Автор: Саишева Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №7 для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: Пермский край, г.Березники
Наименование материала: статья
Тема: Особенности эмоциональной сферы для младших школьников с умственной отсталостью
Раздел: начальное образование
Особенности
эмоциональной
сферы
для
младших
школьников
с
умственной отсталостью.
Различные
психологические
явления,
выражающие
в
форме
непосредственных переживаний, называются, эмоциональной сферой. Для
ребенка – инвалида значимым фактором является его регуляция. Младший
школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7-8 до 11-12 лет. Это
годы
обучения
в
начальной
школе.
Рассматриваются
две
особенности
эмоциональной
сферы.
Первая
особенность
–
это
свойство
бурно
реагировать на отдельные и задевающие его явления. Вторая особенность в
большей степени проявляется в сдержанности выражениях своих эмоций.
Это
может
быть
недовольство,
раздражение,
всплеск
радостных
эмоций,
когда он находится в социуме коллектива, т.к. несдержанность в проявлении
чувств вызывает тут же неадекватную реакцию. Младший школьник не умеет
правильно владеть своим поведением, подавляя выражение тех или других
неодобряемых
окружающими
чувств.
Нет,
он
достаточно
ярко
проявляет
недовольство, смех, обиду, гнев… Все эти эмоции отчетливо проявляются в
его поведении во время общения со сверстниками, родителями, педагогами.
Нарушения
эмоциональной
сферы
могут
быть
вызваны,
как
внешними причинами, длительная психотравмирующая ситуация, дефицит
адекватной
ситуации,
неправильная
организация
контактов
с
ребенком
имеющих тяжелые множественные нарушения развития. Так и внутренние
причины
паталогическая
ранимость,
пресыщаемость,
сверхвозбудимость,
инертность.
Обе
эти
причины
тесно
переплетаются
между
собой.
Исследованием
эмоций
детей
с
интеллектуальным
недоразвитием
занимались Д.Б. Эльконин, Г.Ф.Бреслав, Л.В.Занков и другие. Эмоциональная
сфера младших дошкольников с умственной отсталостью характеризуется
незрелостью
и
существенным
недоразвитием.
Это
проявляется
в
неустойчивости
настроений
и
эмоций,
быстрой
их
смене,
легком
возникновении
эмоционального
возбуждения
и
плача,
иногда
–
немотивированные
проявления
аффекта.
У
детей
возникает
состояние
беспокойства.
Неадекватная
веселость
и
жизнерадостность
во
многих
случаях
выступают
как
проявление
возбудимости,
в
неумении
оценивать
ситуацию. Но, для детей с умственной отсталостью характерны проявления
беспокойства
и
тревоги.
Многие
дети
допускают
ошибки,
а
иногда
и
искаженное
представление
при
толковании
мимики,
жестов
или
неправильно определяют переживания, сводя их к более простым. Таким
детям свойственна инертность, полное отсутствие интереса к окружающему,
поэтому эмоциональный контакт, потребность в общении часто совсем не
возникает.
Коррекция
развития
детей
с
тяжелыми
нарушения
интеллекта
младшего школьного возраста должна осуществляться преимущественно в
тех видах деятельности, которые характерны для нормально развивающих
детей раннего дошкольного возраста. Основным методом обучения должна
стать
организация
выполнения
предметно-практических
заданий.
Вторая
важная
задача
коррекционной
работы
с
этими
детьми
–
их
личностное,
эмоциональное воспитание, формирование у них правильного поведения,
соответствующего
общепринятым
нормам.
Тяжелая
интеллектуальная
недостаточность, личностная незрелость детей и подростков этой категории и
связанные
с
ними
не
критичность,
внушаемость,
податливость
могут
в
неблагоприятных
условиях
привести
к
тяжелым
последствием.
Часто
наблюдаемые
у
таких
детей
негативизм,
упрямство,
агрессивность,
двигательные и психические беспокойства создают для воспитания большие
трудности. Для воспитания такого ребенка еще более важную роль играет
спокойная
обстановка,
доброжелательное
отношение,
четкость
и
систематичность
требований,
т.е.
все,
что
создает
и
укрепляет
у
него
необходимые привычки. Э.Сеген подчеркивал, первостепенное значение у
таких детей привычка. Он говорил, что привычка-это для его спасения или
для его окончательной гибели. Необходимо работать над пробуждением у
них чувства жалости, радости, сострадания. Обучая детей, надо, стремится к
тому, чтобы они не только могли произносить слова, но и осмысливать их.
Поэтому
речь
должна
быть
наполнена
предметным
содержанием.
Рассказывая небольшой этюд, эпизод из детской жизни или сказки, диалог ,
как можно чаще привлекать и участие детей, которые подражая педагогу,
движениями, жестами, имитацией звуков изображают животных, явления
природы… Каждый текст проживается детьми, начиная от непосредственного
восприятия
пересказа,
обыгрывания
.
до
изображения.
Работа
по
вызыванию,
активации
речи
и
расширению
их
активного
словаря
предоставляют
большую
трудность.
Без
речевые
дети,
большей
частью,
пассивные,
инертные,
со
слабыми
интересами,
нуждаются
в
такой
эмоционально ярко окрашенной обстановке и уроков, которые вызывали бы,
у таких детей живую, бурную и радостную реакцию.
Таким
образом,
эмоциональная
сфера
младшего
школьника
с
умственной
отсталостью
главным
образом
определяется
внешними
условиями,
индивидуализация
обучения,
повышенное
педагогическое
внимание, коррекционно-психологическая работа…