Автор: Мочалова Валентина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №2
Населённый пункт: город Кохма Ивановская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых"
Раздел: начальное образование
Автор урока: Мочалова Валентина Владимировна Ивановская обл., г.о. Кохма, МБОУ СОШ №2
УМК «Школа России»
Класс: 1 класс
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Насекомые как группа животных.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: знакомство с понятием «насекомые»
Формы организации работы: парная, групповая, фронтальная
Задачи:
Предметные: учить распознавать представителей животного мира; ответить на вопрос «кто
относится к животным?»; сформировать у детей первоначальное представление о насекомых как о
части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
Надпредметные: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии,
схемы, таблицы, диаграммы); пользоваться дополнительными источниками информации; наблюдать,
анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: растить гражданина своей страны; воспитывать у детей бережное отношение к
природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы
учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции (умение работать в
группе, принимать решение и обосновать его).
Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-
коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный
подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии,
самооценивание.
Продолжительность урока: 35 мин.
1
I Орг. момент
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
ДЕТИ:
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
II Актуализация
1
) Фронтально-устный опрос.
- Какую проблему мы решали на прошлом уроке? (Мы узнали, что такое хвоинки)
-Кто скажет, что такое хвоинки? (Хвоинки – это листья, которые имеют вид иголок).
-Как называются такие деревья? (Хвойные)
- Какие деревья к ним относятся, приведите примеры. ( К ним относятся ель, сосна, лиственница)
-Чем похожи и чем отличаются ель и сосна?
Общее: это хвойные деревья.
Отличия:
1) ель имеет треугольную форму, а сосна овальную.
2) ветки ели растут от ствола вниз, а у сосны – в стороны.
3) хвоинки у ели растут по одной, а у сосны по парам.
4) у ели шишки овальные, длинные, гладкие, а у сосны - круглые, раскрытые.
- Что узнали о лиственнице?
- Мы говорили ещё об одной группе деревьев, как она называется? (Лиственные)
- Почему их так называют? (Листья имеют вид пластинок)
2) Работа в парах.
На партах лежит карточка.
Вам нужно растения разделить на две группы. Для этого растения первой группы обведите синим
карандашом, а растения второй группы – зелёным. (Проверим)..
Карточка.
1.Данные растения разделите на две группы. Для этого, растения 1 группы обведите
синим карандашом, а растения 2 группы - красным карандашом.
III Самоопределение.
- Несколько уроков мы знакомились с царством растений. Сегодня начинается наше новое
увлекательное путешествие.
2
дуб
сосна
берёза
ель
осина
Встаньте около своих мест. Мы отправляемся в царство животных. Ваша задача разгадать
фотографии-загадки: если на фото животное – делаете прыжок, если это не животное – хлопок.
Давайте поможем муравью Вопросику разобраться с этой нелёгкой задачей. (слайд 1)
Похвалить тех, кто не ошибался. Если были хлопки, учитель сообщает ребятам, что все, кого они
видели – животные.
- Животных на Земле очень много и все они разные. Их можно объединить в группы по общим
признакам. Перед вами таблица «Животные», которую мы вместе с Мудрой Черепахой будем
заполнять. В 1 классе мы познакомимся только с четырьмя группами животных, но вы должны знать,
что их гораздо больше. (слайд 2)
На следующем слайде вы видите эти 4 группы, но записаны они с помощью диаграммы, которая
показывает количество видов данной группы на нашей планете. (слайд 3)
- Как вы думаете, какие группы животных «спрятались» на диаграмме?
- Давайте проверим ваши предположения. (По щелчку появляется часть ответа – рыбы, птицы,
звери). (слайд 3)
- Как вы думаете, какая группа животных самая большая на диаграмме?
(Включить звуки насекомых)
- О ком мы сегодня будем говорить на уроке? (слайд 4)
- Что бы вы хотели о них узнать? Чему будем учиться? (слайд4 )
(Учитель записывает виртуальным маркером предложения детей на облаках:
кто такие насекомые;
каких животных называют насекомыми;
узнать строение тела насекомых;
научимся определять насекомых;
узнаем нужно ли их охранять).
IV Формирование новых понятий
Исследовать насекомое.
1)Организация исследовательской деятельности уч-ся.
- А знаете ли вы, как называют людей, которые изучают насекомых?
- На языке древних греков насекомое называлось «энтомоз». Поэтому науку о насекомых назвали
энтомологией, а людей, которые изучают насекомых, - энтомологами. И мы сегодня поиграем в
энтомологов.
Работа в группах.(слайд5)
-
Проведём
маленькую
исследовательскую
работу.
Самостоятельно
изучите
тело
муравья
и
расставьте в кружочках цифры, обозначающие части тела муравья. Договоритесь в группе, кто будет
отвечать?
- Проверим, так ли у вас получилось? (слайд 6)
2) Работа по учебнику.
3
- Продолжим исследование и откроем страницу по закладке, (стр.32).
- Покажите левый нижний угол.
- Кто изображён? (Бабочка)
- Сколько ног у бабочки? (Шесть)
- А у муравья?
1 признак
«6 ног» Выставляется табличка.
- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с
помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Кузнечики и блохи
совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания.
- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (наличием 6 ног)
2 признак
- Из каких частей состоит тело бабочки? (голова, грудь, брюшко…)
Выставляются таблички.
«голова»
«грудь»
«брюшко»
- Как у муравья? (Да).
- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых? ( тело разделено на три части)
3 признак
«наличие усиков» Выставляется табличка.
-А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).
-А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в
сумерки, когда цвет плохо виден. (Им помогает запах).
-Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.
-Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).
4 признак
«наличие двух пар крыльев»
-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других
групп животных? (6 ног, две пары крыльев , есть усики, строение тела другое)
-Что помогает их передвижению? (крылья)
-У животных, какой группы тоже есть крылья? (у птиц)
- Сколько их? (пара)
-Посчитайте, сколько крыльев у насекомых? (4 крылышка)
Появляется табличка «две пары»
- А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые»
а) работа по иллюстрации стр.32.(внизу)
- Кто прилетел к бабочке? (стрекоза и божья коровка)
- К какой группе относятся эти животные?
4
- Докажите. (3 части тела: голова, грудь, брюшко; 6 ног у каждого; две пары крыльев; у стрекозы и
божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти потому что эти насекомые питаются другой
пищей).
- Как вы думаете, почему эта группа животных называется «насекомые»? (Предположения детей)
- Насекомые от слова «насекать» (на теле есть полоски как насечки).
б) работа по иллюстрации стр.33 (вверху)
1) работа с атласом-определителем. (иллюстрация вверху)
- Обратите внимание на правую страницу (с.33).
- Это насекомые? (Да, у них по 6 ног)
- Каких насекомых вы видите? (кузнечик, комар, шмель, оса, муха, жук)
-Все ли насекомые вам известны, если нет, то можно проверьте себя по атласу - определителю.
(показать книгу «От земли до неба»)
Физкультминутка (слайд 7)
2 творческое задание по учебнику (работа с иллюстрацией внизу). Стр.33
- Что объясняет Черепаха Муравьишке ? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги.
Он – насекомое.)
- Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет? (Нужно сосчитать его ножки)
- Сколько туфелек принес Муравьишка Бабочке? Почему? (Бабочка – насекомое. У нее шесть ног.)
- Составьте сказочные истории по этим иллюстрациям.
в) работа по иллюстрации стр.32.(вверху)
- Найди рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми.
(Сороконожка, рак, паук.)
- Почему? (У насекомых только 6 ног, а у них их больше)
- Кто знает, как называется это насекомое?
(Учитель показывает рисунок богомола в учебнике).
- Точно узнать название этого насекомого нам поможет… Атлас - определитель «От земли до неба»
(с.158)
Далее учитель читает информацию о богомоле.
3).Питание насекомых
-А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)
-У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к
питанию насекомых? (похожи на то, как питаются насекомые)
-Верно, попробуйте сами определить, каким насекомым соответствуют данные предметы.
(Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки. Самка комара
хоботком,
словно
шприцем,
протыкает
кожу
и
высасывает
кровь.
Ротовые
органы
мухи
впитывают жидкость, как губка)
4).Беседа по охране насекомых. )
-Ребята, скажите, зачем нам нужны насекомые? (Они опыляют растения, ими можно любоваться…)
- А что произойдёт, если исчезнут все насекомые? (Погибнут растения, будут голодать другие
животные – насекомых надо охранять)
5
Учёные – энтомологи Ивановской обл. наблюдая за насекомыми нашего края, пришли к выводу, что
исчезают некоторые виды муравьёв и бабочек.
- Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? (слайд 8)
( не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города, вести акции по охране
насекомых, буклеты о правилах поведения в природе)
- Прочитаю слова замечательного писателя М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять
Родину». Как вы понимаете это выражение? (слайд 9)
Правильно. Природа – наш дом. В ней всё взаимосвязано. Всё, что есть на планете – нужно беречь,
даже, если нам кажется, что это лишнее. Надо бережно относиться к природе, любить и защищать.
Как и свою Родину. Прислушайтесь к словам: Родина, род, родня, родители, родной, природа …
Зрительная гимнастика
Представьте, что в класс залетел жук. Я буду называть его движение, а вы повторяете его глазками:
вверх – вниз, влево – вправо, круговое движение в обе стороны, близко – далеко, закройте глаза
ладошками. Жук улетел. Можно продолжать работать.
VI Этап подведения итогов
(слайд 10)
1.Вывод.
- Итак, мы выяснили, что у всех насекомых есть по 6 ног, голова, грудь, брюшко и усики.
- А как же отличить насекомое от остальных животных?
Ведь голова, усики, брюшко есть и у
других животных? (Самым важным признаком отличия насекомых от других животных является
то, что у них 6 ног).
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр.33.
2. (слайд 11)
Мы познакомились с первой группой животных.
- Как она называется?
- Главный отличительный признак это…(наличие 6 ног)
3.Сопоставление знаний до и после урока.
- Давайте вернёмся к облакам и выясним на все ли вопросы нам удалось получить ответ.? (слаид4)
VII.Рефлексия.
Продолжите предложения (слайд 12)
«Я узнал», (новое о насекомых)
«Я повторил», (группы животных)
«Я удивился», (как зимуют, чем и как питаются)
«Я
запомнил»,
(чем
насекомые
отличаются
от
других
животных,
необходимо
их
охранять)
–Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство
насекомых питаются растениями и нектаром цветов.
- Кто чувствовал себя комфортно на уроке, уверенно – возьмите зелёные цветочки.
- Кто чувствовал себя немножко неуверенно, была проблема на уроке, ошибался, но ошибки свои
понял и исправил – синие цветочки.
- У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий – красные цветочки. (учащиеся
прикрепляют цветы на доску).
-Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!
6
IХ. Итог урока
.
-Кто такие насекомые?
-Назовите основной признак насекомых.
-Приведите примеры насекомых.
7