Автор: Миндубаева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Котовский детский сад "Облачко2
Населённый пункт: Старый Оскол, Белгородская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развиваем красивую устную речь ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Миндубаева Елена Викторовна
МБДОУ «Котовский детский сад «Облачко»
Старооскольского городского округа, Белгородской области.
«Развиваем красивую устную речь ребенка»
Ребенок в дошкольные годы учится не только правильно произносить слова и
строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из
каких предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких
слов – предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе. но
пока мы с сожалением утверждаем, что наши дети дошкольного возраста
разговаривают
не
всегда
красиво.
Растет
число
старших
дошкольников
(свыше 5 лет), имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее
качеств:
темпа,
силы
голоса,
речевого
общения.
Речь
малышей
нередко
бывает
однообразной.,
слабо
развита
связная,
монологическая
речь.
Замечено,
в
той
семье,
где
взрослые
говорят
красиво,
на
уровне
литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше, потому что
речь дошкольника формируется по подражанию.
Решение проблемы начнем со звуковой культуры речи, которая включает в
себя много других частных задач:
- произношение всех звуков не только изолированно, но и в речи;
- умение говорить, владея всеми средствами выразительности;
- произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой
голоса;
владеть культурой общения ( смотреть в глаза говорящему, не прерывать
других, использовать в речи «волшебные слова».
Проблемы со звукопроизношением вызваны и физиологическими причинами,
и
психологическим
состоянием
ребенка.
Степень
запущенности
произношения звуков заключает логопед к 5 годам. Нам, взрослым, стоит
задуматься о том, как мы говорим с дошкольником. Крайне важно наладить
не только характер нашей речи с ребенком, но и ее содержание.
Для
правильного
произношения
необходимо
упражняться
с
детьми
в
следующем плане:
1. Расскажи стишок так, чтобы все услышали звук «Ж»
2. Кто быстрее произнесет скороговорку.
3. А сейчас расскажи скороговорку быстро - медленно- быстро.
4. Твой мишка хочет, чтобы стишок ты рассказала вначале громко, затем тихо,
затем снова громко.
Следующей
очень
важной
задачей,
стоящей
перед
нами
является
задача
обогащения словаря детей. У всех людей есть пассивный словарь – в него
входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть
активный
словарь,
т.е.
тот
набор
слов,
которыми
мы
оперируем
в
каждодневном
общении
с
другими
людьми.
У
дошкольников
пассивный
словарь превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести
как можно больше пассивных слов в актив.
Для этой цели можно использовать речевые игры и упражнения:
1. Узнавать предметы по описанию;
2. Находить пропущенные слова;
3. Составлять предложения с определенным словом;
4. Игра «Наоборот»
5. «Длинные – короткие слова»;
6. Познакомить со словами, которые ничего не значат; и др.
Постепенно
мы
пытаемся
учить
детей
говорить
не
только
отдельными
словами,
но
и
более
распространенными
предложениями
и
короткими
текстами.
Чтобы ребенок чутко понимал все богатство русского языка и литературы и
делал
простейшие
переносы
своих
маленьких
практических
познаний
в
речевую практику, нам помогут разнообразные формы малого фольклора:
потешки, загадки, обрядовый фольклор, считалки, дразнилки и т.д. Наряду с
ними будут полезны литературные стишки. Важно только, в зависимости от
текста,
продумать
вопросы
речевого
поискового
характера.
В
этих
обстоятельствах
активно
развивается
творческая
речь,
мышление,
воображение детей.
От отдельных фраз и слов мы переходим к более распространенным ответам
детей. Задания для воспитания связной, монологической речи разнообразятся
и задаются детям в ненавязчивой форме, лучше к ситуации:
- вместе пересказать сказку;
- рассказать только эпизод, который очень понравился;
- описать ваш дом, игрушки, членов семьи, друзей и любимых животных.
Наиболее
подходящим,
интересным
материалом
для
упражнений
в
речи
являются сказки, которые развивают мышление и воображение, формируют
устную речь.
Литература : Л.Б. Фесюкова «От трех до семи», Харьков «ФОЛИО», 1996г.