Напоминание

"Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых"


Автор: Мочалова Валентина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №2
Населённый пункт: город Кохма Ивановская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых"
Раздел: начальное образование





Назад




Автор урока: Мочалова Валентина Владимировна Ивановская обл., г.о. Кохма, МБОУ СОШ №2

УМК «Школа России»

Класс: 1 класс

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Насекомые как группа животных.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: знакомство с понятием «насекомые»

Формы организации работы: парная, групповая, фронтальная

Задачи:

Предметные: учить распознавать представителей животного мира; ответить на вопрос «кто

относится к животным?»; сформировать у детей первоначальное представление о насекомых как о

части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.

Надпредметные: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии,

схемы, таблицы, диаграммы); пользоваться дополнительными источниками информации; наблюдать,

анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: растить гражданина своей страны; воспитывать у детей бережное отношение к

природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы

учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции (умение работать в

группе, принимать решение и обосновать его).

Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-

коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный

подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии,

самооценивание.

Продолжительность урока: 35 мин.

1

I Орг. момент

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

ДЕТИ:

Мы готовы. Стол в порядке.

Начинается урок.

II Актуализация

1

) Фронтально-устный опрос.

- Какую проблему мы решали на прошлом уроке? (Мы узнали, что такое хвоинки)

-Кто скажет, что такое хвоинки? (Хвоинки – это листья, которые имеют вид иголок).

-Как называются такие деревья? (Хвойные)

- Какие деревья к ним относятся, приведите примеры. ( К ним относятся ель, сосна, лиственница)

-Чем похожи и чем отличаются ель и сосна?

Общее: это хвойные деревья.

Отличия:

1) ель имеет треугольную форму, а сосна овальную.

2) ветки ели растут от ствола вниз, а у сосны – в стороны.

3) хвоинки у ели растут по одной, а у сосны по парам.

4) у ели шишки овальные, длинные, гладкие, а у сосны - круглые, раскрытые.

- Что узнали о лиственнице?

- Мы говорили ещё об одной группе деревьев, как она называется? (Лиственные)

- Почему их так называют? (Листья имеют вид пластинок)

2) Работа в парах.

На партах лежит карточка.

Вам нужно растения разделить на две группы. Для этого растения первой группы обведите синим

карандашом, а растения второй группы – зелёным. (Проверим)..

Карточка.

1.Данные растения разделите на две группы. Для этого, растения 1 группы обведите

синим карандашом, а растения 2 группы - красным карандашом.

III Самоопределение.

- Несколько уроков мы знакомились с царством растений. Сегодня начинается наше новое

увлекательное путешествие.

2

дуб

сосна

берёза

ель

осина

Встаньте около своих мест. Мы отправляемся в царство животных. Ваша задача разгадать

фотографии-загадки: если на фото животное – делаете прыжок, если это не животное – хлопок.

Давайте поможем муравью Вопросику разобраться с этой нелёгкой задачей. (слайд 1)

Похвалить тех, кто не ошибался. Если были хлопки, учитель сообщает ребятам, что все, кого они

видели – животные.

- Животных на Земле очень много и все они разные. Их можно объединить в группы по общим

признакам. Перед вами таблица «Животные», которую мы вместе с Мудрой Черепахой будем

заполнять. В 1 классе мы познакомимся только с четырьмя группами животных, но вы должны знать,

что их гораздо больше. (слайд 2)

На следующем слайде вы видите эти 4 группы, но записаны они с помощью диаграммы, которая

показывает количество видов данной группы на нашей планете. (слайд 3)

- Как вы думаете, какие группы животных «спрятались» на диаграмме?

- Давайте проверим ваши предположения. (По щелчку появляется часть ответа – рыбы, птицы,

звери). (слайд 3)

- Как вы думаете, какая группа животных самая большая на диаграмме?

(Включить звуки насекомых)

- О ком мы сегодня будем говорить на уроке? (слайд 4)

- Что бы вы хотели о них узнать? Чему будем учиться? (слайд4 )

(Учитель записывает виртуальным маркером предложения детей на облаках:

кто такие насекомые;

каких животных называют насекомыми;

узнать строение тела насекомых;

научимся определять насекомых;

узнаем нужно ли их охранять).

IV Формирование новых понятий

Исследовать насекомое.

1)Организация исследовательской деятельности уч-ся.

- А знаете ли вы, как называют людей, которые изучают насекомых?

- На языке древних греков насекомое называлось «энтомоз». Поэтому науку о насекомых назвали

энтомологией, а людей, которые изучают насекомых, - энтомологами. И мы сегодня поиграем в

энтомологов.

Работа в группах.(слайд5)

-

Проведём

маленькую

исследовательскую

работу.

Самостоятельно

изучите

тело

муравья

и

расставьте в кружочках цифры, обозначающие части тела муравья. Договоритесь в группе, кто будет

отвечать?

- Проверим, так ли у вас получилось? (слайд 6)

2) Работа по учебнику.

3

- Продолжим исследование и откроем страницу по закладке, (стр.32).

- Покажите левый нижний угол.

- Кто изображён? (Бабочка)

- Сколько ног у бабочки? (Шесть)

- А у муравья?

1 признак

«6 ног» Выставляется табличка.

- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с

помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Кузнечики и блохи

совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания.

- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (наличием 6 ног)

2 признак

- Из каких частей состоит тело бабочки? (голова, грудь, брюшко…)

Выставляются таблички.

«голова»

«грудь»

«брюшко»

- Как у муравья? (Да).

- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых? ( тело разделено на три части)

3 признак

«наличие усиков» Выставляется табличка.

-А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).

-А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в

сумерки, когда цвет плохо виден. (Им помогает запах).

-Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.

-Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).

4 признак

«наличие двух пар крыльев»

-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других

групп животных? (6 ног, две пары крыльев , есть усики, строение тела другое)

-Что помогает их передвижению? (крылья)

-У животных, какой группы тоже есть крылья? (у птиц)

- Сколько их? (пара)

-Посчитайте, сколько крыльев у насекомых? (4 крылышка)

Появляется табличка «две пары»

- А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые»

а) работа по иллюстрации стр.32.(внизу)

- Кто прилетел к бабочке? (стрекоза и божья коровка)

- К какой группе относятся эти животные?

4

- Докажите. (3 части тела: голова, грудь, брюшко; 6 ног у каждого; две пары крыльев; у стрекозы и

божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти потому что эти насекомые питаются другой

пищей).

- Как вы думаете, почему эта группа животных называется «насекомые»? (Предположения детей)

- Насекомые от слова «насекать» (на теле есть полоски как насечки).

б) работа по иллюстрации стр.33 (вверху)

1) работа с атласом-определителем. (иллюстрация вверху)

- Обратите внимание на правую страницу (с.33).

- Это насекомые? (Да, у них по 6 ног)

- Каких насекомых вы видите? (кузнечик, комар, шмель, оса, муха, жук)

-Все ли насекомые вам известны, если нет, то можно проверьте себя по атласу - определителю.

(показать книгу «От земли до неба»)

Физкультминутка (слайд 7)

2 творческое задание по учебнику (работа с иллюстрацией внизу). Стр.33

- Что объясняет Черепаха Муравьишке ? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги.

Он – насекомое.)

- Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет? (Нужно сосчитать его ножки)

- Сколько туфелек принес Муравьишка Бабочке? Почему? (Бабочка – насекомое. У нее шесть ног.)

- Составьте сказочные истории по этим иллюстрациям.

в) работа по иллюстрации стр.32.(вверху)

- Найди рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми.

(Сороконожка, рак, паук.)

- Почему? (У насекомых только 6 ног, а у них их больше)

- Кто знает, как называется это насекомое?

(Учитель показывает рисунок богомола в учебнике).

- Точно узнать название этого насекомого нам поможет… Атлас - определитель «От земли до неба»

(с.158)

Далее учитель читает информацию о богомоле.

3).Питание насекомых

-А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)

-У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к

питанию насекомых? (похожи на то, как питаются насекомые)

-Верно, попробуйте сами определить, каким насекомым соответствуют данные предметы.

(Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки. Самка комара

хоботком,

словно

шприцем,

протыкает

кожу

и

высасывает

кровь.

Ротовые

органы

мухи

впитывают жидкость, как губка)

4).Беседа по охране насекомых. )

-Ребята, скажите, зачем нам нужны насекомые? (Они опыляют растения, ими можно любоваться…)

- А что произойдёт, если исчезнут все насекомые? (Погибнут растения, будут голодать другие

животные – насекомых надо охранять)

5

Учёные – энтомологи Ивановской обл. наблюдая за насекомыми нашего края, пришли к выводу, что

исчезают некоторые виды муравьёв и бабочек.

- Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? (слайд 8)

( не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города, вести акции по охране

насекомых, буклеты о правилах поведения в природе)

- Прочитаю слова замечательного писателя М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять

Родину». Как вы понимаете это выражение? (слайд 9)

Правильно. Природа – наш дом. В ней всё взаимосвязано. Всё, что есть на планете – нужно беречь,

даже, если нам кажется, что это лишнее. Надо бережно относиться к природе, любить и защищать.

Как и свою Родину. Прислушайтесь к словам: Родина, род, родня, родители, родной, природа …

Зрительная гимнастика

Представьте, что в класс залетел жук. Я буду называть его движение, а вы повторяете его глазками:

вверх – вниз, влево – вправо, круговое движение в обе стороны, близко – далеко, закройте глаза

ладошками. Жук улетел. Можно продолжать работать.

VI Этап подведения итогов

(слайд 10)

1.Вывод.

- Итак, мы выяснили, что у всех насекомых есть по 6 ног, голова, грудь, брюшко и усики.

- А как же отличить насекомое от остальных животных?

Ведь голова, усики, брюшко есть и у

других животных? (Самым важным признаком отличия насекомых от других животных является

то, что у них 6 ног).

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр.33.

2. (слайд 11)

Мы познакомились с первой группой животных.

- Как она называется?

- Главный отличительный признак это…(наличие 6 ног)

3.Сопоставление знаний до и после урока.

- Давайте вернёмся к облакам и выясним на все ли вопросы нам удалось получить ответ.? (слаид4)

VII.Рефлексия.

Продолжите предложения (слайд 12)

«Я узнал», (новое о насекомых)

«Я повторил», (группы животных)

«Я удивился», (как зимуют, чем и как питаются)

«Я

запомнил»,

(чем

насекомые

отличаются

от

других

животных,

необходимо

их

охранять)

–Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство

насекомых питаются растениями и нектаром цветов.

- Кто чувствовал себя комфортно на уроке, уверенно – возьмите зелёные цветочки.

- Кто чувствовал себя немножко неуверенно, была проблема на уроке, ошибался, но ошибки свои

понял и исправил – синие цветочки.

- У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий – красные цветочки. (учащиеся

прикрепляют цветы на доску).

-Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!

6

IХ. Итог урока

.

-Кто такие насекомые?

-Назовите основной признак насекомых.

-Приведите примеры насекомых.

7



В раздел образования