Напоминание

"Живу я в глубине России.."


Автор: Сергеева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Школа-интернат № 15 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Живу я в глубине России.."
Раздел: начальное образование





Назад




«Всё дорого в тебе,

Кругом родные лица:

Знакомые, соседи и друзья,

За всё, что есть, и что не повторится,

Тебе, мой город, благодарна я».

Э.Герасименко

Сценарий открытого мероприятия в 4 «б»

классе: «Живу я в глубине России…»

Задачи мероприятия:

1.

Образовательные

Учить работать с различными источниками информации.

Пополнить багаж своих знаний по истории родного города.

Уметь логически и грамотно выстраивать своё выступление.

2.

Развивающие

Развитие речевой, мыслительной деятельности.

Коммуникативных умений и навыков.

3.

Воспитательные

Воспитывать чувство патриотизма, любви к малой родине, к

любимому городу, жителям города – челябинцам.

Предварительная работа

Подготовка информации о памятных местах, достопримечательностях

города (дети совместно с родителями).

Оборудование

Мультимедийная установка для просмотра презентации и слайдов.

Флаг Челябинской области. Фото Челябинска. Значки и пилотки

полицейских, кулер, пустая тара для воды, флешка.

Ход мероприятия

(ведущие дети )

Ведущий 1: Здравствуйте уважаемые гости и ребята.

Ведущий 2: Мы рады приветствовать Вас на нашем классном часе,

который посвящен нашей малой Родине, а значит городу Челябинску.

Ведущий1: Начнем мы с того, что рассмотрим нашу Челябинскую

область из космоса, красиво не правда ли?

Ведущий 2: А мне хотелось бы рассмотреть границы нашего города.

Ведущий 1: Они очень похожи.

Ведущий 2: Чем же знаменита наша область?

Ведущий 1: Разве ты не знаешь, что область наша славится черной,

цветной, а теперь ещё и белой металлургией, (назовите предприятия,

которые в этом преуспели), машиностроение (кто-нибудь может

назвать знаменитые заводы), атомная промышленность сельское

хозяйство, химическая промышленность, легкая промышленность

(назовите предприятия), пищевая промышленность (назовите

предприятия).

Ведущий 2: Скажите, а как гордо ещё называют наш город?

(Столица Южного Урала).

Ведущий 1: Немного из истории нашего города.

Степа:

На месте современного Челябинска первоначально

располагалась Башкирская деревня Челяба, позднее здесь была

основана Челябинская крепость. Произошло это в 1736 году, а статус

города Челябинск получил в 1787г. Долгое время Челябинск оставался

тихим уездным городом Оренбургской губернии. Но с началом

«золотой лихорадки», т.е. к концу 19 в. Город уже занимал ведущие

позиции в торговле хлебом, маслом, мясом и чаем, стал важным

транспортным узлом.

Важное значение сыграли металлургические и машиностроительные

предприятия Челябинска и в период послевоенного восстановления

страны.

К концу 80-х годов местные заводы производили больше половины

всей нержавеющей стали всей страны, пятую часть производимых

труб и до 40% дорожных машин.

Челябинск богат не только своей историей, но и настоящим и

будущим. Ледовый дворец «Уральская Молния», Челябинский

трубопрокатный завод, возрождение храмов и Челябинский

Метеорит. Вот те яркие моменты, которые переживает Челябинск в

последние годы.

Ведущий 2: Предлагаю посмотреть на карту Челябинска и области,

что же мы видим.

Ведущий 1: Столько много голубых точек и пятен!.

Ведущий 2: Это всё водоёмы и как хорошо, что у нас их так много,

значит запасов воды хватит надолго.

Ведущий 1: Ну я бы так не утверждала, предлагаю посмотреть

сценку.

Сценка

(Звучит мелодия из фильма Терминатор-2.)

Голос за кадром: Никита П.

2148 год. После разразившейся на Земле глобальной экологической

катастрофы запасы пресной воды уменьшились в 50 раз. В связи с

этим каждый житель планеты получил специальный электронный

ключ, по которому он мог получить свою суточную норму - 350 мл

воды.

(На сцене - пункт раздачи воды. На пункте - раздатчик и два офицера

полиции в форме (парень и девушка). На столе у них стоит ноутбук.

Очередь доходит до мамы и сына. Мать протягивает полицейскому два

электронных ключа (флешки). Полицейский проверяет ключи,

вставляя их в ноутбук.)

Полицейский (обращаясь к раздатчику):

700 миллилитров на двоих.

(Раздатчик отмеряет воду в бидончик матери. Они с мальчиком

отходят от пункта раздачи, женщина поскальзывается, падает и

разливает воду. Мальчик помогает ей подняться.)

Мальчик:

Мама, ты не ушиблась?

Мама:

Это не важно, сынок, я разлила всю нашу воду. Что же теперь делать?

Как прожить сегодня без воды?

Мальчик:

Давай попробуем попросить, чтобы нам второй раз дали воду, ведь все

видели, что ты упала не специально.

(Они снова подходят к пункту раздачи воды.)

Мама (обращаясь к девушке-полицейскому):

Мисс, нельзя ли нам снова получить воду, я случайно упала и все

разлила.

Девушка-полицейский:

Я видела, мэм, но ничем не могу помочь. Свою норму сегодня вы уже

получили. Мне очень жаль.

(Мама садиться у края сцены и плачет.)

Мальчик (обращаясь к полицейскому):

Простите, сэр, а почему мы не можем получить еще воды?

Полицейский:

Просто в этом случае кто-то другой не получит свою порцию.

Мальчик:

А мама говорила, что когда-то воды хватало на всех, и она даже текла

из кранов в каждом доме.

Полицейский:

Так действительно когда-то было.

Мальчик:

Так что же произошло?

Полицейский:

Если хочешь, я могу рассказать.

(На сцене остаются только мальчик и полицейский. На середину

сцены выносят большой плакат, на котором нарисовано озеро с

чистой водой.)

Полицейский:

Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно

было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно

было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть. А особенно,

когда речь шла о воде. Ведь ее так много на планете Но лишь 2% от

этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья.

Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их

по своему усмотрению.

(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет предприятия и

закрашивает часть воды озера краской.)

Полицейский:

На берегах водоемов выросли промышленные предприятия, которые

сбрасывали неочищенные стоки в воду.

(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет

сельскохозяйственных угодий и закрашивает часть воды озера

краской.)

Полицейский:

Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко

применявшиеся в сельском хозяйстве.

(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет бензозаправки

и закрашивает часть воды озера краской.)

Полицейский:

Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции

бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные

нефтепродукты.

(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет танкера и

закрашивает оставшуюся часть воды озера краской.)

Полицейский:

Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой

нефти в моря и океаны, губя все живое на много квадратных миль

вокруг. И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на

планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество

уменьшается и уменьшается…

Ведущий 1:

То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами -

преступление против человечности.

Ведущий 2:

Дети, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас видели, действительно

может оказаться вашим будущим.

Ведущий 1:

Наше да: миру и спокойствию, любви и уважению к природе, заводам

без дыма, фабрикам без ядовитых стоков, автомашинам без

удушливого выхлопа, тишине, разуму и науке, осторожности и

мудрости.

Ведущий 2:

Наше нет: любым войнам, любым битвам с природой, безграмотному

природопользованию, всему тому, что грозит Земле, угрожает людям,

каждому человеку - всем и по отдельности.

Ведущий 1: Ребята, какой же вывод мы можем сделать? (Ответы

детей)

Ведущий 2: раз мы говорим о водоёмах, скажите какая главная река

в Челябинске.

Стихотворение читает: Дадова Дарья

Родной мой город на Миассе.

Красивый статный и большой

И нету большего мне счастья

Чем жить и славиться с тобой!

Ведущий 1: Каждый помнит, как выглядит мост через реку Миасс в

нашем городе, а вот как он выглядел раньше я предлагаю посмотреть

прямо сейчас.

Ведущий 2: Что ещё сильно выделялось на карте? (Ответы детей)

Ведущий 1: Там было много зеленого цвета. Это «легкие» нашего

города.

Ведущий 2: Ребята назовите парки Челябинска.

(Ответы детей)

Ведущий 1: В местах большого скопления людей, как правило

находятся памятники. Сегодня, свои творческие работы посвященные

возникновению памятников ребята представят Вашему вниманию.

Настя

Памятник основателям Челябинска

Памятник основателям Челябинска представляет собой стелу в самом

центре города, на пешеходной улице Кирова, на месте первой

Челябинской крепости.

Памятник выполнен в форме прямоугольного постамента, на котором

установлены 4 бронзовые фигуры основателей и первопоселенцев.

На север смотрит казак (охранник крепости) в яловых сапогах,

кафтане, опоясанном кушаком, папахе. Брит, но усат. Он с копьем в

руке и шашкой на левом боку.

На восток обратил взор крестьянин (строитель крепости) с

непокрытой головой. На груди красуются православный крест,

натруженные руки сложены на стоящую пилу.

На юг обращено лицо офицера (Александр Тевкелев, основатель

крепости) держащего в руках бумагу-ордер на строительство крепости.

Офицер в высоких ботфортах, в военном мундире с лентой через

плечо, в шляпе треуголке.

На запад глядит представитель башкир (коренной житель) в

национальном костюме, с кнутом в руках. Шапка восточного покроя,

кривые ноги, привыкшие обнимать бока коня выдают в нем башкира.

Не хватает в композиции коня, но кажется: сейчас сделает башкир

едва заметное движение и примчится тот на зов хозяина.

Над фигурами размещены часы. На вершине монумента шпиль с

фигурой архангела Михаила.

Данила:

Памятник Курчатову — памятник знаменитому

академику-ядерщику был открыт в 1986 году к 250-летию Челябинска

около здания Южно-Уральского государственного университета.

С 2014 года памятник включен в единый реестр объектов культурного

наследия Российской Федерации

]

.

Памятник представляет собой сложную архитектурно-скульптурную

композицию, в состав которой входят два пилона и находящаяся

между ними статуя Курчатова на постаменте. Полусферы на пилонах

символизируют расщепленный атом. Высота пилонов составляет 27

метров. Высота статуи — 6,4 метра. Общая высота памятника (вместе с

постаментом) — 11 метров.

К

УРЧАТОВ

Игорь Васильевич, академик, научный руководитель работ

по созданию атомных реакторов и атомной бомбы.

Создатель искусственного атома.

В первый период войны разрабатывал метод размагничивания

кораблей для защиты от магнитных морских мин. что обеспечила

стопроцентную защиту от немецких магнитных мин.

В честь него названа площадь в Москве. Памятники в честь Курчатова

находятся в Озерске, Снежинске, Севастополе. Улицы носят его имя в

городах: Волгодонске, Обнинске и в городе Крчатове так же

названным в его честь.

Катя:

Памятник Цвилингу

Памятник находится возле кинотеатра Пушкина со стороны улицы

Цвилинга. Установлен памятник в честь Самуила Маисеевича

Цвилинга который родился 13 января 1891 г. Погиб 2 апреля 1918г.

Он был первым председателем Челябинского совета рабочих и

солдатских депутатов Челябинского комитета большевиков.

Российский революционер, большевик погиб в схватке с

белоказаками. Памятник установлен на месте гибели в Челябинске.

Есть улицы которые носят его имя в Екатеринбурге. Оринбурге,

Троицке, Челябинске и в др. уральских городах и даже Театр Драмы

до 2003 года носил имя Цвилинга.

Артём

: Памятник «Орленку»

Открыт 19 октября 1958 г. В день 40-я космоса. С момента

открытия стал символом Челябинска. Находится в парке отдыха

«Алое поле». Посвящен подвигу юных бойцов Красной Армии,

воевавших на Урале в годы гражданской войны.

Авторы Головницкий Лев Николаевич и Александров Евгений

Викторович. По слова Льва Николаевича, когда он создавал

«Орленка», то думал в первую очередь о брате и о всех молодых,

погибших на войне.

Бронзовая фигура высотой 4 метра отлита на заводе

«Монументскульптура» в г. Санкт- Петербурге.

Монумент представляет собой фигуру юноши – подростка, одетого в

военную форму.

Ведущий 1: Да, действительно, в самых прекрасных местах. Там, где

люди отдыхают и вспоминается о знаменитых людях.

Стих Кирилл

Мой город Челябинск тебя я люблю

За парки и скверы, леса и поля.

За реки озёра и горы.

Пусть вечно цветёт моя родная земля

Мир и покой нам даруя!

Ведущий 2: Прекрасное стихотворение. Никита у меня есть вопрос. А

как проявляют заботу руководители города о нашем здоровье?

Ведущий 1: Давай спросим у ребят (ответы детей).

Ведущий 2: Можете ли вы, назвать стадионы Челябинска? (Ответы

детей).

Физминутка

Ведущий 1: Мы хотели бы задать вам ребята несколько вопросов о

Челябинске, вы согласны (ответы детей).

Ведущий 2: Сколько районов в городе Челябинске?

Ведущий 1: Назовите район в котором находится наша школа?

Ведущий 2: Назовите главную улицу Ленинского района.

Ведущий 1: Какой юбилей отметили Челябинцы в сентябре?

Ведущий 2: Назовите главную улицу Челябинска.

Ведущий 1: назовите главную площадь Челябинска.

Ведущий 2: Мы предлагаем посмотреть эксклюзивные фото (фото

старого города).

Ведущий 1: Это было интересно.

Ведущий 2: Что ещё находится на Площади Революции?

(Театр Драмы).

Ведущий 1: Для чего люди ходят в театры, дворцы?

(Ответы детей)

Ведущий 2: одним из видов русского народного творчества,

являются частушки.

Ведущий 1: Мы предлагаем послушать частушки о Челябинске.

Частушки

1.

Есть в России, на Урал,,

Город, золото там есть,

И зовется он Челябой,

Людей добрых в нем не счесть.

2.

Хорошо в Челябе жить —

Не приходится тужить.

Хочешь — фильм

в «слоновьем» зале,

Хочешь — танцы на бульваре.

3.

Мы не бедствуем сейчас

Даже пробки есть у нас

Тысячи машин в пути

Ни проехать, ни пройти.

4.

Холод, голод и цунами

Нас обходят стороной.

За Уральскими горами —

Как за каменной стеной

5.

Будем строить трассу мы

В Солнечной долине.

Растут цены каждый день

В нашем магазине.

6.

Пугачев, как говорят,

Утопил в Инышко клад.

Я по берегу хожу,

Клада я не нахожу.

7.

Концом света нас пугают,

Это полная мура.

Рынок цены поднимает,

Вот где черная дыра!

Наш район богат лесами.

8.

Каждый зелени был рад.

Бизнес круто развернули-

Лишь пеньки теперь торчат!

9.

Массу саженцев посадим,

Наведем мы блеск-красу!

Быть Челябе на Урале

Первым «городом в миру»!

10.Мы наш город очень любим

За природу и наш край,

Потому что этот город самый лучший,

Так и знай!

11. У частушек есть начало,

У частушек есть конец.

Кто частушки наши слушал

Прямо скажем молодец!

(Исполнители: Семён, Карина, Елизавета, Анастасия, Кирилл,

Данила).

Ведущий 2: наш город взростил известного на всю страну автора

бардовских песен Олега Митяева.

Ведущий 1: Предлагаем посмотреть интервью с ним, где он

расскажет о себе и о своих песнях.

Ведущий 2: Скажите, а можно ли назвать наш город литературным?

(Много библиотек, знаменитых писателей, улицы названные в честь

писателей).

Ведущий 1: назовите улицы названные в честь писателей, поэтов.

(Ш. Руставели, Вагнера, Барбюса, Гюго, Толстого, Фадеева, Горького,

Бажова).

Ведущий 2: Предлагаем послушать стихотворение нашей уральской

писательницы Людмилы Татьяничевой «Живу я в глубине России…»,

прочитает Хмелева Анастасия.

Стих Настя

Живу я в глубине России,

В краю озёр и рудных скал.

Здесь реки - сини, горы - сини,

И в синих отсветах металл.

Милы и дороги до боли,

Да так, что глаз не оторвать,

Мне брови лиственниц собольи

И сосен царственная стать.

Тайга, тайга...

Берёт отсюда

Начало изумрудный цвет.

А зеленее изумруда

Ни дерева, ни камня нет!

По красоте, по скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия.

Суровей, строже, может быть.

А может, здесь она моложе...

Свежей тут времени рубеж.

Но сердце русское - всё то же.

И доброта, и песни те ж!

И лица те же, что в Рязани,

И также звучны имена.

Как солнце в драгоценной грани,

В Урале Русь отражена.

Ведущий 1: У нас в классе есть ребята, которые написали стихи о

своей малой Родине.

Данила

Стоит на границы Европы и Азии,

В краю синих гор красоты эталон.

С людьми очень добрыми, умными, разными

Мой город, которым я на век покорен!

Никита

Есть город Челябинск на Южном Урале.

Красивый, могучий – опора страны.

Озёра и реки его окружают

А сверху уральские горы видны!

Ведущий 2: Вот и подошел концу наш классный час

Ведущий 1: Скажите ребята, что Вы узнали нового?

Ведущий 2: Что Вам понравилось больше всего.

Ведущий 1: напоследок мы предлагаем исполнить песню Олега

Митяеаа «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»

Воспитатель 4 «б» класса:

Сергеева Е.В.



В раздел образования