Авторы: Анохина Наталья Владимировна, Алексеева Валентина Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 442
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Авторы: Анохина Наталья Владимировна - воспитатель
Алексеева Валентина Николаевна – воспитатель
Место выполнения работы:
МКДОУ д/с №442 «Кораблик» г. Новосибирск
2017
Литература:
-Молодова Л. П.
Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие
для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: « Асар» - 128с: ил.
Л.Г. Горькова, Кочергина А.В., Обухова Л.А. сценарии занятий по
экологическому
воспитанию
дошкольников
(средняя,
старшая,
подготовительная группы) – М.:ВАКО, 2005 – 240 с. – (Дошкольники:
учим, развиваем, воспитываем)
Игры по экологии в ДОУ
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с
окружающей средой.
Основная задача игр по экологии – осуществить экологическое воспитание
детей в дошкольном, а затем и в школьном возрасте.
Цели:
1.
Учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей,
понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
2.
Развивать у ребят с помощью игр и игровых элементов самые
разнообразные положительные качества и облегчают восприятие
излагаемых проблем и знаний.
3.
Воспитывать человечность, т.е. доброту, ответственного отношения к
природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно
оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Путешествие по экологическим станциям.
- Предлагаю отправиться в путешествие по экологическим станциям.
- Разделимся на 4 группы. Первая группа отправится на станцию № 1, вторая на
станцию №2, третья на станцию №3, и четвертая на станцию №4. Обозначены
станции условными знаками:
№ 1-дерево
№2 –насекомое
№3 –осенний листик
№4 –птичка
Такие же карточки я раздам каждой команде. Каждая группа, поочередно, по моей
команде находит условный знак с такой же картинкой, которая находится в каждой
группе и выполняет задание. В конце путешествия вас ждет сюрприз!
Сюрпризный момент. Дети получают шоколадные медали.
Игра «Посади дерево»
Педагогические задачи. Объяснить детям, почему важно, чтобы вокруг было
много насаждений. Дать малышам простейшие сведения о той незаменимой роли,
которую играют растения. Вызвать у детей желание сажать и растить деревья.
Материал.
Лопата, лейка, грабельки, саженцы и те предметы, которые при посадке
деревьев не используют, например ложки, кубики, куклы и др.
Содержание и методика:
Рассказ.
-Важно, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим
лишь там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают наши
улицы, дворы и детский сад. Зеленые насаждения нужно поливать, пока они
окрепнут, а также тогда, когда нет дождей.
1. Вопросы по теме.
2. Игра.
3. Вывод.
4. Песня.
Посадили деревце
У себя во дворе.
Пусть растет зеленое,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто мы, часто мы,
Чтоб оно со временем
Дало тень, дало тень.
М. Авдеева
Станция №1 «Посади дерево»
1. Вопросы.
- Кто видел, как сажают деревья?
-С чего начинают?
-Как ухаживают за молодыми деревцами? (Ответы детей)
2. Игра.
-Перед вами разложены разные предметы – нужно правильно выбрать те
предметы, которые могут понадобиться при посадке деревьев.
3. Вывод.
-Для чего сажают деревья? ( Ответы детей)
-Важно, ребята, чтобы вокруг нас было много насаждений для того, чтобы
воздух был чистым и свежим. А так же украшали улицы нашего города.
4. Песня.
-А чтобы было веселей высаживать деревья, нам может помочь песня, которую
мы с вами разучивали!
Посадили деревце
У себя во дворе
Пусть растет зеленое,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто мы, часто мы,
Чтоб оно со временем
Дало тень, дало тень.
Игра «Насекомые»
Педагогическая задача.
Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего
вида и жизненных проявлениях насекомых.
Материал: предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов,
шапочки и ободки насекомых.
Содержание и методика:
1.
Вопросы
2.
Загадки о насекомых
3.
Игра «В слова»
4.
Вывод.
Станция №2 «Насекомые»
1.
Вопросы.
- Для чего нужны насекомые?
- Назовите признаки насекомых.
2. Загадки о насекомых.
Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день - деньской (кузнечик)
Как только садится она на цветок,
Нектар собирает её хоботок (бабочка).
Улей – дом,
А рой – семья.
Как зовут меня, друзья? (пчела)
1.
Игра «В слова»
- Вам предложат слова, а вы подумайте, какие из них подходят к
насекомым: пчелке, кузнечику, муравью.
Слова: мед, трудолюбивая, муравейник, стрекочет, жужжит, чемпион по
прыжкам, улей, нектар, большие глаза, полосатый, пасека.
2.
Вывод.
Если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы.
Насекомые – это часть природы. А природу нужно беречь и охранять.
Игра «Мы осенние листочки»
Педагогические задачи. Показать детям, что природа прекрасна во все времена
года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья
нужны растениям зимой и осенью на земле.
Материал: разноцветные листья
Содержание и методика:
1.
Чтение художественной литературы
Разноцветный парк
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
2.
Практическое задание
Проводится в ясный солнечный день, когда «листья поблёкнуть еще не
успели, желты и свежи лежат, как ковер» (Н. А. Некрасов)
Рассказ.
Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю
сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими
листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится,
сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые
рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой
(подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья
на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней
растут.
3. Игра.
4. Вывод
Станция №3 «Осенние листочки»
1. -Внимательно послушайте стихотворение и угадайте, о каком времени года
рассказывает автор.
2. Практическое задание.
-А теперь проверим, как шуршат осенние листья.
3. Игра «Мы осенние листочки».
- Возьмите все в руки листики. Хором вместе со мной говорите слова и
выполняйте движения, которые я буду показывать.
Мы - листочки, мы – листочки, Дети стоят кружком с листочками в руках
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул, полетели. Дети разбегаются
Мы летали, мы летали, Дети бегают, помахивая листочками
А потом летать устали! Дети приседают на корточки, поднимая
Перестал дуть ветерок – листочки над головой.
Мы присели все в кружок
Ветер снова вдруг подул Дети снова разбегаются, помахивая
И листочки быстро сдул. листочками.
Все листочки полетели Дети подбрасывают листочки вверх и
И на землю быстро сели. следят, куда они упадут.
4. Вывод: - Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и
растениям.
Игра «Птицы»
Педагогические задачи.
Развитие логического мышления – формирование причинно-
следственных связей и закономерностей в природных явлениях.
Расширение представлений о перелетных птицах. Воспитание
чувства сопричастности к окружающей природе.
Материал: иллюстрации птиц.
Содержание и методика:
1.
Вопросы
2.
Загадки о птицах
3.
Игра «Снежный ком»
4.
Вывод
Станция №4 «Птицы»
1.
Вопросы.
- Каких вы знаете перелетных птиц?
- Куда улетают птицы осенью?
2. Загадки о птицах.
Догадайтесь, что за птица:
Ночью ей совсем не спится,
Не поможет сон-трава,
Только днем заснет... (сова)
Прилетели стайкой гулкой
Птицы с ярко-красной грудкой.
За окошко посмотри —
Там на ветках... (снегири)
Кто-то скачет вдоль дорожки,
Семечки клюет и крошки.
«Здесь не страшно, не робей!»
— Крикнул другу... (воробей)
3
Игра «Снежный ком»
- Предлагаю картинки перелетных птиц. Нужно описать одну из них по
очереди. Первый игрок говорит слово об этой птице. Второй повторяет
за ним и добавляет свое слово. Третий – два предыдущих слова и свое
и т. д. Так по всем предложенным картинкам птиц.
3.
Вывод.
- Птицы имеют огромное значение в жизни человека.