Напоминание

"Слушание музыки"


Автор: Сойвер Ольга Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ№1
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Слушание музыки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств

Программа учебного предмета «Слушание музыки»

ПО.02. УП.01

дополнительных предпрофессиональных

программ в области музыкального искусства

«Фортепиано», «Народные инструменты», «Хоровое пение»,

«Духовые и ударные инструменты»

8 лет обучения

2016 год

«Рассмотрено»

Педагогическим советом

МБУ ДО «ДШИ

«Утверждаю»

Директор – Поздеева Р. П.

_________

(подпись)

дата рассмотрения

Протокол

дата утверждения

Приказ

Разработчик - Сойвер Ольга Михайловна, преподаватель

Рецензент

Цветкова

Ольга

Юрьевна,

преподаватель

высшей

квалификационной категории, заместитель директора по учебной работе БП

ОУ

ХМАО-Югры

«Сургутский

колледж

русской

культуры

им.

А.

С.

Знаменского».

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Учебно-тематический план

III.

Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования. Содержание разделов;

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

V. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Требования к промежуточной аттестации;

- Критерии оценки;

VI.

Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

-Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;

VII. Материально-технические условия реализации программы

VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы

- Список методической литературы;

-Учебная литература;

I.Пояснительная записка

1.Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе

Музыка

всегда

была

и

поныне

остаётся

особой

сферой

духовной

деятельности человека. Уже само приобщение к музыкальному искусству

представляет

собой

проблему

немалой

сложности.

Постижение

же

глубинного духовно-художественного смысла музыкальных произведений,

освоение его специфических информационных средств является центральной

задачей во всех видах и на всех ступенях музыкального образования.

Изучение музыкальной литературы на начальном этапе музыкального

образования является одним из важнейших звеньев теоретического цикла,

где происходит освоение богатейшего музыкального наследия прошлого и

настоящего, постижение образного и стилистического языка музыкальных

произведений,

особенностей

различных

художественных

направлений

в

музыке. Именно музыкальная литература больше, чем любой другой предмет

в

многостороннем

учебном

процессе,

призвана

стать

источником

высокохудожественной

информации,

поскольку

в

ходе

её

освоения

организуется

целостное

восприятие

музыкальных

произведений,

пробуждаются

музыкально-эстетические

переживания

и

познавательная

деятельность,

происходит

рассмотрение

сочинения

в

историко-

стилистическом

контексте,

накапливается

музыкально-слуховой,

художественный опыт.

Совершенно ясно, что заложить фундамент всех вышеперечисленных

процессов в младших классах крайне сложно. Именно предмет «Слушание

музыки», предваряющий музыкальную литературу, становится её введением

и, в то же время, берет на себя её функции на начальном этапе обучения.

В тесной связи с другими предметами эта дисциплина способствует

формированию

музыкального

вкуса,

расширению

общего

кругозора

учащихся, накоплению музыкального багажа знаний, воспитывает культуру

восприятия музыки.

Как и любой другой предмет в музыкальной школе, «Слушание

музыки» имеет генеральную цель: воспитание образованного, эстетически

развитого

человека.

Не

ставя

во

главу

угла

профессиональную

направленность

(а,

только

подразумевая

её

возможность),

данная

дисциплина ставит перед собой и более узкую, но не менее сложную задачу:

воспитать грамотного слушателя. Отсюда вытекает основной методический

принцип, на который следует опираться при составлении уроков – как

можно больше слушать музыки. На

сегодняшний день проблема отбора

музыкального материала решена. Сформирована база фоно и видеозаписей.

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на

основе

с

учетом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительным

предпрофессиональным

общеобразовательным

программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные

инструменты»,

«Духовые

и

ударные

инструменты»,

«Народные

инструменты», «Хоровое пение».

Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для

творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование

эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и

овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение

детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

Программа

учитывает

возрастные

и

индивидуальные

особенности

обучающихся и ориентирована на:

-

развитие

художественных

способностей детей и

формирование

у

обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;

-

воспитание

детей

в

творческой

атмосфере,

обстановке

доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-

творческой деятельности;

- формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в

дальнейшем

осваивать

профессиональные

образовательные

программы

в

области музыкального искусства.

«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими

учебными

предметами,

такими,

как

«Сольфеджио»,

«Музыкальная

литература» и занимает важное место в системе обучения

детей. Этот

предмет

является

базовой

составляющей

для

последующего

изучения

предметов

в

области

теории

и

истории

музыки,

а

также

необходимым

условием

в

освоении

учебных

предметов

в

области

музыкального

исполнительства.

2. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки»

Срок

реализации

учебного

предмета

«Слушание

музыки»

для

детей,

поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет

шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года.

3.Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Максимальный объем учебного времени по данному предмету составляет

147

часов,

из

которых

98

отведено

на

аудиторные

занятия

и

49

на

самостоятельную работу учащихся.

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в

форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Для

учащихся

1-3

классов

занятия

по

предмету

«Слушание

музыки»

предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу.

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе

формирования представлений о музыке как виде искусства, а

также

развитие

музыкально-творческих

способностей,

приобретение

знаний,

умений

и

навыков

в

области

музыкального искусства.

Задачи:

формировать

основы

культуры

слушания

и

осознанное

отношение к музыке;

накапливать

опыт

восприятия

музыкальных

произведений

разных эпох, направлений и стилей.

развивать музыкальное мышление, творческие способности и

воображения учащихся;

способствовать

развитию

интереса

детей

к

познанию

классической музыки.

развивать способности запоминать музыкальное произведение и

анализировать его.

Результат

освоения программы

«Слушание

музыки»

заключается

в

осознании

выразительного

значения

элементов

музыкального

языка

и

овладении

практическими

умениями

и

навыками

целостного

восприятия

несложных музыкальных произведений.

6.Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

сведения

о

затратах

учебного

времени,

предусмотренного

на

освоение

учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

При составлении программы учитывались возрастные особенности

учащихся, поэтому материал выстроен по принципу «от простого к

сложному»:

первый год- знакомство с инструментами и голосами;

второй год - «три кита» музыки;

третий

год

-

выразительные

средства

музыки,

музыкальные

формы.

Тематическое обозначение каждого года обучения здесь очень условно

и

объём

материала,

конечно,

значительно

шире.

Особенностью

предложенного курса является то, что в нём заложены темы, которые обычно

вообще остаются за рамками программ ДМШ, но без изучения которых

трудно представить воспитание маленького музыканта.

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в

ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);

-

поисково-творческие

(творческие

задания,

участие

детей

в

обсуждении, беседах);

- игровые (разнообразные формы игрового моделирования).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны

труда.

Учебные

аудитории,

предназначенные

для

реализации

учебного

предмета оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием,

учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и

оформляются наглядными пособиями.

Для

работы

со

специализированными

материалами

аудитория

оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра

видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

Помещения

должны

быть

со

звукоизоляцией

и

своевременно

ремонтироваться.

II. Учебно -тематический план

1 год обучения.

Наименовани

е раздела,

темы

Вид

учебног

о

занятия

Общий объем времени(в часах)

Максимальн

ая учебная

нагрузка

(48 часов)

Самостоятельн

ая

работа

(16 часов)

Аудиторн

ые

занятия

(32 часа)

1

О чем

рассказывает

музыка?

урок

4,5

1,5

3

2

Музыка и

природа(Пьесы

для

фортепиано)

урок

4,5

1,5

3

3

Природа в

вокальной

музыке

урок

4,5

1,5

3

4

Природа в

симфоническо

й музыке

урок

6

2

4

5

Голоса

симфоническог

о

оркестра

лекция

урок

6

2

4

6

Оркестр

русских

народных

инструментов

лекция

урок

4,5

1,5

3

7

Духовой

оркестр

лекция

урок

4,5

1,5

3

8

Джазовый

лекция

4,5

1,5

3

оркестр

урок

9

Дополнительн

ые

инструменты

оркестра

урок

3

1

2

10

Вокальная

музыка

урок

6

2

4

Второй год обучения

Наименовани

е раздела,

темы

Вид

учебног

о

занятия

Общий объем времени (в часах)

Максималь

-

ная

учебная

нагрузка

(49,5часов)

Самостоятельна

я

работа

(16,5 часов)

Аудиторны

е занятия

(33 часа)

1

Жанр

в

музыке

урок

4,5

1,5

3

2

Русская

народная

песня

урок

лекция

4,5

1,5

3

3

Прибаутки

урок

1,5

0,5

1

4

Колыбельные

урок

1,5

0,5

1

5

Обрядовые

урок

1,5

0,5

1

6

Былины

лекция

1,5

0,5

1

7

Исторические

урок

1,5

0,5

1

8

Календарные

урок

3

1

2

9

Трудовые

урок

1,5

0,5

1

10

Народная

песня

в

творчестве

композиторов

лекция

урок

4,5

1,5

3

11

Марш

урок

4,5

1,5

3

12

Бальные

танцы

урок

4,5

1,5

3

13

Венгерские

урок

4,5

1,5

3

танцы

14

Польские

танцы

урок

4,5

1,5

3

15

Норвежские

танцы

урок

3

1

2

16

Испанские

танцы

лекция

3

1

2

Третий год обучения

Наименование

раздела, темы

Вид

учебног

о

занятия

Общий объем времени (в часах)

Максималь

-

ная

учебная

нагрузка

(49,5

часов)

Самостоятельна

я

работа

(16,5часов)

Аудиторны

е занятия

(33 часа)

1

Средства

выразительност

и в музыке

урок

6

2

4

2

Музыкальная

речь

урок

6

2

4

3

Музыкальная

тема

Урок

6

2

4

4

Содержание

музыкальных

произведений

лекция

урок

4,5

1,5

3

5

Период

лекция

урок

6

2

4

6

Куплетная

форма

урок

4,5

1,5

3

7

Двухчастная

форма

урок

4,5

1,5

3

8

Трехчастная

форма

урок

4,5

1,5

3

9

Рондо

урок

3

1

2

10

Вариации

урок

4,5

1,5

3

III.Содержание учебного предмета

1.Сведения о затратах учебного времени

Программа по предмету «Слушание музыки» реализуется в структуре

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в

области музыкального искусства, рассчитанной на 8-9 лет обучения.

2.Годовые требования. Содержание разделов

Первый год обучения

1 тема. О чем рассказывает музыка.

Рассуждаем о музыке и окружающем нас мире. Мир природы, игрушек,

человеческих чувств(настроение в музыке). Даем название музыкальному

произведению, сочиняем небольшие рассказы.

2 тема. Природа и музыка (фортепианные миниатюры).

Слушаем пьесы посвященные природе: Чайковский П.И. «Детский альбом»,

«Времена

года».

Даем

характеристику

музыкальным

произведениям.

Происходит знакомство с основными понятиями: регистр(например: в пьесе

Прокофьева С.С. « Дождь и радуга»), динамика, лад, темп.

3 тема. Природа в вокальной музыке.

Знакомимся с вокальными произведениями: М.Глинка «Песня жаворонка»,

Ф.Шуберт «Форель», А.Алябьев «Соловей». Тембрами голосов: сопрано,

тенор, бас.

Исполняем популярные детские песни; сочиняем стихи на заданный ритм,

мелодии(движение по тетрахорду вверх и вниз, скачок, повторение звуков).

4 тема. Природа в симфонической музыке.

Вивальди А. «Времена года»

5 тема. Голоса симфонического оркестра.

Группы симфонического оркестра. Слушаем тембр каждого инструмента;

определяем тембры инструментов в оркестровом звучании (например: какой

инструмент солирует).

Слушаем симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и волк». История

создания инструментов. Их выразительные возможности.

6 тема. Оркестр русских народных инструментов.

Первые

оркестры

в

России.

Основные

группы

оркестра

(появление

инструментов

их

создатели).

В.

Андреев-

создатель

первого

«Великорусского»

оркестра

народных

инструментов.

Н.

Осипов-

продолжатель

традиций.

Музыкально-ритмические

импровизации,

с

использованием

шумовых

инструментов,

помогут

детям

«стать

исполнителями-оркестрантами»,

а

значит

прочувствовать

и

живее

воспринять звучащую музыку.

7 тема. Духовой, джазовый, эстрадно-симфонический оркестр.

Знакомство

с

тембрами

инструментов.

Состав

оркестров.

Сходство

и

различие в исполнительском составе. Выразительные возможности каждого

из оркестров, история его возникновения, стилевые и жанровые особенности

исполняемой музыки.

8 тема. Орган, электроорган.

Устройство

органа,

способ

звукоизвлечения.

История

появления.

Композиторы, сочинявшие музыку для органа. Электроорган, инструмент

нового поколения. Принципиальное отличие в строении и тембровой окраске

звука.

9 тема. Голоса хора.

Характеристика голосов хора. Сопрано, альты, тенора, басы (смешанный хор,

детский хор(сопрано, альты)). Хоровая музыка

-

церковная и светская.

Жанры

хоровой

музыки-

хорал,

гимн,

месса,

фуга,

оратория,

песня.

Многоголосное пение с сопровождением и без него (A capella).

10 тема. Дополнительные инструменты (арфа, челеста).

Устройство

инструментов

их

тембр

история

создания.

Наиболее

яркие

примеры их использования: П.И. Чайковский, балет « Лебединое озеро»

(звуки арфы передают тихие переливы волн на озере) и балет «Щелкунчик»,

танец феи Драже (челеста).

Второй год обучения

1 тема. Жанр в музыке.

Понятие жанра. О жанрах в искусстве: литературе, поэзии, изобразительном,

театральном искусстве. Жанры в музыке. «Три кита» - песня, танец, марш.

Жизненное предназначение музыки, ее связь со словом, танцем.

2 тема. Русская народная песня.

Особенности

развития

русской

народной

песни.

Прикладное

значение

(русская народная песня и быт крестьян). О жанрах русских народных песен.

3 тема. Прибаутки.

Прибаутки и колыбельные, считалочки, потешки - первые песни в жизни

человека.

Значение

песен

в

воспитании

детей.

Особенности

мелодии

(повторение звуков, движение в пределах терции, опевание). Сочиняем

короткие

стишки- прибаутки

и

исполняем на

одном или

двух

соседних

звуках.

4 тема. Обрядовые песни.

Календарные

песни

(зимние,

весенние

праздники).

Свадебный

обряд.

Исполняем

песни хороводные:

«Бояре»,

«Во

поле

береза

стояла»

(виды

хороводов: змейка, стенка на стенку, круговой).

5 тема. Былины.

Эпический

жанр

русского

музыкально-поэтического

фольклора.

Особенности мелодики. Герои былинного эпоса. Музыкальные примеры из

оперы-былины Н. Римского- Корсакова« Садко».

6 тема. Исторические песни.

Роль исторических песен в жизни народа.

7 тема. Народная песня в творчестве композиторов.

Обработки русских народных песен. Использование русских народных песен

в творчестве русских композиторов. Сборники русских народных песен.

8 тема. Марш.

Марши инструментальные и песни-марши. Возникновение жанра. Метро-

ритмические

особенности.

Марш

-

от

прикладного

значения

до

самостоятельного жанра.

9 тема. Бальные танцы.

Бальные танцы- своеобразное зеркало, которое отражает вкусы и нравы

своего времени. В 17 веке во Франции открыта Академия танца, она состояла

из

30

опытных

танцмейстеров,

которые

создавали

и

совершенствовали

бальные танцы: менуэт, гавот, полька, вальс, мазурка, полонез. Метро

-

ритмические особенности, основные движения.

10 тема. Венгерские танцы.

Национальный колорит танцев. Венгерские танцы И. Брамса.

11 тема. Польские танцы.

Ритмические особенности танцев. История возникновения. Мазурка, куявяк,

оберек.Ф.Шопен Мазурки

12 тема. Норвежские танцы.

Халлинг, спрингданс. Э.Григ Норвежские танцы.

13 тема. Испанские танцы.

Равель «Болеро».

Третий год обучения

1 тема. Средства выразительности в музыке.

Основные

понятия:

лад,

темп,

динамика,

регистр

(или

тембры

инструментов),размер. Слушаем и анализируем музыкальные произведения.

Обсуждаем

при

помощи

каких

средств

выразительности

композитор

раскрывает тот или иной образ.

2 тема. Музыкальная речь.

Основные понятия: мелодия и гармония, способ изложения музыкального

материала (фактура). Движение мелодии. Работа с нотным текстом.

3 тема. Музыкальная тема.

Понятие «тема». Образное содержание тем и особенности музыкальной речи.

Характер темы. Сходные и контрастные темы. Мелодия. Роль мелодии и

сопровождения в создании характера произведения.

4 тема. Содержание музыкальных произведений.

Отражение

в

музыке

широкого

круга

разнообразных

явлений

действительности. Картины истории в творчестве композиторов- классиков.

Произведения литературы, живописи и народного творчества как источник

тем и сюжетов для музыкальных произведений. Образы природы в музыке.

5 тема. Период.

Период- форма изложения относительно законченной музыкальной мысли.

Строение периода. Однотональный и модулирующий период. Повторный и

неповторный

период.

Расширение,

дополнение

периода.

Период

-

часть

произведения. Период – самая маленькая одночастная форма. Сочинение

стихов, мелодий на стихи в форме период.

6 тема. Двухчастная форма.

Понятие простой формы; разновидности, распространенность простых форм.

Простая двухчастная форма: каждая часть- период. Схема формы: А+В.

Контрастная двухчастная форма. Репризная двухчастная форма. Осознание

границ формы на слух; а также по возможности в нотном тексте.

7тема. Трехчастная форма.

Схема

формы:

А+В+А.

Основные

разновидности:

форма

с

серединой

развивающего

типа,

с

контрастной

серединой.

Для

закрепления

тем

необходимо привлечение творческого начала:

-

Музыкально- ритмические импровизации;

-

Игра

с

аккомпанементом

(квинта-бурдон),

например:

Чайковский

П.И.

«Вальс» из «Детского альбома», Шопен Ф. Мазурка си бемоль мажор.

8 тема. Рондо.

Форма рондо, название частей. Схема: А+В+А+С+А+D+А. Происхождение

рондо.

Наиболее

общие

свойства

произведений,

написанные

в

этой

форме.

Старинное рондо (рондо французских клавесинистов). Классическое рондо.

9 тема. Вариации.

Понятие

вариантности.

Происхождение

формы

вариаций.

Разновидности

вариаций:

1. Остинатные, т.е. с неизменной темой

2. Строгие или классические.

3. Свободные или романтические

4. Двойные.

IV.Требования к уровню подготовки учащихся

Раздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение

которых обеспечивает программа «Слушание музыки»:

- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее

основных

составляющих,

в

том

числе

о

музыкальных

инструментах,

исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

-

способность проявлять

эмоциональное сопереживание

в

процессе

восприятия музыкального произведения;

-

умение

проанализировать

и

рассказать

о

своем

впечатлении

от

прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с

фактами

своего

жизненного

опыта

или

произведениями

других

видов

искусств;

- первоначальные представления об особенностях музыкального языка

и средствах выразительности;

-

владение

навыками

восприятия

музыкального

образа

и

умение

передавать

свое

впечатление

в

словесной

характеристике

(эпитеты,

сравнения, ассоциации).

Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:

умение давать характеристику музыкальному произведению;

создание музыкального сочинения;

«узнавание» музыкальных произведений;

элементарный анализ строения музыкальных произведений.

Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкально-

теоретических

дисциплин

и

занимает

важнейшее

место

в

учебно-

воспитательном

процессе.

Его

специфика

состоит

в

том,

что

главным

является живое восприятие и осмысление музыки.

Результатом

освоения

программы

учебного

предмета

«Слушание

музыки» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений

и навыков:

наличие

первоначальных

знаний

о

музыке,

как

виде

искусства,

ее

основных

составляющих,

в

том

числе

о

музыкальных

инструментах,

исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

способность

проявлять

эмоциональное

сопереживание

в

процессе

восприятия музыкального произведения;

умение

проанализировать

и

рассказать

о

своем

впечатлении

от

прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с

фактами

своего

жизненного

опыта

или

произведениями

других

видов

искусств.

V.Формы и методы контроля, система оценок

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными

принципами

проведения

и

организации

всех

видов

контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных

особенностей обучаемого.

Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом

уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется

в следующих формах:

- беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;

- обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;

-

представление

своих

творческих

работ

(сочинение

музыкальных

иллюстраций, письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки).

Программа

«Слушание

музыки»

предусматривает

промежуточный

контроль успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков,

которые проводятся во 2, 4, 6 полугодиях. Контрольный урок проводится на

последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока.

Рекомендуется в 6 полугодии провести итоговый зачет, оценка по которому

заносится в свидетельство об окончании школы.

2.Требования к промежуточной аттестации

класс

Форма промежуточной аттестации.

Требования

Содержание промежуточной аттестации

1

Итоговый контрольный урок

Наличие первоначальных

знаний и представлений о

средствах выразительности,

элементах музыкального

языка, инструментах

симфонического оркестра,

оркестра русских народных

инструментов, понятие -

вокальная музыка.

Наличие умений и навыков:

- слуховое восприятие элементов

музыкальной речи, интонации;

- умение передавать свое

впечатление в словесной

характеристике.

Первоначальные знания и

представления о некоторых

музыкальных явлениях:

- динамика, темп, соло, тембр,

кульминация, инструменты

симфонического оркестра, русского

народного оркестра, вокальная

музыка.

Музыкально – слуховое

осознание средств

выразительности в незнакомых

произведениях с ярким

программным содержанием:

К.Сен- Санс «Карнавал

животных», П.Чайковский

«Детский альбом», «Времена

года», А.Вивальди «Осень»,

«Лето», «Зима».

2

Итоговый контрольный урок.

Наличие первоначальных

знаний и музыкально -

слуховых представлений о

музыкальных жанрах,

способах развития темы и

особенностях музыкально -

образного содержания,

Наличие умений и навыков:

Первоначальные знания и

музыкально – слуховые

представления:

- выразительные свойства

звуковой ткани, средства

создания музыкального образа;

- об исполнительских

коллективах;

- о музыкальных жанрах;

-умение передавать свое

впечатление в словесной

характеристике с опорой на

элементы музыкальной речи

и средства выразительности

- способы развития музыкальной

темы ( повтор, контраст);

- кульминация в процессе

развития интонаций.

3

Итоговый контрольный урок (зачет)

Наличие первоначальных

знаний и музыкально –

слуховых представлений о

музыкальных жанрах,

простых формах,

циклических формах ( сюита,

вариации)

Наличие умений и навыков:

-зрительно – слуховое

восприятие особенностей

музыкального жанра, формы;

- Проводить анализ

структуры и содержания

музыкального произведения;

- навык творческого

взаимодействия в

коллективной работе.

Первоначальные знания и

музыкально – слуховые

представления:

- о строении простых

музыкальных форм и способах

интонационно – тематического

развития.

Музыкально – слуховое

осознание и характеристика

жанра и формы в произведениях

разных стилей: А. Вивальди, И.С.

Бах, Г.Ф. Гендель, Ж.Б.Рамо, В.

Моцарт, Э. Григ, К.Дебюсси,

Н.А.Римский–Корсаков,

П.И. Чайковский, С.В.

Рахманинов, Д.Д.Шостакович,

С.С. Прокофьев, А.П.Бородин,

А. Шнитке.

3.Критерии оценки

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное

управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную,

воспитательную и корректирующую функции.

Оценка качества реализации программы учебного предмета«Слушание

музыки» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную

аттестацию,

которые

проводятся

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного

на

предмет.

В

качестве

средств

текущего

контроля

успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы,

письменные работы, тестирование.

На

уроках

проверяется

и

оценивается

умение

учащихся

слушать

музыкальные

произведения,

давать

словесную

характеристику

их

содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать,

обобщать; знание музыкальной литературы. При этом учитывается:

-степень

раскрытия

эмоционального

содержания

музыкального

произведения через средства музыкальной выразительности;

-умение

учащегося

сравнивать

произведения

и

делать

самостоятельные

обобщения на основе полученных знаний.

Результаты

обучения

оцениваются

по

пятибалльной

системе

и

дополняются устной характеристикой ответа.

Возможно, не всегда нужно ставить оценки за письменную работу, но

поощрять за удачные находки необходимо. Критерии оценок могут быть

разными. Они зависят от индивидуального продвижения учащихся, а также

не столько от того, что написал ученик, но от того, что подразумевал под

написанным. Вопрос о том, как педагог должен читать детские работы,

требует особого разговора.

Что же касается оценок за устную работу на уроке, то они должны

отражать скорее большую или меньшую активность ребенка, чем его выучку,

ведь слишком мал еще запас прочности знаний в такой сложной материи, где

многое

не

поддается

формальному

определению.

По завершении изучения данного предмета в 6 полугодии (в конце 3

класса)

в

рамках

промежуточной

аттестациипроводится

контрольный

урокили

зачет.

По

итогам

промежуточной

аттестации

обучающимся

выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.

Оценка

Критерии

«пять»

Устный

ответ.

Дан

правильный

и

полный

ответ,

включающий

характеристику

содержания

музыкального

произведения,

средств

музыкальной

выразительности,

ответ

самостоятельный.

Ученик

проявляет

высокую

активность

на

занятиях,

активно

владеет

полученным

объёмом

знаний,

усвоил

пройденные

темы,

умеет

пользоваться набором терминов (соответственно возможностям) для

анализа музыкальных произведений. Умеет точно и ясно выражать

свои мысли, делиться впечатлениями.

Письменное задание. Допускается одна, незначительная ошибка.

«четыре»

Устный

ответ.

Ответ

правильный,

но

неполный:

дана

характеристика

содержания

музыкального

произведения,

средств

музыкальной

выразительности

с

наводящими(1-2)

вопросами

учителя.

Ученик

проявляет

активность,

владеет

большей

частью

пройденного

материала.

Для

анализа

произведений

использует

некоторые

термины,

старается

точно

выражать

свои

мысли,

впечатления.

Письменное задание. Допускается 2-3 ошибки из десяти заданий.

«три»

Устный

ответ.

Ответ

правильный,

но

неполный,

средства

музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы

несколько

наводящих

вопросов

учителя.

Ученик

проявляет

некоторую заинтересованность на занятиях, сам при этом выступает

в

роли

пассивного

слушателя.

Основной

объём

пройденного

материала

не

усвоен,

анализ

произведений

ограниченный,

без

использования минимума терминов, сбивчиво и неясно пытается

делиться своими впечатлениями.

Письменное задание. Допускается 4-5 ошибок из десяти заданий.

«два»

Устный

ответ.

Ответ

обнаруживает

незнание

и

непонимание

учебного материала. Ученик не проявляет заинтересованность на

уроках, почти не усвоил пройденный материал. Не может изложить

свои впечатления. На большую часть вопросов преподавателя не

отвечает.

Письменное задание. Допущено 6-8 ошибок из десяти заданий.

VI.Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам

Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в

форме мелкогрупповых занятий.

В

основу

преподавания

положена

вопросно-ответная

(проблемная)

методика,

дополненная

разнообразными

видами

учебно-практической

деятельности.

Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов -

это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения,

учебно-практические

и

творческие

задания,

где

слуховое

восприятие

дополнено,

нередко,

двигательно-пластическими

действиями.

Педагог,

добиваясь

эмоционального

отклика,

подводит

детей

к

осмыслению

собственных

переживаний,

использует

при

этом

беседу

с

учащимися,

обсуждение,

обмен

мнениями.

Процесс размышления

идет

от

общего

к

частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через

сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки.

Программа

учебного

предмета

«Слушание

музыки»

предполагает

наличие

многопланового

пространства

музыкальных

примеров.

Оно

создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в

том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и

получают

определенную

сумму

знаний.

Однако

все

формы

работы

направлены

не

просто

на

знания

и

накопление

информации,

а

на

приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа

к пониманию музыкального языка.

С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание

музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание

музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме

игрового

моделирования.

Особенностью

данного

метода

является

сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества. Слушание

музыки сочетается с практическими заданиями по сольфеджио, теории, с

творческими заданиями.

Осваивая

программу,

учащиеся

должны

выработать

примерный

алгоритм

слушания

незнакомых

произведений.

В

процессе

обучения

большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения:

поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу

так,

чтобы

вызывать

активность

детей,

подводить

к

терминам

и

определениям

путем

«живого

наблюдения

за

музыкой»

(Б.

Асафьев).

Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным

материалом,

используются

как

обобщение

слухового

опыта,

но

не

предшествуют

ему.

«Термин

должен

обобщать

уже

известное,

но

не

предшествовать неизвестному» (А. Лагутин).

Слушая

музыку,

учащиеся

могут

выступать

в

роли

«ученого-

наблюдателя»

(когда

речь

идет

о

элементах

музыкального

языка),

воспринимать

ее

в

формате

сопереживания

(эпитеты,

метафоры),

сотворчества.

Главным

на

уроке

становится

встреча

с

музыкальным

произведением.

Сущность

слушания

музыки

можно

определить

как

внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь

музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока,

вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения

и вхождения в образный мир музыки.

В 1 классе дети могут написать на уроке до 6 эпитетов печатными буквами.

Во 2 классе они пишут более свободно и смогут не просто записать ряд

эпитетов, но и отметить элементы музыкальной речи, создающие образ. К

концу 2 класса свое впечатление о небольшом музыкальном произведении

дети

уже

способны

выразить

в

более-менее

связном

рассказе

предварительной беседой и комплексом продуманных вопросов). В 3 классе

педагог

может

провести

ряд

письменных

работ

с

целью

закрепления

пройденных тем на незнакомом музыкальном материале: это и определение

первичного

жанра,

и

определение

элементов

музыкальной

речи,

способствующих созданию образа. Также можно провести ряд работ по

определению простых форм. И, наконец, в итоговой работе (например, по

«Колыбельной»

А.

Лядова

из

«Восьми

русских

народных

песен»)

дети

смогут выявить и свое отношение к музыке и собственные аналитические

возможности.

2.Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Домашние

задания,

направленные

на

закрепление

пройденного

в

классе материала, должны быть небольшими по объему и доступными по

трудности. Это может быть повторение пройденного в классе материала,

ознакомление с музыкальным произведением или просмотр видеоматериала.

А также творческое задание, заключающееся в анализе произведения.

Выполнение

обучающимися

домашнего

задания

контролируется

преподавателем

и

обеспечивается

учебно-методическими,

аудио,

видео

материалами в соответствии с программными требованиями.

Кроме

того,

внеаудиторная

работа

может

быть

использована

на

посещение учреждений культуры (театров, концертных залов и др.), участие

в творческих мероприятиях и просветительской деятельности.

VII.Материально-технические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы «Слушание

музыки»

должны

обеспечивать

возможность

достижения

обучающимися

результатов, установленных настоящими Федеральными Государственными

требованиями.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны

труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки

текущего и капитального ремонта.

Минимально

необходимый

для

реализации

в

рамках

программы

«Слушание

музыки»

перечень

аудиторий

и

материально-технического

обеспечения включает в себя:

-учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с фортепиано;

- учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы);

- наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия,

магнитные

доски,

интерактивные

доски,

демонстрационные

модели

(например, макеты инструментов симфонического и народных оркестров);

-

электронные

образовательные

ресурсы:

мультимедийное

оборудование

(компьютер,

аудио-

и

видеотехника,

мультимедийные

энциклопедии);

-

библиотеку,

помещения

для

работы

со

специализированными

материалами (фонотеку, видеотеку, просмотровый видеозал/класс).

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для

содержания,

своевременного

обслуживания

и

ремонта

музыкальных

инструментов.

VIII.Список рекомендуемой учебной и методической литературы

Список методической литературы

Барабошкина

А.,

Боголюбова

Н.

Музыкальная

грамота

/

Под

ред.

А.

Островского. - Л., 1980.

Вейс П. Ступеньки в музыку. - М., 1980.

Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. - 6-е изд. -

М., 1980.

Смирнова Э., Самонов А. Хрестоматия по русской музыкальной литературе

для VI—VII классов ДМШ. — М., 1974.

Самонов А. Хрестоматия по советской музыкальной литературе для VII

класса ДМШ. - М., 1972.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки. – М.: Владос,

2000

Валькова

В.Б.

Музыкальный

тематизм-

мышление-

культура.

Нижний

Новгород, 1992.

Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература.-М.: Музыка 1987.

Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы.- М.: Музыка,

1982.

Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. – М.: Музыка, 1980.

18. Панова Н.В. Музыкальная литература зарубежных стран. –М.: Престо.

1999.

Португалов К.П. Музыка и дети.- М.: Знание, 1969.

Ромм Р. Музыкальная грамота. – М.: Музыка, 1987.

Рождественская

Н.В.

Психология

художественного

искусства.-

Санкт-

Петербург, 1995.

Сергеева

Г.П.

Практикум

по

методике

музыкального

воспитания

в

начальной школе. М.: 1998.

Франио Г. , Лифиц И. Методическое пособие по ритмике.- М.: Музыка, 1995.

Холопов Ю.К. К проблеме музыкального анализа. М.: Музыка, 1974.

Халабузарь П. Методика музыкального воспитания.- М.: Музыка, 1990.

Челышева Т.В. Спутник учителя музыки.- М.: Просвещение, 1993.

Энергросс

Б.А.

Удивительная

наука-

эстетика.

М.:

Детская

литература,

1993.Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого развития. М.: 1994

Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений.- М.: Музыка, 1974.

Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых

терминов и понятий. М., 1978

Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991

Выгодский Л. Психология искусства. М., 1968

Гилярова

Н.

Хрестоматия

по

русскому

народному

творчеству.

1-2

годы

обучения. М., 1996

Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006

Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989

Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки,

игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. М.,1986

Книга о музыке. Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988

Конен В. Дж. Театр и симфония. М., 1975

Лядов

А.

Песни

русского

народа

в

обработке

для

одного

голоса

и

фортепиано. М., 1959

Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979

Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990

Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982

Новицкая М. Введение в народоведение. Классы 1 - 2. Родная земля. М., 1997

Попова

Т.

Основы

русской

народной

музыки.

Учебное

пособие

для

музыкальных училищ и институтов культуры. М.,1977

Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. М.-Л., 1951

Рождественские

песни.

Пение

на

уроках

сольфеджио.

Вып

1.

Сост.

Г.

Ушпикова. М.,1996

Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М.,1958

Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учебное пособие

для музыкальных училищ. Сост. Б. Фраенова. М., 2000

Русское народное музыкальное творчество. Сост. З.Яковлева. М., 2004

Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973

Способин И. Музыкальная форма. М., 1972

Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М.,2007

Яворский Б. Строение музыкальной речи. М., 1908

Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. М., 1972

Учебная литература

Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». Учебные пособия (с аудиозаписями),

1,2,3 классы. М., 2007

Слушание музыки. Для 1-3 кл. Сост. Г.Ушпикова. СПб, 2008

Финкельштейн Э. Музыка от А до Я.- М.: Композитор., 1992.

Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература для IV класса ДМШ. -

М., 1974.

Белецкий С. Музыкальный язык в картинках. – Омск,1992.

Островская Я. Е. Фролова Л.А. Музыкальная литература. – Санкт-Петербург.

1998.



В раздел образования