Напоминание

ДУХОВНО-НРАВСТЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ


Автор: Дзерович Марина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО СЮТ
Населённый пункт: Белгородского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: ДУХОВНО-НРАВСТЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДУХОВНО-НРАВСТЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Дзерович Марина Александровна,

Педагог дополнительного образования,

МУ ДО СЮТ Белгородского района Белгородской области

Духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к

самостоятельной жизни являются важнейшими составляющими развития

общества, государства.

Система национальных ценностей создает смысловую основу

пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве

снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и

семьей, школой и обществом, школой и жизнью. Целостное воспитательное

пространство, возможно, создать, используя дополнительное образование и

большой опыт педагогов – практиков.

Что, в сложившейся ситуации, может педагог дополнительного

образования? Оказывается очень много, например: изучить историю родного

края, своей малой родины, построив макет крепости на меловой горе. Но

прежде чем его построить ребенок должен изучить исторические документы,

встретиться с интересными людьми: историками и краеведами.

Можно проявить инициативу и на базе Воскресной школы, заключив

предварительно договор о совместной деятельности, открыть детское

творческое объединение.

Можно смастерить храм или звонницу, изучив историю построения, какому

святому посвящен храм и т.д.

Но, даже, не используя краеведческий материал, и, не изучая святые места

Родины, а просто учась шить или вышивать, рисовать или клеить, мастерить

игрушки или связываться с друзьями по всей стране по средствам радиосвязи,

ребенок приобретает колоссальный опыт социализации, приобщения к миру, не

миру жестокости и насилия, а миру, который он в состоянии сделать своими

руками, миру, который может изменить.

Не надо также забывать о том, что дополнительное образование строиться

на принципах гуманистической педагогики, впитавшей в себя многие ценности

христианской антропологии. Многие ученые (Ушинский К.Д., Зеньковский

В.В., Гессен С.И.) говорили о праве ребенка идти своим путем, иметь свои

вкусы и интересы, а педагогу предлагалось относиться к своему воспитаннику с

уважением, ценить его внутренний мир и право на свободу выбора, поскольку

«все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри»

1

.

Воспитательная

система

муниципального

учреждения

дополнительного

образования

«Станция

юных

техников

Белгородского

района

Белгородской

области»

содержит

в

себе

подпрограмму

«Зернышки».

Реализация

данной

подпрограммы проходила с 2011 по 2015 г.г. и включала в себя различные

мероприятия:

паломнические

поездки,

совместные

концерты

и

выставки

с

1



Зеньковский В.В., Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993, с. 29

воскресными

школами,

Домами

культуры

в

системе

духовно-нравственного

воспитания

и

образования.

В

годовой

план

работы

учреждения

входили

учебные занятия, посвященные Святителю Иоасафу, епископу Белгородскому,

чудотворцу,

проводимые

педагогами

в

один

учебный

день

по

единой

методической

разработке.

Результатом

системного

подхода

стало

призовое

место в региональном этапе Всероссийского конкурса в области воспитания и

педагогики

по

работе

с

детьми

и

молодежью

на

соискание

премии

«За

нравственный подвиг учителя» в 2013 году.

В этом году учреждением разработан проект «Азбука добра»,

который

основан на уже имеющемся положительном опыте учреждения и направлен на

духовно-нравственное

развитие

учащихся

на

основе

их

приобщения

к

национальным

российским

ценностям,

ценностям

своей

этнической,

конфессиональной

или

культурной

группы,

общечеловеческим

ценностям

в

контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Педагогический

коллектив

предполагает,

что

в

результате

реализации

данного проекта в учреждении произойдет «отшлифовка» накопленного опыта

работы

по

формированию

единой

системы

по

духовно-нравственному

воспитанию

учащихся

в

рамках

реализуемых

общеобразовательных

(общеразвивающих)

программ

и

программ

воспитания

и

социализации

в

детских творческих объединениях.

Родители и дети, участвуя в программных мероприятиях, приобретают

опыт

добрых

доверительных

отношений,

социальный

опыт

построения

взаимоотношений со сверстниками и детьми старшего возраста, более старшие

дети

наоборот

учатся

помогать

малышам.

Возникает

атмосфера

семейных

взаимоотношений

«большой

дружной

семьи»,

где

все

объединены

общими

интересами.

Проект «Азбука добра», основываясь на опыте православной педагогики,

направляет

воспитание

на

конкретную

личность,

которая

должна

быть

ответственной

не

только

за

свою

жизнь,

но

и

за

сохранение

и

развитие

исторических и культурных традиций своего народа.

Список литературы:

1. Воспитательная система МУ ДО СЮТ Белгородского района

Белгородской области на 2011-2015 г.г. Подпрограмма «Зернышки».

2. Программа развития «ФАКТОРы РОСТА» МУ ДО СЮТ Белгородского

района Белгородской области на 2015-2019 г.г.



В раздел образования