Напоминание

"Духовно - нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы"


Автор: Тимофеева Анна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 508
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: материал по самообразованию
Тема: "Духовно - нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение

художественной литературы»

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не

стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа

подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно

откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - это

направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве

приоритетного в системе воспитания. Мы дожили до тех времен, когда

область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла,

резко сузилось. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в

современном мире стало абсолютной нормой. Материальные ценности

доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о

добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и

патриотизме. Издавна в отечественной педагогике воспитание тесным

образом связывалось с развитием духовно нравственной сферы сознания

человека мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого,

верящего в возможность совершенствования мира и людей, честного,

трудолюбивого, скромного, уважительного, значит и ответственного.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для

нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит

приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям,

формируются такие духовные начала, как любовь к родным и близким,

чувство долга, совестливость и справедливость.

Актуальность концепции духовно нравственного воспитания и развития

личности гражданина России, современный национальный воспитательный

идеал (А.Я.Данилюк, А.М.Кандаков, В.А.Тишков) - это высоконравственный

творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу отечества, как

свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей

страны, укорененный в духовных и культурных традициях.

Через образовательную область художественно-эстетического развития

возможно знакомство детей с перечнем произведений, направленное на

предварительную работу по нравственному становлению личности ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного

отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие

человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,

ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам

и мыслям человека. Образовательная программа дошкольной организации,

как и рекомендовано ФГОС, соответствует принципу развивающего

образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает

принципы научной обоснованности и практической применимости. Поэтому

духовно - нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших

проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к

детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее,

станет его и нашей жизнью.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это

богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости,

через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень

актуальная и сложная проблема настоящего времени. Трудно представить

себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых

лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на

развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает

прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку,

стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он

учится понимать литературные произведения и посредством этого

формируется как личность. В народных сказках раскрываются перед детьми

меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и

точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и

ритмичность русской речи. В пословицах и поговорках в краткой форме и

очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются

положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они

содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное

представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-

нравственном воспитании в целом. Однако полноценно воспринимается

литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему

соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей

как на само содержание литературного произведения, так и на его

выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно

привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам

малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям. В младших

группах знакомство с художественной литературой осуществляется с

помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат

детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за

развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые

отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают

запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении),

утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При

этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и

предложениями. В младшем дошкольном возрасте рекомендуется читать

следующие художественные произведения: Сказки: «Козлятки и волк»,

«Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, лиса и петух»,

«Снегурушка и лиса», «Гуси – лебеди», «У страха глаза велики», украинская

сказка «Рукавичка», итальянская сказка» «Ленивая Бручолина». Стихи: А.

Прокофьев « Покормите птиц зимой», С. Черный «Приставалка», С. Маршак

« Детки в клетке».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает

его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром

человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является

одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития

ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не

только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка

преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев,

оставляя при этом простор воображению.

Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев,

закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,

превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и

поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего,

благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок

познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,

агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям.

Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены

представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии,

справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого

младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть

каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и

плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с

помощью чтения художественной литературы.

Цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

Формировать духовно-нравственные представления

и воспитание нравственных качеств личности (милосердие, сострадание,

уважение и послушание). Формирование привычки советоваться со своею

совестью в разных жизненных ситуациях.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей,

формировать нравственные качества в процессе установления позитивных

межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого,

умение делать правильный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и

уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и

беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать

поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению.

Воспитательные возможности русских народных сказок

в нравственном развитии детей.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но

не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не

только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий

ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика,

жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди

не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных

норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей

с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Стать гармоничной

личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и

обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо

знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего

детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения

(в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и

взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм

общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных

правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.

Это реализуется на специальных занятиях в дошкольном возрасте.

Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит

детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и

учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому

сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка является

одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития

ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказки

влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, ребёнок узнаёт о добре и

зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций.

Материалом для

народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его

верования и обычаи. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо

и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным

примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло

["Зимовье"]; как добрые и миролюбивые побеждают [«Волк и семеро

козлят"]; что зло наказуемо ["Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"].

Сказка не дает прямых наставлений детям [типа "Слушайся родителей",

"Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"], но в ее содержании

всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно

возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными,

трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним

нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не

отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок",

"Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит

в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",

"Снегурочка", "Терешечка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У

страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и

тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т.д. Трудолюбие в народных

сказках всегда вознаграждается ["Хаврошечка", "Мороз Иванович",

"Царевна-лягушка"], мудрость восхваляется ["Мужик и медведь", "Как мужик

гусей делил", "Лиса и козел"], забота о близком поощряется ["Бобовое

зернышко"]

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным

героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать

совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться. Даже дети старших групп

верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким

образом сказка всегда будет играть огромную воспитательную роль. Почему

же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном

возрасте? Потому что в дошкольном возрасте восприятие сказки становится

специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать

и фантазировать. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает

себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что

не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны,

посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных

сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная

поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет

себя с положительным героем.

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует

поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

Действенным средством в воспитании моральных качеств

личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание

это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего

устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания

чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество

заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение

этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания.

Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда

находились центре внимания. Такие выдающиеся педагоги, как В. А

Сухомлинский, Н. С Карпинская, Л. Н Стрелкова и др. занимались поиском

наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно-

нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания

положительных духовных и нравственных представлений детей,

установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в

детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее

благоприятен для духовно -нравственного воспитания ребенка, ведь

впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный

процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и

планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение

воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по

объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается

наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по

книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для

детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов,

включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика –

выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления

знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале

знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр

могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой

продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.

Приемы формирования восприятия сказки.

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети

заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций,

мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены

на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая

вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки

повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие.

Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и

лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные

образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, –

выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд

вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот

отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже

понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных

приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки,

иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами,

руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней

ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к

участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт

характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность,

артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают

непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им

возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления

ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных

слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это

можно сделать до чтения. Широко распространенным приемом,

усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его

пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации

показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в

сказке, но после чтения. Следующий прием – беседа по сказке. Это

комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов –

словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа

до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время

заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных

качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать

такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой.

Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,

беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития

эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания

сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью

закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой

позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке,

рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое

отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки

сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из

сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с

использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в

героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию

нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев

сказки, но и окружающих людей.

Образовательный процесс можно осуществлять:

1. В ходе непосредственно образовательной деятельности;

2. В ходе режимных моментов;

3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

4. При организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по

двум направлениям:

Изучение инновационных методик и технологий

«Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного

воспитания».

Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития

личности ребенка».

Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана.

Подготовка материала для работы.

Консультации для родителей: тема «Сказка как средство духовно-

нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ

детям сказки: «Бычок, смоляной бочок». Дидактическая игра: «Угадай

сказку». Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты

из сказок в режимных моментах.

Консультации для родителей: тема «Роль сказок в развитии детей»

Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок.

Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с

детским непослушанием»

Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки: «Три медведя».

День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».

Прослушивание аудиозаписи сказки.

Консультации для родителей: тема «Роль сказки в

нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок,

перессказывание сказки «Колобок». Дидактическая игра: «Из какой сказки

герой».

Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с книгой».

Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей.

Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами

с русскими народными сказками, дисками. Выставка работ (дети и

родители) «Зимние сказки».

Консультации для родителей: тема: «Особенности чтения сказок о

животных».

Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей

Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»,к

к (празднику 23 февраля).

Родительское собрание: тема "Как и для чего читать детям сказки"

презентация «В стране сказок»

Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. К

празднику 8 Марта показ сказки «Колобок на новый лад» - сказку

переделывали вместе с детьми.

Консультации для родителей о пользе домашнего чтения.

Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок народов мира.

Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам».

Прослушивание аудио сказок.

Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и

ответственности через сказку».

Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок.

Театральная деятельность с детьми (кукольный театр) постановка

сказки «Теремок».

Консультация для родителей «Роль сказок в развитии детей».

Совместная деятельность с детьми: Чтение художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций. Дидактическая игра «Собери сказку»

Консультация для родителей: «Сказки помогут справиться с детским

непослушанием».

Совместная деятельность с детьми: Чтение рассказов о

природе. Литературная викторина «Сказочная страна».

Работа в уголке для родителей. Поместить рублику советов и пожеланий

по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних

условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда

рассказывать сказки», «Книги и театр».

Совместная деятельность с детьми: Чтение и обсуждение прочитанной

сказки современных писателей. Словотворчество.

Совместная деятельность с детьми: Беседа на тему «Добро и зло в сказке и

в нашей жизни». Экскурсия в библиотеку.

Консультация для родителей: «Почитай мне сказку». Индивидуальная

беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой»

Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок А. С. Пушкина.

Обустроить уголок ряженья.

Совместная деятельность родителей и детей: Театрализация сказок как

средство духовно- нравственного воспитания детей. Постановка сказки

совместно с родителями «Волк и семеро козлят».

Приобрести в группу раскраски по народным сказкам. Учить детей

обыгрывать знакомые сказки. Добавить материал в театральный уголок,

изготовление масок совместно с детьми.

Таким образом, художественная литература позволяет расширить

кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт детей. Литературные

произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением

героев, происходящим событиям, побуждают к их оценке и обогащает

эмоциональную сферу. Нравственные убеждения, взгляды, привычки тесно

связаны с чувствами ребенка. Внутренний мир ребенка придет в гармонию:

разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать

трудности и страхи, передавать с помощью речи различные эмоциональные

состояния, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять

сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих. Войти

в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и

самим научиться быть добрым и отзывчивым помогут книги.

Список литературы:

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В

Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей.

Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6

лет»- Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-

нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.

Изучение статей в журналах «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное

воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».



В раздел образования