Автор: Лелека Гульсем Умяровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ Детский санаторий №29
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание бережного, заботливого отношения к природе".
Раздел: дошкольное образование
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе
старших дошкольников.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного
педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала
экологической культуры - бережное, заботливое отношение к явлениям,
объектам живой природы, которые составляют их непосредственное
окружение в этот период жизни.
Бережное, заботливое отношение вырабатывается при условии тесного
контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и
животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает,
что у всего живого, в том числе и у человека есть определенные потребности,
удовлетворить которые можно при наличии внешних условий - среды
обитания, пригодный для того или иного организма. Иначе говоря, каждое
существо должно иметь свой дом со всеми необходимыми условиями для их
жизни.
Экологическое образование дошкольников - это и есть познание ребенком
всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение
бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в
дошкольный период жизни.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живым объектам природы
- одна из задач экологического образования. Экологическое воспитание
дошкольников - это процесс формирования у детей бережного, заботливого
отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно
контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи
интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их
сочетание составляет нравственную позицию ребенка. Именно с
дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представления о
том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. По
этому важно с раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, так
как в этот период происходит становление качеств человеческой личности.
Знание о природе влияют на становление сознательного отношения: под
влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и
зависимости в природе, начинают учитывать в своей деятельности,
поведении.
Большое значение имеет игра (ведущая деятельность дошкольного периода);
она вызывает положительные эмоции - ребенку радостно, и он готов
воспринимать и усваивать все, что она несет в себе. С игрой ребенок быстро
включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает
разные сведения, правила и легко их выполняет.
Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения
человечества, смены ценностных ориентиров. Устойчивое развитие
предполагает, что люди будут соблюдать законы природы, изменять свое
потребительское отношение к ней. То есть, с одной стороны, должны быть
учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия
существования, с другой - человеческие устремления следует ограничить
рамками природных законов. Чтобы реализовывать эти принципы на
практике, в повседневной жизни нужны люди с новым мышлением. Именно
поэтому во всем мире, в последнее время все больше внимания уделяется
образованию в области окружающей среды.
Одним из наиболее существенных вопросов является вопрос об
экологическом образовании детей дошкольного возраста, в процессе
которого дети усваивают знания и используют их в практике. Именно в этот
период детства у детей формируются начала экологической культуры, т. е.
осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам
которые окружают ребенка, и с которыми он знакомится в дошкольном
возрасте.
Общение с миром природы поможет сформировать у детей сочувствие,
переживания, заботу о живых существах, готовность прийти на помощь.
Степень сформированности отношения к природе зависит от взрослого,
который ставит перед собой определенные задачи. Воспитатель - главная
фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом
образовании.