Автор: Сергеева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Школа-интернат № 15 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Живу я в глубине России.."
Раздел: начальное образование
«Всё дорого в тебе,
Кругом родные лица:
Знакомые, соседи и друзья,
За всё, что есть, и что не повторится,
Тебе, мой город, благодарна я».
Э.Герасименко
Сценарий открытого мероприятия в 4 «б»
классе: «Живу я в глубине России…»
Задачи мероприятия:
1.
Образовательные
Учить работать с различными источниками информации.
Пополнить багаж своих знаний по истории родного города.
Уметь логически и грамотно выстраивать своё выступление.
2.
Развивающие
Развитие речевой, мыслительной деятельности.
Коммуникативных умений и навыков.
3.
Воспитательные
Воспитывать чувство патриотизма, любви к малой родине, к
любимому городу, жителям города – челябинцам.
Предварительная работа
Подготовка информации о памятных местах, достопримечательностях
города (дети совместно с родителями).
Оборудование
Мультимедийная установка для просмотра презентации и слайдов.
Флаг Челябинской области. Фото Челябинска. Значки и пилотки
полицейских, кулер, пустая тара для воды, флешка.
Ход мероприятия
(ведущие дети )
Ведущий 1: Здравствуйте уважаемые гости и ребята.
Ведущий 2: Мы рады приветствовать Вас на нашем классном часе,
который посвящен нашей малой Родине, а значит городу Челябинску.
Ведущий1: Начнем мы с того, что рассмотрим нашу Челябинскую
область из космоса, красиво не правда ли?
Ведущий 2: А мне хотелось бы рассмотреть границы нашего города.
Ведущий 1: Они очень похожи.
Ведущий 2: Чем же знаменита наша область?
Ведущий 1: Разве ты не знаешь, что область наша славится черной,
цветной, а теперь ещё и белой металлургией, (назовите предприятия,
которые в этом преуспели), машиностроение (кто-нибудь может
назвать знаменитые заводы), атомная промышленность сельское
хозяйство, химическая промышленность, легкая промышленность
(назовите предприятия), пищевая промышленность (назовите
предприятия).
Ведущий 2: Скажите, а как гордо ещё называют наш город?
(Столица Южного Урала).
Ведущий 1: Немного из истории нашего города.
Степа:
На месте современного Челябинска первоначально
располагалась Башкирская деревня Челяба, позднее здесь была
основана Челябинская крепость. Произошло это в 1736 году, а статус
города Челябинск получил в 1787г. Долгое время Челябинск оставался
тихим уездным городом Оренбургской губернии. Но с началом
«золотой лихорадки», т.е. к концу 19 в. Город уже занимал ведущие
позиции в торговле хлебом, маслом, мясом и чаем, стал важным
транспортным узлом.
Важное значение сыграли металлургические и машиностроительные
предприятия Челябинска и в период послевоенного восстановления
страны.
К концу 80-х годов местные заводы производили больше половины
всей нержавеющей стали всей страны, пятую часть производимых
труб и до 40% дорожных машин.
Челябинск богат не только своей историей, но и настоящим и
будущим. Ледовый дворец «Уральская Молния», Челябинский
трубопрокатный завод, возрождение храмов и Челябинский
Метеорит. Вот те яркие моменты, которые переживает Челябинск в
последние годы.
Ведущий 2: Предлагаю посмотреть на карту Челябинска и области,
что же мы видим.
Ведущий 1: Столько много голубых точек и пятен!.
Ведущий 2: Это всё водоёмы и как хорошо, что у нас их так много,
значит запасов воды хватит надолго.
Ведущий 1: Ну я бы так не утверждала, предлагаю посмотреть
сценку.
Сценка
(Звучит мелодия из фильма Терминатор-2.)
Голос за кадром: Никита П.
2148 год. После разразившейся на Земле глобальной экологической
катастрофы запасы пресной воды уменьшились в 50 раз. В связи с
этим каждый житель планеты получил специальный электронный
ключ, по которому он мог получить свою суточную норму - 350 мл
воды.
(На сцене - пункт раздачи воды. На пункте - раздатчик и два офицера
полиции в форме (парень и девушка). На столе у них стоит ноутбук.
Очередь доходит до мамы и сына. Мать протягивает полицейскому два
электронных ключа (флешки). Полицейский проверяет ключи,
вставляя их в ноутбук.)
Полицейский (обращаясь к раздатчику):
700 миллилитров на двоих.
(Раздатчик отмеряет воду в бидончик матери. Они с мальчиком
отходят от пункта раздачи, женщина поскальзывается, падает и
разливает воду. Мальчик помогает ей подняться.)
Мальчик:
Мама, ты не ушиблась?
Мама:
Это не важно, сынок, я разлила всю нашу воду. Что же теперь делать?
Как прожить сегодня без воды?
Мальчик:
Давай попробуем попросить, чтобы нам второй раз дали воду, ведь все
видели, что ты упала не специально.
(Они снова подходят к пункту раздачи воды.)
Мама (обращаясь к девушке-полицейскому):
Мисс, нельзя ли нам снова получить воду, я случайно упала и все
разлила.
Девушка-полицейский:
Я видела, мэм, но ничем не могу помочь. Свою норму сегодня вы уже
получили. Мне очень жаль.
(Мама садиться у края сцены и плачет.)
Мальчик (обращаясь к полицейскому):
Простите, сэр, а почему мы не можем получить еще воды?
Полицейский:
Просто в этом случае кто-то другой не получит свою порцию.
Мальчик:
А мама говорила, что когда-то воды хватало на всех, и она даже текла
из кранов в каждом доме.
Полицейский:
Так действительно когда-то было.
Мальчик:
Так что же произошло?
Полицейский:
Если хочешь, я могу рассказать.
(На сцене остаются только мальчик и полицейский. На середину
сцены выносят большой плакат, на котором нарисовано озеро с
чистой водой.)
Полицейский:
Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно
было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно
было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть. А особенно,
когда речь шла о воде. Ведь ее так много на планете Но лишь 2% от
этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья.
Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их
по своему усмотрению.
(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет предприятия и
закрашивает часть воды озера краской.)
Полицейский:
На берегах водоемов выросли промышленные предприятия, которые
сбрасывали неочищенные стоки в воду.
(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет
сельскохозяйственных угодий и закрашивает часть воды озера
краской.)
Полицейский:
Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко
применявшиеся в сельском хозяйстве.
(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет бензозаправки
и закрашивает часть воды озера краской.)
Полицейский:
Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции
бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные
нефтепродукты.
(Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет танкера и
закрашивает оставшуюся часть воды озера краской.)
Полицейский:
Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой
нефти в моря и океаны, губя все живое на много квадратных миль
вокруг. И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на
планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество
уменьшается и уменьшается…
Ведущий 1:
То, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами -
преступление против человечности.
Ведущий 2:
Дети, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас видели, действительно
может оказаться вашим будущим.
Ведущий 1:
Наше да: миру и спокойствию, любви и уважению к природе, заводам
без дыма, фабрикам без ядовитых стоков, автомашинам без
удушливого выхлопа, тишине, разуму и науке, осторожности и
мудрости.
Ведущий 2:
Наше нет: любым войнам, любым битвам с природой, безграмотному
природопользованию, всему тому, что грозит Земле, угрожает людям,
каждому человеку - всем и по отдельности.
Ведущий 1: Ребята, какой же вывод мы можем сделать? (Ответы
детей)
Ведущий 2: раз мы говорим о водоёмах, скажите какая главная река
в Челябинске.
Стихотворение читает: Дадова Дарья
Родной мой город на Миассе.
Красивый статный и большой
И нету большего мне счастья
Чем жить и славиться с тобой!
Ведущий 1: Каждый помнит, как выглядит мост через реку Миасс в
нашем городе, а вот как он выглядел раньше я предлагаю посмотреть
прямо сейчас.
Ведущий 2: Что ещё сильно выделялось на карте? (Ответы детей)
Ведущий 1: Там было много зеленого цвета. Это «легкие» нашего
города.
Ведущий 2: Ребята назовите парки Челябинска.
(Ответы детей)
Ведущий 1: В местах большого скопления людей, как правило
находятся памятники. Сегодня, свои творческие работы посвященные
возникновению памятников ребята представят Вашему вниманию.
Настя
Памятник основателям Челябинска
Памятник основателям Челябинска представляет собой стелу в самом
центре города, на пешеходной улице Кирова, на месте первой
Челябинской крепости.
Памятник выполнен в форме прямоугольного постамента, на котором
установлены 4 бронзовые фигуры основателей и первопоселенцев.
На север смотрит казак (охранник крепости) в яловых сапогах,
кафтане, опоясанном кушаком, папахе. Брит, но усат. Он с копьем в
руке и шашкой на левом боку.
На восток обратил взор крестьянин (строитель крепости) с
непокрытой головой. На груди красуются православный крест,
натруженные руки сложены на стоящую пилу.
На юг обращено лицо офицера (Александр Тевкелев, основатель
крепости) держащего в руках бумагу-ордер на строительство крепости.
Офицер в высоких ботфортах, в военном мундире с лентой через
плечо, в шляпе треуголке.
На запад глядит представитель башкир (коренной житель) в
национальном костюме, с кнутом в руках. Шапка восточного покроя,
кривые ноги, привыкшие обнимать бока коня выдают в нем башкира.
Не хватает в композиции коня, но кажется: сейчас сделает башкир
едва заметное движение и примчится тот на зов хозяина.
Над фигурами размещены часы. На вершине монумента шпиль с
фигурой архангела Михаила.
Данила:
Памятник Курчатову — памятник знаменитому
академику-ядерщику был открыт в 1986 году к 250-летию Челябинска
около здания Южно-Уральского государственного университета.
С 2014 года памятник включен в единый реестр объектов культурного
наследия Российской Федерации
]
.
Памятник представляет собой сложную архитектурно-скульптурную
композицию, в состав которой входят два пилона и находящаяся
между ними статуя Курчатова на постаменте. Полусферы на пилонах
символизируют расщепленный атом. Высота пилонов составляет 27
метров. Высота статуи — 6,4 метра. Общая высота памятника (вместе с
постаментом) — 11 метров.
К
УРЧАТОВ
Игорь Васильевич, академик, научный руководитель работ
по созданию атомных реакторов и атомной бомбы.
Создатель искусственного атома.
В первый период войны разрабатывал метод размагничивания
кораблей для защиты от магнитных морских мин. что обеспечила
стопроцентную защиту от немецких магнитных мин.
В честь него названа площадь в Москве. Памятники в честь Курчатова
находятся в Озерске, Снежинске, Севастополе. Улицы носят его имя в
городах: Волгодонске, Обнинске и в городе Крчатове так же
названным в его честь.
Катя:
Памятник Цвилингу
Памятник находится возле кинотеатра Пушкина со стороны улицы
Цвилинга. Установлен памятник в честь Самуила Маисеевича
Цвилинга который родился 13 января 1891 г. Погиб 2 апреля 1918г.
Он был первым председателем Челябинского совета рабочих и
солдатских депутатов Челябинского комитета большевиков.
Российский революционер, большевик погиб в схватке с
белоказаками. Памятник установлен на месте гибели в Челябинске.
Есть улицы которые носят его имя в Екатеринбурге. Оринбурге,
Троицке, Челябинске и в др. уральских городах и даже Театр Драмы
до 2003 года носил имя Цвилинга.
Артём
: Памятник «Орленку»
Открыт 19 октября 1958 г. В день 40-я космоса. С момента
открытия стал символом Челябинска. Находится в парке отдыха
«Алое поле». Посвящен подвигу юных бойцов Красной Армии,
воевавших на Урале в годы гражданской войны.
Авторы Головницкий Лев Николаевич и Александров Евгений
Викторович. По слова Льва Николаевича, когда он создавал
«Орленка», то думал в первую очередь о брате и о всех молодых,
погибших на войне.
Бронзовая фигура высотой 4 метра отлита на заводе
«Монументскульптура» в г. Санкт- Петербурге.
Монумент представляет собой фигуру юноши – подростка, одетого в
военную форму.
Ведущий 1: Да, действительно, в самых прекрасных местах. Там, где
люди отдыхают и вспоминается о знаменитых людях.
Стих Кирилл
Мой город Челябинск тебя я люблю
За парки и скверы, леса и поля.
За реки озёра и горы.
Пусть вечно цветёт моя родная земля
Мир и покой нам даруя!
Ведущий 2: Прекрасное стихотворение. Никита у меня есть вопрос. А
как проявляют заботу руководители города о нашем здоровье?
Ведущий 1: Давай спросим у ребят (ответы детей).
Ведущий 2: Можете ли вы, назвать стадионы Челябинска? (Ответы
детей).
Физминутка
Ведущий 1: Мы хотели бы задать вам ребята несколько вопросов о
Челябинске, вы согласны (ответы детей).
Ведущий 2: Сколько районов в городе Челябинске?
Ведущий 1: Назовите район в котором находится наша школа?
Ведущий 2: Назовите главную улицу Ленинского района.
Ведущий 1: Какой юбилей отметили Челябинцы в сентябре?
Ведущий 2: Назовите главную улицу Челябинска.
Ведущий 1: назовите главную площадь Челябинска.
Ведущий 2: Мы предлагаем посмотреть эксклюзивные фото (фото
старого города).
Ведущий 1: Это было интересно.
Ведущий 2: Что ещё находится на Площади Революции?
(Театр Драмы).
Ведущий 1: Для чего люди ходят в театры, дворцы?
(Ответы детей)
Ведущий 2: одним из видов русского народного творчества,
являются частушки.
Ведущий 1: Мы предлагаем послушать частушки о Челябинске.
Частушки
1.
Есть в России, на Урал,,
Город, золото там есть,
И зовется он Челябой,
Людей добрых в нем не счесть.
2.
Хорошо в Челябе жить —
Не приходится тужить.
Хочешь — фильм
в «слоновьем» зале,
Хочешь — танцы на бульваре.
3.
Мы не бедствуем сейчас
Даже пробки есть у нас
Тысячи машин в пути
Ни проехать, ни пройти.
4.
Холод, голод и цунами
Нас обходят стороной.
За Уральскими горами —
Как за каменной стеной
5.
Будем строить трассу мы
В Солнечной долине.
Растут цены каждый день
В нашем магазине.
6.
Пугачев, как говорят,
Утопил в Инышко клад.
Я по берегу хожу,
Клада я не нахожу.
7.
Концом света нас пугают,
Это полная мура.
Рынок цены поднимает,
Вот где черная дыра!
Наш район богат лесами.
8.
Каждый зелени был рад.
Бизнес круто развернули-
Лишь пеньки теперь торчат!
9.
Массу саженцев посадим,
Наведем мы блеск-красу!
Быть Челябе на Урале
Первым «городом в миру»!
10.Мы наш город очень любим
За природу и наш край,
Потому что этот город самый лучший,
Так и знай!
11. У частушек есть начало,
У частушек есть конец.
Кто частушки наши слушал
Прямо скажем молодец!
(Исполнители: Семён, Карина, Елизавета, Анастасия, Кирилл,
Данила).
Ведущий 2: наш город взростил известного на всю страну автора
бардовских песен Олега Митяева.
Ведущий 1: Предлагаем посмотреть интервью с ним, где он
расскажет о себе и о своих песнях.
Ведущий 2: Скажите, а можно ли назвать наш город литературным?
(Много библиотек, знаменитых писателей, улицы названные в честь
писателей).
Ведущий 1: назовите улицы названные в честь писателей, поэтов.
(Ш. Руставели, Вагнера, Барбюса, Гюго, Толстого, Фадеева, Горького,
Бажова).
Ведущий 2: Предлагаем послушать стихотворение нашей уральской
писательницы Людмилы Татьяничевой «Живу я в глубине России…»,
прочитает Хмелева Анастасия.
Стих Настя
Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки - сини, горы - сини,
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, тайга...
Берёт отсюда
Начало изумрудный цвет.
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!
По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия.
Суровей, строже, может быть.
А может, здесь она моложе...
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское - всё то же.
И доброта, и песни те ж!
И лица те же, что в Рязани,
И также звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани,
В Урале Русь отражена.
Ведущий 1: У нас в классе есть ребята, которые написали стихи о
своей малой Родине.
Данила
Стоит на границы Европы и Азии,
В краю синих гор красоты эталон.
С людьми очень добрыми, умными, разными
Мой город, которым я на век покорен!
Никита
Есть город Челябинск на Южном Урале.
Красивый, могучий – опора страны.
Озёра и реки его окружают
А сверху уральские горы видны!
Ведущий 2: Вот и подошел концу наш классный час
Ведущий 1: Скажите ребята, что Вы узнали нового?
Ведущий 2: Что Вам понравилось больше всего.
Ведущий 1: напоследок мы предлагаем исполнить песню Олега
Митяеаа «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…»
Воспитатель 4 «б» класса:
Сергеева Е.В.