Автор: Джумамухамедова Гульбану Хафизовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5
Населённый пункт: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Огород на окошке"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 г. Одинцово
Конспект
опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе
«Огород на окошке»
Воспитатели: Г.Х.Джумамухамедова
Ю.М. Смирнова
Одинцово, 2017
Цель: формировать знания об овощах и развивать умение
выращивать рассаду овощных культурных растений.
Задачи:
1.Формировать у детей представление о росте культурных растений.
2.Обобщать знания детей о том, что необходимо для роста растений
(свет, влага, почва, тепло).
3.Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные
поручения.
4.Развивать память, обследовательские действия.
5.Создать чувство эмоционального комфорта.
6.Формировать умение заниматься экспериментальной
деятельностью.
7.Развивать умение правильно сажать в землю в землю семечко и
ухаживать за ним.
8.Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к
природе.
Оборудование: оформленные уголки научных сотрудников, ученых-
теоретиков; сухие семена овощей, баночки с проросшими семенами,
свежие овощи, лупа, халаты, колпаки, перчатки; карточки-
подсказки.
Предварительная работа:
- чтение и обсуждение художественной литературы про огородную
культуру;
- создание огорода на окошке и необходимых условий для
организаций исследовательской работы;
- посадка семян в различных условиях;
-наблюдение и ведение записи в журнале.
Ход занятия.
Вот в саду шумит народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
И укропчик, и лучок,
Зацветают огурцы –
Вот какие молодцы!
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное
занятие, а потому оно необычное, что у нас гости. Поприветствуйте
их, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Кто может назвать весенние месяцы?
Дети: Март, апрель, май
Воспитатель: В мае у людей много забот на цветнике, в огороде, в
саду, что это за заботы, вы знаете?
Дети: Нужно приготовить грядки и посеять семена овощей, на
клумбах посадить цветы, в саду окопать деревья, подрезать веточки.
Воспитатель: Правильно, ребята. Очень много работы весной у
людей. В народе говорят: «Весенний день год кормит» Чтобы целый
год у нас на столе были овощи, фрукты, человек должен хорошо
потрудиться весной.
Воспитатель: Ребята, а хотите посадить свой огород во дворе сада,
все лето ухаживать, а осенью собрать богатый урожай?
Дети: Да
Воспитатель: А для этого нам нужно подготовиться, все изучить и
славно потрудиться.
(Входит почтальон, приносит заказное письмо)
Почтальон. Здесь живут ребята из группы «Радуга»?
Воспитатель: Да
Почтальон: Вам заказное письмо.
Воспитатель: Из научно-исследовательского центра. Ребята,
прочитаем? (читает)
Воспитатель: Принимаем приглашение? Нас ждут великие дела,
ребята!
Воспитатель: Ребята, перед нами открывает свои двери
научно-исследовательский центр. Чтобы все успеть изучить, мы с
вами разделимся на 2 группы. Первая группа – Тарас, Кира, Маша,
Арсений – пойдет в лабораторию. Вы – ученые-исследователи. Вам
предстоит внимательно изучить сухие и проросшие семена овощей.
Проходите, занимайте свои места.
Вторая группа – все остальные – мы идем в научный институт. Вы –
ученые-теоретики. Ребята, сможете ли вы безошибочно отличить
овощи от других культур? (ответ детей) А это мы сейчас посмотрим.
Присаживайтесь.
Теоретики.
1.Отгадай загадки
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки. Отгадки в корзинке.
Разложите их в один ряд в той последовательности, в какой будете
угадывать.
1) Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает (лук)
2) Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи, меня ищи (капуста)
3) Сидит девица: сама в темнице, а коса на улице (морковь)
4) Без окон, без дверей
Полна горница людей (огурец)
5) «Русский хлеб», - зовем мы крошку,
Нашу добрую… (картошку)
6) Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (баклажан)
7) Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них – красные детки (помидоры)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
2. Беседа-опрос
- Что вы разложили на столе? (овощи)
- Где они растут? (в огороде, на грядках)
- Сколько всего овощей? (7)
- Что лежит первым (слева направо)? (лук)
- Что лежит пятым? (картошка)
- Что лежит между морковью и картошкой? (огурец)
- Ой, пока я с вами разговаривала, ворона решила полакомиться,
залетела в окно и унесла помидор. Сколько у нас теперь осталось?
3. Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы поиграем с вами в игру, которая
называется «Четвертый лишний». Я буду называть ряд слов, а вы –
выделять лишнее слово и объяснить, почему, по вашему мнению, оно
лишнее:
1) Яблоко, груша, помидор, персик
2) Яблоко, помидор, картофель, огурец
3) Огурец, капуста, арбуз, помидор
4) Клубника, малина, арбуз, капуста.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь я точно знаю, что вы не
перепутаете овощи с фруктами или ягодами и не пойдете их собирать
в сад и не полезете на дерево.
Воспитатель: Уважаемые ученые-теоретики, меня ждут в
лаборатории. А вам самостоятельное задание: перед вами в одной
тарелочке карточки с изображением овощей, а в другой – карточки-
подсказки. Вытягиваем сначала карточку-подсказку. Она поможет вам
определить, какой овощ нужно собрать в корзину и в каком
количестве?
Лаборатория огородных наук. Исследователи огородных культур
Воспитатель: Ученые-исследователи, вы внимательно изучили
семена овощей? Какие семена вам знакомы? (дети называют по
одному семени)
- А теперь потрогайте их руками. Какие они на ощупь? (гладкие,
твердые, бугристые, неровные).
- Какие по цвету и по форме?
- Постарайтесь семена раскрыть руками. Удается вам? (Нет) А
почему? (у них твердая кожура)
- А почему такая твердая кожура? (внутри находится зародыш и
кожура нужна, чтоб этот зародыш не завял)
- А кто знает, что такое зародыш? (будущее растение)
Воспитатель: Вы все правильно сказали. Семена растений бывают
разные по форме, цвету, на ощупь, но они все живые. Сейчас семена
спят. В каждом таится огромная сила жизни. Эту силу можно
разбудить. Какие для этого нужны условия? Я знаю, что вы проводили
исследования. Подготовьте, пожалуйста, результаты. А я проверю,
справились ли с заданием ученые-теоретики.
Научный институт.
Воспитатель: Ученые-теоретики, проверим вашу работу
(Каждый ребенок называет овощ, который собирал, считает)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам пройти со
мной в лабораторию. Ваши коллеги расскажут о результатах своих
научных исследований.
Кира
1-й сотрудник. Я поместила растение сладкого перца в прозрачную
баночку, предварительно полила водой. Баночка была сухой. Закрыла
крышкой и поставила на подоконник, где тепло и светло. Вот уже
несколько дней я наблюдаю, растение мое не погибло в закрытой
баночке, внутри баночки появились капельки воды.
Вывод: растение дышит, оно живое, оно кормит само себя.
Тарас
1-й сотрудник. Я разделил семена пополам по баночкам. Одни
постоянно поливал водой, а другие семена оставил сухими. Через
неделю семена, которые поливал водой, проросли, а семена сухие
остались без изменений.
Воспитатель: для растений нужна вода.
Арсений
3-й сотрудник: Я взял набухшие семена. Поместил в две разные
баночки. Одну поставил в теплое место на подоконник, где много
света, а другую в шкафчик, где темно и прохладно. Через три дня я
заметил, что семена, которые были в тепле на подоконнике,
проросли, а которые в шкафу – без изменений.
Воспитатель: семенам нужно тепло и свет
Воспитатель: Ребята, какой общий вывод сделаем? Что же нужно
растению для благоприятного роста (вода, свет, тепло)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились, научные
сотрудники, за это вы получаете премию: билеты в деревню к
любимой бабушке Варваре.
- Поедем к бабушке в деревню? Навестим ее? (Да)
Деревня. Огород бабушки Варвары.
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто нас встречает. Рядом с огородом
домик расписной. Посмотрите, вот какой. В этом доме бабушка
живет, деток в гости к себе ждет.
Кто печет вам калачи с пылу, с жару из печи?
Из печи, да с пылу-жару, наша бабушка Варвара
Ай, люли, ай, люли, в гости к бабушке пришли.
Воспитатель: Поклонитесь, дети, бабушке. Ах, какой славный огород
вырастила наша бабушка.
- Ребята, а что здесь растет? Перечислите?
- Ребята, а какую пользу приносят человеку овощи?
Рассказ об овощах.
- Овощи очень полезны, потому что в них много витаминов.
Например, в моркови и помидоре есть витамин А, который помогает
детям расти и укрепляет зрение.
- В сладком перце, огурцах есть витамин С, который оберегает от
простуды.
- Горох и фасоль называют растительным мясом – они богаты
белком.
- Чеснок и лук убивают вредных бактерий и помогают бороться с
болезнями.
- В картофеле много крахмала, из него делают вкусное картофельное
пюре,
- тыква - самый большой овощ, его знают все. Он полезен тем, кто
долго сидит за компьютером, помогает росту костей.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, как нужно ухаживать за огородом? (поливать,
рыхлить землю, пропалывать от сорняков)
Воспитатель: Ой, какие молодцы! Ребята, покажем бабушке Варваре,
что мы умеем?
Физкультминутка. Звучит песня «Урожайная».
Воспитатель: Ребята, бабушка Варвара гостинцы для вас
приготовила, приглашает за стол продегустировать ее запасы еще с
прошлого года. (Ребята садятся; на столе – на подносе 2 тарелки: в
одной целые фрукты (морковь, огурец, помидор, лук), а в другой –
нарезанные овощи)
Воспитатель: Ребята, перед едой, что мы делаем? (моем руки и
овощи).
Морковь. Что это за овощ? (морковь) Какой она формы?
(треугольной) Попробуйте, ребята. Какая она на вкус? (сладкая)
Огурец. Что это за овощ? (огурец) Какой он формы? (овальной)
Попробуйте. Какой он на вкус? (сочный, водянистый)
Помидор. Что это за овощ? (помидор) Какой он формы? (круглой)
Попробуйте. Какой он на вкус? (сочный)
Лук. Что это за овощ? (лук) Какой он формы? (круглой)
Попробуйте. Какой он на вкус? (горький)
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как запастись овощами на зиму?
(законсервировать в баночки, засолить) Бабушка Варвара делает
очень вкусные заготовки. А, давайте и мы попробуем. Сначала
засолим капусту. Повторяйте все за мной.
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим (движения прямыми ладонями)
Мы морковку трем, трем (потереть ладони друг о друга)
Мы капусту солим, солим (Сложить пальцы в щепотку)
Мы капусту жмем, жмем (Сжимать и разжимать кулачки)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас замаринуем овощи в
банки.
Аппликация «Заготовка овощей» (В конце складывают в общую
корзину)
Воспитатель: Молодцы! Запаслись впрок.
Пришла пора попрощаться с бабушкой. Поклонитесь ей низко за
заботу и любовь к вам. ( дети кланяются и машут)
Воспитатель: Ребята, я очень довольна тем, как вы сегодня работали.
Вы все молодцы! А вам понравилось сегодня занятие?
(Подводит к магнитной доске, на которой висит тарелка. На столике -
смайлики в виде овощей.
- Если вам на занятии было трудно, или что-то не понравилось,
возьмите лучок, он горький и прикрепите на тарелочку.
- А если было интересно, весело и легко, то сочный помидор
прикрепите на тарелочку.
(Дети выполняют задания)
Воспитатель: Я уверена, что в этом году мы соберем богатый урожай.
Под действием солнца, тепла, при своевременном поливе, рыхлении,
прополке. А самое главное, ребята, нам нужно вложить частичку
любви, доброты и заботиться, бережно относиться.
Текст письма
Дорогие мальчики и девочки группы «Радуга»!
Сотрудники научно-исследовательского центра узнали о вашем чудо-огороде и
решили пригласить на День открытых дверей. Вы в этот день можете
продемонстрировать свои знания, изучить сорта огородных культур и провести
опыты, как это делают ученые-исследователи. Ждем и надеемся на тесное
сотрудничество с вами.