Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ "БАТИК" В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Новикова Людмила Александровна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ "СОШ №18"
Населённый пункт: г. Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ "БАТИК" В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ «БАТИК» В ХУДОЖЕСТВЕННО-

ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Новикова Л. А.

МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №18»

г. о. Саранск

Внеурочная

деятельность

школьников понятие,

объединяющее

все

виды

деятельности

школьников

(кроме

учебной),

в

которых

возможно

и

целе сообразно

решение

задач

их

во спит ания

и

социализации.

Основным

преимуществом

внеурочной

деятельности

является

предоставление

учащимся

возможности

широкого

спектра

занятий,

направленных

на

их

развитие.

Главная

задача

дополнительного

образования

-

создание

условий

для

развития

творческого

потенциала

учащихся,

их

самореализации.

Свобода

выбора

детьми

образовательной

области,

типа,

вида

и

формы

деятельности

-

основная

типологическая

характеристика

д о п о л н и т е л ь н о г о

о б р а з о в а н и я .

С о з д а в а я

б л а г о п р и я т н у ю

коммуникативную

среду,

дополнительное

образование

обеспечивает

ребенку

формирование

мотивации

к

познанию

и

творчеству.

Задача

художественно-эстетического

воспитания

состоит

в

формировании

творчески

активной

личности,

которая

спо собна

воспринимать

и

оценивать

прекрасное

в

природе,

труде,

быту

и

других

сферах

жизни

и

деятельно сти.

Первые

элем ент арные

представления

о

красоте,

аккуратности

и

чистоте

ребенок

получает

в

семье,

именно

с

этого

начинается

эстетическое

воспитание.

Именно

внеурочная

работа

даёт

детям

реальную

возможность

познакомиться

с

искусством

шире.

Школа

после

уроков

это

мир

творчества,

проявления

и

раскрытия

каждым

ребенком

своих

интересов,

своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор,

свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно иметь в

виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к

основному

общему

образованию,

призванная

компенсировать

недостатки

работы с отстающими или одаренными детьми.

Кружок «Батик» является относительно молодым направлением работы,

но за несколько лет апробирования данного кружка стало ясно, что это очень

перспективное

направление,

среди

детей

вызывает

большой

интерес

и

желание творить на ткани.

Впоследствии на основе обобщения накопленного опыта была создана

программа

кружковой

работы

«Батик»,

которая

прошла

Республиканский

экспертный совет при Министерстве образования Республики Мордовия. В

данной программе предполагается использовать методики, основанные на

постепенном

изучении

элементов

создания

декоративной

композиции:

от

усвоения общих законов композиции и колорита – к рисованию с натуры, с

последующей стилизацией природных объектов в художественные.

Учебный процесс построен на принципе: художественный замысел -

графический

набросок

графический

эскиз

цветовой

картон

художественная роспись ткани.

Наиболее сложной частью учебного процесса является этап стилизации

природных

объектов

в

художественные

и

создание

на

их

основе

декоративных композиций.

Преподавание техники художественной росписи по ткани целесообразно

осуществлять с учетом возрастных особенностей детей.

Батиком

называют

разнообразные

виды

и

способы

росписи

ткани.

Просто все эти способы основаны на перекрытии резервирующим составом

тех участков, которые не должны менять свой цвет. Сама техника батика

очень древняя, и принципы, лежащие в ее основе, не меняя веками [2;5]. Но

появляются новые материалы, инструменты, красители, меняются вкусы и

потребности

людей.

Приемы

росписи

упрощаются,

и

если

раньше

технологии батика передавались из поколения в поколение, то сейчас им

может заниматься любой желающий.

При

оформлении

изделий

в

технике

холодного

батика

применяется

резервирующий

состав,

в

основе

которого

имеется

резиновый

клей.

Резервирующий состав наносится на ткань при помощи стеклянной трубочки

замкнутым контуром по шаблону, снятому с заранее подготовленного на

бумаге

рисунка.

Художественная

выразительность

в

холодном

батике

достигается за счет цветовых растяжек внутри каждой отдельной замкнутой

плоскости,

а

также

при

помощи

графических

элементов,

наносимых

резервирующим

составом.

Значительно

обогатить

рисунок

может

применение разноцветного контура.

При

оформлении

изделий

в

технике

горячего

батика

в

качестве

резервирующего

состава

применяется

разогретый

парафин

с

воском

и

техническим вазелином.

Наносить резерв на ткань можно при помощи

кистей,

штампов,

вороночек.

Резервирующий

состав

в

горячем

батике

в

отличие от холодного наносят не только контуром, а мазком или пятном, что

дает возможность получить рисунок более живописного характера. Краска

наносится от светлого к темному тону, на ткань поверх резервирующего

состава на все полотно сразу в несколько покрытий.

Оформление ткани в технике свободной росписи - наиболее творческий

процесс, так как при этом способе в отличие от холодного и горячего батика

шаблоны почти не применяются. Этот метод основан на том, что краски

могут

растекаться

по

ткани

с

разной

интенсивностью.

Можно

добиться

гаммы совершенно различных эффектов, повторив, например, акварельную

технику «по сырому», или сделав жесткую графику ветвей деревьев [2;6].

Все

это

будет

зависеть

от

вашего

желания

и

выбора

того

или

иного

технического приема. В технике свободной росписи ценится универсальность

и неповторимость каждой вещи.

В работе со школьниками может быть использован только холодный

батик

в

сочетании

со

свободной

росписью,

поскольку

основными

принципами организации занятий являются их посильность для освоения

детьми и безопасность используемых материалов.

Холодный

батик

отличается

от

горячего

тем,

что

резервирование

осуществляется

холодным

способом.

Детали

рисунка

имеют

контурную

обводку

холодным

резервом

и

расписываются

красками

строго

внутри

резервной линии. При этом количество цветов, применяемых для росписи,

практически не ограничено. Резервирующий состав может быть бесцветным,

но может также иметь любую окраску. Художественная особенность этого

способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам

четкий, графический характер [1;47].

Выполняется холодный батик, как правило, на шелке. Внутри контуров

рисунок

окрашивают

кисточками,

для

прокрашивания

больших

участков

используют

губку

или

ватный

тампон.

Роспись

делается

специальными

красками

для

шелка,

фиксирующимися

с

помощью

утюга

или

паровым

методом.

В росписи тканей существует множество дополнительных приемов и

хитростей, позволяющих создавать интересные эффекты.

Соль и мочевина, рассыпанные на влажной, покрытой красителем ткани,

создают красивые, непредсказуемые разводы. С одной только разницей: на

месте,

где

лежали

гранулы

мочевины

на

окрашенной

красителем

ткани,

краска осветляется, оставляя светлые пятна с разводами, а вот на месте, где

располагались

гранулы

поваренной

каменной

соли,

наоборот,

собирается

краска, и образуются темные пятна, оставляя разводы на плоскости ткани.

Красивые эффекты создают сухие красители, рассыпанные слегка на

влажной

поверхности

ткани.

Такой

же

эффект

создают

густые

краски,

нанесенные пятнами на фон.

Можно рисовать феном. Горячую струю воздуха направляют на влажную

поверхность

ткани,

поднося

фен

очень

близко

к

ткани.

Краситель

расплывается в стороны, образуя на границе холодного и горячего ореол.

Есть

и

дополнительные

украшения

изделия:

цветные

прозрачные

и

матовые

стеклянные

камушки

для

аквариума,

бисер,

стразы,

тесьма,

объемные детали из такой же накрахмаленной ткани

[3;29].

Художественное направление существует в школе с момента создания и

является одним из самых любимых, «востребованных» видов искусства, так

как

мировое

художественное

наследие

предоставляет

материал

для

осмысления, иллюстрации, обогащения опыта детей практически на каждом

уроке естественно-математических, гуманитарных, эстетических дисциплин,

изобразительное

творчество

доступно

практически

каждому

ребенку.

Программа

дополнительного

образования

детей

декоративно-прикладного

искусства

«Батик»

относится

к

художественно-эстетическому

циклу

и

направлена

на

развитие

у

детей

художественного

вкуса

и

творческих

способностей, на раскрытие личности, внутренней культуры, способствует

приобщению

учащихся

к

миру

искусства.

Эта

техника

способствует

развитию

умения

чувствовать

цветовую

гармонию,

она

стимулирует

творческую активность, развивает фантазию, мышление и волю, а также дает

много возможностей для самовыражения. Изостудия объединяет детей, у

которых есть потребность более глубокого проникновения в мир образов,

способности создавать их самостоятельно. Учащиеся Изостудии

школы,

участвуют в различных конкурсах, выставках и приносят школе победы на

конкурсах городского и республиканского уровней, а также выбирают себе

профессию,

связанную

с

художественным

творчеством:

дизайнеры,

архитекторы.

Литература

1. Давыдова Ю. Роспись по шелку: платки, панно, палантины в технике «батик» / Ю.

Давыдова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д, 2006.-220с.

2. Масалова Е. В. Батик в интерьере / Е. В. Масалова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-

77с.

3.Скребцова Т. О. Шелковые картины в технике холодного батика / Т. О. Скребцова,

Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 187с.



В раздел образования