Авторы: Бурдуковская Тамара Александровна, Ермоленко Любовь Иосифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ Центр содействия семейному устройству детей "Радуга"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование здорового образа жизни воспитанников детского дома."
Раздел: среднее образование
Формирование здорового образа жизни
воспитанников детского дома.
Бурдуковская Т.А, Ермоленко Л.И.
Аннотация:
в данной
статье рассматриваются актуальные
проблемы здорового образа жизни воспитанников в условиях детского
дома, так как
здоровье подростков является одним из важнейших
показателей, определяющих их дальнейшую адаптацию в социуме.
Ключевые
слова:
здоровый
образ
жизни,
детский
дом,
воспитанники,
социум,
информационные
технологии,
адаптация,
коммуникативное общение, социальные навыки, физическое, психическое
здоровье.
Тема здоровьесбережения в условиях комплексной нформатизации
учебного процесса, снижение двигательной активности воспитанников,
распространения
среди
подростков
табако-,
нарко-
и
алкогольной
зависимости сегодня особенно актуальна.
Здоровый
образ
жизни
молодого
поколения
является
залогом
здоровья нации в целом. Каждый из нас понимает, насколько важна
задача формирования у детей и подростков ответственности за свое
здоровье
и
здоровье
других
людей.
Ведь
от
того,
научатся
ли
сегодняшние девчонки и мальчишки заботиться о здоровье, определяется
профессиональная
карьера,
качество
жизни,
благополучие
семьи,
общества и государства, как сегодня, так и в будущем.
В настоящее время решение этой задачи – одно из важнейших
направлений
деятельности
детского
дома
«Радуга».
Эта
проблема
чрезвычайно остра и в связи с тем, что основная группа воспитанников
имеют: крайне низкий уровень психического и физического здоровья,
неосознанное негативное отношение к своему здоровью, устойчивые
вредные привычки, приобретенные до поступления в детский дом.
Проблема совершенствования своего здоровья является одним из
важнейших показателей, определяющих их дальнейшую адаптацию в
социуме. В этой ситуации несомненный интерес для педагогического
коллектива
детского
дома
представляет
профилактическая
работа,
в
основе которой обучение современным знаниям и умениям, связанным
знаниям и умениям со здоровым и безопасным образом жизни. При
выборе
содержания
деятельности
по
формированию
поведенческих
установок на осознанные отношения к своему здоровью учитываем,
насколько необходимо воспитанникам, то, чему мы собираемся их учить,
должно быть понятным, зачем учиться быть здоровым, должно быть
интересным учиться, должны быть полезны и востребованы полученные
знания в правильности здорового образа жизни и вреде разного рода
зависимостей,
должна
быть
возможность
применения
этих
знаний
повседневной жизни.
На протяжении многих лет используем в группах разнообразные
формы проведения воспитательных мероприятий: таких как – беседы,
конкурсы,
КВН,
театрализованные
представления,
постановки,
культурно-массовые мероприятия и другие, направленные на пропаганду
сохранения
и
совершенствования
собственного
з д о р о в ь я .
Формирование
положительной
мотивации
к
здоровому
образу
жизни у подростков осуществляется через проведение соревнований,
дней здоровья, спортивные квесты, активного отдыха (походы, часы
здоровья), занятия спортом.
Не
для
кого
не
секрет,
что
здоровый
эмоциональный
фон
–
обязательное
условие
физического
здоровья.
Ведь,
если
человек
психически неуравновешен, его эмоциональный фон не стабилен, то
врядли он будет жить полноценной жизнью.
Мы учим воспитанников не идти на поводу у эмоций, беречь свое
психическое здоровье и воспринимать жизнь со всеми ее плюсами и
минусами, отличать действительные ценности от мнимых, подлинно-
важные вещи от мелочей ( часы общения, игровые ситуации, дискуссии,
тестирования).
Особенно
важным
считаем
формирование
умений
позитивного
коммуникативного
общения
с
окружающими,
включая
подростков
в
социально-значимую
деятельность,
позволяющую
им
реализовывать потребность в признании окружающими, проявлять свои
лучшие
качества
и
способности
(деловые
игры,
самоуправление,
волонтерское
движение,
вечера,
круглые
столы
и
т.д.).Совместно
с
педагогом
психологом
проводим
профилактическую
работу
по
преодолению проблем взаимодействия со сверстниками и взрослыми
(тренинги,
игровые
ситуации,
дискуссии,
а н ке т и р о ва н и е ) .
Взаимоотношения
юношей
и
девушек
сталкивают
их
с
множеством моральных проблем и порой они остро нуждаются в мудром
совете взрослых, но и одновременно молодые хотят отгородить свой
интимный
мир
от
бесцеремонного
вторжения
и
подглядывания
взрослых. Именно квалифицированные советы воспитанники получают
на консультациях в центрах планирования семьи, педагогов-психологов,
медицинских
работников
детского
дома,
города.
Активное
сотрудничество
этих
специалистов
мотивирует
подростков
на
укрепление репродуктивного здоровья.
Наши
дети
воспитываются
в
мире
информационных
технологий.
Вот
почему
мы
опасаемся
отрицательного влияния на состояние здоровье подростков: психической
зависимости,
испорченного
зрения,
искривления
позвоночника,
гипердинамии.
Задача,
которую
ставит
перед
собой
педагогический
коллектив, дать практические рекомендации по уменьшению влияния
компьютера, ноутбука, наушников, сотовых телефонов и т.д. на организм
подрастающего поколения во время проведения: воспитательных часов,
дискуссий, викторин, консультаций и посещений компьютерного
класса. Проблема распространения курения, алкоголизма, наркомании
ВИЧ – инфекции среди молодежи требует реальных мер профилактики
данных
явлений.
Поэтому
для
сохранения
здоровья
наших
воспитанников проводится целенаправленная работа, включающая цикл
мероприятий,
направленных
на
профилактику
вредных
привычек,
пропаганду
здорового
образа
жизни
и
формирование
личной
ответственности за свое здоровье.
В
сегодняшнем
мире
выпускнику
детского
дома
очень
трудно
выбрать себе профессию по ряду объективных причин. И одна из них –
состояние здоровья. Практика показывает, что трудоустройство наших
выпускников
является
одной
из
актуальных
проблем.
И
,
конечно,
огромная
заслуга
специалистов:
педагогов-психологов,
социальных
педагогов, тьютеров, врачей, обращение к которым помогает выбрать
профессию с учетом медицинских показаний.
В
результате
проделанной
работы,
выявлены
следующие
показатели:
Уровень заболеваемости (2014-2016гг.) снизился:
тубинфицированные
- 20%, дефицит веса -
22%, простудные
заболевания – 38%;
Оценка уровня здоровья детей (2014-2016 гг.) повысилась:
1 группа – 10%, 2 группа - 20%,
Профилактика вредных привычек у воспитанников (2014-2016 гг.)
Снизились показатели :
Курение – 20%, токсикомания – 20, периодическое употребление
алкоголя – 30%
Занятость детей в спортивных секциях(2014-2016гг.) повысилась:
Греко-римская борьба – 10%, лыжная подготовка – 10%, футбол – 10%,
Волейбол – 10%, коньки – 20%, ДАРТС – 10%
Формируя у подростков ценности здорового образа жизни, учитываем
психологические,
возрастные,
индивидуальные
о собенно сти
воспитанников детского дома, которые предопределили необходимость
проведения дополнительных мероприятий, направленных на повышение
уровня физического и психического здоровья. На позитивное развитие
воспитанников оказывает цикл занятий по проблеме профессионального
самоопределения, которые позволяют подросткам выбирать профессию
в соответствии со своим здоровьем.
Пути, ведущие к здоровью разные. При этом у каждого человека
свой, индивидуальный. Что
значит,
для
наших
воспитанников
быть
здоровыми? Это – развивать в гармонии свои физические и духовные
силы,
обладать
выносливостью
и
уравновешенностью,
уметь
противостоять
действию,
как
неблагоприятных
факторов
внешней
среды, так и своего мира.
.
Вот
поэтому
воспитательная
образовательная
деятельность
педагогического
коллектива
детского
дома
«Радуга»
направлена
на
совершенствование и укрепление здоровья воспитанников.
Путем комплексного подхода к проблеме здоровьесбережения, мы
даем
возможность
своим
воспитанникам
самостоятельно
определять
пути поддержания своего здоровья во взрослой жизни.