Напоминание

"Развиваем красивую устную речь ребенка"


Автор: Миндубаева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Котовский детский сад "Облачко2
Населённый пункт: Старый Оскол, Белгородская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развиваем красивую устную речь ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Миндубаева Елена Викторовна

МБДОУ «Котовский детский сад «Облачко»

Старооскольского городского округа, Белгородской области.

«Развиваем красивую устную речь ребенка»

Ребенок в дошкольные годы учится не только правильно произносить слова и

строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из

каких предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких

слов – предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе. но

пока мы с сожалением утверждаем, что наши дети дошкольного возраста

разговаривают

не

всегда

красиво.

Растет

число

старших

дошкольников

(свыше 5 лет), имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее

качеств:

темпа,

силы

голоса,

речевого

общения.

Речь

малышей

нередко

бывает

однообразной.,

слабо

развита

связная,

монологическая

речь.

Замечено,

в

той

семье,

где

взрослые

говорят

красиво,

на

уровне

литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше, потому что

речь дошкольника формируется по подражанию.

Решение проблемы начнем со звуковой культуры речи, которая включает в

себя много других частных задач:

- произношение всех звуков не только изолированно, но и в речи;

- умение говорить, владея всеми средствами выразительности;

- произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой

голоса;

владеть культурой общения ( смотреть в глаза говорящему, не прерывать

других, использовать в речи «волшебные слова».

Проблемы со звукопроизношением вызваны и физиологическими причинами,

и

психологическим

состоянием

ребенка.

Степень

запущенности

произношения звуков заключает логопед к 5 годам. Нам, взрослым, стоит

задуматься о том, как мы говорим с дошкольником. Крайне важно наладить

не только характер нашей речи с ребенком, но и ее содержание.

Для

правильного

произношения

необходимо

упражняться

с

детьми

в

следующем плане:

1. Расскажи стишок так, чтобы все услышали звук «Ж»

2. Кто быстрее произнесет скороговорку.

3. А сейчас расскажи скороговорку быстро - медленно- быстро.

4. Твой мишка хочет, чтобы стишок ты рассказала вначале громко, затем тихо,

затем снова громко.

Следующей

очень

важной

задачей,

стоящей

перед

нами

является

задача

обогащения словаря детей. У всех людей есть пассивный словарь – в него

входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть

активный

словарь,

т.е.

тот

набор

слов,

которыми

мы

оперируем

в

каждодневном

общении

с

другими

людьми.

У

дошкольников

пассивный

словарь превышает активный. И одна из существенных проблем – перенести

как можно больше пассивных слов в актив.

Для этой цели можно использовать речевые игры и упражнения:

1. Узнавать предметы по описанию;

2. Находить пропущенные слова;

3. Составлять предложения с определенным словом;

4. Игра «Наоборот»

5. «Длинные – короткие слова»;

6. Познакомить со словами, которые ничего не значат; и др.

Постепенно

мы

пытаемся

учить

детей

говорить

не

только

отдельными

словами,

но

и

более

распространенными

предложениями

и

короткими

текстами.

Чтобы ребенок чутко понимал все богатство русского языка и литературы и

делал

простейшие

переносы

своих

маленьких

практических

познаний

в

речевую практику, нам помогут разнообразные формы малого фольклора:

потешки, загадки, обрядовый фольклор, считалки, дразнилки и т.д. Наряду с

ними будут полезны литературные стишки. Важно только, в зависимости от

текста,

продумать

вопросы

речевого

поискового

характера.

В

этих

обстоятельствах

активно

развивается

творческая

речь,

мышление,

воображение детей.

От отдельных фраз и слов мы переходим к более распространенным ответам

детей. Задания для воспитания связной, монологической речи разнообразятся

и задаются детям в ненавязчивой форме, лучше к ситуации:

- вместе пересказать сказку;

- рассказать только эпизод, который очень понравился;

- описать ваш дом, игрушки, членов семьи, друзей и любимых животных.

Наиболее

подходящим,

интересным

материалом

для

упражнений

в

речи

являются сказки, которые развивают мышление и воображение, формируют

устную речь.

Литература : Л.Б. Фесюкова «От трех до семи», Харьков «ФОЛИО», 1996г.



В раздел образования