Автор: Седойкина Марина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 22 г.Новотроицка Оренбургской области" (school22nov@yandex.ru)
Населённый пункт: г.Новотроицк, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: "Лучшие традиции детско-родительских мероприятий"
Раздел: начальное образование
«Лучшие традиции детско-родительских мероприятий»
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а
порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от
решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. А ведь родители главные
воспитатели детей! Поэтому перед классным руководителем стоят вопросы: Как заинтересовать
родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Положительный
результат
может
быть
достигнут
только
в
рамках
единого
образовательного
пространства,
подразумевающее
взаимодействие,
сотрудничество
между
педагогами общеобразовательного учреждения и родителями на протяжении всего обучения.
Поэтому перед каждым классным руководителем стоит задача заинтересовать родителей и
вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «школа - семья».
Современные
семьи,
разные
по
составу,
культурным
традициям
и
взглядам
на
воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Не все родители владеют в
достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, и
воспитание порой осуществляют вслепую.
Я, как классный руководитель, должна создать условия для повышения компетентности
родителей в области воспитания.
В условиях реализации ФГОС НОО я выделила четыре основных направления работы с
родителями:
познавательное,
информационно-аналитическое,
наглядно-информационное,
досуговое.
Познавательное
направление.
Цель: познакомить
родителей
с
возрастными
и
психологическими
особенностями
детей
младшего
школьного
возраста,
сформировать
у
родителей практических навыков воспитания детей.
Для этого я провожу общие и групповые собрания; консультации и индивидуальные
беседы.
1
Одним из направлений по ФГОС является проектная деятельность. При выборе темы
много было размышлений и сомнений. Я осознавала, что без помощи родителей мне не
обойтись. Вместе с родителями были разработаны следующие темы проекта: «Это Я!», «Я и
мои друзья», «Мои родители», «Профессии моих родителей», «Дом, в котором я живу», «Мои
бабушка и дедушка», «Наши семейные праздники», «Рецепты домашней кухни», «Семейные
путешествия», «Мир наших увлечений»,
«Генеалогическое древо, «Семейный герб», «Наш
класс - большая дружная семья», «Стихи о семье», «Пословицы и поговорки о семье». В конце
года все участники образовательного процесса: ученики и родители приняли участие в защите
проектов.
Информационно-аналитическое направление. Цель: выявить интересы, потребности,
запросы
родителей,
уровень
их
педагогической
грамотности,
установить
эмоциональный
контакт между педагогами, родителями и детьми.
По данному направлению я провожу: анкетирование, тестирование.
Результаты
анкетирования
помогают
лучше
ориентироваться
в
педагогических
потребностях каждой семьи, учесть социальный статус и микроклимат семьи, индивидуальные
особенности. Сведения использую при планировании организационно-педагогической работы с
родителями, для привлечения родителей к оказанию помощи образовательному учреждению,
для определения перспектив развития классного коллектива.
Наглядно-информационное
направление. Цель: донести
до
родителей
любую
информацию в доступной форме.
В классе действует родительский уголок. В нем размещаются нормативные документы,
объявления и рекламы, фотовыставки, практический материал, дающий понять, чем занимается
ребёнок в классе, советы, задания.
Организуются
выставки
детских
работ,
а
так
же
поделок,
изготовленные
вместе
с
родителями.
Выставка поделок, выполненных совместно с родителями
2
Размещаются
газеты
с
фотографиями
и
информацией
о
том
как
я
провел
лето
«Вспоминаем лето»», «Мои зимние каникулы», «Осенние фантазии».
Клуб выходного дня «Вспоминаем лето»
Д о су гов о е направление. Цель: установить
теплые
доверительные
отношения,
эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри
проблемы
своего
ребёнка,
сравнить
его
с
другими
детьми,
увидеть
трудности
во
взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия
не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники я
провожу не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и
труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Участие родителей на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют детей, растёт
самооценка обучающихся, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы.
Уже традиционными стали такие мероприятия, как «Арбузник», «Масленица», «Самой
любимой маме на свете!», «Мой папа самый лучший!». Часто родители сами предлагают
мероприятия, которые можно было бы организовать и провести для детей, в которых они могут
оказать помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (ход
мероприятия, оформление класса, чаепитие, призы и т.д.) Учитель и родители сами определяют
степень участия в мероприятии каждой стороны. Опыт показывает, что родители могут не
только
решать
организационные
вопросы,
но
и
быть
активными
участниками
(артистами,
членами жюри и др.)
3
В работе с родителями я использую такую форму работы, как «Семейные вечера». В
мероприятии
участвуют
семьи.
Приходят
родители,
бабушки,
дедушки.
Пап
приходится
настраивать, объяснять, насколько важно для детей их участие в жизни классного коллектива.
Мероприятия с участие родителей, дедушек и бабушек имеет большое значение в процессе
воспитания: крепнет связь поколений, учащиеся учатся использовать адекватные языковые
средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Соревнования «Вместе с папой» «Встреча с бабушкой – пуховницей»
Школа всегда открыта для учеников и родителей. Два раза в год проводится «День
открытых дверей», когда родители могут посетить любой урок в течение дня.
Родители
чаще
всего
бывают
участниками
внеклассных
мероприятий,
являются
помощниками учителя в воспитательной работе. Однако, есть родители, которые хотят увидеть
работу ребенка на уроке. Бывает и наоборот – учитель просит родителей присутствовать на
уроке и понаблюдать за деятельностью учеников. Дети в такой день стараются показать себя с
лучшей стороны. Бывает, что и родители включаются в образовательный процесс, отвечают на
вопросы учителя, выполняют задания.
Такая работа работы как «День открытых дверей», позволяет родителям увидеть изнутри
образовательный процесс, повысить свой авторитет в глазах своих детей.
4
Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу и принять участие в
каком
–
либо
мероприятии.
А
вот
заочные
конкурсы
вовлекают
в
работу
всех
и
дают
возможность детям равняться на своих родителей. Родители класса принимают участие в
школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах. Могу отметить высокую
активность родителей в подобных конкурсах. Родители принимают участие в школьной жизни
ребенка, не выходя из дома.
В
классе
проводились
конкурсы
«Рисуют
мамы»
(на
выставке
были
представлены
рисунки, выполненные мамами), «Лучший почерк» (конкурс тетрадей по русскому языку),
«Папины руки» (выставка поделок, выполненных руками пап), «Мой папа - самый лучший!»
(конкурс сочинений).
5
Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно.
Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями. В состав
жюри таких конкурсов я включаю детей своего и других классов, администрацию. Подведение
итогов
обязательно.
Вручаем
грамоты
победителям
на
общем
празднике,
собрании
в
присутствии детей.
В нашем классе родители проводят рейды. Это могут быть рейды по поверке дневников,
тетрадей, по сохранности учебников и другие. Рейды проводят члены родительского комитета.
По итогам рейда награждаются дети с лучшими результатами. Например, на лучшие тетради,
мы одевали «почетные обложки», за лучшую сохранность учебных принадлежностей дарили
закладки. О результатах сообщается и родителям.
Члены
родительского
комитета
постоянно
участвуют
в
проведении рейда
по
организации горячего питания в школьной столовой.
6
Родители
ученики
являются
активными
участниками
благотворительных
акций
«Покормите птиц», «Зеленая Россия», «Подарок другу», «Вернем Новый год ветерану», «День
добрых дел». В ходе акции «День добрых дел» ребята строят горки, лепят снеговиков для
воспитанников дошкольного учреждения, ремонтируют книги в школьной и городской детской
библиотеках, навещают подшефных ветеранов педагогического труда.
Так во время проведения общешкольного родительского собрания была организована
ярмарку поделок. Все средства пошли в детский социальный центр.
«Благотворительная ярмарка» Акция «Покормите птиц»
7
Новогодние подарки детей инвалидов «Снеговик для дошколят»
Сколько воспитательных моментов таят в себе эти акции! Это и бережное отношение к
пожилым, к природе, к людям с ОВЗ, к старым вещам. При этом дети учатся не только дарить
подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
Любой,
увлеченный
родитель,
может
организовать
работу
кружка
в
классе.
Его
направленность, охват учащихся решается конкретно в каждом случае. Учитель в этом случае
не устраняется от работы, а является непосредственным помощником.
С
2015
-
2016
учебного
года
в
нашем
классе
действует
кружок
«ЗАТЕЙНИКИ».
Руководителем
кружка
является
председатель
родительского
комитета
Махова
Е.В.
Форма
проведения
занятий
различна:
игры,
конкурсы,
соревнования,
экскурсии,
фотовыставки,
оформление
газет
и
др.
Цель
творческого
объединения:
создание
условий
для
адаптации
ребенка к школе, осознание им себя полноценным членом коллектива. Занятия проходят 1 – 2
раза в месяц.
Занятие кружка «Затейники»
8
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали
помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том,
что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать
своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё
получится.
Взаимодействие
родителей
и
классного
руководителя
редко
возникают
сразу.
Это
длительный
процесс,
долгий
кропотливый
труд,
требующий
терпеливого
неуклонного
следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
9