Напоминание

"Спортивное ориентирование"


Автор: Седов Анатолий Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: город Краснокаменск, Забайкальский край
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: "Спортивное ориентирование"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «ДЮЦ»

Программа

дополнительного образования детей

«Спортивное ориентирование»

Разработал: педагог дополнительного

образования Седов А.Н.

Возрастной состав: 14 — 16 лет.

Продолжительность

образовательного процесса: 2 года.

г. Краснокаменск 2017 г.

I.

Цели и задачи:

- Подготовка юношей к службе в рядах Российской Армии;

- Пропаганда спортивного ориентирования среди школьников;

- Повышение познавательного и образовательного уровня;

- Повышение спортивного мастерства среди школьников;

- Выявление сильнейших спортсменов и участие их в соревнованиях;

Пояснительная записка

Ориентирование - это удивительный и увлекательный вид спорта, дос-

тупный каждому и в любом возрасте, независимо от способностей и это

очень существенное преимущество перед другими видами спорта.

Ориентирование способствует удовлетворению потребностей в

разнообразной физической активности, азарте и желании достичь успеха,

выработке уверенности в себе чувства безопасности в сложной обстановке ,

важна также его коммуникативная функция с людьми всех возрастов,

творческому самовыражению, формированию духа товарищества и

взаимовыручки. Этот вид спорта объединяет в себе игровую деятельность и

занятия в классе. Формирует исследовательские способности. Овладевая

основными приемами ориентирования, ребенок открывает для себя

неизведанный мир с его законами, как вокруг себя, так и в дали от него.

Более широкое развитие занятия спортивным ориентированием получило

в местах с широко развитой сетью лесо-парковых зон, но задача состоит и в

том, чтобы дети и других регионов, со специфической ландшафтной местнос-

-тью степной зоны, могли также владеть приемами ориентирования.

Данная программа адаптирована к условиям где нет лесной зоны, а осно-

-вной упор делается на ориентирование в парковой зоне по азимуту и «Белой

карте». Несмотря на объективные проблемы, эта программа все же позволя-

-ет научить детей основным приемам ориентирования, хотя и не в такой

степени. Дети также хорошо овладевают такими понятиями как, план, кар-

-та, масштаб, умение двигаться в заданном направлении, по азимуту, по ле-

-генде, по выбору, бегло читать карту.

В обучении детей ориентированию безусловно заложены основополагаю-

-щие педагогические принципы: последовательность, научность и доступ-

-ность, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей орга-

-низма ребенка. Так, младших детей (8-10 лет )учу ориентироваться по прос-

-тым маршрутам в игровой и ролевой форме, умение ориентироваться по ле-

-генде. Следует отметить важную особенность для этого возраста, как мо-

-тивация к занятиям. Строю занятия и тренировки с обязательным условием

успеха, это создает базу к повышению интереса занятий этим видом спорта,

а следовательно и эффективный путь вовлечения их в большой спорт.

Для детей среднего звена (11-14 лет) обучаю основным навыкам работы

с картой и компасом. Для понимания карты и беглого чтения ее использую

учебные карты районов соревнований. Этому элементу отвожу огромное

внимание, потому, что из-за отсутствия своих карт, такие задания, как ре-

-когнастировка местности, пониманию карты, как объемной модели мест-

-ти выполнить не могу. Обучение идет последовательно с использованием

различных увлекательных упражнений направленных на тренировку памяти,

мышления, воображения, а также формирование важной составляющей

каждого ориентировщика,-это физическая, тактико-техническая и психоло-

-гическая подготовка. На учебном полигоне провожу тренировки с

использова-

-нием методов повторных заданий, также игровые и соревновательные ме-

-тоды, что способствует созданию устойчивому интересу к занятиям.

Не мало важное значение имеет и использование полученных знаний в учебной

деятельности, более глубже изучить такие предметы, как география, мате-

-матика, история.

Для детей старшего возраста(14-16лет) использую элементы самостоя-

-тельного проведения тренировочной разминки, а также умение самостоя-

-тельно ставить тренировочные дистанции с тактическими решениями за-

-дач.Это позволяет глубже понять суть ориентирования и его логику.

Таким образом, данная программа позволяет мне в определенной степени

решать поставленные задачи — это создание активного образа жизни, удо-

-влетворению потребностей в физической и умственной деятельности, пони-

-манию карты, понимания сути ориентирования и способов ориентирования,

а также использование полученных знаний в различных условиях.

Научить детей общаться с природой, воспринимая ее и как элемент от-

-дыха, и как часть окружающей среды, требующей бережного к себе отно-

-шения. Развивать в детях творческое начало и социальное самосознание.

Содержание курса и распределение учебного матери

I год обучения

п/п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I.

Основы знаний

1.

ФК и «Спорт в России.»

1

-

1

2.

Контроль трениров-х нагрузок по ЧСС.

Правила соревнований по с/ориент-ю.

1

-

1

3.

Утомление и переутомление их приз-

наки и меры предупреждения.

1

-

1

4.

Техника безопасности при занятиях

спортивным ориентированием.

1

-

1

II.

ОФП.

1.

Кроссовая, беговая и силовая подготов-

ка спортсмена-ориентировщика.

-

184 ч.

184 ч.

III.

Специальная подготовка.

1.

Тактико-техническая и психологичес-

кая подготовка.

6

8

14

2.

Топографическая подготовка.

8

8

16

3.

Медицинская подготовка.

1

1

2

4.

Участие в соревнованиях.

-

4

4

5.

Тестирование.

2

4

6

IV.

Всего

19

211

230

Содержание курса и распределение учебного материала

II год обучения.

п/п.

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I.

Основы знаний

1.

ФК и «Спорт в России».

1

-

1

2.

Гигиена. Врачебный контроль и

самоконтроль физических нагрузок.

1

-

1

3.

Техника безопасности при занятиях

спортивным ориентированием.

1

-

1

II.

ОФП.

1.

Беговая, кроссовая и силовая подготовка

спортсмена-ориентировщика.

-

195

195

III.

Специальная подготовка

1.

Тактико-техническая и психологическая

подготовка.

4

6

12

2.

Топографическая подготовка.

5

6

12

3.

Медицинская подготовка.

1

-

1

4.

Участие в соревнованиях.

-

4

4

5

Тестирование.

2

4

6

Всего.

15

215

230

Основы подготовки спортсменов-ориентировщиков.

ОФП — Должны уметь:

- быстро пробегать большие расстояния;

- развивать выносливость;

- отрабатывать технику бега в кроссе;

- развивать прыгучесть, силу, гибкость;

- привыкать к бегу в сложных условиях;

- способность к удержанию скорости ПАНО;

- иметь хорошие результаты в беге на средние дистанции;

- овладевать техникой бега по пересеченной местности,

различному грунту (лесной, песочный, каменистый).

Специальная физическая подготовка

Должны знать:

- роль и значение специальной физической подготовки для

роста и мастерства;

- методику развития специальных качеств, необходимых

ориентировщику: выносливости, быстроты, ловкости, гиб-

- кости, силы.

Должны уметь:

- выполнять беговые упражнения в различных зонах интенсив-

- ности тренировочных нагрузок;

- выполнять бег с учетом характера местности: открытая,

закрытая, горная, заболоченная;

- выполнять специально-беговые упражнения;

- выполнять упражнения на развитие быстроты (бег из раз-

личных стартовых положений, на короткие, средние и длин-

- ные дистанции, игры и игровые упражнения)

- выполнять упражнения на развитие гибкости (упраж-

нения на растяжку, с партнером, активные и пассивные,

упражнения с предметами);

- выполнять упражнения на развитие ловкости и прыгу-

- чести (прыжки в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной

ноги, с двух ног, кувырки, перекаты, упражнения на равнове-

сие;

- выполнять упражнения на развитие силы (сгибание и

разгибание рук в упоре лежа, растягивание, приседания с

отягощениями, с предметами на тренажорах)

Техническая подготовка

Должны знать:

- понятия о технике ориентирования;

- значение техники для достижения высоких результатов;

- разновидности карт (план, схема, спортивные, топографи-

ческие);

- понятия технических приемов: грубый азимут, точный ази-

мут линейное ориентирование, точечное ориентирование;

Должны уметь:

- правильно пользоваться компасом;

- ориентировать карту;

- определять расстояние на карте;

- измерять расстояние на местности (шагами, по времени,

ви-

зуально);

- определять стороны горизонта по компасу;

- определять точку стояния;

- двигаться по азимуту;

- определять и контролировать направление с помощью ком-

- паса и карты, по объектам местности, по углу пересечения

линейных ориентиров и угла схода с них;

- восстанавливать ориентировку после ее потери;

- выполнять простейшую топографическую съемку местнос-

ти вдоль линейных ориентиров.

Тактическая подготовка

Должны знать:

- понятие о тактике;

- взаимосвязь техники и тактики в обучении и тренировке

ориентировщиков;

- значение тактики для достижения наилучших результатов;

- понятия: опорные, тормозные, ограничивающие, рассеиваю-

- щие, линейные ориентиры.

Должны уметь:

- правильно распределять силы на дистанции;

- выполнять действия по подходу и уходу с КП;

- выполнять действия по выбору пути движения;

- из нескольких вариантов выбрать лучший;

- последовательно осуществлять выбранный путь движения;

- правильно использовать опорные, тормозные, ограничиваю-

- щие, рассеивающие, линейные ориентиры.

Топографическая подготовка

Должны знать:

- основы топографии;

- способы изображения земной поверхности;

- понятие «топографическая карта»;

- понятие «масштаб» и его виды;

- основные типы топографических знаков;

- понятие «горизонталь»;

- понятие «крутизна склона».

Должны уметь:

- читать масштабы карт;

- читать и расшифровывать основные топографические

знаки;

- определять крутизну и высоту склона;

- осуществлять простейшую глазомерную съемку участка

местности.

Основы туристской подготовки

Должны знать:

- туризм как одно из средств общефизической подготовки;

- виды туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный и.т.д.

- основные типы узлов их применение и назначение;

- групповое и личное снаряжение;

- виды рюкзаков, и требование к ним;

- туристские палатки, устройство и назначение;

- требования к выбору места для организации бивака группы;

- противопожарные меры в туристском путешествии.

Должны уметь:

- укладывать рюкзак;

- составлять список личного и группового снаряжения в зави-

симости от сезона;

- осуществлять простейший ремонт туристического

снаряжения;

- устанавливать основные типы палаток; убирать место

привалов и биваков;

- разжигать костры (по назначению) в зависимости от

погод-

- ных условий.

Должны знать:

- маршрут туристского путешествия;

- цели и задачи, правила поведения и ТБ;

- передвигаться в составе группы.

Медико-санитарная подготовка

Должны знать:

- значение медико-санитарной подготовки, характерные спор-

- тивные травмы и их предупреждение;

- состав медицинской аптечки группы;

- основы первой доврачебной помощи пострадавшему;

- способы и приемы первой помощи при пищевом отравлении,

ушибе, растяжении, вывихе, утомлении, обморожении, теп-

- ловом и солнечном ударе, переохлаждении, простуде, пере-

- ломах конечностей (открытых и закрытых), кровотечениях

(артериальном, венозном, капилярном);

- методику и правила наложения простых повязок, шин;

- правила промывания желудка;

- правила транспортировки пострадавшего и требования к

- носилкам.

Должны уметь:

- оказывать доврачебную помощь пострадавшему;

- транспортировать пострадавшего по пересеченной мест-

- ности;

- изготавливать носилки;

- производить перевязки , накладывать жгут, ватно-марле-

- вые повязки;

- обрабатывать различные типы ран;

- распознавать признаки заболеваний и травм.

Психологическая и морально-волевая подготовка

Должны знать:

- значение психологической подготовки для повышения спор-

- тивного мастерства;

- методы и средства развития волевых качеств;

- особенности проявления волевых качеств у ориентировщи-

- ков в связи с индивидуальным характером прохождения тре-

- нировочных и соревновательных трасс на незнакомой мест-

- ности.

Участие в соревнованиях

Должны знать:

- положение о соревнованиях;

- условия проведения соревнований по спортивному ориенти-

- рованию в (по азимуту, по выбору, в заданном направлении);

- действия участников в аварийной ситуации;

- основы безопасности при участии в соревнованиях.

Должны уметь:

- закончить дистанцию I – II уровня.

Восстановительные и оздоровительные мероприятия

Педагогические средства восстановления — разминка и заминка.

Разминка:

- повышает возбудимость и подвижность нервных

процессов;

- усиливает дыхание и кровообращение;

- ускоряет физико-химические процессы обмена веществ

(повышение температуры в работающих мышцах и орга-

- нах).

Заминка:

- поготовить организм к более спокойному, привычному рит-

му жизни;

- выполнить упражнения на растяжение и расслабление в

пассивной форме (с помощью партнера).

Медико-биологические средства восстановления:

- питание (один из главных факторов восстановления рабо-

тоспособности);

- фармакологические средства профилактики переутомле-

- ния: витамины, лекарственные растения (фитотерапия),

спортивные напитки.

Психологические средства восстановления:

- психотерапия — внушенный сон-отдых, мышечная релакса-

ция (расслабление), специальные дыхательные упражнения;

- психопрофилактика — психорегулирующая тренировка;

- психогигиена — разнообразный досуг, уютный быт, сниже-

ние отрицательных эмоций.

Содержание учебно-тренировочных занятий для спортсменов

12 — 16 лет

Дата

Этап

подготовки

Задачи этапа

Содержание тренировок

Объем

км

Сентябрь

Втягивающий

Базовый объем-

-ный.

развитие общей сило-

вой и аэробной вынос-

ливости, гибкости.

Тестирование УФП.

-набор максимального

объема беговой работы

Кроссовый бег до 12-15 км

ЧСС 140-150уд/мин.

Силовой комплекс ориен-а

Комплекс на гибкость.

40-45

Октябрь

Ноябрь

Соревнователь-

ный.

участие в главных

стартах сезона поддер-

жание психической ус-

тойчивости и волевых

качеств. Восстанавли-

вающие мероприятия.

Переменные трени-ки до 3к

Повторные трени-ки до 2 к.

-аутогенная тренировка.

Соревнования по л/атле-ке

и спорт.ориентированию

-сауна, массаж. Восстан-е.

15-20

Декабрь

Восстанавлива-й

разгрузочный

-предупре-е перегрузок

-профилактика травм

-подержание уровня

тренированности.

-кроссовый бег до 6 км.

ЧСС 130-140 уд/мин.

-переменные тренировки до

3 км. Комплексы на растя-

-ние и расслабление

-посещение ВФД.

6-8 км

Январь

Февраль

Март

Поддерживаю-

щий

Предсоревнова-

тельный

-поддержание аэробно-

-анаэробной вынос-ти

-работа над техникой

бега, над техникой и

тактикой спорт.ориен-я

-воспитание психоло-й

устойчивости и воле-

вых качеств.

-

бег до 12-15 км, ЧСС до

140-150 уд/мин.

-переменные трени-ки до

3-5 км.

-специальный силовой км-

-лекс

-комплекс на гибкость

-специа-е тести-е орин-ка.

40-45

к.

Апрель

Май

Соревнователь-

ный.

Тестирование

-поддержание аэробно-

-анаэробной выносли-

-вости, участие в глав-

ных стартах сезона

-поддержание

психической устойчи-

-вости и волевых ка-

честв.Восстона-е меро-

-приятия.

-переменные трени-ки до 5к

-повторные трени-ки до 3 к.

-аутогенная тренировка

Соревнования по л/атлетике

и спорт/ориентированию

-сауна, массаж, восстанав-

-ливающие средства.

Провести мониторинг уро-

вня ФП. Анализ.

15-20

к.

Июнь

Июль

Август

Рзгрузочный

-предупреждение пере-

-грузок

-профилактика травм

-кроссовый бег до 10 км,

ЧСС 135-140 уд/мин.

-переменные тренировки

-поддержание уровня

тренированности

до 3 км.

-комплексы на растяжение

и

расслабление, посещение

Примерный план-конспект занятий по спортивному

ориентированию

Содержание занятия

мин

км

ЧСС

раз

Указания

Пн

День отдыха

Накануне или утром восс-

тановительные мероприя-

-тия: баня массаж.

Вт

Бег по слабопересеченной

местности с карто-тренаже-

ром. Силовой комплекс ориен-

тировщика.

25-30

4-5 к

130-140

Легко и непринужденно,

больше внимания на пра-

вильность выполнения

заданий.

Ср

День самостоятельных заня-

тий.

20-25

3-4 к

120-130

Выполнить легко, особое

внимание обратить на тех-

нику бега и правильную

постановку стопы.

Чт

Бег по слабопересеченной

местности с карто-тренаже-

ром;

-круговая тренировка в зале

или на улице;

-работа с картой компасом.

30-35

30

15-20

4-5 к

140-150

Круговая тренировка вы-

полняется на 7-станциях,

время выполнения-1 мин.

1-мин отдых-1мин. Ком-

плекс на растяжение и рас-

-слабление выполняется в

парах.

Пт

День самостоятельных заня-

-тий.

20-25

3-4 к

120-130

Выполнять легко, особое

внимание на технику бега.

Сб

Постановка дистанции.

Ориентирование в заданном

направлении.

2 ч.

3-4 к

140-150 1с

Дать характеристику дис-

-танции;

-установить контрольное

время прохождения дис-

-танции;

-обратить внимание на

технику безопасности.

Вс

Полевое занятие.

Ориентирование в заданном

направлении.

Обратиь внимание на

постановку стопы, бег вы-

полнять как бы ощупывая

местность;

-точно брать азимут на КП

-на длинных перегонах

брать промежуточные ори-

-ентиры.

Объем недели: 12 — 15 км.

Ожидаемые результаты:

1.Первый год обучения — Переход от 5 (зеленый) к 6 (синий)

уровню цветного стандарта.

2.

Выполнить на 2016 — 2017 год нормативы II – I юношеского

разряда.

3.Второй год обучения — Переход от 6 (синий) к 7 (зеленый)

уровню цветного стандарта.

4.

Выполнить на 2017 — 2018 год нормативы III – II взрослого

разряда.

Список литературы:

1. Основы беговой подготовки в спортивном ориентировании. Спб;

СпбГУ, 1994.

2. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. М.. ФиС, 1995.

Огородников Б.И., Кирчко А.Н., Крохин Л.А.

3. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М... Просвещение, 1990.

4. Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. М... ЦДЮ-Тур,

1997.

5. Огородников С.Б. Сборник задач и упражнений по спортивному

ориентированию. М... ФиС, 1980.

6. Суслов Ф.П. Бег на средние и длинные дистанции. М.. Просвеще-

-ние, 1990.

7. Воролнов Ю.С. Комплексный педагогический контроль в спор-

тивном ориентировании. Смоленск: СГИФК, 1995.



В раздел образования