Автор: Седов Анатолий Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: город Краснокаменск, Забайкальский край
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: "Спортивное ориентирование"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «ДЮЦ»
Программа
дополнительного образования детей
«Спортивное ориентирование»
Разработал: педагог дополнительного
образования Седов А.Н.
Возрастной состав: 14 — 16 лет.
Продолжительность
образовательного процесса: 2 года.
г. Краснокаменск 2017 г.
I.
Цели и задачи:
- Подготовка юношей к службе в рядах Российской Армии;
- Пропаганда спортивного ориентирования среди школьников;
- Повышение познавательного и образовательного уровня;
- Повышение спортивного мастерства среди школьников;
- Выявление сильнейших спортсменов и участие их в соревнованиях;
Пояснительная записка
Ориентирование - это удивительный и увлекательный вид спорта, дос-
тупный каждому и в любом возрасте, независимо от способностей и это
очень существенное преимущество перед другими видами спорта.
Ориентирование способствует удовлетворению потребностей в
разнообразной физической активности, азарте и желании достичь успеха,
выработке уверенности в себе чувства безопасности в сложной обстановке ,
важна также его коммуникативная функция с людьми всех возрастов,
творческому самовыражению, формированию духа товарищества и
взаимовыручки. Этот вид спорта объединяет в себе игровую деятельность и
занятия в классе. Формирует исследовательские способности. Овладевая
основными приемами ориентирования, ребенок открывает для себя
неизведанный мир с его законами, как вокруг себя, так и в дали от него.
Более широкое развитие занятия спортивным ориентированием получило
в местах с широко развитой сетью лесо-парковых зон, но задача состоит и в
том, чтобы дети и других регионов, со специфической ландшафтной местнос-
-тью степной зоны, могли также владеть приемами ориентирования.
Данная программа адаптирована к условиям где нет лесной зоны, а осно-
-вной упор делается на ориентирование в парковой зоне по азимуту и «Белой
карте». Несмотря на объективные проблемы, эта программа все же позволя-
-ет научить детей основным приемам ориентирования, хотя и не в такой
степени. Дети также хорошо овладевают такими понятиями как, план, кар-
-та, масштаб, умение двигаться в заданном направлении, по азимуту, по ле-
-генде, по выбору, бегло читать карту.
В обучении детей ориентированию безусловно заложены основополагаю-
-щие педагогические принципы: последовательность, научность и доступ-
-ность, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей орга-
-низма ребенка. Так, младших детей (8-10 лет )учу ориентироваться по прос-
-тым маршрутам в игровой и ролевой форме, умение ориентироваться по ле-
-генде. Следует отметить важную особенность для этого возраста, как мо-
-тивация к занятиям. Строю занятия и тренировки с обязательным условием
успеха, это создает базу к повышению интереса занятий этим видом спорта,
а следовательно и эффективный путь вовлечения их в большой спорт.
Для детей среднего звена (11-14 лет) обучаю основным навыкам работы
с картой и компасом. Для понимания карты и беглого чтения ее использую
учебные карты районов соревнований. Этому элементу отвожу огромное
внимание, потому, что из-за отсутствия своих карт, такие задания, как ре-
-когнастировка местности, пониманию карты, как объемной модели мест-
-ти выполнить не могу. Обучение идет последовательно с использованием
различных увлекательных упражнений направленных на тренировку памяти,
мышления, воображения, а также формирование важной составляющей
каждого ориентировщика,-это физическая, тактико-техническая и психоло-
-гическая подготовка. На учебном полигоне провожу тренировки с
использова-
-нием методов повторных заданий, также игровые и соревновательные ме-
-тоды, что способствует созданию устойчивому интересу к занятиям.
Не мало важное значение имеет и использование полученных знаний в учебной
деятельности, более глубже изучить такие предметы, как география, мате-
-матика, история.
Для детей старшего возраста(14-16лет) использую элементы самостоя-
-тельного проведения тренировочной разминки, а также умение самостоя-
-тельно ставить тренировочные дистанции с тактическими решениями за-
-дач.Это позволяет глубже понять суть ориентирования и его логику.
Таким образом, данная программа позволяет мне в определенной степени
решать поставленные задачи — это создание активного образа жизни, удо-
-влетворению потребностей в физической и умственной деятельности, пони-
-манию карты, понимания сути ориентирования и способов ориентирования,
а также использование полученных знаний в различных условиях.
Научить детей общаться с природой, воспринимая ее и как элемент от-
-дыха, и как часть окружающей среды, требующей бережного к себе отно-
-шения. Развивать в детях творческое начало и социальное самосознание.
Содержание курса и распределение учебного матери
I год обучения
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
I.
Основы знаний
1.
ФК и «Спорт в России.»
1
-
1
2.
Контроль трениров-х нагрузок по ЧСС.
Правила соревнований по с/ориент-ю.
1
-
1
3.
Утомление и переутомление их приз-
наки и меры предупреждения.
1
-
1
4.
Техника безопасности при занятиях
спортивным ориентированием.
1
-
1
II.
ОФП.
1.
Кроссовая, беговая и силовая подготов-
ка спортсмена-ориентировщика.
-
184 ч.
184 ч.
III.
Специальная подготовка.
1.
Тактико-техническая и психологичес-
кая подготовка.
6
8
14
2.
Топографическая подготовка.
8
8
16
3.
Медицинская подготовка.
1
1
2
4.
Участие в соревнованиях.
-
4
4
5.
Тестирование.
2
4
6
IV.
Всего
19
211
230
Содержание курса и распределение учебного материала
II год обучения.
№
п/п.
Наименование темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
I.
Основы знаний
1.
ФК и «Спорт в России».
1
-
1
2.
Гигиена. Врачебный контроль и
самоконтроль физических нагрузок.
1
-
1
3.
Техника безопасности при занятиях
спортивным ориентированием.
1
-
1
II.
ОФП.
1.
Беговая, кроссовая и силовая подготовка
спортсмена-ориентировщика.
-
195
195
III.
Специальная подготовка
1.
Тактико-техническая и психологическая
подготовка.
4
6
12
2.
Топографическая подготовка.
5
6
12
3.
Медицинская подготовка.
1
-
1
4.
Участие в соревнованиях.
-
4
4
5
Тестирование.
2
4
6
Всего.
15
215
230
Основы подготовки спортсменов-ориентировщиков.
ОФП — Должны уметь:
- быстро пробегать большие расстояния;
- развивать выносливость;
- отрабатывать технику бега в кроссе;
- развивать прыгучесть, силу, гибкость;
- привыкать к бегу в сложных условиях;
- способность к удержанию скорости ПАНО;
- иметь хорошие результаты в беге на средние дистанции;
- овладевать техникой бега по пересеченной местности,
различному грунту (лесной, песочный, каменистый).
Специальная физическая подготовка
Должны знать:
- роль и значение специальной физической подготовки для
роста и мастерства;
- методику развития специальных качеств, необходимых
ориентировщику: выносливости, быстроты, ловкости, гиб-
- кости, силы.
Должны уметь:
- выполнять беговые упражнения в различных зонах интенсив-
- ности тренировочных нагрузок;
- выполнять бег с учетом характера местности: открытая,
закрытая, горная, заболоченная;
- выполнять специально-беговые упражнения;
- выполнять упражнения на развитие быстроты (бег из раз-
личных стартовых положений, на короткие, средние и длин-
- ные дистанции, игры и игровые упражнения)
- выполнять упражнения на развитие гибкости (упраж-
нения на растяжку, с партнером, активные и пассивные,
упражнения с предметами);
- выполнять упражнения на развитие ловкости и прыгу-
- чести (прыжки в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной
ноги, с двух ног, кувырки, перекаты, упражнения на равнове-
сие;
- выполнять упражнения на развитие силы (сгибание и
разгибание рук в упоре лежа, растягивание, приседания с
отягощениями, с предметами на тренажорах)
Техническая подготовка
Должны знать:
- понятия о технике ориентирования;
- значение техники для достижения высоких результатов;
- разновидности карт (план, схема, спортивные, топографи-
ческие);
- понятия технических приемов: грубый азимут, точный ази-
мут линейное ориентирование, точечное ориентирование;
Должны уметь:
- правильно пользоваться компасом;
- ориентировать карту;
- определять расстояние на карте;
- измерять расстояние на местности (шагами, по времени,
ви-
зуально);
- определять стороны горизонта по компасу;
- определять точку стояния;
- двигаться по азимуту;
- определять и контролировать направление с помощью ком-
- паса и карты, по объектам местности, по углу пересечения
линейных ориентиров и угла схода с них;
- восстанавливать ориентировку после ее потери;
- выполнять простейшую топографическую съемку местнос-
ти вдоль линейных ориентиров.
Тактическая подготовка
Должны знать:
- понятие о тактике;
- взаимосвязь техники и тактики в обучении и тренировке
ориентировщиков;
- значение тактики для достижения наилучших результатов;
- понятия: опорные, тормозные, ограничивающие, рассеиваю-
- щие, линейные ориентиры.
Должны уметь:
- правильно распределять силы на дистанции;
- выполнять действия по подходу и уходу с КП;
- выполнять действия по выбору пути движения;
- из нескольких вариантов выбрать лучший;
- последовательно осуществлять выбранный путь движения;
- правильно использовать опорные, тормозные, ограничиваю-
- щие, рассеивающие, линейные ориентиры.
Топографическая подготовка
Должны знать:
- основы топографии;
- способы изображения земной поверхности;
- понятие «топографическая карта»;
- понятие «масштаб» и его виды;
- основные типы топографических знаков;
- понятие «горизонталь»;
- понятие «крутизна склона».
Должны уметь:
- читать масштабы карт;
- читать и расшифровывать основные топографические
знаки;
- определять крутизну и высоту склона;
- осуществлять простейшую глазомерную съемку участка
местности.
Основы туристской подготовки
Должны знать:
- туризм как одно из средств общефизической подготовки;
- виды туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный и.т.д.
- основные типы узлов их применение и назначение;
- групповое и личное снаряжение;
- виды рюкзаков, и требование к ним;
- туристские палатки, устройство и назначение;
- требования к выбору места для организации бивака группы;
- противопожарные меры в туристском путешествии.
Должны уметь:
- укладывать рюкзак;
- составлять список личного и группового снаряжения в зави-
симости от сезона;
- осуществлять простейший ремонт туристического
снаряжения;
- устанавливать основные типы палаток; убирать место
привалов и биваков;
- разжигать костры (по назначению) в зависимости от
погод-
- ных условий.
Должны знать:
- маршрут туристского путешествия;
- цели и задачи, правила поведения и ТБ;
- передвигаться в составе группы.
Медико-санитарная подготовка
Должны знать:
- значение медико-санитарной подготовки, характерные спор-
- тивные травмы и их предупреждение;
- состав медицинской аптечки группы;
- основы первой доврачебной помощи пострадавшему;
- способы и приемы первой помощи при пищевом отравлении,
ушибе, растяжении, вывихе, утомлении, обморожении, теп-
- ловом и солнечном ударе, переохлаждении, простуде, пере-
- ломах конечностей (открытых и закрытых), кровотечениях
(артериальном, венозном, капилярном);
- методику и правила наложения простых повязок, шин;
- правила промывания желудка;
- правила транспортировки пострадавшего и требования к
- носилкам.
Должны уметь:
- оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
- транспортировать пострадавшего по пересеченной мест-
- ности;
- изготавливать носилки;
- производить перевязки , накладывать жгут, ватно-марле-
- вые повязки;
- обрабатывать различные типы ран;
- распознавать признаки заболеваний и травм.
Психологическая и морально-волевая подготовка
Должны знать:
- значение психологической подготовки для повышения спор-
- тивного мастерства;
- методы и средства развития волевых качеств;
- особенности проявления волевых качеств у ориентировщи-
- ков в связи с индивидуальным характером прохождения тре-
- нировочных и соревновательных трасс на незнакомой мест-
- ности.
Участие в соревнованиях
Должны знать:
- положение о соревнованиях;
- условия проведения соревнований по спортивному ориенти-
- рованию в (по азимуту, по выбору, в заданном направлении);
- действия участников в аварийной ситуации;
- основы безопасности при участии в соревнованиях.
Должны уметь:
- закончить дистанцию I – II уровня.
Восстановительные и оздоровительные мероприятия
Педагогические средства восстановления — разминка и заминка.
Разминка:
- повышает возбудимость и подвижность нервных
процессов;
- усиливает дыхание и кровообращение;
- ускоряет физико-химические процессы обмена веществ
(повышение температуры в работающих мышцах и орга-
- нах).
Заминка:
- поготовить организм к более спокойному, привычному рит-
му жизни;
- выполнить упражнения на растяжение и расслабление в
пассивной форме (с помощью партнера).
Медико-биологические средства восстановления:
- питание (один из главных факторов восстановления рабо-
тоспособности);
- фармакологические средства профилактики переутомле-
- ния: витамины, лекарственные растения (фитотерапия),
спортивные напитки.
Психологические средства восстановления:
- психотерапия — внушенный сон-отдых, мышечная релакса-
ция (расслабление), специальные дыхательные упражнения;
- психопрофилактика — психорегулирующая тренировка;
- психогигиена — разнообразный досуг, уютный быт, сниже-
ние отрицательных эмоций.
Содержание учебно-тренировочных занятий для спортсменов
12 — 16 лет
Дата
Этап
подготовки
Задачи этапа
Содержание тренировок
Объем
км
Сентябрь
Втягивающий
Базовый объем-
-ный.
развитие общей сило-
вой и аэробной вынос-
ливости, гибкости.
Тестирование УФП.
-набор максимального
объема беговой работы
Кроссовый бег до 12-15 км
ЧСС 140-150уд/мин.
Силовой комплекс ориен-а
Комплекс на гибкость.
40-45
Октябрь
Ноябрь
Соревнователь-
ный.
участие в главных
стартах сезона поддер-
жание психической ус-
тойчивости и волевых
качеств. Восстанавли-
вающие мероприятия.
Переменные трени-ки до 3к
Повторные трени-ки до 2 к.
-аутогенная тренировка.
Соревнования по л/атле-ке
и спорт.ориентированию
-сауна, массаж. Восстан-е.
15-20
Декабрь
Восстанавлива-й
разгрузочный
-предупре-е перегрузок
-профилактика травм
-подержание уровня
тренированности.
-кроссовый бег до 6 км.
ЧСС 130-140 уд/мин.
-переменные тренировки до
3 км. Комплексы на растя-
-ние и расслабление
-посещение ВФД.
6-8 км
Январь
Февраль
Март
Поддерживаю-
щий
Предсоревнова-
тельный
-поддержание аэробно-
-анаэробной вынос-ти
-работа над техникой
бега, над техникой и
тактикой спорт.ориен-я
-воспитание психоло-й
устойчивости и воле-
вых качеств.
-
бег до 12-15 км, ЧСС до
140-150 уд/мин.
-переменные трени-ки до
3-5 км.
-специальный силовой км-
-лекс
-комплекс на гибкость
-специа-е тести-е орин-ка.
40-45
к.
Апрель
Май
Соревнователь-
ный.
Тестирование
-поддержание аэробно-
-анаэробной выносли-
-вости, участие в глав-
ных стартах сезона
-поддержание
психической устойчи-
-вости и волевых ка-
честв.Восстона-е меро-
-приятия.
-переменные трени-ки до 5к
-повторные трени-ки до 3 к.
-аутогенная тренировка
Соревнования по л/атлетике
и спорт/ориентированию
-сауна, массаж, восстанав-
-ливающие средства.
Провести мониторинг уро-
вня ФП. Анализ.
15-20
к.
Июнь
Июль
Август
Рзгрузочный
-предупреждение пере-
-грузок
-профилактика травм
-кроссовый бег до 10 км,
ЧСС 135-140 уд/мин.
-переменные тренировки
-поддержание уровня
тренированности
до 3 км.
-комплексы на растяжение
и
расслабление, посещение
Примерный план-конспект занятий по спортивному
ориентированию
Содержание занятия
мин
км
ЧСС
раз
Указания
Пн
День отдыха
Накануне или утром восс-
тановительные мероприя-
-тия: баня массаж.
Вт
Бег по слабопересеченной
местности с карто-тренаже-
ром. Силовой комплекс ориен-
тировщика.
25-30
4-5 к
130-140
1с
Легко и непринужденно,
больше внимания на пра-
вильность выполнения
заданий.
Ср
День самостоятельных заня-
тий.
20-25
3-4 к
120-130
1с
Выполнить легко, особое
внимание обратить на тех-
нику бега и правильную
постановку стопы.
Чт
Бег по слабопересеченной
местности с карто-тренаже-
ром;
-круговая тренировка в зале
или на улице;
-работа с картой компасом.
30-35
30
15-20
4-5 к
140-150
1с
1с
1с
Круговая тренировка вы-
полняется на 7-станциях,
время выполнения-1 мин.
1-мин отдых-1мин. Ком-
плекс на растяжение и рас-
-слабление выполняется в
парах.
Пт
День самостоятельных заня-
-тий.
20-25
3-4 к
120-130
1с
Выполнять легко, особое
внимание на технику бега.
Сб
Постановка дистанции.
Ориентирование в заданном
направлении.
2 ч.
3-4 к
140-150 1с
Дать характеристику дис-
-танции;
-установить контрольное
время прохождения дис-
-танции;
-обратить внимание на
технику безопасности.
Вс
Полевое занятие.
Ориентирование в заданном
направлении.
Обратиь внимание на
постановку стопы, бег вы-
полнять как бы ощупывая
местность;
-точно брать азимут на КП
-на длинных перегонах
брать промежуточные ори-
-ентиры.
Объем недели: 12 — 15 км.
Ожидаемые результаты:
1.Первый год обучения — Переход от 5 (зеленый) к 6 (синий)
уровню цветного стандарта.
2.
Выполнить на 2016 — 2017 год нормативы II – I юношеского
разряда.
3.Второй год обучения — Переход от 6 (синий) к 7 (зеленый)
уровню цветного стандарта.
4.
Выполнить на 2017 — 2018 год нормативы III – II взрослого
разряда.
Список литературы:
1. Основы беговой подготовки в спортивном ориентировании. Спб;
СпбГУ, 1994.
2. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. М.. ФиС, 1995.
Огородников Б.И., Кирчко А.Н., Крохин Л.А.
3. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М... Просвещение, 1990.
4. Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. М... ЦДЮ-Тур,
1997.
5. Огородников С.Б. Сборник задач и упражнений по спортивному
ориентированию. М... ФиС, 1980.
6. Суслов Ф.П. Бег на средние и длинные дистанции. М.. Просвеще-
-ние, 1990.
7. Воролнов Ю.С. Комплексный педагогический контроль в спор-
тивном ориентировании. Смоленск: СГИФК, 1995.