Напоминание

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ"


Автор: Дегтева Людмила Алексеевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ФГБОУ ВО МичуринскийГАУ Центр-колледж прикладных квалификаций
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ"
Раздел: полное образование





Назад




Дегтева Людмила Алексеевна

преподаватель истории

Фе

деральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Мичуринский государственный аграрный университет» Центр-колледж прикладных квалификаций

г. Мичуринск, Тамбовская обл.

dyogtewa2017@yandex.

ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ

Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии

с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания. Суть

педагогической работы по нравственному становлению личности студента состоит в том,

чтобы

помочь

ему

раскрыть

в

себе

моральные

качества

и

достичь

высокого

уровня

в

самовоспитании. Нравственное воспитание молодого поколения должно стать одним из

обязательных элементов образовательного процесса.

Студенчество занимает особое место в социальной структуре общества. Воспитание

студенческой

молодежи

сложный

процесс,

он

не

дает

быстрых

результатов.

Такая

деятельность

требует

повседневной,

целенаправленной,

индивидуальной

работы.

Ведь

подросток продолжает формироваться как личность в процессе учебы. Он многое узнает,

переосмысливает, приобретает навыки и способности.

На уроках истории и философии изучают не только исторические события, важные

даты, войны, судьбы царей и других выдающихся личностей, вошедших в историю, но и

поднимаются, по истине, нравственные проблемы.

История

как

предмет

позволяет

использовать

разнообразные

средства

для

того,

чтобы каждый студент смог прочувствовать себя в единстве с огромной страной. Познавая

идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее

нынешнем и будущем, ученик утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на

героев Родины.

Обращаясь

к

истории

России

можно

выделить

множество

событий,

которые

непосредственно, воспитывают в студенте нравственность, любовь, доброту, милосердие,

патриотизм. Давайте обратимся к некоторым из них.

События Х века значительно повлияли на историю Древнерусского государства. Речь

идет непосредственно, о крещении древней Руси.

Как известно в 988 году князь Владимир Святославович, в последствии, Владимир

Красное

Солнышко,

принял

крещение

в

городе

Херсонес.

По

возвращению

на

родину

Великий князь провозгласил христианство единой верой на Руси.

Но

не

нужно

забывать

и

о

том,

что

княгиня

Ольга

(Елена),

приходившаяся,

Владимиру бабушкой приняла крещение на много раньше.

За

свою

любовь

к

вере,

за

ее

исповедание

и

распространение

Великий

князь

Владимир

и

княгиня

Ольга

были

канонизированы

Русской

Православной

Церковью

и

признаны равноапостольными.

Эти

исторические

события,

о

которых

узнают,

студенты

на

уроках

истории

свидетельствуют о духовности, любви, чистоте, доброте и милосердии.

Благоверный князь Александр Ярославович Невский оставил не менее значимый

след в истории России. Горячо любил русский народ своего мудрого князя, который не только

1

умом,

но

и

храбростью

много

раз

спасал

новгородцев

от

нападения

врагов.

Особенно

прославился великий князь в битвах со шведами.

Как известно с 11- 15 вв. Русь находилась не только в зависимости от монголо-

татарского ига, но и подвергалась нападениям Ордена крестоносцев. Целью данного ордена

было не только завоевание русских земель, но и провозглашение католичества.

Именно князь Александр Ярославович в 1240 году на реке Неве разбил шведское

войско,

после

чего

и

получил

почетное

прозвище

«Невский».

А

в

1242

году

битва

произошедшая, на льду Чудского озера положила конец набегам захватнической кампании

Ордена. Данное событие показывает храбрость, мужество и великий патриотизм.

Как

говорилось,

ранее

наше

государство,

находилось

под

гнетом

татаро-

монгольского ига целых 400 лет. Дмитрий Иванович Донской был первый, кто решился дать

отпор в 1380 году на Куликовом поле. Дмитрий Донской был выдающимся деятелем своего

времени. Он обладал огромной уверенностью не в себе лично. Господь свыше дал ему

особою, задачу освободить Русь.

Прежде чем войско Дмитрия Донского отправилось на кровопролитное сражение,

князь приехал в Троицкий монастырь и попросил благословения у Сергия Радонежского.

Преподобный благословил князя, окропил его сподвижников святой водой и предсказал

победу. После чего русское войско наполненное силой и верой отправилось на битву, которая

закончилась победой для русского государства во главе с Дмитрием Донским.

Все эти события говорят нам о любви к Богу, к народу и к Родине.(16 слайд)

Духовно-нравственное воспитание личности предполагает включение студентов в

ситуацию активного общения, морального выбора, самоопределения. Поэтому в процесс

изучения курса «Основы философии» мы включаем диалог, способствующий, на наш взгляд,

раскрытию духовного потенциала личности каждого студента.

На

учебных

занятиях

мы

размышляем

над

вопросами,

заданиями

и

ситуациями,

которые предлагаются студентам с целью:

- воспитания позитивной нравственной позиции;

- обретения мировоззренческих, ценностных установок;

- расширения познавательного интереса;

- осознания проблем поиска смысла жизни.

О решающей роли духовно-нравственного воспитания в развитии и формировании

личности

говорили

выдающиеся

мыслители,

просветители,

философы

и педагоги всех

времен и народов. Так, важным в жизни каждого человека Сократ считал познание того, что

такое добро и зло. Аристотель считает, что Природные задатки, развитие навыков и разум, -

это

источники

духовно-нравственного

воспитания.

Учения Конфуция - оказало глубокое

влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной

как конфуцианство.

Конфуций утверждал, что человеколюбие, или гуманность жэнь — главное в человеке.

Основное определение жэнь – это «золотое правило морали», которое мы найдем и в

Нагорной проповеди Христа, и в учении Канта: «Не делай другому того, чего не желаешь

себе».

Человеколюбие

порождает

правильный

баланс

любви

и

ненависти

только

человеколюбивый может любить людей и ненавидеть людей.

К важнейшим чертам нравственности Ян Амос Коменский относил религиозность,

гуманность,

культуру

поведения, трудолюбие,

благожелательность,

щедрость,

готовность

делать

людям

добро. (22

слайд)

Проблемы

духовно-нравственного

воспитания

рассматриваются в исследованиях таких русских педагогов, психологов и философов, как

В.Л.Беляева,

Н.А.Бердяев,

П.П.Блонский,

К.Н.Вентцель,

З.В.Видякова,

В.В.Зеньковский,

2

П.Ф.Каптерев, В.М.Меньшиков,

Н. И.Пирогов, М.М.Рубинштейн. К.Д.Ушинский и др.(22

слайд)

Например, Федор Михайлович Достоевский - русский писатель, мыслитель, философ

и публицист. В своих произведениях поднимал проблемы нравственного характера в таких

как «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и т.д.

Достоевский говорил о понятии катарсиса-очищения через страдания. Так главный

герой произведения «Преступление и наказание» Раскольников Родион Романович совершил

страшное преступление, за которое пришлось заплатить не только каторгой, но и страданием,

терзанием

собственной

души.

Родион

Раскольников

познал

любовь,

благодаря

Соне

Мармеладовой. Только после этого Раскольников смог очистить свою душу.

В заключение хотелось бы вспомнить слова Константина Дмитриевича Ушинского о

том, что воспитание должно быть национальным. «…У каждого народа есть своя идея

воспитания, в основе которой лежит своя, особенная идея о человеке, о том каков должен

быть человек по понятиям народа в известный период народного развития».

Хочется верить, что люди станут уделять больше внимания духовной чистоте. Начнут

анализировать свои поступки и действия, чтобы в наших сердцах поселились добро и

милосердие, ответственность за близких, уважение и, конечно же, любовь. История, опыт

поколений, мудрость в очередной раз демонстрирует нам, что душевная чистота и мораль

брали верх над жестокостью, ложью и безнравственностью.

3



В раздел образования