Автор: Мартьянова Елена Владимировна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ОГБПОУ УКИКСТ
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка у студентов ОГБПОУ "Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий".
Раздел: среднее профессиональное
Формирование социокультурной компетенции на уроках английского
языка у студентов ОГБПОУ «Ульяновский колледж искусств,
культуры и социальных технологий».
В
области
обучения
иностранным
языкам
уже
в
60-е
годы
двадцатого
века
акцент
был
сделан
на
развитие
коммуникативных
умений,
как
в
устной,
так
и
в
письменной
речи.
Отличительной
особенностью
современного
этапа
развития
образования
является
требование к интеграции различных составляющих целей образования
для достижения пяти базовых компетенций:
1.
Социально-политическая
компетенция,
или
готовность
к
решению
проблем.
2. Информационная компетенция.
3. Коммуникативная компетенция.
4. Социокультурная компетенция.
5. Готовность к образованию на протяжении всей жизни.
Мы
остановимся
на
социокультурной
компетенции.
Данная
компетенция
часто
рассматривается
как
один
из
компонентов
коммуникативной
компетенции.
Под
социокультурной
компетенцией
понимается
готовность
и
способность
учащихся
строить
свое
межкультурное
общение
на
основе
знания
культуры
народа
страны
изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер
и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим
особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять родную
культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и
различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям
другой
культуры,
т.е.
стать
медиатором
культур,
учитывать
социолингвистические
факторы
коммуникативной
ситуации
для
обеспечения взаимопонимания в процессе общения. Целью овладения
иностранным языком является приобщение к иной культуре и участие в
диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности
к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное
на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной
коммуникации, используя все необходимые для этого средства и приемы
является отличительной особенностью урока иностранного языка. Одним
из средств по формированию социокультурной компетентности являются
песни. Решение этой задачи возможно лишь при условии воздействия не
только
на
сознание
учащихся,
но
и
на
проникновение
в
их
эмоциональную
сферу.
Одним
из
наиболее
эффективных
способов
воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка.
Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с
музыкальной культурой другой страны является в настоящее время одним
из
базовых
принципов
обучения
предмету.
Приобщение
к
культуре
другого народа не только делает изучение иностранного языка более
привлекательным
для
учащихся,
но
и
способствует
полноценной
1
коммуникации,
более
точному
и
адекватному
пониманию
носителей
данной культуры, способствует формированию умения представлять свою
страну в условиях межкультурного общения.
Образовательная
задача
колледжа
в
настоящее
время
это
поиск
новых
форм
развития
социокультурной
компетенции,
содействие
налаживанию межкультурных связей. Умение представлять свою страну
при межкультурных интеракциях и относится с уважением к духовным
ценностям других культур.
Для
формирования
духовно-нравственных
ценностей
у
студентов
нашего колледжа на уроках английского языка я использую учебный
материал, связанный с жизнью выдающихся музыкантов, композиторов,
как зарубежных, так и русских, писателей, поэтов, художников. Всё это
способствует
развитию
диалога
культур,
толерантному
отношению
к
ценностям иноязычной культуры, а также развитию у них положительной
мотивации, умений и навыков нравственного поведения.
Основная цель обучения иностранному языку может быть достигнута
при
формировании
иноязычной
коммуникативной
компетенции
посредством
погружения
в
языковую
среду,
а
это
возможно
при
грамотном
использовании
музыки,
песен,
лингвострановедческого
материала на учебных занятиях.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной
коммуникации: Учебное пособие.Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.-
224с.
2.
Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и
содержания обучения иностранным языкам //ИЯШ.-2004.-№1.-с.3-8
3.
Кулахметова Н.Н. Формы реализации страноведческого и
лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в
средней школе. //ИЯШ.-2005.-№5.
4.
Синькевич Г.С. «Песня на уроке английского языка». ИЯШ №1,
2002г.
5.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый
курс лекций: пособие для студентов пед. Вузов и учителей / М.:
Просвещение, 2006, с.28-38.
2