Автор: Косолапова Ольга Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Родниковская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Родники Соликамского района Пермского края
Наименование материала: технологическая карта урока географии 5 класс
Тема: "Стороны горизонта. Ориентирование"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОДНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ГЕОГРФИИ
Автор работы
учитель географии
Родниковской средней
школы Соликамского района
Пермского края
О.А.Косолапова
Родники 2017
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРФИИ. 5 КЛАСС.
Тема урока
УРОК 14. Стороны горизонта. Ориентирование
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Цель урока
Сформировать у учащихся умение ориентироваться на местности
Образовательные ресурсы
УМК «СФЕРЫ» Учебник «Планета Земля 5-6 класс» §14, тетрадь-тренажер; атлас, презентация; компас один на парту, транспортир.
План урока
1) Актуализация знаний
2) Объяснение нового материала с опорой на ранее изучавшийся материал
3) Практическая работа
4) Рефлексия
Личностно значимая проблема
Научиться ориентироваться в пространстве.
Методы и формы обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический. Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия темы
Ориентирование, азимут, компас, гномон, румб.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся:
определять
п о
к о м п а с у
направления сторон горизонта.
Определять углы с помощью транспортира
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между
объектами.
Получать
необходимую
информацию,
умение
организовывать
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем,
другими
учениками
и
работать самостоятельно, развитие у учащихся самостоятельности.
Коммуникативные: владение устной речью. Развитие ИКТ-компетенций.
Регулятивные: уметь организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать
средства
реализации
цели
и
применять
их
на
практике,
оценивать
достигнутые результаты.
Умение использовать географические знания для адаптации в
жизни и созидательной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы
урока
Время
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания и упр.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организац
ии
взаимодей
ствия
Универсальные
учебные действия (УУД)
Формы
контроля
I.
Мотива
ция
к учеб-
ной
деятельн
ости
2
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
у ч а щ и х с я
к
усвоению
изучаемого
материала
Создаёт
условия
для
возникновения
у
обучающихся
внутренней
потребности
включения
в
учебную
д еятельно сть,
уточняет
тематические
рамки.
Организует
формулировку
темы
и
постановку
цели
урока учащимися
Слушают историю из реальной жизни о
з а бл уди в ш е м с я
в
л е су
м а л ьч и к е ,
обсуждают тему урока, обсуждают цели
урока
и
пытаются
самостоятельно
их
формулировать
Фронталь
ная
работа
Личностные:
стремятся
хорошо
учиться
и
сориентированы
на
участие
в
делах
школ ьника ;
правильно идентифицируют себя с
позицией школьника.
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют
цели
урока
после
предварительного обсуждения
Беседа
II.
Актуали
3
1 . Учитель сообщает тему урока, его цель,
обращает внимание на форму проведения
1.
Отвечают на вопросы.
2.
Приводят
конкретные
примеры
Фронталь
ная
Познавательные: знают и умеют
объяснить, как ориентироваться по
1. Устные
ответы
Этапы
урока
Время
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания и упр.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организац
ии
взаимодей
ствия
Универсальные
учебные действия (УУД)
Формы
контроля
зация
знаний
Беседа
–
какие
способы
ориентирования
на
местности вам известны?
–известны ли вам способы ориентирования
по Солнцу, звездам, часам?
–
рассказывает
об
ориентировании
в
северном полушарии по гномону.
из жизни
работа.
Работа с
визуальн
ым рядом
(слайды
17-27)
местным признакам
Коммуникативные:
проявляют
активность во взаимодействии для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач,
Регулятивные:
само стоятельно
в ы д е л я ю т
и
ф о р м у л и р у ю т
познавательную цель.
III.
Изучен
ие
нового
матери
ала
20
Р а б о т а
с
терминами.
Просмотр
иллюстраций
Работа в парах
Работа в парах
О б о б щ а е т
п о н я т и я :
« с т о р о н ы
горизонта», ориентирование.
Знакомит с древнейшим прибором для
о р и е н т и р о в а н и я
–
к о м п а с о м .
Рассказывает
об
истории
создания
компаса.
Предлагает
изучить
его
устройство.
Знакомит
с
приемами
работы
с
компасом.
Вводит понятие «азимут»
Вводит понятие «румб». Дает учащимся
схему
румба
с
от су т с тву ющ им и
сторонами горизонта.
Учит
определять
азимут
с
помощью
транспортира.
С л у ш а ю т
у ч и т е л я . Записывают
термины в тетрадь.
Изучают устройство компаса.
В
парах
учатся
приемам
работы
с
компасом.
Учащиеся
записывают
понятие
в
тетрадь.
На
схеме
обозначают
недостающие
стороны горизонта.
У ч а щ и е с я
в
п а р е
и с п о л ь з у я
транспортир,
учатся
определять
азимут используя тетрадь – тренажер
и атлас.
Фронтал
ьная
работа.
Работа с
визуальн
ым рядом
(слайды
1-12)
Парная
работа
Работа с
визуальн
ым рядом
(слайды
13-16)
Парная
работа
Личностные: проявляют интерес к
новому
учебному
материа лу;
в ы р а ж а ю т
п о л о ж и т е л ь н о е
отношение к процессу познания
Регулятивные:
совме ст но
с
у ч и т е л е м
о б н а р у ж и в а ю т
и
формулируют выводы
П о з н а в а т е л ь н ы е : извлекают
необходимую
информацию
из
у ч е б н и к а ;
ф о р м и р у ю т с я
п р е д с т а в л е н и я
о
к о м п а с е ,
получают
практические
навыки
ориентирования
с
п омощью
компаса,
определения
азимута
с
помощью транспортира
Коммуникативные: читают вслух
и
про
себя
текст
учебника
и
практически
учатся
работать
в
парах.
Записи в
тетради
Устные
ответы
IV.
Первич
ное
осмысл
ение и
закрепл
ение
10
Работа в парах
Учитель предлагает учащимся на пару
распечатанное задание:
№ 4 стр.22 из тетради-тренажера.
1.
Выполнение
задания
в
паре
на
распечатанном листе.
1.Парная
работа
Познавательные:
самостоятельно
осуществляют
п о и с к
н е о б х о д и м о й
информации.
Регулятивные: ориентируются
в атласе
Проверк
а
выполне
ния
задания
Этапы
урока
Время
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания и упр.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организац
ии
взаимодей
ствия
Универсальные
учебные действия (УУД)
Формы
контроля
изученн
ого
V.
Итоги
урока.
Рефлек
сия
5
Обобщение
полученных на
уроке сведений
Показывает
образец
карто схем ы ,
которая
должна
была
получиться.
Вместе с учащимися выбирает наиболее
правильно
выполненную
картосхему,
объясняет
недостатки
и
преимущества
каждой работы.
Проводит
ре флексию
в
ф о рм е
фразеологизма
предложив
учащимся
п о д о б р а т ь
в ы р а ж е н и е
в
п а р е ,
соответствующее восприятию работы в
парах на сегодняшнем уроке: (засучив
рукава; гнул спину; ни шатко, ни валко;
спустя рукава).
Учащиеся
голосуют
за
наиболее
понравившуюся картосхему.
Учащиеся в паре на листочке пишут
номер
фразеологизма,
который
написан
на
доске.
Учитель
быстро
собирает
листочки
и
озвучивает
результаты.
Фронтал
ьная
работа
Л и ч н о с т н ы е : понимают
значение знаний для человека и
принимают его.
Регулятивные: прогнозируют
результаты
уровня
усвоения
изучаемого материала
Оценива
ние
учащихс
я за
работу
на уроке
Домаш
нее
задание
3
Домашнее
задание
На
выбор
учащихся
предложены
домашние задания из тетради-тренажера
стр.21 (зад № 2 или 3), стр. 23 (зад.№1)
Выбирают и записывают домашнее
задание
Индивид
уальная
работа
Выполне
нное
задание
в
тетради-
тренаже
ре