Автор: Левшукова Алла Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБДОУ №49 Невского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование позитивных детско-родительских отношений в условиях детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Формирование позитивных детско-родительских отношений
в условиях детского сада.
Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека –
это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное
развитие психических процессов, свойств личности: развивается самосознание,
формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их
соподчинение. И именно в этот период, наиболее важным является влияние
семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы
внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов
межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны,
характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и
для родителя. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи,
позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они
отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений
формируется его личность. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком
взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей,
ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим,
доброжелательным или угрожающим. Как известно, современная семья
включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат
внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-
экономические, и психологические. Сокращение свободного времени
родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода,
психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных
факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности,
агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь
под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои
негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять
психологической, а часто и физической агрессии. Таким образом дети
становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического
состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на
психическом здоровье детей, установках в общении и поведении на этапах
взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные
детско-родительские отношения как отличающие общей тенденцией к
пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением
жестокости и в физическом, и психологическом аспекте.
Кто как ни мы, педагоги детского сада, должны помочь в повышении
компетентности родителей в вопросах ДРО.
В нашем ДОУ сложилась система работы с родителями, которая способствует
формированию позитивных ДРО.
Задача психолога:
- провести исследование детско-родительских отношений;
- организовать психолого-педагогическое просвещение родителей ДРО;
- разработать и провести детско-родительский тренинг «Страна понимания».
В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии имеется
значительный опыт диагностики детско-родительских отношений. Эти
отношения необходимо изучать и со стороны родителей, и со стороны детей.
В ходе нашей практической работы у нас сложились следующие предпочтения в
выборе методик по изучению детско-родительских отношений:
1. Опросник Эйдемиллера Э.Г. «Анализ семейного воспитания для родителей
детей в возрасте от 3 до 10 лет» (АСВ).
2 .Опросник родительского отношения (ОРО) Варги А.Я., Столина В.В.
3. На наш взгляд, удачной является методика «Родительское сочинение» (автор
В.В. Столин, адаптация А.И. Тащевой).
В изучение семьи со стороны ребенка, нами использовались следующие
методики:
-Проективная рисуночная методика «Моя семья»;
-Методика «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи»;
-Методика В.Г. Щур «Лесенка» (цель – выявление представления ребенка об
отношении к нему близких людей, выявление его самооценки, характера и
степени осознанности этого отношения).
Все это способствовало изучению психологического климата семьи и
родительских установок и позиций по отношению к детям, которые нуждаются
в коррекции.
Выбранный нами диагностический комплекс дает возможность достаточно
быстро собрать и качественно проанализировать информацию, необходимую
для оказания квалифицированной психологической помощи.
В результате анализа были получены следующие пять групп детско-
родительских отношений:
Авторитарная гиперсоциализация - маленький неудачник, т.е. высокий
контроль за поведением ребенка, стремление инфантилизировать ребенка.
Принятие (интегральное эмоциональное отношение), близкое межличностное
общение с ребенком.
Симбиотические отношения.
Отвержение, то есть полное непринятие своего ребенка.
Кооперационные отношения.
Так же было выявлено, что родители часто решают личные проблемы за счет
своего ребенка. Это выражается в следующем:
1. Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка, а именно
предпочтение женщинами (матерью) мужских качеств (80%). Это характерно
для матерей, которые воспитывают своих детей без отцов (матери-одиночки),
семьи, где один из родителей долгое время отсутствует (работающие вахтовым
методом).
2.Фобия утраты ребенка (60%). Ребенок взрослеет, становится
самостоятельным, независимым от родителей.
Отсюда вытекает боязнь остаться одинокими. "Чувство взрослости" - пугает
родителей.
3. Расширение сферы родительских чувств (30%).
4. Воспитательная неуверенность родителя (40%). Родители не уверены в
правильности выбранной ими воспитательной позиции и, как следствие,
возможны конфликтные ситуации.
5. Неразвитость родительских чувств (35%). Не готовность родителя брать на
себя ответственность за другого человека, а именно за своего ребенка.
Недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка
6. Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств (10%). Свои
нежелаемые качества родитель проецирует на ребенка, как бы пытаясь
исправить их, не допустить повторения его жизненного опыта. Чем приводит
подростка к эмоциональному дискомфорту.
7. Вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания (5%).
8. Предпочтение мужских качеств (5%). Матери взявшие на себя
ответственность за воспитание сына.
Исходя из анализа данных определили следующие задачи работы с родителями:
— согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение
того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;
— согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть
определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует
стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка;
— согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть
определение зон ответственности родителей и педагогов.
Организуя работу с родителями опирались на следующие основополагающие
принципы:
Первый — обеспечение эмоциональной безопасности для родителей.
Психологическая работа, как неизвестная родителям, может вызвать у них страх
неопределенности, страх нового. Поэтому поначалу взаимодействие должно
быть организовано через знакомые, понятные родителям формы.
Второй — это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать
негативного переноса в отношении родителей. Это означает, что психолог
осознает и принимает свои истинные чувства, поэтому может быть открытым в
отношении родителей.
Третий — необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с
психологом различными способами.
Опираясь на рассмотренные принципы, мы считаем, что нужно начинать работу,
используя знакомые родителям формы, то есть методы, в которых от них
потребуется минимальная активность. А затем по мере появления доверия
включать методы с постепенным повышением активности родителей, применяя
менее определенные и знакомые методы. Тогда «лесенку» методов можно
представить следующим образом.
1. Информационные методы: информационные тексты, устные
информационные сообщения, информационные лекции.
2. Проблемные методы: проблемные лекции, «круглые столы», детско-
родительские мероприятия, тренинги.
Первый этап — информационный, предполагает реализацию задач психолого-
педагогического просвещения родителей о возрастных и психологических
особенностях личности дошкольника.
Для того чтобы показать и убедить родителей в важности и значимости общего
психического и социоэмоционального развития личности старшего
дошкольника, на родительском собрании мы предлагаем лекции на темы:
«Социоэмоциональное развитие дошкольника», «Влияние родительского стиля
общения на социальные эмоции дошкольника», «Роль семьи, способы и приемы
психологической поддержки ребенка в семье».
После проведения лекций организуем дискуссии по обмену семейным опытом
воспитания, индивидуальные консультации и беседы по темам: «Эмпатическое
общение и социальное благополучие ребенка», «Эмпатия и психологическое
благополучие ребенка в семье», «Родительский стиль и детские ожидания»,
«Модель семейных отношений и личностные особенности ребенка», «Зачем и
как учить детей сотрудничать».
Второй этап предполагает работу с родителями по осознанию ими родительской
позиции во взаимоотношениях с ребенком, формирование навыков и приемов
позитивных эмоциональных отношений в семье.
С этой целью можно использовать такие формы работы, как: родительское
собрание, самодиагностику родительского стиля воспитания, домашние задания,
ряд групповых и индивидуальных консультаций.
. В завершение второго этапа мы предлагаем тренинг общения на основе
принципов ненасильственной коммуникации.
Сотрудничество в едином пространстве, в формате детско-родительского
тренинга снимает многие психологические барьеры, укорачивает дистанцию
непонимания взрослых и детей. Во время тренинга всё внимание родителя
отдано ребёнку, а каждое мгновение, проведённое ребёнком на тренинге, дает
ему силу, уверенность в себе, раскрывает его неповторимость. Родитель учится
понимать, что стоит за поведением ребенка, видеть первопричину его
поступков. Они по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и
радости, учатся сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать — пока в
игре, а впоследствии в деле.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ. Формирование групп происходит на добровольной
основе. Комплектование проводится с учетом проблем, имеющихся у детей. Как
правило, в группу входят дети близкого возраста. Вместе с ребенком занятия
посещает кто-то из родителей (можно по очереди), либо лицо, заменяющее
родителя, но обязательно тот, кто непосредственно занимается его воспитанием.
В особых случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей,
рекомендуется посещение группы именно этим родителем.
Количественный состав группы 5—6 пар (10—12 человек).
На занятиях создается атмосфера доверия и безопасности, поэтому не
существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений.
Участники занятий имеют право отказаться от выполнения какого-то элемента
упражнения. Психолог стремился провести занятия так, чтобы родители и дети
изъявляли желание участвовать в них.
Тренинг состоит из 8-ми занятий, которые длятся в течение часа и проходят два
раза в неделю.
Занятие состоит из пяти частей: приветствия, разминки, основной части,
рефлексии прошедшего занятия и заключительной части.
Для системы развивающих занятий мы отобрали и модифицировали игры и
упражнения К. Фопеля, Н. Григори, Е.А.Сорокоумовой [4; 5; 8], позволяющие
последовательно, от занятия к занятию продвигаться к цели формирования
эмпатии в детско-родительских отношениях.
После проделанной работы мы смело можем сделать вывод: отмечаются
существенные позитивные изменения в восприятии семейных отношений
дошкольником; в осознании своего положения в семейном коллективе; в
динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым,
принимающим.
Изменились профили родительского отношения к ребенку, большинство семей
(85% по сравнению с 35%) можно отнести к благоприятным. Родители теперь
лучше знают своего ребенка. Реально оценивают его самого и его поступки,
адекватно гибко реагируют на различные ситуации, способны стать на позицию
ребенка, принять его точку зрения, понимают и принимают его таким, каков он
есть. Стали более чувствительны к потребностям ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье/ /Вопросы
психологии. 1986. № 1.
Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы
психологии. 1975.№
Григори Н. Связующая нить: программа коррекции детско-родительских
отношений // Школьный психолог. 2000. № 28.
Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе: Пособие для
учителя. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.
Сорокоумова С.Н. Формирование эмоциональной культуры в детско-
родительском взаимодействии // Психология образования: профессионализм и
культура. Докл. регион, научно-практ. конференции. — Н.Новгород, НИРО,
2005.
Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с ЗПР к
сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений. Дис. ... канд.
псих. наук. — Н. Новгород, 2005. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?
Психологические игры и упражнения:
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры,
упражнения. – СПб.: Издательство «Речь», 2004.
Монина Г.Б., Лютова Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи,
родители. - СПб.: Издательство «Речь», 2005.
Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.- СПб, 1999.