Автор: Дегтева Людмила Алексеевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ФГБОУ ВО МичуринскийГАУ Центр-колледж прикладных квалификаций
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ"
Раздел: полное образование
Дегтева Людмила Алексеевна
преподаватель истории
Фе
деральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Мичуринский государственный аграрный университет» Центр-колледж прикладных квалификаций
г. Мичуринск, Тамбовская обл.
dyogtewa2017@yandex.
ru
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ
Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии
с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания. Суть
педагогической работы по нравственному становлению личности студента состоит в том,
чтобы
помочь
ему
раскрыть
в
себе
моральные
качества
и
достичь
высокого
уровня
в
самовоспитании. Нравственное воспитание молодого поколения должно стать одним из
обязательных элементов образовательного процесса.
Студенчество занимает особое место в социальной структуре общества. Воспитание
студенческой
молодежи
–
сложный
процесс,
он
не
дает
быстрых
результатов.
Такая
деятельность
требует
повседневной,
целенаправленной,
индивидуальной
работы.
Ведь
подросток продолжает формироваться как личность в процессе учебы. Он многое узнает,
переосмысливает, приобретает навыки и способности.
На уроках истории и философии изучают не только исторические события, важные
даты, войны, судьбы царей и других выдающихся личностей, вошедших в историю, но и
поднимаются, по истине, нравственные проблемы.
История
как
предмет
позволяет
использовать
разнообразные
средства
для
того,
чтобы каждый студент смог прочувствовать себя в единстве с огромной страной. Познавая
идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее
нынешнем и будущем, ученик утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на
героев Родины.
Обращаясь
к
истории
России
можно
выделить
множество
событий,
которые
непосредственно, воспитывают в студенте нравственность, любовь, доброту, милосердие,
патриотизм. Давайте обратимся к некоторым из них.
События Х века значительно повлияли на историю Древнерусского государства. Речь
идет непосредственно, о крещении древней Руси.
Как известно в 988 году князь Владимир Святославович, в последствии, Владимир
Красное
Солнышко,
принял
крещение
в
городе
Херсонес.
По
возвращению
на
родину
Великий князь провозгласил христианство единой верой на Руси.
Но
не
нужно
забывать
и
о
том,
что
княгиня
Ольга
(Елена),
приходившаяся,
Владимиру бабушкой приняла крещение на много раньше.
За
свою
любовь
к
вере,
за
ее
исповедание
и
распространение
Великий
князь
Владимир
и
княгиня
Ольга
были
канонизированы
Русской
Православной
Церковью
и
признаны равноапостольными.
Эти
исторические
события,
о
которых
узнают,
студенты
на
уроках
истории
свидетельствуют о духовности, любви, чистоте, доброте и милосердии.
Благоверный князь Александр Ярославович Невский оставил не менее значимый
след в истории России. Горячо любил русский народ своего мудрого князя, который не только
1
умом,
но
и
храбростью
много
раз
спасал
новгородцев
от
нападения
врагов.
Особенно
прославился великий князь в битвах со шведами.
Как известно с 11- 15 вв. Русь находилась не только в зависимости от монголо-
татарского ига, но и подвергалась нападениям Ордена крестоносцев. Целью данного ордена
было не только завоевание русских земель, но и провозглашение католичества.
Именно князь Александр Ярославович в 1240 году на реке Неве разбил шведское
войско,
после
чего
и
получил
почетное
прозвище
«Невский».
А
в
1242
году
битва
произошедшая, на льду Чудского озера положила конец набегам захватнической кампании
Ордена. Данное событие показывает храбрость, мужество и великий патриотизм.
Как
говорилось,
ранее
наше
государство,
находилось
под
гнетом
татаро-
монгольского ига целых 400 лет. Дмитрий Иванович Донской был первый, кто решился дать
отпор в 1380 году на Куликовом поле. Дмитрий Донской был выдающимся деятелем своего
времени. Он обладал огромной уверенностью не в себе лично. Господь свыше дал ему
особою, задачу освободить Русь.
Прежде чем войско Дмитрия Донского отправилось на кровопролитное сражение,
князь приехал в Троицкий монастырь и попросил благословения у Сергия Радонежского.
Преподобный благословил князя, окропил его сподвижников святой водой и предсказал
победу. После чего русское войско наполненное силой и верой отправилось на битву, которая
закончилась победой для русского государства во главе с Дмитрием Донским.
Все эти события говорят нам о любви к Богу, к народу и к Родине.(16 слайд)
Духовно-нравственное воспитание личности предполагает включение студентов в
ситуацию активного общения, морального выбора, самоопределения. Поэтому в процесс
изучения курса «Основы философии» мы включаем диалог, способствующий, на наш взгляд,
раскрытию духовного потенциала личности каждого студента.
На
учебных
занятиях
мы
размышляем
над
вопросами,
заданиями
и
ситуациями,
которые предлагаются студентам с целью:
- воспитания позитивной нравственной позиции;
- обретения мировоззренческих, ценностных установок;
- расширения познавательного интереса;
- осознания проблем поиска смысла жизни.
О решающей роли духовно-нравственного воспитания в развитии и формировании
личности
говорили
выдающиеся
мыслители,
просветители,
философы
и педагоги всех
времен и народов. Так, важным в жизни каждого человека Сократ считал познание того, что
такое добро и зло. Аристотель считает, что Природные задатки, развитие навыков и разум, -
это
источники
духовно-нравственного
воспитания.
Учения Конфуция - оказало глубокое
влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной
как конфуцианство.
Конфуций утверждал, что человеколюбие, или гуманность жэнь — главное в человеке.
Основное определение жэнь – это «золотое правило морали», которое мы найдем и в
Нагорной проповеди Христа, и в учении Канта: «Не делай другому того, чего не желаешь
себе».
Человеколюбие
порождает
правильный
баланс
любви
и
ненависти
–
только
человеколюбивый может любить людей и ненавидеть людей.
К важнейшим чертам нравственности Ян Амос Коменский относил религиозность,
гуманность,
культуру
поведения, трудолюбие,
благожелательность,
щедрость,
готовность
делать
людям
добро. (22
слайд)
Проблемы
духовно-нравственного
воспитания
рассматриваются в исследованиях таких русских педагогов, психологов и философов, как
В.Л.Беляева,
Н.А.Бердяев,
П.П.Блонский,
К.Н.Вентцель,
З.В.Видякова,
В.В.Зеньковский,
2
П.Ф.Каптерев, В.М.Меньшиков,
Н. И.Пирогов, М.М.Рубинштейн. К.Д.Ушинский и др.(22
слайд)
Например, Федор Михайлович Достоевский - русский писатель, мыслитель, философ
и публицист. В своих произведениях поднимал проблемы нравственного характера в таких
как «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и т.д.
Достоевский говорил о понятии катарсиса-очищения через страдания. Так главный
герой произведения «Преступление и наказание» Раскольников Родион Романович совершил
страшное преступление, за которое пришлось заплатить не только каторгой, но и страданием,
терзанием
собственной
души.
Родион
Раскольников
познал
любовь,
благодаря
Соне
Мармеладовой. Только после этого Раскольников смог очистить свою душу.
В заключение хотелось бы вспомнить слова Константина Дмитриевича Ушинского о
том, что воспитание должно быть национальным. «…У каждого народа есть своя идея
воспитания, в основе которой лежит своя, особенная идея о человеке, о том каков должен
быть человек по понятиям народа в известный период народного развития».
Хочется верить, что люди станут уделять больше внимания духовной чистоте. Начнут
анализировать свои поступки и действия, чтобы в наших сердцах поселились добро и
милосердие, ответственность за близких, уважение и, конечно же, любовь. История, опыт
поколений, мудрость в очередной раз демонстрирует нам, что душевная чистота и мораль
брали верх над жестокостью, ложью и безнравственностью.
3