Автор: Савенкова Елена Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ№190 Населённый пункт: Оренбург Наименование материала: Проект Тема: "Волшебный мир звуков" Раздел: дошкольное образование
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
на первую квалификационную категорию
ТЕМА: "Волшебный мир звуков"
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: Художественно-эстетическое развитие
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Музыка
Выполнили:
Савенкова
Елена Владимировна
Муз. Руководитель
МБДОУ№190"
г. Оренбург
Руководитель:
Оренбург
2015
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание
человека (В.А. Сухомлинский).
В раннем возрасте ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир.
Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные.
Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со
звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта.
Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать
в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.
Применительно к детскому саду проект – это специально организованный
воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий,
направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием
творческого продукта. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию
еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект,
следовательно,
обучение
необходимым
умениям
и
навыкам
является
основной
задачей воспитателей.
Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают
участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только
источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в
процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками.
Педагогическая целесообразность
Данный вид деятельности расширяет кругозор детей, развивает мелкую моторику
рук, творческую фантазию и воображение. Необходимость в этом существует, так
как малоактивные дети, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах,
раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более общительными,
активными. Дети иначе воспринимают окружающий мир, более внимательно
относится к звуку, с большей активностью включается в творческий процесс.
Инструменты нетрадиционного вида (бросовый материал) дети изготавливают сами
совместно с педагогами (в детском саду), с родителями (дома).
Дети старшего дошкольного возраста шире знакомятся с музыкальными
инструментами, входящими в состав симфонического оркестра и оркестра
народных инструментов (баян, аккордеон, балалайка, свирели). Это не
предусмотрено Программой воспитания и обучения в детском саду под ред.
М.А.Васильевой. Но с внедрением в практику Федеральных государственных
требований, в которых одним из главных критериев является развитие всесторонних
способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства, представленный
инновационный опыт - это большой шаг вперед в развитии творческих
способностей детей.
Проектная карта (проект на 1 месяц – 4 недели)
Основные виды
детской
деятельности
Недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Непосредственн
о
образовательная
деятельность
1-ая
Музыкальное
занятие с
использование
м методики
Карла Орфа.
«Путешествие
с гномиком
Погуляйкой»
2-ая
Упражнение "Уточка"
3-ая
Пляска
«Погремушки»
М.Раухвергера
Показ с шумовым
оформлением
русских народных
сказок («Репка»,
«Курочка Ряба»,
«Теремок») и
потешек («Большие
ноги шли по
дороге», «Мышка,
мышка, как
живёшь?», «Идёт
коза рогатая)
4-ая
Наблюдения
(экскурсии,
прогулки)
1-ая
Прогулка,
слушание
звуков природы.
Вой ветра,
пение птиц,
шарканье по
дорожке, скрип
деревьев при
ветре и т.д
2-ая
3-ая
Прогулка,
слушание
звуков природы
4-ая
Художественно-
творческая
деятельность
1-ая
Продуктивная
деятельность –
рисование под
музыкальное
сопровождение
простейших
музыкальных
инструментов:
- «Ручейки и лужи»
(металлофон)
- «Дождик-дождик,
кап-кап-кап»
(треугольник)
2-ая
3-ая
рисование
красками
4-ая
Чтение
художественной
литературы
1-ая
“Сказка про
лягушонка
КВАК”
2-ая
Дидактические
упражнения на
развитие словаря:
- «Бубен (барабан,
колокольчик,
погремушка)
какой?» (подбор
прилагательных)
- «Бубен (барабан,
колокольчик,
погремушка) что
делает?» (подбор
глаголов)
3-ая
4-ая
Упражнение "Уточка"
2-ая
Настольные
дидактические игра:
- «Укрась бубен и
барабан»
3-ая
Дидактическая
игра
4-ая
Сюжетно-
ролевая игра
Матрица проекта
1
Название проекта: "Волшебный мир звуков"
2
Тема проекта: Формирование музыкально-сенсорных способностей детей подготовительного возраста.
3
Проблемное поле проекта: реализация интересов в импровизации со звуком при игре на самодельных музыкальных игрушках.
4
Цель: в процессе создания шумовых инструментов организовать детскую оркестровую деятельность.
5
Задачи: формировать представления детей о шумовых инструментах в процессе создания их аналогов; изучение шумовых
инструментов;
развитие восприятия шумового звука на слух и навыков исполнительской деятельности;
воспитывать интерес к совместной и индивидуальной музыкальной деятельности.
6
Ожидаемые результаты:
Личностные качества: понимать и эмоционально реагировать на звуки и двигаться соответственно темпу ; создание шумового оркестра.
Интеллектуальные качества: способность развитию тембрового слуха, узнавать звучание музыкальных инструментов,
Физические качества: развитие мелкой моторики рук в процессе создания шумовых инструментах и игры на них, развитие
артикуляционного аппарата в процессе игры на музыкальных инструментах.
7
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта):
Изучение и анализ звуковых возможностей шумовых инструментов
Детская деятельность: сбор информации совместно с родителями.
Деятельность родителей: сопровождают деятельность детей.
Педагогическая деятельность: методическая информация.
Определение необходимого набора для оркестра
Шуршащие пакеты.
Крышки от кастрюль.
Картонные стаканчики и трубочки для коктейля.
Стиральная доска.
Алюминиевая банка от напитков и монетки.
Ложка и маленькие бутылочки, залитые по возрастанию водой.
Стеклянная пустая бутылка, дуть поверх горлышка.
Надутый шарик и булавочка.
Подбор репертуара
“Сказка про лягушонка КВАК”
Упражнение "Уточка"
Т. Тиличеева «Смелый пилот»,
Г. Анисимова «Филин»,
Г. Анисимова «Сорока-сорока»,
Г. Анисимова «Петушок».
Слушание Пер Гюнт «Шествие гномов»
Изготовление инструментов:
Шуршащие пакеты. Иногда пакеты изготавливают из такого материала, который просто сводит с ума при каждом движении и
сгибе (если у кого-то в автобусе такой есть, все соседи обращают внимание). Вот такой нам и нужен! Можно просто комкать в такт, уже
весело.
Крышки от кастрюль. Ну, тут все очевидно: берем за ручки, разводим руки и… Громко получается. Только лучше использовать не
эмалированную посуду, так как она быстро теряет вид, да и кусочки отлетевшей эмали могут навредить ребенку.
Картонные стаканчики и трубочки для коктейля. В большой стакан (400-500 мл) наливаем немного воды, вставляем трубочку.
Ребенку нужно просто булькать, пуская струю воздуха в трубочку.
Стиральная доска. Резкие движения вверх-вниз обеспечат незабываемое звучание детскому шумовому оркестру.
Алюминиевая банка от напитков и монетки. Банку лучше взять с безалкогольным прошлым, как вы понимаете. Бросаем туда
горстку монет, трясем в руке под музыку, придерживая банку отверстием вверх.
Ложка и маленькие бутылочки, залитые по возрастанию водой. Музыкант берет ложку за самый кончик ручки и раскачивает ее
ударяя поочередно по бутылочкам.
Стеклянная пустая бутылка, дуть поверх горлышка.
Надутый шарик и булавочка. Это инструмент для самых отважных. Лопнуть нужно в самый, по мнению исполнителя этой партии,
кульминационный момент, когда резкий хлопок будет украшением музыкального произведения.
Распределение музыкальных партий, репетиции
Концерт
«Весёлые музыканты»
Выставка по совместному изготовлению (родителей и детей) нестандартных шумовых музыкальных инструментов.
Рефлексия
8
Описание продукта, полученного в результате проекта: Оркестровый концерт "Весёлые музыканты"
1. Выступление родителей: игра на балалайке.
2.
“Сказка про лягушонка КВАК”
3. Упражнение "Уточка"
4. Слушание Пер Гюнт «Шествие гномов»
5. Показ слайдов с изображением шумовых инструментов.
6. Исполнение муз. произведения Г. Анисимова «Сорока-сорока» воспитателями.
9
Вид проекта: творческий
10
Состав участников: 20 детей
Участники проекта - дети подготовительной группы. Главным направлением работы над проектом является работа в детских
объединениях, объединяющая детей по интересам в малые группы.
Педагоги: воспитатели, музыкальный руководитель
родители:
совместное изготовление нестандартных шумовых музыкальных инструментов.
Конкурс - выставка музыкальных инструментов.
Сценарий концертной программы с родителями и детьми подготовительной группы.
11
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Художественная литература, Художественное творчество.
№№
пп
Название
образовательной
области
Содержание (краткое)
Задачи
1
Художественная
литература
“Сказка про лягушонка КВАК”
развивать навыки восприятия текста, формировать
представления о музыкальных инструментов,
воспитывать бережное отношение к муз. Инструментам.
2
Художественное
творчество
Продуктивная деятельность – рисование под
музыкальное сопровождение простейших
музыкальных инструментов:
- «Ручейки и лужи» (металлофон)
- «Дождик-дождик, кап-кап-кап» (треугольник)
Развивать навыки изображения предметов путём создания
отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания,
использование разных материалов.
3
Коммуникация
Дидактические упражнения на развитие словаря:
- «Бубен (барабан, колокольчик, погремушка)
какой?» (подбор прилагательных)
- «Бубен (барабан, колокольчик, погремушка) что
делает?» (подбор глаголов)
12
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
Самые приятные для человека звуки – шум моря, леса
По возвращению с прогулки, вспомнить какие звуки природы ребёнок услышал во время игры на улице (вой ветра, пение птиц, скрип
снега и полозьев санок, шарканье по ледяной дорожке, скрип деревьев при ветре и т.д.).
13
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
14
Планируемое время на реализацию проекта по этапам: Весна, 1 месяц
№№
пп
Этап
Содержание деятельности
Сроки
1
Поисковый
Информирование родителей по теме проекта:
- Привлечение родителей к изготовлению нестандартных шумовых инструментов
Организационно-методическая деятельность:
-
Подбор методической литературы, изучение материалов Интернет-ресурсов
по теме
проекта
- Консультация для педагогов ДОУ «Организация музицировали на детских шумовых
инструментах в группах раннего возраста»
- Мастер-класс для педагогов ДОУ «Шумовое оформление сказок и рассказов для
детей раннего и младшего дошкольного возраста»
2
Аналитический
3
Практический
Совместное изготовление нестандартных шумовых музыкальных инструментов.
4
Презентационный
Выставка по совместному изготовлению (родителей и детей) нестандартных шумовых
музыкальных инструментов.
5
Контрольный
Концертная программа «Весёлые музыканты»
15
Организационные формы работы над проектом:
№№
пп
Формы работы
Название/ тема
Сроки
1
Непосредственно
образовательная
деятельность
Музыкальное занятие с использованием методики Карла Орфа. «Путешествие с
гномиком Погуляйкой»
2
Наблюдение
Прогулка, слушание звуков природы.Вой ветра, пение птиц, шарканье по дорожке,
скрип деревьев при ветре и т.д
3
Экспериментирование,
моделирование
Создание оркестра
4
Самостоятельная
работа детей
Рисование под музыкальное сопровождение простейших музыкальных инструментов:
- «Ручейки и лужи» (металлофон)
- «Дождик-дождик, кап-кап-кап» (треугольник)
5
Взаимодействие с
родителями
Совместное изготовление нестандартных шумовых музыкальных инструментов.
Конкурс - выставка музыкальных инструментов. Сценарий концертной программы с
родителями и детьми подготовительной группы.
6
Групповое обсуждение
Концертная программа
16
Форма проведения презентации: Концертная программас детьми подготовительной группы «Весёлые музыканты»
Организация работы с детьми.
Музыкальное занятие с использованием методики Карла Орфа. «Путешествие с
гномиком Погуляйкой»
Здравствуйте, ребята! я предлагаю начать наше музыкальное занятие с веселой разминки.
Ковырялочку, ребята,
Я хочу вам показать.
Вы попробуйте за мною
Все движенья повторять.
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
И три раза постучу,
Глядя на ребяток.
Сегодня наше занятие необычное. Мы немного попутешествуем по разным уголкам планеты. А поможет нам в
этом один из сказочных героев. Кто же он? - спросите вы. Узнать его вам поможет муз. пьеса. Прослушав отрывок
которой, вы поймете, о ком идет речь. И так слушаем.
Пер Гюнт «Шествие гномов»
Как называется эта пьеса? Кто написал ее? Верно. А о ком же она? (о гномах)
Да, она рассказывает о волшебных существах, живущих в подземном царстве горного короля.
Скажите, какая по характеру эта пьеса?
(Страшная, сказочная, бурная, грозная, таинственная, тревожная.)
А как вы думаете, каких гномов рисует эта пьеса? (добрых, злых)
Я тоже думаю, что композитор хотел показать разных гномов.
Один из них сегодня у нас в гостях. Зовут его Погуляйка. Больше всего на свете гном Погуляйка любит музыку и
путешествия. Погуляйка - волшебный гном он может путешествовать в любое место: на берег теплого моря, в
сказку, в подводное царство, в муз. страну, в далекий космос.
А там ему встречается не только много удивительных существ, но и множество удивительных звуков и мелодий.
Ведь музыка живет везде и во всем, что нас окружает.
А перемещается гном с помощью волшебных шкатулок, которые он охраняет в подземном царстве. Эти шкатулки,
он принес к нам в дет. сад. В них спрятаны звуки тех волшебных мест, где побывал Погуляйка.
С помощью них и мы можем отправиться в путешествие. Вы согласны?
Давайте откроем первую шкатулку.
Посмотрите, здесь была спрятана сосулька …
Звуки какого времени года спрятаны в шкатулке?
(Весны)
Я думаю, шкатулка нас приглашает отправиться в весенний лес.
Ты шкатулочка шкатулка помоги,
Нас на тучу синюю посади,
В лес весенний нас ты отнеси.
(полет)
Чем туча ниже, тем земля ближе.
Вот мы и в весеннем лесу. Сколько же звуков можно услышать весной! Давайте поиграем с ними.
Пригрело весеннее солнышко. (Руки вверх)
С пригорка побежал веселый ручеек (Язычком болтают, мелодия сверху вниз)
До краев наполнил глубокую лужу (То же, только мелодия снизу вверх)
Из под коры выбрались жучки (Ж-Ж-Ж)
И маленькие букашки (З-З-З)
Вот из под старого пня выполз еж (ф-ф-ф)
Ожил муравейник (Трут ладошками)
А лес наполнился птичьими голосами. (чик-чирик, ку-ку)
Вот под теплыми м солнышком проснулся кузнечик и прыгает с одуванчика на одуванчик.
(Картинка с изображением кузнечика)
Мне напомнили они о нашей игре «Долгие и короткие звуки»
Ребята а вы знаете, что кузнечик еще и прекрасный музыкант. У него есть любимый инструмент. Отгадайте какой?
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека
Поет про ветер лунный.
В них радость и улыбка
Звучит царица (скрипка.)
А какие еще струнные инструменты вы знаете?
(гусли, гитара, балалайка)
А как называется этот инструмент? (трещетка)
А к какой группе он относится?
(трещетка- деревянные, шумовые)
С помощью шумовых инструментов очень удобно отмечать ритм, выделять долгие и короткие звуки.
Давайте возьмем наши палочки и повторим предложенный ритм.
А теперь озвучьте такой ритм. (дети повторяют по слуху)
Музыканты выходите, инструменты вы берите
А мы песню заведем про гармошечку споем!
А сейчас, ребята не хотите ли узнать какие звуки спрятаны во второй шкатулке?
Слушайте. (скрип крахмала в мешочке)
Дети, сравнивают этот звук со скрипом снега.
Посмотрите здесь был спрятан снежок. Звуки какого времени года вы услышали?
(Зимы)
Мне кажется, я догадалась куда мы отправимся с этой шкатулкой - на крайний север .
Ты шкатулочка, шкатулка помоги.
Нас на крайний север отнеси.
Где снег лед бывает круглый год.
Чем туча ниже, тем земля ближе.
Вот мы и на месте.
Среди великих просторов севера, есть место которое мы называем малой родиной.
Это Югра - земля.
Да мы Югорцами зовемся!
На Югре- земле живем.
Славен край наш и известен не объедешь стороной.
А ведь о нашем крае есть замечательная песня. Назовите ее, после того, как прослушаете вступление этой
песни.
Сегодня мы споем только ее первый куплет, но сначала поиграем в игру «Эхо», а начинаю, а вы повторяйте.
Развеселый наш народ - никогда не устает.
Очень весело живет: шутит, пляшет и поет.
И мы пляску заведем, ее Сударушкой зовем.
Встаем парами в позиции стрелочка.
Ну что же, нам ведь очень хочется узнать, какие звуки спрятаны в третьей шкатулке.
Здесь спрятана морская звезда, а мы отправляемся на берег теплого моря.
В черной – при черной морской глубине,
Звезды морские лежат в тишине.
Давайте послушаем, о чем же они мечтают.
Игра «Морские звезды»
Морские звезды – девочки сидят по - турецки, раскачиваются…
Небесные звезды – мальчики, легко бегают.
Остановка музыки, меняются местами.
Вот и подошло наше путешествие к концу. Вспомните где мы побывали.
Рефлексия.
А где вам больше всего понравилось, вы отметите прикрепив фигурку (звезда, снежинка, сосулька)
Но у нас осталась еще одна шкатулка.
А что же спрятано в четвертой шкатулке?
Да здесь же камни с подземного царства! Ребята, я слышала, что они волшебные и исполняют желания. Нужно
взять камень в руку, согреть его и прошептать свое заветное желание, а потом бросить его в воду. И так начнем
волшебство.… Ну вот, теперь ваши желания должны исполнится…. Всего вам доброго, ребята! До новых встреч!
Задачи:
-расширять знания детей о муз. произведениях зарубежных композиторв.
-закреплять умение детей высказывать собственное мнение о характере музыки.
-закреплять умение определять муз. жанр произведения.
-способствовать развитию певческих навыкови голосового аппарата
-поддерживать интерес к пению через создание фонда любимых песен
- формировать умение исполнять песни лирического хар-ра.
-способствовать развитию навыков исполнения различных образов в играх (звезд и морскиз звезд)
-закреплять навыки исполнения танцевальных движений в соответствиис характером музыки.
-
“Сказка про лягушонка КВАК” (игра на металлофоне)
“Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластинке
металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько
капель (ударяю несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик
разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился
(частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь
кончился, и опять выглянуло солнышко”.
Вопросы к детям: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент,
который
помогал
мне
изобразить
настоящий
дождик.
Таким
образом,
закрепляется
название
инструмента.
Далее
предлагаю
посмотреть
и
потрогать,
ещё
раз
послушать
звучание.
На
следующем занятии игра “Весёлый дождик” закрепляет умение различать ритмический рисунок, а
ученики определяют какой идёт дождь.
Упражнение “Уточки”
Наши уточки с утра:
кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда:
га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)
"Большие ноги"
Большие ноги
Шли по дороге:
То-о-п, то-о-п, то-о-п.
То-о-п, то-о-п, то-о-п.
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!
Топ-топ-топ-топ-топ!
ТРЕУГОЛЬНИК
"Мышка, мышка, как живёшь?"
Мишка: Мышка, Мышка, как живёшь?
Мышка, Мышка, что грызёшь?
БАРАБАН
Мышка: Я живу прекрасно,
КОЛОКОЛЬЧИК
У меня с собою книжка,
ШУРШАЛОЧКА
Зубки чешутся с утра,
Книжку мне погрызть пора.
РАСЧЕСКОЙ ПО БУМАГЕ
Мишка: Ну, какая ты глупышка!
Не для этого нам книжка
ШУРШАЛОЧКА
Книжки надо ведь читать,
Их нельзя ни грызть, ни рвать.
ШЕЛЕСТ БУМАГОЙ
Мишка:Я могу тебе помочь:
Погрызи сухарик, Мышка,
Будет целой твоя книжка
Р А С Ч Ё С К О Й
П О
ДЕРЕВЯННОМУ
БРУСОЧКУ
Игры,
развивающие внимание и слуховое восприятие детей
Цель игр, приведенных ниже, - открыть для малыша особый мир звуков, сделать их
привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с
ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи
к тому, что он слышит от окружающих.
В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных,
птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти,
развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
«КТО ЧТО УСЛЫШИТ?»
Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую
речь.
Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.
Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и
предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и
контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
«УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ»
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию
движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
Оборудование: Бубен, два флажка.
Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш
поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.
Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать
громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять
упражнение.
«КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»
Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию
независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.
Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на
расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом,
поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
- Возьми мишку и посади в машину.
- Возьми мишку из машины.
- Посади в машину куклу.
- Покатай куклу машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужнодавать
краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
«СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?»
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно
различному звучанию бубна.
Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и
убегающих от дождя.
Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко.
Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав
стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно
повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
«ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»
Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление
звука, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Колокольчик.
Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа,
сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда
доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз.
Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен
повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ»
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по
их звучанию.
Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.
Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их
названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и
запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на
разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».
«ЦАПЛЯ И ВОРОБЕЙ»
Цель: Развитие слухового внимания
Оборудование: Подготовьте бубен, 2 картинки с изображением шагающей цапли и
скачущего воробья.
Ход: Покажите картинку с цаплей и объясните, что ходит она медленно, как звучит сейчас
бубен. Малыш должен имитировать походку цапли под медленный стук бубна. Затем покажите
воробья и скажите, что воробей скачет быстро, и быстро стучите в бубен. Ребенок поскачет, как
воробей.
Меняйте темп стука в бубен, а ребенок будет соответственно двигаться.
«УЗНАЙ ПО ЗВУКУ»
Цель: Развитие слухового внимания
Оборудование: Приготовьте музыкальные игрушки и предметы (бумага, ложка, дудка и
пр.).
Ход: Сядьте спиной к малышу и производите разные шумы и звуки разными предметами.
Предложите малышу, не оборачиваясь, называть, чем произведен звук.
Не забывайте похвалить малыша за правильный ответ.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Семейный клуб «Мамина школа»
Совместное занятие с родителями и детьми средней группы
«ПОИГРАЕМ СО ЗВУКАМИ»
Консультация для родителей
Воспитатель: Малыш – дошкольник живет, играя, в игре он познает мир. Правильно
организованная
игра
помогает
закрепить,
уточнить,
обогатить
представления
о
свойствах
предметов
и
явлений
окружающей
действительности.
Если
вы
приглядитесь
к
стихийно
возникающим играм детей, то легко обнаружите, что в них ясно выражен интерес к звукам.
Ребенок не упускает возможности выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в
руки (гудит, пищит, свистит, стучит). Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной
балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны.
Таким образом, он пытается понять язык звуков.
Игры
со
звуками
–
естественное
дополнение
к
«звуковым
забавам»
малышей.
Они
помогают ребенку научиться лучше слушать, различать и самостоятельно производить звуки
разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр понадобятся музыкальные
игрушки. Это ударные инструменты: барабан, погремушки, колокольчики, металлофон. Духовые:
дудки, свистульки, флейты (демонстрация)
Можно
и
самим
сделать
разные
звучащие
игрушки
(демонстрация).
Это
могут
быть
обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Пусть дети вместе с вами наполнят их мелкими
камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Пусть ваш
малыш сам скажет, какая из них звучит звонко, а какая глухо. Обратите внимание на то, какая
игрушка понравилась вашему малышу больше всего, спросите у него, почему. По его ответу вы
можете судить, какие звуки привлекают его внимание: тихие, громкие, мягкие или резкие.
А теперь попробуйте поиграть с ребенком в игру «Лесное эхо». В этой игре ребенок
научится производить звук, вполне определенный по силе. Сначала вы вместе вспомните, что
такое эхо, как оно тихо отвечает на наши громкие звуки. Расскажите, что во всякой музыке есть
звуки громкие и тихие. Возьмите игрушку и начните игру. Кто вступает первым, у того игрушка
должна
звучать
громко,
а
у
того,
кто
отвечает
–
тихо.
Потом
можно
обменяться
ролями
и
игрушками.
В
последующих
играх
уже
без
игрушек
и
инструментов,
когда
ребенок
будет
воспроизводить звуки своими ладошками или голосом, вы сможете увидеть, насколько внимателен
ребенок к конкретным заданиям, оцените его память и координацию движений и голоса.
Такие
игры
со
«звучащими
жестами»
(движениями
рук,
кисти,
пальцев)
развивают
естественность,
ловкость
и
точность
движений,
которые
очень
помогут
вашему
ребенку
в
обучении игре на музыкальном инструменте.
Рассказывая
своему
малышу
сказку,
потешку,
стихотворение,
можете
добавить
к
ним
шумовое оформление. Для этого используйте как простейшие музыкальные инструменты, так и
любые бытовые предметы или материалы, словом всё то, что может звучать. Как это сделать я
сейчас покажу вам.
Совместная музыкально-ритмическая деятельность детей и родителей
В зал заходят дети с мамами, выполняют движения под бубен , напевая песню:
Зашагали ножки, топ, топ, топ!
Прямо по дорожке, топ, топ, топ!
Ну-ка веселее, топ, топ, топ!
Вот как мы умеем, топ-топ-топ!
Топают сапожки топ, топ-топ!
Это наши ножки топ-топ-топ!
Воспитатель: Молодцы, хорошо шагали, наши ноженьки устали. Присядем на стульчики,
отдохнем и поиграем. Будем слушать песенку и играть на колокольчиках и барабанах.
Песенка-игра «Музыкальные игрушки» из сборника Е.Железновой «Корабль игрушек»:
родители и дети по ходу песенки поочерёдно играют на колокольчиках и барабанах, хлопают в
ладоши в такт музыке.
Воспитатель обращает внимание на солнышко.
Воспитатель: “Солнышко, солнышко,
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять –
Станут бегать и играть”
Проводится игра «Солнышко и дождик»: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на
прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я
буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а
когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
Игра с погремушками: Воспитатель обращает внимание детей на яркую коробочку
на
столе:
«Что
у
меня
здесь
спрятано?
Давайте
посмотрим!»,
открывает
коробку,
«находит»
погремушку, напевая песенку, достаёт её из коробки и ритмично гремит в такт стишку:
Погремушки, погремушки,
Вот весёлые игрушки,
Громко, громко так гремят и ребяток веселят!
Погремушки не гремят, на коленочках лежат!
Затем взрослый раздаёт детям и родителям погремушки и предлагает выполнять движения в
соответствии с текстом (2-3 раза).
А теперь погремушки приглашают нас потанцевать!
Общий танец с погремушками по музыку «Погремушки» М.Раухвергера
Воспитатель: Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте, может в
дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, Ваш
малыш вырастет чутким к прекрасному, развитым человеком. Дерзайте и творите вместе с детьми!
Музыкальные игрушки
Так детьми любимы!
Развивают детский слух
Всем необходимы.
Дудки, бубны, барабаны,
Кастаньеты, ксилофон -
Музыка, музыка -
Звучит со всех сторон
Материал для наглядной информации в родительский уголок
«ЗА ЧЕМ НУЖНЫ ДЕТСКИЕ ЗВУЧАЩИЕ ИГРУШКИ И
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
«Музыкальные инструменты для маленького ребенка – символ
музыки тот, кто играет на нём – почти волшебник»
Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без
игрушек
и
разнообразных
развлечений.
Но
на
самом
деле
–
игра,
это
не
просто
веселое
времяпрепровождение малышей, а основное средство для познания мира и развития ребенка.
Именно игровой процесс формирует и развивает творческие способности детей, учит его выражать
свои чувства, познавать самого себя и т.д. В этом смысле очень полезны детские игрушки
музыкальной направленности.
Музыка
необходима
малышам
не
только
для
формирования
его
эмоционального
воспитания, но и для развития слухового аппарата и творческого мышления.
Музыка,
и
в
частности
музыкальные
игрушки,
позволяют
детям
учиться
чувствовать
разницу между тембром, высотой звука, его тональностью и т.д. Родители могут вместе со своим
чадом слушать классические музыкальные произведения, танцевать зажигательные танцы или
даже устроить настоящий концерт с помощью детских инструментов.
Музыкальные инструменты для детей с самого юного возраста позволяют формировать их
слуховой
аппарат,
тренировать
двигательные
навыки
и
даже
развивать
образное
мышление.
Действительно, как это ни странно, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее
восприятием, ведь именно чувство ритма и формируют музыкальные инструменты.
У маленьких детей, как правило, внимание неустойчивое, поэтому он любит заниматься
только тем, что ему особенно интересно. Поэтому на занятиях музыке многие преподаватели
совмещают разные принципы обучения, добавляя в учебный процесс музыкальные игры, танцы
под зажигательные композиции и т.д.Кроме того, постоянное привлечение музыкального игрового
материала позволяет делать занятия более эффективными, ведь дети намного лучше учатся играя,
да и информация так запоминается гораздо быстрее.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные
предметы, дети очень хотят и любят играть на них, так как с помощью музыкальных инструментов
они осуществляют свою вдохновенную деятельность.
Обеспечьте малыша разнообразными детскими музыкальными инструментами, научите его
играть с ними. Малыши так любят греметь маракасами и кастаньетами, ударять в бубен или
барабан, дуть в дудку.
Не
забудьте
о
таких
русских
народных
инструментах,
как
трещётка,
колотушка
и
свистулька. А уж ксилофон или металлофон обязательно станет одной из любимых игрушек для
Вашего
малыша.
Дети
очень
любят
металлофон.
Маленькие
музыканты
с
удовольствием
отстукивают на металлофоне мелодию любимой песенки.
Учите малыша различать звучание музыкальных инструментов. Посадите ребенка перед
собой. Покажите два предмета (например, бубен и колокольчик), потрясите их перед глазами
малыша, потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и опять погремите ими. Затем
достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет
суть вопроса, тогда ответьте сами. Постепенно увеличивайте количество предметов (например, до
пяти) и усложняйте задачу - подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук.
Используя пианино или синтезатор, можно сыграть и в такую игру. Пометьте фломастером
две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по
высоте. Нажмите на клавиши несколько раз, попросите малыша отвернуться и нажмите одну из
клавиш - пусть угадает. Обязательно слушайте с ребенком музыкальные записи: классическую
музыку, звуки природы. Маршируйте под веселые марши, кружитесь под звуки вальса. Можете
комментировать ритм мелодии, называть автора и музыкальное произведение.
Музыкальные инструменты можно не только приобрести в магазине, но и сделать их
своими рукам. Сделав своими руками такие звучащие игрушки-погремушки, ребенок по-иному
воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью
включается в совместные инсценирования и музицирование.
Дети, которые были замкнутые, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах
раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут
выступать перед большим количеством людей.
Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте, может в дальнейшем
привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, Ваш малыш
вырастет чутким к прекрасному, развитым человеком. Дерзайте и творите вместе с детьми!
Музыкальные игрушки
Так детьми любимы!
Развивают детский слух
Всем необходимы.
Дудки, бубны, барабаны,
Кастаньеты, ксилофон -
Музыка, музыка -
Звучит со всех сторон
Организационно-методическая деятельность.
Консультация
для воспитателей групп среднего возраста
«Организация музицирования на детских шумовых инструментах в
группах подготовительного возраста»
Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм
ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками)
являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах-
развивает
музыкальный
слух,
ритм,
музыкальную
память,
формирует
навыки
вербального
и
невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает
навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к
восприятию.
Благоприятному музыкальному развитию малышей способствует организация музыкальной
среды в группе: наличие музыкальных игрушек, негромко звучащих музыкальных инструментов
(бубен, барабан, колокольчик, погремушки), музыкально-дидактических пособий и игр.
Бубен
Ударный
музыкальный
инструмент.
Представляет
собою
обруч
в
несколько
дюймов
ширины с натянутой на него натуральной кожей . Для извлечения звука проводят по плоскости
пальцем
или
ударяют
по
ней
кистью
руки
или
палочкой.
Бубен
может
использоваться
как
сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении
характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.
Погремушки
Музыкальный инструмент с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для
народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию,
чувство ритма, фантазию.
Маракасы
Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке
наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной
музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми
от 3 до 7 лет. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Игра на инструменте развивает
чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки. Инструмент используется
для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.
Треугольник
Представляет
собой
стальной
прут
диаметром
8-10
мм,
согнутый
в
фрме
равнобедренного
треугольника, не замкнутого в одном из углов. При игре исполнитель держит треугольник на
жильной струне в левой руке, ударяет по различным частям треугольника(для получения звука
различной степени громкости характера) специальной стальной палочкой без рукоятки. Звук
треугольника без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, который
может заглушаться прикосновением свободной руки.
Формы работы с шумовыми инструментами:
-
Игра
под
фонограмму,
подбор
ритмического
аккомпанемента
к
детским
песенкам.
Подобрав фонограмму любой детской песенки, можно придумать ритмический аккомпанемент и
выстукивать «в такт» используя ударно-шумовые инструменты, такие как бубен, кастаньеты,
треугольник и другие.
- Импровизация звуковых картин на заданную тему
- Звуковая иллюстрация стихов
- Сказки-шумелки
Увлекательной формой музыкально – ритмических игр для детей является звукоподражание
и элементарное музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах.
Такой совместный игровой досуг для ребёнка может организовать любые родители без
специальной
методической
или
музыкальной
подготовки.
Для
малышей
2-4
лет
можно
использовать более простой вариант для музицирования – сказочки-шумелки. В такой сказке текст
составляется так, что после одной - двух фраз есть возможность что-либо изобразить шумом.
Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и
эмоциональное.
Совместная
игра
малыша
с
взрослым
или
другими
детьми
даёт
навыки
взаимодействия и коллективизма. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и
память.
Различение
громких
и
тихих
звуков,
отрывистых
и
протяжных,
высоких
и
низких
развивает слух ребёнка, а копирование шумов способствует развитию мелкой моторики. Благодаря
шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается и умение сосредоточенно слушать, и
хорошая реакция и память.
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и
объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки,
смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в
тексте.
Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько
простых
–
те,
где
маловероятны
варианты
звукоизвлечения.
Учитывайте,
какими
приёмами
ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.
Сказочка
или
история
должны
быть
выучены
так,
чтобы
можно
было
рассказывать
наизусть.
Благодаря
использованию
инструментов
история
или
сказочка
должна
стать
более
интересной и яркой.
Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект. Перед
занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям
выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Во время исполнения используйте жесты и
мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или
заранее условленным сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и
скорость игры.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же
время
быть
готовым
поддержать
незапланированное
вступление
ребёнка,
его
творческую
инициативу детей, идеи детей.
Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что развитие музыкальности
детей среднего возраста является составной частью эстетического воспитания
,
мы решили продолжить работу с детьми по теме.
Достигнутый результат.
В
ходе
работы
над
проектом
предполагаемые
дети
средней
группы
достигают успехов в музыкальном развитии:
эмоционально воспринимают музыку, правильно определяют ее настроение,
слышат
средства
музыкальной выразительности,
динамику
развития
музыкального образа, могут рассказать о возможном содержании пьесы;
поют выразительно, передавая характер песни, ее темповые и динамические
особенности, чисто интонируют с музыкальным сопровождением и без него;
ритмично и выразительно двигаются в соответствии с характером музыки, ее
жанром,
самостоятельно
реагируют
на
смену
частей
и
фраз,
обладают
хорошей координацией, ориентируются в пространстве;
Передают ритмическую пульсацию, проявляют самостоятельность, фантазию
в составлении ритмического аккомпанемента к танцевальной музыке;
Способны
к
импровизации
простейших
мелодий
на
заданный
текст
соответствующего характера;
Выразительно
исполняют
знакомые
движения
в
свободной
пляске,
придумывают свои комбинации танцев (по одному, в парах)
Список использованной литературы
Основная литература:
1.
Веракса,
Н.Е.
Программа
воспитания
и
обучения
в
детском
саду
"От
рождения до школы"/Н.Е.Веракса.-Москва мозаика-синтез, 2012г.
2. Артёмова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников /Л.В.Артёмова. - М.,
2000г.
3.
Соляник,
Е.Н.
«Развивающие
игры
для
детей
раннего
возраста»
/Е.Н.Соляник. - С-Пб «Детство-Пресс», 2010г.
4. Доронова, Т.Н., «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного
дошкольного образования» /Т.Н.Доронова.- Москва «Обруч», 2010
5.
Дзержинская,
И.Л.
«Музыкальное
воспитание
младших
дошкольников»
/И.Л.Дзержинская. - Москва «Просвещение», 2000
6. Учебно-методическое пособие «Младший дошкольник в детском саду. Как
работать по программе «Детство», С-Пб «Детство-Пресс», 2005
7. Кузнецова О.С. «Домашний оркестр» /О.С.Кузнецова. - Москва «Карапуз»,
2000г.