Конспект непосредственно образовательной деятельности тема: "Эх, балалаечка моя!" группа общеразвивающей направленности 4-5лет
Автор: Савенкова Елена Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ№190 Населённый пункт: Г. Оренбург Наименование материала: Конспект Тема: Конспект непосредственно образовательной деятельности тема: "Эх, балалаечка моя!" группа общеразвивающей направленности 4-5лет Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 190»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
тема :
«Эх, балалаечка моя!»
группа общеразвивающей направленности 4-5лет
муз. руководитель:
Савенкова Елена Владимировна
г. Оренбург, 2016 г.
Тема: «Эх, балалаечка моя!»
Цель: Развитие музыкальной деятельности детей на примере русского народного
творчества (знакомство с русским народным инструментом «балалайкой»)
Задачи: Образовательные
Формировать представления детей б истории появления балалайки.
Развивающие
Развивать умение отличать звучащие балалайки от других народных
инструментов.
Развивать произвольные танцевальные движения в соответствии с
характером музыки.
Развивать игровые умения и навыки.
Воспитательные
Воспитывать ценностное отношение к русской народной культуре.
Ценят культурные произведения русского народного творчества на
примере балалайки.
Приёмы руководства деятельности детей в НОД:
1.
Приемы постановки целей и мотивация деятельности детей: беседа о
возникновении балалайки.
2.
Приемы
активизации
деятельности
детей
в
процессе
НОД:
беседа,
создание
развивающей
среды,
создание
игровой
ситуации,
анализ,
вывод.
3.
Приемы
организации
практической
деятельности
детей:
показ
движений детям и потом с детьми, комментирования, продуктивная
деятельность.
4.
Приемы поддержания интереса детей: музыкальное сопровождение,
предложения по продолжению деятельности в данном направлении во
взаимодействии с родителями.
5.
Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Литературный ряд: Четверостишия о музыкальном инструменте
«Балалайка», рассказ об истории появления инструмента, загадывание загадки про
балалайку.
Изобразительный ряд: Показ иллюстраций балалайка, Портрет
композитора П.И. Чайковского.
Музыкальный ряд: Музыкальный инструмент Балалайка, музыкальные
инструменты-детская балалайка, ложки деревянные, бубны, фортепиано, музыкальный
центр, короб, трещотки.
Виды детской деятельности в НОД:
игровая;
коммуникативная;
музыкально - художественная ;
чтение художественной литературы;
продуктивная.
Ожидаемые результаты:
-
развитие
у
дошкольников
чувства
ритма,
развитие
речи
с
помощью
артикуляционной гимнастики, диалогической речи;
- проявление эмоциональной отзывчивости в общении со взрослыми;
-
воспитание в детях любви к окружающим, дружеское отношение к
сверстникам;
- умение передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой,
движениями, интонацией;
- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
Критерии оценки деятельности детей на НОД:
1.Ребенок задает вопросы.
2.Активно участвует в познавательной деятельности.
3.Проявляет самостоятельность.
4.Обращаеться за помощью к взрослому
5.Предлагает помощь сверстнику.
7.Доводит начатое дело до конца.
План НОД:
1.
Вводная часть:
Создание игровой ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели
Демонстрация иллюстраций
2.
Основная часть:
Рассматривание иллюстраций, комментировании, дискуссии:
Игра «На чем играю»
Слушание произведения «Камаринская» П.И. Чайковский
Разучивание песни «С балалайкой веселее»
3.
Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД
Длительность НОД
3 мин
20мин
2 мин
25мин
Ход НОД.
1.Вводная часть.
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) распевка «Доброе
утро!»
«Доброе утро, всем кто проснулся»
Доброе утро, кто улыбнулся,
Глазки откройте и посмотрите
Мы всех вас любим, и вы нас любите!
1.2. Мотивация деятельности детей.
Муз. рук: - Ребята, посмотрите, что это у меня стоит на столе?
Дети: Это короб.
Муз. рук: - Правильно, это короб. Для чего он нужен?
Дети:
Муз. рук: - Послушайте загадку, отгадав, узнаете, что в нем лежит.
(Загадываю загадку)
Треугольная доска,
А на ней три волоска
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой!
Узнаю его момент –
Самый русский инструмент –
(Демонстрирую этот инструмент)
Муз. рук: - Ребята, знаете ли вы, как она появилась и почему балалайка
так называется?
(Рассказываю)
Рассказ о русском народном инструменте «Балалайка»
Произошло это, около ста лет назад в Петербурге. К известному
скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев.
Он сказал:
«Хотел бы заказать у вас музыкальный инструмент». Но когда мастер
посмотрел чертежи, которые принес ему Андреев, он страшно рассердился.
Как, так ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской,
скомороший инструмент, да еще из лучших сортов дерева. И рассердившись,
мастер сказал: « Что если господину Андрееву угодно, он может приобрести
сей мужицкий инструмент в любой лавке, где тот продается вместе со
спичками и солью».
Ребята, Как вы думаете, какой же инструмент предложил мастеру
сделать Андреев? (Балалайку)
А еще Василий Андреев заметил, что ему скрипачу совсем не зазорно
играть на балалайке и показал мастеру свое искусство игры на балалайке.
И тогда мастер сдался. Ему понравилось, как молодой музыкант горячо
говорит о том, что хочет наладить, усовершенствовать русские народные
инструменты и как виртуозно звучит в его руках этот мужицкий инструмент.
И приступил к работе. Так заладилось дело и вскоре,
Василий Васильевич Андреев организовал первый оркестр русских
народных инструментов и назвал его «Великорусским».
Андреев смог усовершенствовать балалайку и создать чертежи их
разновидностей, получилась целая семья: прима, альт, бас-балалайка
Кроме балалаек, он смог создать и разновидности домр.
Репертуар был очень разнообразным, писал их сам Андреев: пляски,
песни, хороводы, наигрыши, музыканты много концертировали по разным
странам Германии, Франции, Англии, США и конечно по городам России.
(Дети читают стихи о балалайке)
Стихи
1 ребенок: Три струны всего, трям – трям.
Инструмент известен нам
Балалайку я возьму
Плясовую заведу.
2 ребенок: Ты возьми – ка, зайка,
В лапки балалайку!
В круг скорее выходи,
Плясовую заводи! –
3 ребенок: Как все начали плясать
И платочками махать –
И баран с козой,
И мышкой удалой!
Каждый пел и веселился
То-то праздник получился!
Муз. рук: - Ребята, а давайте поиграем в коробейников. Кто хочет им стать?
(Одеваю шапочку, привязываю ленточку)
1.3. Целепологание:
Муз. рук: - Кто такие коробейники?
- Что они делают на праздниках?
- Что такое посиделки?
- Что коробейники делали на посиделках?
- А мы с вами будем музыкальными коробейниками, хотите?
Дети:
Муз. рук: - Ребята, а вы знаете, что музыку может исполнять оркестр, а мы
можем играть в оркестре?
Дети: Да
Муз. рук: - А на каких музыкальных инструментах мы можем играть?
2. Основная часть.
2.1.Актуализация ранее приобретенных знаний.
Муз. рук: - А чтобы вы быстрее вспомнили, я вам загадаю загадки?
(Загадываю загадки о музыкальных инструментах)
Загадки про музыкальные инструменты
1.Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,
А всего-то три струны ей для музыки нужны
Кто такая? Отгадай-ка?
Ну, конечно….. (Балалайка)
2.Деревянные сестрички,
Друг о дружку стучат,
Всю округу веселят…. (Ложки)
3.Я круглый словно солнышко,
Только с бубенцами
Звучу я очень звонко
Услышите вы сами,
Когда в руки меня возьмете,
Ударите ложкой
Звучать я буду громко-громко
Угадайте - кто я?...... (Бубен)
4.Чьи мы слышим перекаты
Словно гром гремят – раскаты
В ряд пластинки – будто щетка,
А звучит сейчас …… (Трещотка)
Игра в оркестре д.м. и, исполнение пьесы «Светит месяц» р.н. мел.
2.2Добывание (сообщение и принятие) нового знания.
(Показываю музыкальный инструмент и портрет композитора)
Муз. рук: - Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Балалайка.
Муз. рук: - А это что?
Дети: Портрет композитора, П.И. Чайковского.
Муз. рук: - Ребята, а как вы думаете, зачем здесь портрет?
Дети:
Муз. рук: - Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение,
которое называется «Камаринская».
Слушание произведения «Камаринская» П.И. Чайковского.
Муз. рук: - Какое произведение по характеру?
- Понравилось вам это произведение?
- Какой музыкальный инструмент вы услышали в этом
произведении?
-А вот вам еще одно музыкальное произведение, послушайте
его, пожалуйста.
Слушание песни Т.В. Бокач «С балалайкой веселее»
Муз. рук: - О чем это муз произведение?
- Какой характер в этом произведении?
(Распевание. Разучивание песни 1 куплет)
Муз. рук: - А теперь я вам предлагаю немного поиграть в музыкальную
игру «На чем я играю?»
(Определение инструментов по звучанию, На столе лежат музыкальные
инструменты, вызывается ребенок, он закрывает глаза, и по слуху должен
определить, какой музыкальный инструмент прозвучал).
2.3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.
Муз. рук: - Ребята, посмотрите, а у меня в коробе, еще что-то есть?
(Достаю маленькие балалаечки)
Муз. рук: - Что это такое?
Дети:
Муз. рук: - Но они какие-то не веселые, не интересные. Что нужно с
ними сделать, что бы они стали веселее?
Дети: Разукрасить.
Муз. рук: - Правильно, давайте их украсим и сделаем ярче.
(Дети подходят к столу, берут балалайки и украшают их,
разрисовывают, как хотят).
3.Заключительная часть.
3.1. Анализ и самоанализ деятельности детей.
Муз. рук: - Расскажите, что мы с вами сегодня делали?
Дети:
Муз. рук: - Понравилось ли вам быть коробейниками?
Дети:
Муз. рук: - Что вы узнали о балалайке?
Дети:
Муз. рук: - На каких музыкальных инструментах сегодня играли и какой
инструмент был главным героем нашего сегодняшнего занятия?
4. Дальнейшая разработка темы.