологическому воспитанию

с детьми старшего возраста.

На сегодняшний день широко развивается методика экологического

воспитания, осваиваются программы, разрабатываются разнообразные

формы работы с дошкольниками, при этом учитываются, как природные, так

и социальные условия нашей страны.

Экологическое образование, полученное в детском саду, является основой для

становления и развития экологической культуры ребенка. Экологическая

культура ребенка целенаправленно формируется на занятиях и в

повседневной жизни через модели педагогического процесса экологического

образования дошкольников, интеграцию экологического воспитания во все

виды деятельности.

В процессе реализации данной цели, в работе с детьми старшего

дошкольного возраста мы использовали технологию проектной деятельности.

Анализ состояния практики экологического воспитания показал

перспективность использования данной технологии, как способа организации

деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой

при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации

и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

Проектная деятельность включает в себя выполнение определенных этапов

работы. Одним, из которых является выполнение творческих заданий,

способствующих актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их

практическому применению во взаимодействии с окружающими, с миром

природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации,

самовыражении, в творческой деятельности.

В ходе проектной деятельности в рамках экологического воспитания детей

старшего возраста мы придерживались следующей структуры

исследовательской деятельности: предмет информационного поиска,

аналитическая работа над собранными фактами, корректировка

первоначального направлениям, анализ новых фактов, обобщение, выводы,

оформление результатов, использование полученных результатов

в практической деятельности. А так же мы проводили систематические

наблюдения за природой, что вносило эмоциональный оттенок в работу

детей. Данный вид работы требует постоянного, непосредственного «живого»

общения с животным и растительным миром. Одним из условий

обеспечивающим это, является развивающая природная среда, которая

способствует реализации всех компонентов содержания экологического

образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного.

Кроме того, такая деятельность формирует у детей бережное отношение

к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. Реализации данного условия

способствовали такие проекты, как «Кошки», «Животные Томской области»,

«Покормите птиц зимой».

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками,

необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества

воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия

разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания

занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности,

связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в

ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к

эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом

организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие

книги — энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений,

животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо

систематизировать и поставить игры на экологическую тему.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных

интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими

способами решения учебных и творческих задач, общими способами

мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

Через объединение различных областей знаний формируется целостное

видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в

подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой

деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные

качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она

помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской

деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность,

творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества

способствуют успешному обучению детей в школе. В старшем дошкольном

возрасте позитивное отношение к окружающему миру становится опорой,

прочным фундаментом, на котором начинает создаваться увлеченность

процессом познания (особое состояние личности, характеризуемое

интенсивным восприятием, интуитивной мотивацией, потоком энергии и

чувством глубокого удовлетворения от осуществления жажды исследования)

и ее составляющие: сосредоточенность внимания, инициативность,

эмоциональный подъем познавательной деятельности, познавательная

активность, самодеятельность.



В раздел образования