Напоминание

Игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Анохина Наталья Владимировна, Алексеева Валентина Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 442
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы: Анохина Наталья Владимировна - воспитатель

Алексеева Валентина Николаевна – воспитатель

Место выполнения работы:

МКДОУ д/с №442 «Кораблик» г. Новосибирск

2017

Литература:

-Молодова Л. П.

Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие

для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: « Асар» - 128с: ил.

Л.Г. Горькова, Кочергина А.В., Обухова Л.А. сценарии занятий по

экологическому

воспитанию

дошкольников

(средняя,

старшая,

подготовительная группы) – М.:ВАКО, 2005 – 240 с. – (Дошкольники:

учим, развиваем, воспитываем)

Игры по экологии в ДОУ

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с

окружающей средой.

Основная задача игр по экологии – осуществить экологическое воспитание

детей в дошкольном, а затем и в школьном возрасте.

Цели:

1.

Учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей,

понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

2.

Развивать у ребят с помощью игр и игровых элементов самые

разнообразные положительные качества и облегчают восприятие

излагаемых проблем и знаний.

3.

Воспитывать человечность, т.е. доброту, ответственного отношения к

природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно

оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Путешествие по экологическим станциям.

- Предлагаю отправиться в путешествие по экологическим станциям.

- Разделимся на 4 группы. Первая группа отправится на станцию № 1, вторая на

станцию №2, третья на станцию №3, и четвертая на станцию №4. Обозначены

станции условными знаками:

№ 1-дерево

№2 –насекомое

№3 –осенний листик

№4 –птичка

Такие же карточки я раздам каждой команде. Каждая группа, поочередно, по моей

команде находит условный знак с такой же картинкой, которая находится в каждой

группе и выполняет задание. В конце путешествия вас ждет сюрприз!

Сюрпризный момент. Дети получают шоколадные медали.

Игра «Посади дерево»

Педагогические задачи. Объяснить детям, почему важно, чтобы вокруг было

много насаждений. Дать малышам простейшие сведения о той незаменимой роли,

которую играют растения. Вызвать у детей желание сажать и растить деревья.

Материал.

Лопата, лейка, грабельки, саженцы и те предметы, которые при посадке

деревьев не используют, например ложки, кубики, куклы и др.

Содержание и методика:

Рассказ.

-Важно, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим

лишь там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают наши

улицы, дворы и детский сад. Зеленые насаждения нужно поливать, пока они

окрепнут, а также тогда, когда нет дождей.

1. Вопросы по теме.

2. Игра.

3. Вывод.

4. Песня.

Посадили деревце

У себя во дворе.

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто мы, часто мы,

Чтоб оно со временем

Дало тень, дало тень.

М. Авдеева

Станция №1 «Посади дерево»

1. Вопросы.

- Кто видел, как сажают деревья?

-С чего начинают?

-Как ухаживают за молодыми деревцами? (Ответы детей)

2. Игра.

-Перед вами разложены разные предметы – нужно правильно выбрать те

предметы, которые могут понадобиться при посадке деревьев.

3. Вывод.

-Для чего сажают деревья? ( Ответы детей)

-Важно, ребята, чтобы вокруг нас было много насаждений для того, чтобы

воздух был чистым и свежим. А так же украшали улицы нашего города.

4. Песня.

-А чтобы было веселей высаживать деревья, нам может помочь песня, которую

мы с вами разучивали!

Посадили деревце

У себя во дворе

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто мы, часто мы,

Чтоб оно со временем

Дало тень, дало тень.

Игра «Насекомые»

Педагогическая задача.

Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего

вида и жизненных проявлениях насекомых.

Материал: предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов,

шапочки и ободки насекомых.

Содержание и методика:

1.

Вопросы

2.

Загадки о насекомых

3.

Игра «В слова»

4.

Вывод.

Станция №2 «Насекомые»

1.

Вопросы.

- Для чего нужны насекомые?

- Назовите признаки насекомых.

2. Загадки о насекомых.

Зелёная пружинка

Живет в траве густой.

С травинки на травинку

Он скачет день - деньской (кузнечик)

Как только садится она на цветок,

Нектар собирает её хоботок (бабочка).

Улей – дом,

А рой – семья.

Как зовут меня, друзья? (пчела)

1.

Игра «В слова»

- Вам предложат слова, а вы подумайте, какие из них подходят к

насекомым: пчелке, кузнечику, муравью.

Слова: мед, трудолюбивая, муравейник, стрекочет, жужжит, чемпион по

прыжкам, улей, нектар, большие глаза, полосатый, пасека.

2.

Вывод.

Если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы.

Насекомые – это часть природы. А природу нужно беречь и охранять.

Игра «Мы осенние листочки»

Педагогические задачи. Показать детям, что природа прекрасна во все времена

года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья

нужны растениям зимой и осенью на земле.

Материал: разноцветные листья

Содержание и методика:

1.

Чтение художественной литературы

Разноцветный парк

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

2.

Практическое задание

Проводится в ясный солнечный день, когда «листья поблёкнуть еще не

успели, желты и свежи лежат, как ковер» (Н. А. Некрасов)

Рассказ.

Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю

сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими

листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится,

сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые

рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой

(подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья

на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней

растут.

3. Игра.

4. Вывод

Станция №3 «Осенние листочки»

1. -Внимательно послушайте стихотворение и угадайте, о каком времени года

рассказывает автор.

2. Практическое задание.

-А теперь проверим, как шуршат осенние листья.

3. Игра «Мы осенние листочки».

- Возьмите все в руки листики. Хором вместе со мной говорите слова и

выполняйте движения, которые я буду показывать.

Мы - листочки, мы – листочки, Дети стоят кружком с листочками в руках

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул, полетели. Дети разбегаются

Мы летали, мы летали, Дети бегают, помахивая листочками

А потом летать устали! Дети приседают на корточки, поднимая

Перестал дуть ветерок – листочки над головой.

Мы присели все в кружок

Ветер снова вдруг подул Дети снова разбегаются, помахивая

И листочки быстро сдул. листочками.

Все листочки полетели Дети подбрасывают листочки вверх и

И на землю быстро сели. следят, куда они упадут.

4. Вывод: - Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и

растениям.

Игра «Птицы»

Педагогические задачи.

Развитие логического мышления – формирование причинно-

следственных связей и закономерностей в природных явлениях.

Расширение представлений о перелетных птицах. Воспитание

чувства сопричастности к окружающей природе.

Материал: иллюстрации птиц.

Содержание и методика:

1.

Вопросы

2.

Загадки о птицах

3.

Игра «Снежный ком»

4.

Вывод

Станция №4 «Птицы»

1.

Вопросы.

- Каких вы знаете перелетных птиц?

- Куда улетают птицы осенью?

2. Загадки о птицах.

Догадайтесь, что за птица:

Ночью ей совсем не спится,

Не поможет сон-трава,

Только днем заснет... (сова)

Прилетели стайкой гулкой

Птицы с ярко-красной грудкой.

За окошко посмотри —

Там на ветках... (снегири)

Кто-то скачет вдоль дорожки,

Семечки клюет и крошки.

«Здесь не страшно, не робей!»

— Крикнул другу... (воробей)

3

Игра «Снежный ком»

- Предлагаю картинки перелетных птиц. Нужно описать одну из них по

очереди. Первый игрок говорит слово об этой птице. Второй повторяет

за ним и добавляет свое слово. Третий – два предыдущих слова и свое

и т. д. Так по всем предложенным картинкам птиц.

3.

Вывод.

- Птицы имеют огромное значение в жизни человека.



В раздел образования