Напоминание

"Формирование здорового образа жизни воспитанников детского дома."


Авторы: Бурдуковская Тамара Александровна, Ермоленко Любовь Иосифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ Центр содействия семейному устройству детей "Радуга"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование здорового образа жизни воспитанников детского дома."
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование здорового образа жизни

воспитанников детского дома.

Бурдуковская Т.А, Ермоленко Л.И.

Аннотация:

в данной

статье рассматриваются актуальные

проблемы здорового образа жизни воспитанников в условиях детского

дома, так как

здоровье подростков является одним из важнейших

показателей, определяющих их дальнейшую адаптацию в социуме.

Ключевые

слова:

здоровый

образ

жизни,

детский

дом,

воспитанники,

социум,

информационные

технологии,

адаптация,

коммуникативное общение, социальные навыки, физическое, психическое

здоровье.

Тема здоровьесбережения в условиях комплексной нформатизации

учебного процесса, снижение двигательной активности воспитанников,

распространения

среди

подростков

табако-,

нарко-

и

алкогольной

зависимости сегодня особенно актуальна.

Здоровый

образ

жизни

молодого

поколения

является

залогом

здоровья нации в целом. Каждый из нас понимает, насколько важна

задача формирования у детей и подростков ответственности за свое

здоровье

и

здоровье

других

людей.

Ведь

от

того,

научатся

ли

сегодняшние девчонки и мальчишки заботиться о здоровье, определяется

профессиональная

карьера,

качество

жизни,

благополучие

семьи,

общества и государства, как сегодня, так и в будущем.

В настоящее время решение этой задачи – одно из важнейших

направлений

деятельности

детского

дома

«Радуга».

Эта

проблема

чрезвычайно остра и в связи с тем, что основная группа воспитанников

имеют: крайне низкий уровень психического и физического здоровья,

неосознанное негативное отношение к своему здоровью, устойчивые

вредные привычки, приобретенные до поступления в детский дом.

Проблема совершенствования своего здоровья является одним из

важнейших показателей, определяющих их дальнейшую адаптацию в

социуме. В этой ситуации несомненный интерес для педагогического

коллектива

детского

дома

представляет

профилактическая

работа,

в

основе которой обучение современным знаниям и умениям, связанным

знаниям и умениям со здоровым и безопасным образом жизни. При

выборе

содержания

деятельности

по

формированию

поведенческих

установок на осознанные отношения к своему здоровью учитываем,

насколько необходимо воспитанникам, то, чему мы собираемся их учить,

должно быть понятным, зачем учиться быть здоровым, должно быть

интересным учиться, должны быть полезны и востребованы полученные

знания в правильности здорового образа жизни и вреде разного рода

зависимостей,

должна

быть

возможность

применения

этих

знаний

повседневной жизни.

На протяжении многих лет используем в группах разнообразные

формы проведения воспитательных мероприятий: таких как – беседы,

конкурсы,

КВН,

театрализованные

представления,

постановки,

культурно-массовые мероприятия и другие, направленные на пропаганду

сохранения

и

совершенствования

собственного

з д о р о в ь я .

Формирование

положительной

мотивации

к

здоровому

образу

жизни у подростков осуществляется через проведение соревнований,

дней здоровья, спортивные квесты, активного отдыха (походы, часы

здоровья), занятия спортом.

Не

для

кого

не

секрет,

что

здоровый

эмоциональный

фон

обязательное

условие

физического

здоровья.

Ведь,

если

человек

психически неуравновешен, его эмоциональный фон не стабилен, то

врядли он будет жить полноценной жизнью.

Мы учим воспитанников не идти на поводу у эмоций, беречь свое

психическое здоровье и воспринимать жизнь со всеми ее плюсами и

минусами, отличать действительные ценности от мнимых, подлинно-

важные вещи от мелочей ( часы общения, игровые ситуации, дискуссии,

тестирования).

Особенно

важным

считаем

формирование

умений

позитивного

коммуникативного

общения

с

окружающими,

включая

подростков

в

социально-значимую

деятельность,

позволяющую

им

реализовывать потребность в признании окружающими, проявлять свои

лучшие

качества

и

способности

(деловые

игры,

самоуправление,

волонтерское

движение,

вечера,

круглые

столы

и

т.д.).Совместно

с

педагогом

психологом

проводим

профилактическую

работу

по

преодолению проблем взаимодействия со сверстниками и взрослыми

(тренинги,

игровые

ситуации,

дискуссии,

а н ке т и р о ва н и е ) .

Взаимоотношения

юношей

и

девушек

сталкивают

их

с

множеством моральных проблем и порой они остро нуждаются в мудром

совете взрослых, но и одновременно молодые хотят отгородить свой

интимный

мир

от

бесцеремонного

вторжения

и

подглядывания

взрослых. Именно квалифицированные советы воспитанники получают

на консультациях в центрах планирования семьи, педагогов-психологов,

медицинских

работников

детского

дома,

города.

Активное

сотрудничество

этих

специалистов

мотивирует

подростков

на

укрепление репродуктивного здоровья.

Наши

дети

воспитываются

в

мире

информационных

технологий.

Вот

почему

мы

опасаемся

отрицательного влияния на состояние здоровье подростков: психической

зависимости,

испорченного

зрения,

искривления

позвоночника,

гипердинамии.

Задача,

которую

ставит

перед

собой

педагогический

коллектив, дать практические рекомендации по уменьшению влияния

компьютера, ноутбука, наушников, сотовых телефонов и т.д. на организм

подрастающего поколения во время проведения: воспитательных часов,

дискуссий, викторин, консультаций и посещений компьютерного

класса. Проблема распространения курения, алкоголизма, наркомании

ВИЧ – инфекции среди молодежи требует реальных мер профилактики

данных

явлений.

Поэтому

для

сохранения

здоровья

наших

воспитанников проводится целенаправленная работа, включающая цикл

мероприятий,

направленных

на

профилактику

вредных

привычек,

пропаганду

здорового

образа

жизни

и

формирование

личной

ответственности за свое здоровье.

В

сегодняшнем

мире

выпускнику

детского

дома

очень

трудно

выбрать себе профессию по ряду объективных причин. И одна из них –

состояние здоровья. Практика показывает, что трудоустройство наших

выпускников

является

одной

из

актуальных

проблем.

И

,

конечно,

огромная

заслуга

специалистов:

педагогов-психологов,

социальных

педагогов, тьютеров, врачей, обращение к которым помогает выбрать

профессию с учетом медицинских показаний.

В

результате

проделанной

работы,

выявлены

следующие

показатели:

Уровень заболеваемости (2014-2016гг.) снизился:

тубинфицированные

- 20%, дефицит веса -

22%, простудные

заболевания – 38%;

Оценка уровня здоровья детей (2014-2016 гг.) повысилась:

1 группа – 10%, 2 группа - 20%,

Профилактика вредных привычек у воспитанников (2014-2016 гг.)

Снизились показатели :

Курение – 20%, токсикомания – 20, периодическое употребление

алкоголя – 30%

Занятость детей в спортивных секциях(2014-2016гг.) повысилась:

Греко-римская борьба – 10%, лыжная подготовка – 10%, футбол – 10%,

Волейбол – 10%, коньки – 20%, ДАРТС – 10%

Формируя у подростков ценности здорового образа жизни, учитываем

психологические,

возрастные,

индивидуальные

о собенно сти

воспитанников детского дома, которые предопределили необходимость

проведения дополнительных мероприятий, направленных на повышение

уровня физического и психического здоровья. На позитивное развитие

воспитанников оказывает цикл занятий по проблеме профессионального

самоопределения, которые позволяют подросткам выбирать профессию

в соответствии со своим здоровьем.

Пути, ведущие к здоровью разные. При этом у каждого человека

свой, индивидуальный. Что

значит,

для

наших

воспитанников

быть

здоровыми? Это – развивать в гармонии свои физические и духовные

силы,

обладать

выносливостью

и

уравновешенностью,

уметь

противостоять

действию,

как

неблагоприятных

факторов

внешней

среды, так и своего мира.

.

Вот

поэтому

воспитательная

образовательная

деятельность

педагогического

коллектива

детского

дома

«Радуга»

направлена

на

совершенствование и укрепление здоровья воспитанников.

Путем комплексного подхода к проблеме здоровьесбережения, мы

даем

возможность

своим

воспитанникам

самостоятельно

определять

пути поддержания своего здоровья во взрослой жизни.



В раздел образования