Автор: Зароченцева Ирина Дмитриевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №2 сп "Детский сад"
Населённый пункт: пгт Смышляевка Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Тема:
Познавательно-исследовательская деятельность
детей младшего дошкольного возраста
Подготовил
Воспитатель первой квалификационной категории
Зароченцева Ирина Дмитриевна
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Р.У. Эмерсон
Дети по своей природе – исследователи. Они очень любят экспериментировать.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.
Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально?
Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном
уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть
ребенка к познанию мира и развитию начала?
Самое главное не нужно торопится давать ребенку готовые ответы, необходимо
предоставить ему возможность самому подумать о причинах того или иного
явления, подвести его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.
Китайский мудрец Конфуций сказал: « То, что я слышу – забываю. То, что я
вижу – помню. То, что я делаю – я понимаю».
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными,
самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы, творческими
личностями. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий
потенциал.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у
маленьких детей: она пронизывает все сферы детской жизни, все детские
деятельности, в том числе и игровую.
В нашей группе проект «Недра Земли» начался с того, что дети с прогулки
приносили камни большие и маленькие. Мы их отмывали, рассматривали,
складывали в уголок экспериментирования. Так родилась идея провести ряд
занятий. Затем эта идея сформировалась как проект.
Цель: формировать представления детей об объектах окружающего мира
(камнях) и их свойствах
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы
2.Расширять представления детей о свойствах камней и их назначении
3.Дать понятие новых слов – недра Земли, полезные ископаемые, драгоценные
камни.
4. Формировать умение получать сведения об объекте в процессе его
практического исследования
5.Закреплять полученные навыки обследования предметов.
Актуальность и значимость темы
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования
на
современном
этапе
подтверждается
заинтересованностью
со
стороны
государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Примером является принятие Федерального государственного образовательного
стандарта
дошкольного
образования.
Данный
документ
регламентирует
образовательную
деятельность
дошкольной
образовательной
организации
и
позволяет
по-иному
рассматривать
вопросы
познавательного
развития
дошкольников.
ФГОС
в
качестве
основного
принципа
дошкольного
образования
рассматривает
формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт
направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Стандарт
в
качестве
целевых
ориентиров
на
этапе
завершения
дошкольного
образования
предусматривает
развитие
инициативности,
любознательности, склонности к экспериментированию, наблюдательности.
Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание
образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности,
особое
внимание,
уделяя
познавательно-исследовательской
деятельности.
Развитие поисковой активности детей, начиная с раннего возраста, обеспечит
их развитие в соответствии с современными требованиями, а также готовность
искать и находить нестандартные пути
Актуальным
методом
познавательного
развития
детей
дошкольного
возраста
является
экспериментирование,
которое
рассматривается
как
практическая деятельность поискового характера, направленная на познание
свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В
экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который
самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные
формы воздействия на него.
Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы
и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление
дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них
чувство удовлетворения от проделанной работы.
Одно из направлений работы в нашем детском саду – это познавательно-
исследовательская деятельность детей.
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в
познавательно
–
исследовательской
дошкольник
получает
возможность
на
прямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как
устроен мир?)
Эксперименты проводятся индивидуальные или групповые, однократные или
циклические. Благодаря проекту «Недра Земли» дети познакомились с
понятиями: недра Земли, полезные ископаемые, драгоценные камни. С
удовольствием проводили опыты с камнями: определяли цвет и форму, характер
поверхности, вес, отличия морских камней и речных, ставили опыты с мелом,
сделали «Сад камней». Большой
интерес проявили дети к занятию «Камень, которой можно есть»,
посвященное соли.
Материалы и оборудование: виды соли (каменная, пищевая, морская, соль
для ванн), подносы, тарелочки с солью, стаканы с водой, ложки, бумажные
салфетки, шкатулка, «коробка ощущений» с солонкой внутри, иллюстрации,
металлическая ложка, свеча, спички ( у воспитателя), иллюстрации о значении
соли в жизни людей, цветная соль.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская,
коммуникативная, двигательная, изобразительная.
Методы и приемы: наглядные – иллюстрации; словесные – рассказ, беседа,
вопросы; практические – опыт с солью.
Логика образовательной деятельности:
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, камни можно есть? (ответы детей)
Воспитатель: А может быть есть где-нибудь камень, который можно есть?
(ответы детей)
Воспитатель обращает внимание детей на «волшебную» коробку.
Дети: Интересно, что в ней находится? (Воспитатель предлагает детям
попробовать отгадать на ощупь, что лежит в коробке.) - Солонка?
Воспитатель: Ребята, есть ли у вас дома солонки? ( Показ разных солонок).
-Для чего они нужны? (Ответы детей). Показ поваренной соли.
Воспитатель: Дети, для чего человеку нужна соль? (Ответы детей)
Воспитатель: Для чего соль добавляют в разные блюда? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, соль необходима нашему организму.( Показ
иллюстрации.) Люди даже сочинили такую пословицу «Без соли не вкусно, а
без хлеба не сытно» и загадку «Одну её не едят, а без неё мало что едят». Соль
всегда высоко ценилась людьми, в некоторых странах её использовали вместо
денег.
Воспитатель: Какого цвета соль? Есть ли у соли какой-либо запах? (Ответы
детей)
Воспитатель: Соль бывает пищевая (поваренная) мелкая и крупная, морская,
соль для ванн.
Ребята, отгадайте загадку: В воде родится, а воды боится. Что это?
( Предположения детей) Почему соль воды боится? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим. (Воспитатель предлагает опустить соль в воду)
Куда исчезли кристаллики соли? (Ответы детей)
Воспитатель: Теперь в воде её нет? Попробуйте воду на вкус. Соль никуда не
исчезла, она осталась в воде, растворилась. У вас получился солевой раствор.
Соль – вещество, казалось бы обычное. Подсаливая суп, салат, вы, наверное, не
задумывались о том, откуда пришла соль на наш стол? Откуда же берётся соль –
с неба не сыплется, на деревьях не растёт? (Предположения детей)
Воспитатель предлагает детям заглянуть в шкатулку.
Воспитатель: Смотрите, здесь какие-то камешки! Я разрешаю вам попробовать
их на вкус. Как вы думаете, почему? Потому что – это каменная соль, полезное
ископаемое. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть кусочки каменной
соли.) Почему её называют каменной?(Ответы детей)
Воспитатель: Каменная соль образовалась миллионы лет тому назад в озёрах.
Когда-то озёра были очень большие, с самыми обыкновенными берегами. А вот
вода в них была солёная-солёная. Солнце нагревало воду. Вода испарялась.
Озёра постепенно высыхали, быстрее всего по краям. Вместо солёной воды
осталась на берегах соль. Её засыпало песком и глиной, она всё больше и
больше слёживалась, На неё так сильно давило сверху, что она превратилась в
камень. Каменная соль лежит под землёй большими, толстыми слоями. Её
добывают в горах, в специальных подземных шахтах, достают со дна солёных
озёр. (Показ иллюстрации). Затем соль очищают, упаковывают в мешки и везут
в магазины, где мы её покупаем и используем по назначению.
Физкультминутка:
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту трём, трём.
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту мнём, мнём.
А потом её едим
И ребятам всем дадим.
Воспитатель: Ребята, давайте мы сейчас как настоящие ученые проведём
эксперимент. Попробуем получить кристаллы соли. (Воспитатель берёт стакан с
водой) Представим, что это озеро. Какой была вода в озере? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям насыпать соль в воду, сделать соляной раствор.
Воспитатель: Солёную воду озера нагревало солнце. Что у нас может быть
вместо солнца и нагреть воду?(Ответы детей)
Воспитатель: Ещё раз напомните мне, что произойдёт с водой при нагревании?
(Ответы детей)
Воспитатель: Если воды много, то это будет происходить очень долго. Давайте
возьмём только одну столовую ложку солёного раствора. (Воспитатель
нагревает воду, она испаряется)
Воспитатель: Ребята, вся вода испарилась, что образовалось в ложке?
Дети (трогают, пробуют на вкус): Это соль.
Воспитатель: Вот так давным-давно на земле образовалась соль. Соль нужна не
только для того, чтобы подсаливать пищу. Как вы думаете, ребята, где ещё
применяется и используется соль?
( Показ демонстрационного материала «Значение соли в жизни людей»: соль
может быть лечебной. Раствором морской соли взрослые и дети полощут горло,
когда болеют. Есть соль для принятия ванн. В специальных соляных пещерах,
где нет микробов, и воздух целебный люди лечат заболевания органов дыхания.
В древние времена в соляных пещерах хранили продукты Т.к. там они долго не
портились. Соль необходима для изготовления стекла. Нужна соль и для
приготовления мыла. Зимой солью посыпают ледяные дорожки. Как вы
думаете, для чего? (отвечают). Чтобы сделать краски, тоже нужна соль. Соль
необходима не только людям. Её дают домашним животным. Каменную соль
лижут дикие звери, в лесах люди создают для них специальные солонцы).
Воспитатель: Дети, что интересного вы узнали на занятии? Как же
образовалась соль на Земле? Почему соль называют каменной? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает сделать рисунки цветной солью.
Предполагаемый результат проекта
1.
Дети владеют расширенным словарным запасом на тему «Недра Земли».
Они знакомы с произведениями писателей и поэтов на эту тему.
2.
Расширены и систематизированы знания детей о камнях и их свойствах,
значении их в жизни человека.
3.
Сформировано умение проявлять любознательность, задавать вопросы,
касающиеся неживой природы.
4.
Сформирован интерес к экспериментированию, способность наблюдать.
Список литературы :
1.Дыбина, Розманова, Щитинина «Неизведанное рядом: Занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников.
2. «Дошкольное образование» № 7 2004 г.
3. Куликовская «Детское экспериментирование» 2005 г.
4. Веракса, Комарова, Васильева «Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования. От рождения до школы».
5. «Пословицы русского народа» Москва, «Художественная литература» 1984