Напоминание

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка у студентов ОГБПОУ "Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий".


Автор: Мартьянова Елена Владимировна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ОГБПОУ УКИКСТ
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка у студентов ОГБПОУ "Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование социокультурной компетенции на уроках английского

языка у студентов ОГБПОУ «Ульяновский колледж искусств,

культуры и социальных технологий».

В

области

обучения

иностранным

языкам

уже

в

60-е

годы

двадцатого

века

акцент

был

сделан

на

развитие

коммуникативных

умений,

как

в

устной,

так

и

в

письменной

речи.

Отличительной

особенностью

современного

этапа

развития

образования

является

требование к интеграции различных составляющих целей образования

для достижения пяти базовых компетенций:

1.

Социально-политическая

компетенция,

или

готовность

к

решению

проблем.

2. Информационная компетенция.

3. Коммуникативная компетенция.

4. Социокультурная компетенция.

5. Готовность к образованию на протяжении всей жизни.

Мы

остановимся

на

социокультурной

компетенции.

Данная

компетенция

часто

рассматривается

как

один

из

компонентов

коммуникативной

компетенции.

Под

социокультурной

компетенцией

понимается

готовность

и

способность

учащихся

строить

свое

межкультурное

общение

на

основе

знания

культуры

народа

страны

изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер

и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим

особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять родную

культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и

различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям

другой

культуры,

т.е.

стать

медиатором

культур,

учитывать

социолингвистические

факторы

коммуникативной

ситуации

для

обеспечения взаимопонимания в процессе общения. Целью овладения

иностранным языком является приобщение к иной культуре и участие в

диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности

к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное

на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной

коммуникации, используя все необходимые для этого средства и приемы

является отличительной особенностью урока иностранного языка. Одним

из средств по формированию социокультурной компетентности являются

песни. Решение этой задачи возможно лишь при условии воздействия не

только

на

сознание

учащихся,

но

и

на

проникновение

в

их

эмоциональную

сферу.

Одним

из

наиболее

эффективных

способов

воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка.

Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с

музыкальной культурой другой страны является в настоящее время одним

из

базовых

принципов

обучения

предмету.

Приобщение

к

культуре

другого народа не только делает изучение иностранного языка более

привлекательным

для

учащихся,

но

и

способствует

полноценной

1

коммуникации,

более

точному

и

адекватному

пониманию

носителей

данной культуры, способствует формированию умения представлять свою

страну в условиях межкультурного общения.

Образовательная

задача

колледжа

в

настоящее

время

это

поиск

новых

форм

развития

социокультурной

компетенции,

содействие

налаживанию межкультурных связей. Умение представлять свою страну

при межкультурных интеракциях и относится с уважением к духовным

ценностям других культур.

Для

формирования

духовно-нравственных

ценностей

у

студентов

нашего колледжа на уроках английского языка я использую учебный

материал, связанный с жизнью выдающихся музыкантов, композиторов,

как зарубежных, так и русских, писателей, поэтов, художников. Всё это

способствует

развитию

диалога

культур,

толерантному

отношению

к

ценностям иноязычной культуры, а также развитию у них положительной

мотивации, умений и навыков нравственного поведения.

Основная цель обучения иностранному языку может быть достигнута

при

формировании

иноязычной

коммуникативной

компетенции

посредством

погружения

в

языковую

среду,

а

это

возможно

при

грамотном

использовании

музыки,

песен,

лингвострановедческого

материала на учебных занятиях.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.

Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной

коммуникации: Учебное пособие.Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.-

224с.

2.

Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и

содержания обучения иностранным языкам //ИЯШ.-2004.-№1.-с.3-8

3.

Кулахметова Н.Н. Формы реализации страноведческого и

лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в

средней школе. //ИЯШ.-2005.-№5.

4.

Синькевич Г.С. «Песня на уроке английского языка». ИЯШ №1,

2002г.

5.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый

курс лекций: пособие для студентов пед. Вузов и учителей / М.:

Просвещение, 2006, с.28-38.

2



В раздел образования