Автор: Шадрина Олимпиада Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ г. Среднеколымска"
Населённый пункт: город Среднеколымск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока на тему "Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Дата: 22.11.2017г.
Класс: 3 «в»
Учитель: Шадрина Олимпиада Александровна
Тип урока: Урок решения учебной задачи (ОНЗ)
Тема урока: Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Цель урока: Создание условий для открытия общего представления о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1, автор В.П.Канакина, УМК «Школа России», интерактивная доска, оформление доски, схемы, пре-
зентация к уроку, проектор, компьютер, карточки для работы в парах, карточки к таблице «Орфограмма», фонограмма гимна города Среднеколымска «Вели-
чальная Среднеколымску».
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Ученик получит возможность формирования:
1.
Понимания причин успеха/ неуспеха в овладе-
нии учебным материалом.
2.
Способности к самооценке учебной деятельно-
сти на основе критериев успешности.
Ученик научится:
Познавательные УУД
Моделировать ;
выполнять задания поискового характера,
применяя знания в изменённых условиях.
Регулятивные УУД
Понимать и сохранять в памяти учебную
задачу урока;
контролировать и оценивать свою работу
и её результат.
Коммуникативные УУД
работать в паре;
договариваться и приходить к общему ре-
шению.
Ученик научится:
1.
Определять наличие в слове изученных и изу-
чаемых орфограмм.
2.
Находить и отмечать в слове орфограммы в
значимых частях слова.
Этапы урока
Содержание этапа
Функция учителя
Действия учащихся
Результат
I.
Демонстрация
усвоения ранее
изученного учеб-
ного материала
Самостоятельная работа уча-
щихся в парах.
Разберите слова по составу.
Колыма, северный, прибреж-
ный, Среднеколымск, юкагиры.
Организующая.
Выполняют самостоятельно в
тетрадях.
Находить и выделять в
слове приставку, ко-
рень, суффикс, оконча-
ние.
Работать в паре.
II.
Самооценка уча-
щихся
Оценка степени усвоения прой-
денного учебного материала.
Проверка с эталоном. (На
слайде)
Организующая.
У: Проверьте свои работы
по следующим критериям:
правильно, неправильно.
Оценивают степень владения
изученным учебным материа-
лом.
Учащиеся ставят + или -.
Оценивают знания по лесенке
-Понимания причин
успеха/ неуспеха в
овладении учебным
материалом.
-Способности к самоо-
успеха.
Словесная самооценка:
Знаю-не знаю.
Умею- не умею.
Понял – не понял.
ценке учебной деятель-
ности на основе крите-
риев успешности
III.
Постановка но-
вой учебной зада-
чи
1.
Повторение понятия
«Орфограмма»
2. Ситуация интеллектуаль-
ного конфликта (разрыва).
Знаю-не знаю.
Умею-не умею.
3.Совместная формулировка
учебной задачи.
Организующая.
У: Какие орфограммы есть в
слове?
У: Вспомним, что такое ор-
фограмма?
Организация ситуации
разрыва.
У: В какой части слова СЕ-
ВЕРНЫЙ есть орфограм-
ма?
-Что такое корень слова?
- Какие еще есть значимые
части слова?
- Могут ли в них быть орфо-
граммы?
У: Обсудите в парах.
У: Чему будем учиться сего-
дня на уроке?
Учитель фиксирует на доске
УЗ:
В каких значимых частях
слова есть орфограмма?
Восстанавливают таблицу «Ор-
фограмма», объясняя каждый
шаг. (на доске)
у: значимые части – приставка,
корень, суффикс, окончание.
у. высказывают разные точки
зрения. Одни считают, что в суф-
фиксе и приставке нет орфо-
грамм, другие наоборот.
Выясняют причину, почему
разные мнения.
у: Мы не знаем во всех ли частях
слова есть орфограммы.
-Моделировать;
-Определять наличие в
слове изученных и изу-
чаемых орфограмм.
-работать в паре;
- Понимать и сохра-
нять в памяти учебную
задачу урока;
IV.
Решение постав-
ленной задачи
1.
Поиск решения постав-
ленной задачи.
(Слайд) Фотография памятника
первопроходцам г. Среднеко-
лымска.».
Управляющая, организую-
щая
У: Что можете сказать про
это фото? (Учащиеся отве-
чают)
У:
Какой
праздник
города
у: Юбилей города – 375 лет на-
шему городу Среднеколымску.
Текст гимна у учащихся на пар-
тах. Учащиеся читают текст
гимна.
В тексте в некоторых словах вы-
делены
буквы
жирным
шриф-
том. С этими словами работают
учащиеся.
Задание: В каких значимых ча-
стях слова выделены орфограм-
мы?
приближается?
У: Какие символы нашего
города знаете?
У:
Только
на
днях
был
утвержден гимн нашего го-
рода. Автором гимна являет-
ся Анна Васильевна Шадри-
на.
Гимн
«Величальная
Среднеколымску
у:
Герб
города,
флаг
города.
(Учитель
показывает
слайды
с
гербом и флагом).
(Учащиеся могут задать вопрос
про гимн города).
Учащиеся выходят к доске пи-
шут и доказывают.
Город – города. (Учащиеся выде-
ляют корень слова, ударение, ор-
фограмму).
у:
В
слове город орфограмма в
корне парная по глухости и звон-
кости согласная буква д, прове-
рочное
слово города. Значит, в
корне
слова
есть
орфограмма
буква парная по глухости и звон-
кости.
Река – реки. (Учащиеся выделя-
ют корень слова, ударение, орфо-
грамму).
у:
В
слове река орфограмма в
корне безударная гласная е, про-
верочное
слово реки. Значит, в
корне
слова
есть
орфограмма
буква безударная гласная.
Добротой (Учащиеся выделяют
суффикс,
подчеркивают
орфо-
грамму).
у: В слове добротой орфограм-
ма буква непроверяемая безудар-
ная гласная в суффиксе. Значит в
суффиксе есть орфограмма.
Процветай
(Учащиеся выделя-
ют приставку, подчеркивают ор-
фограммы).
у: В слове процветай орфограм-
ма
буква
безударная
гласная а.
Значит в приставке есть орфо-
грамма.
И т.д. таким образом учащиеся
находят орфограммы во всех ча-
-моделировать;
-Выполнять задания
поискового характера,
применяя знания в из-
менённых условиях;
-Определять наличие в
слове изученных и изу-
чаемых орфограмм.
- Находить и отмечать
в слове орфограммы в
значимых частях слова.
-Договариваться и при-
ходить к общему реше-
нию.
2.
Фиксация нового пони-
мания на доске
Вывод:
«Орфограмма
буква,
обозначающая безударный глас-
ный звук может быть во всех ча-
стях слова». «Орфограмма бук-
ва,
обозначающая
парный
по
глухости и звонкости согласный
звук может быть в любой части
слова».
3.
Сравнение с культур-
ным аналогом
Учитель
поставил
галочку
возле записи учебной зада-
чи.
стях слов.
Учащиеся открывают учебники
на с. 102 и сравнивают свое по-
нимание. Вывод понятия сдела-
ли такой же, как в учебнике.
V.
Рефлексия
VI.
Домашнее зада-
ние
VII.
В конце урока
прослушивание
гимна города
Среднеколымск.
Связь с постановкой учебной за-
дачи.
Выполнить задания в «Рабочей
тетради» (упр 131, 132, с.52)
Организующая.
У.акцентирует внимание на
поставленную учебную за-
дачу и результат урока.
У: Какая была учебная зада-
ча на уроке?
У: Мы решили учебную за-
дачу? Какой ответ получи-
ли?
У: Оцените по оценочной
лесенке, как вы поняли сего-
дняшнюю тему. Кто выска-
жется?
(Обсуждают как надо вы-
полнить дом.задание)
у: В каких значимых частях сло-
ва есть орфограммы?
у: да, мы решили учебную зада-
чу. Во всех значимых частях сло-
ва есть орфограмма.
Учащиеся высказываются: я
сегодня понял… Я не понял…
- Контролировать и
оценивать свою работу
и её результат.
-Понимания причин
успеха/ неуспеха в
овладении учебным
материалом.