Автор: Ефимова Татьяна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ д. Дергачевка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: Стерлитамакский район, д. Дергачевка
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема: "Определение"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа д. Дергачевка
муниципального района Стерлитамакский район
Республики Башкортостан
Технологическая карта урока
русского языка в 5 классе
по теме «Определение»
Разработала: учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ д. Дергачевка Ефимова Татьяна Васильевна
2017 год
ТЕМА УРОКА: "ОПРЕДЕЛЕНИЕ".
1. Тип урока: Урок общеметодической направленности.
2. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности
художественного описания.
3. Задачи урока:
Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических
навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
4. УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной
деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует
(совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать
критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку
зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах
(группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
5. Планируемые результаты:
предметные: учащиеся должны знать определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения
как члена предложения, роль определения в усилении выразительности художественного описания;
должны уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения
определениями, использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
6. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность уче-
ника
Формируемые УУД
1.Организацион
ный момент
1. Приветствие учащихся
Приветствие друг
друга
Принцип психоло-
гической комфорт-
ности
УУД: личностные:
создание доброже-
лательной атмосфе-
ры, мотивация на
учёбу, создание си-
туации успеха);
коммуникативные
умение работать в
коллективе
2.Мотивация к
учебной
деятельности
1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование
презентации слайд 1) Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, на-
чинается
- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?
-Чем будут для нас эти слова?
«Не говори – не умею, а говори – научусь!»
- Вы все прекрасно знаете, какую
роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с же-
ланием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня
мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые.
3-й слайд: Мудрая сова I. Проверка домашнего задания.
На доске
- Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте
предложения по схемам.
- Что вы знаете о дополнении?
Фронтальный опрос по вопросам таблицы
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. От какого слова
От глагола
Учащиеся состав-
ляют из слов
предложение, вы-
деляют
грамматическую
основу
С малой удачи начина-
ется большой успех
(СЛАЙД 2)
Учащиеся дают ха-
рактеристику
предложения
Показывают зна-
ния предыдущей
темы
-личностные: моти-
вация к учебной
деятельности,
- регулятивные:
планирование своих
действий в диалоге
с учителем
-познавательные
(осознают познава-
тельную
задачу)
коммуникатив-
ные: слушают отве-
ты друг друга, отве-
чают, формулируют
собственные
мысли, высказыва-
ют свою точку зре-
ния
зависит?
2. Что обозначает?
Предмет, с которым
связано действие или
признак
3. На какие вопросы
отвечает?
На вопросы
косвенных падежей
4. Какой частью речи
выражен?
Чаще
существительным или
местоимением
3.Актуализация
знаний
Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На
доске (слайд)
I вариант.
II вариант.
Мы идем в лес.
На опушке стоит избушка.
Встает солнце.
Здесь живет охотник.
Кружатся листья.
Он покажет лес.
- Прочитайте сочинение ученика.
-Оно вам понравилось?
-Чего не хватает?
-Как сделать это сочинение красивым? Этому мы сегодня научимся.
Показ презентации (Приложение)
(см. Приложение. Слайд 1)
- Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и
поэтов)
(см. Приложение. Слайд 2)
– Поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь.
(см. Приложение. Слайд 3)
Звучит “Лунная соната” Л.В.Бетховена. (Звуковой файл) На фоне
зимнего пейзажа портрет С.Есенина. Коротко вспоминаем этого поэта,
о чем он писал. Подготовленный обучающийся выразительно читает
стихотворение С.Есенина “Белая береза”.
- Как описывает С.Есенин зимнюю березу?
(см. Приложение. Слайд 4)
- Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое
оформление основ предложений)
(см. Приложение. Слайд 5)
- Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений?
А передают ли они красоту природы, чувства?
Рассуждения и от-
веты учащихся
- личностные: оце-
нивают ситуацию на
уроке с точки зре-
ния важности об-
разования;
- регулятивные:
самостоятельное
фор мулирование
цели и задач, плани-
рование,
прогнозирование;
- познавательные:
осуществляют для
решения учебной за
дачи операции ана-
лиза, синтеза;
- коммуникатив-
ные: слушают, отве-
чают, анализируют
ответы товарищей
(см. Приложение. Слайд 6)
- Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа?
- На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов)
- Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление
определений как членов предложений)
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
(см. Приложение. Слайд 7)
- Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на
вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения
обычно выражаются прилагательным.
Филин: работает, учится, думает!
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
1. От
какого
слова
зависит?
От глагола
От
существительног
о
2. Что
обозначает
?
Предмет, с
которым связано
действие или
признак
Признак
предмета
3. На какие
вопросы
отвечает?
На вопросы
косвенных
падежей
Какой?
Чей?
4. Какой
частью
речи
выражен?
Чаще
существительны
м или
местоимением
Прилагательным
(см. Приложение. Слайд 8)
Работа с учебником
– чтение определе-
ния
Заполнение табли-
цы, сравнение с
учебником
4. Физкультминут-
ка
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растем,
И тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья стряхнем постепенно.
- личностные: осо-
знание необходимо-
сти продолжать
урок;
- коммуникатив-
И кружит, и кружит их ветер осенний.
ные: выполнение
упражнений вместе
5.Целеполагание и
мотивирование
6. Применение но-
вого знания в стан-
дартной ситуации
- Давайте потренируемся украшать свою речь. Подберите определения, ко-
торые называют признаки изображенных предметов. (см. Приложение.
Слайд 9-13)
(см. Приложение. Слайд 14)
- Теперь попробуем украсит определениями предложения: Осень. Падают
листья. Пошел дождь.
(см. Приложение. Слайд 15)
- Определения помогут сделать вашу речь образной, выразительной, поэ-
тичной, музыкальной.
Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам).
- Теперь вы смело можете исправить сочинение ученика, превратите его в
красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока)
Вывод о важности использования в речи определения
На экране появ-
ляются изображе-
ния животных,
растений, обучаю-
щиеся устно под-
бирают к ним кра-
сивые определения.
Дети составляют
предложения, за-
писывают их в
тетради, подчер-
кивают главные
члены предложе-
ния и определения;
отмечают слова, к
которым отно-
сятся определения.
Самостоятельная
работа: составле-
ние рассказа – опи-
сания по картине
Пишут творческую
работу, затем чита-
ют её в классе, оце-
нивая и рецен зиру-
ют работы
одноклассников.
Определения по-
могают выстроить
наиболее точное
- личностные: по-
ложительное отно-
шение к обучению:
- регулятивные:
принимают и сохра-
няют учебную зада-
чу; познаватель-
ные: выполняют
учебно –познава
тельные действия,
осуществляют для
решения учебной
задачи операции
анализа, синтеза,
сравнения, устанав-
ливают причинно
– следственные свя-
зи; - коммуника-
тивные: формули-
руют свои собствен
ные мысли, понима-
ют точку зрения
другого.
- личностные: осо-
знание необходимо-
сти продолжать
урок;
- регулятивные:
самостоятельное ре-
шение поставлен-
ной задачи;
- познавательные:
применение нового
знания в стандарт-
высказывание, ино-
гда в тексте без них
невозможно обой-
тись
ной ситуации;
- коммуникатив-
ные: умение рабо-
тать в
7. Самостоятельная
работа в парах
Изображение мальчика и девочки: работа в парах.
1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения И. Бунина (текст
распечатан).
Стихотворение списать, вставить пропущенные буквы, в словах с
безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень.
Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится.
В глуш... л...сной, в глуш... з...леной,
Всегда т...нистой и сырой
В крутом овраг... под г...рой
Б...ет из к...мней родник студеный.
И. Бунин
- А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года»
П.И. Чайковского «Осенняя песнь».
- Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким
стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом?
Впечатления, навеянные осенью, великие мастера искусства передают
по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с
помощью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения
и чувства в их произведениях одинаковы.
Выполняют зада-
ния предложенного
материала.
Словесное рисова-
ние картины по
прослушанной му-
зыке.
- личностные: же-
лание проверить
свои знания, само-
стоятельно находят
нужную
информацию
- регулятивные :
самостоятельное ре-
шение поставлен-
ной задачи;
-познавательные:
способность понять
информацию;
- коммуникатив-
ные: умение рабо-
тать в парах, прини-
мать точку зрения
другого человека,
обосновывать свою
точку зрения
8. Письменная ра-
бота
Применение нового
знания в нестан-
дартной ситуации
(вторая мини-физ-
культминутка)
- Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень?
Известно, что осень была любимым временем года многих людей
творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки:
Унылая пора! очей очарованье! (на слайд)
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Изображение задумчивого ребёнка
Всем этим строкам можно найти подтверждение в ваших сочинениях
«Вид из окна» (Чайковский)
Задание. Написать
мини-сочинение
(небольшое
сочинение-
описание) «Вид из
окна», используя
второстепенные
члены
предложения.
Зачитать 1-2 рабо-
ты.
- личностные: же-
лание проверить
свои знания, само-
стоятельно находят
нужную информа-
цию;
- регулятивные:
самостоятельное ре-
шение поставлен-
ной задачи; произ-
водит необходимые
действия по плану;
- познавательные:
использует получен-
ную информацию в
действии;
- коммуникатив-
ные: учится искать
свою позицию
9. Подведение ито-
гов
Рефлексия
Что узнали на уроке?
От какого слова зависит определение?
Что обозначает определение?
На какие вопросы отвечает определение?
Какой частью речи выражено определение
?
Оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с
помощью рисунков.
Ученики определя-
ют, что они узнали
на уроке, какие во-
просы
им хотелось бы
обсудить на после-
дующих уроках
Оценивание своей
работы, возвраще-
ние к эпиграфу и
толкование
- личностные: кри-
тическая оценка
своих знаний;
- коммуникатив-
ные: умение слу-
шать друг друга
11. Домашнее зада-
ние
Предлагает проверить полученные знания
Упр. 186 или 187 (по выбору)
личностные: уча-
щиеся выбирают
упражнение по
сложности.
Приложения:
задания в «сюрпризах»
1группа продолжает фразу и отвечает на теоретические вопросы
Грамматическая основа предложения – это…
Подлежащее – это…
Сказуемое – это…
-Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?
-Какие члены предложения называются второстепенными?
-Что такое дополнение?
2 группа вставляет пропущенные определения в текст, напечатанный на «осеннем листочке»:
Над полем пролетели……………… птицы. Они громко кричали, будто прощались с… ……….краями. У ………….птиц путь ….
……….Летят они в ………….края. Совсем скоро закружатся в воздухе… ……….снежинки.
Слова для справки:
родные, долгий, робкие, тёплые, перелётные,
3 группа вставляет пропущенные определения в текст (слова подбирают сами)
Наступила …………….осень. Стоят ………………… дни. Небо над головой……………………..
……………..ветерок играет ……………..листьями. Между ветками деревьев повисли …………… ….паутинки.
4 группа: продолжают начатый рассказ
Вчера светило яркое солнышко. Дул слабый, тёплый ветерок.
Сегодня…..