Автор: Васильева Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение "Детский сад "Бабочка" ГБОУ ООШ №6
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Природные богатства России"
Раздел: дошкольное образование
П Л А Н – К О Н С П Е К Т
Н Е П О С Р Е Д С Т В Е Н Н О – О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Й
Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И П О Э К О Л О Г И Ч Е С К О М У
В О С П И Т А Н И Ю Д Е Т Е Й С Т А Р Ш Е Г О Д О Ш К О Л Ь Н О Г О
В О З Р А С Т А
«П Р И Р О Д Н Ы Е Б О Г А Т С Т В А Р О С С И И»
Интеграция образовательных областей:
«познавательное развитие»
«речевое развитие»
«социально-коммуникативное развитие»
«физическое развитие»
Цель: формировать представление детей о полезных ископаемых России, об
использовании их человеком.
Задачи:
Познавательное развитие:
1.
Обобщать знания детей о полезных ископаемых, дать представление о свойствах
и способах их добычи и использования человеком.
2.
Развивать интерес к полезным ископаемым – гранит, мрамор, золото, янтарь,
жемчуг. Умение обследовать их разными органами чувств, называть их свойства
и особенности (твердый, гладкий, тяжелый, блестящий и др.).
3.
Развивать сенсорные ощущения.
4.
Дать детям представление о том, что полезные ископаемые есть в земле, реках,
морях, горах.
5.
Закреплять и расширять знания детей о профессии и орудиях труда геолога.
6.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительно-
активное умение, наблюдать, анализировать, делать выводы, устанавливать
причинно-следственные связи.
Речевое развитие:
1.
Развивать и активизировать речь как средство общения.
2.
Развивать и пополнять активный словарь существительных, прилагательных,
глаголов по теме.
3.
Развивать связную речь.
Социально-коммуникативное развитие:
1.
Развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, умение
работать в коллективе.
2.
Формировать навыки безопасного поведения в природе.
Физическое развитие:
1.
Развивать физические качества.
2.
Развивать умения контролировать свои движения и управлять ими.
3.
Развивать равновесие.
Методы и приемы:
- наглядные: рассматривание географической карты, полезных ископаемых, открыток,
изделий из драгоценных камней;
- словесные: беседа, рассказ, перечисление правил поведения в природе, название
свойств полезных ископаемых, название орудий труда геолога;
- практические: сбор детей в исследовательскую экспедицию, добыча и исследование
полезных ископаемых, преодоление «препятствий-болота».
Материал и оборудование:
Рюкзаки по количеству детей, компас, географическая карта с изображением полезных
ископаемых (гранит, мрамор, золото, янтарь и т.д.), искусственные хвойные деревья,
игрушки диких животных и птиц, река, сделанная из маленького бассейна или
ванночки, «море» - из большого бассейна, гора, сделанная из лестницы, покрытой
коричневой тканью, «полезные ископаемые» гранит, мрамор, жемчуг, янтарь, «золото»,
(нарезанный елочный дождик, песок, насыпанный на дно реки, ракушки, открытки с
изображением зданий, мостов и др. сооружений, сделанных из гранита и и мрамора,
ювелирные украшения, сделанные из золота, жемчуга и янтаря, орудия труда: детские
кирки, сита для промывания «золота», «костер», сделанный из ткани, термос с чаем,
сухарики, зеленая ткань для болота, мягкий конструктор (кочки на болоте)).
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Детская деятельность
Формы и методы совместной деятельности
двигательная
преодоления препятствия во время пути через
«болото» (ходьба по «кочкам»).
игровая
игра «Экспедиция за полезными ископаемыми».
«Геологи».
познавательно
-исследовательская
решение проблемной ситуации,
экспериментирование, наблюдение.
коммуникативная
беседа, рассказ, вопросы, название свойств.
ЛОГИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность педагога
деятельность
воспитателя
ожидаемые
результаты
I
1.
2.
Здравствуйте, дети!
Вы любите путешествовать?
Я
вам
предлагаю
отправиться
в
экспедицию или на экскурсию. Вы
сами
сделаете
выбор
отгадав
загадку:
«Путь
его
тяжел
и
долог,
ищет
залежи …?»
Правильно, это геолог.
А
в
чем
заключается
работа
геологов?
Да,
они
ищут
и
исследуют
природные ископаемые.
Значит, мы с вами сегодня будем
геологами и отправимся куда?
В экспедицию.
А
напомните,
дети,
пожалуйста,
что такое природные ископаемые?
И
п о ч е м у
и х
н а з ы в а ю т
полезными?
Чтобы
определить
маршрут
поиска
природных
ископаемых,
мы
рассмотрим
географическую
карту,
на
которой
значками
обозначены
залежи
природных
ископаемых. А чтобы не сбиться с
п у т и
м ы
в о з ь м е м
с
с о б о й
помощника, загадывает загадку:
«На ладонь он ляжет весь,
Дети здороваются.
Отгадывают загадку
про геологов.
Делают выбор –
отправиться в
экспедицию , как
геологи.
Знают в чем
заключается
профессия геолога.
Полезные
ископаемые – это
природные
богатства, которые
добывают люди и
используют в
хозяйстве и других
своих целях.
Дети с интересом
рассматривают карту,
по загадкам
Положительный
настрой на
деятельность.
Поднять
эмоциональное
настроение детей.
Стимулировать
интерес к занятию.
Дети делают
правильный выбор,
имеют знания о
профессии геолога.
Дети знают, что такое
полезные ископаемые
и что их использует
человек в своих
целях.
Дети знают названия
полезных
ископаемых,
определяют маршрут
экспедиции.
Знают назначение
компаса.
Дети умеют
3.
не часы, а стрелка есть,
он в дороге пригодиться –
с ним нигде не заблудиться»
Правильно, компас.
Давайте положим компас на карту,
стрелочка
покажет,
в
каком
направлении нам идти.
Беседа
воспитателя
с
детьми.
В о с п и т а т е л ь
п р е д л а г а е т
вспомнить
и
назвать
правила
поведения на природе.
определяют названия
полезных
ископаемых,
маршрут
экспедиции.
Дети отгадывают
загадку,
рассказывают, как
работает компас.
Стрелка показывает
на юг, север ит.д.
Дети определяют
направление
маршрута.
Дети перечисляют
правила: не шуметь,
чтобы не спугнуть
птиц и диких
животных, не
ломать, не рвать, не
топтать растения,
держаться рядом и
не отставать друг от
друга, помогать друг
другу и т.д.
пользоваться
компасом.
Дети верно называют
правила поведения.
II.
1.
Исследовательская деятельность:
Начало маршрута проходит через
«лес». Воспитатель обращает
внимание детей на красоту леса,
на звонкие голоса птиц, на
затаившихся «диких» животных.
Напоминает, как красива и
разнообразна природа России.
Они любуются
природой, слушают
пение птиц
(аудиозапись).
Замечают
притаившихся под
елкой диких
животных.
Дети убеждаются в
богатстве и
разнообразии
природы России.
2.
Подводит детей к хвойным
деревьям. Обращает внимание на
камни желтоватого цвета.
Предлагает детям взять их в руки,
приложить к щеке. Камень
отличается от других камней тем,
что не холодный. Название камня
– янтарь. Хотите узнать, как
образуется янтарь? Смола
хвойных деревьев, попадая в воду
еще в древние времена застывала,
образовывая прозрачные камни
желтоватого цвета.
Дети исследуют
янтарь, определяют
его свойства,
называют:
прозрачный, не
холодный, легкий
желтоватого цвета,
хрупкий.
Дети узнают об
образовании и
свойствах янтаря, об
использовании его
человеком, называют
свойства камня.
Так природа создала драгоценный
камень – янтарь. Из которого
делают украшения, картины,
шкатулки и другие красивые
изделия. Показывает предметы,
сделанные из янтаря.
Любуются
украшениями
другими
предметами,
сделанными из
янтаря.
3.
На пути «геологов» встречается
«болото». Воспитатель объясняет
детям, что дальше по маршруту
двигаться опасно. Надо
преодолеть препятствие –
осторожно перейти по кочкам
«болото». Стараться не
оступиться, ведь болото очень
опасно, его трясина может
засосать и выбраться будет из него
очень трудно.
Дети преодолевают
препятствие,
перепрыгивая с
кочки на кочку,
стараясь не
оступиться.
Дети узнают, что
болото опасное и
стараются преодолеть
препятствие, сохраняя
равновесие.
Развивают равновесие
и координацию
движений.
4.
Воспитатель обращает внимание
детей на протекающую речку.
Просит детей внимательно
присмотреться ко дну реки. Там
сверкают желтые песчинки.
Предлагает детям взять сита,
зачерпнуть со дна песок и
промыть его в воде, на дне сит
остались мелкие крупинки
(нарезанный елочный дождик).
Это «золото». Рассказывает, как
золото попадает в реки. Ветер и
вода разрушают скалы,
содержащие крупинки золота,
выдувают и уносят с собой, так
золото попадает в реки. Золото –
драгоценный металл, из которого
также делают украшения.
Показывает цепочку, серьги,
кольца, браслет, часы. Золото
добывать очень трудно. Мы
убедились в этом, промывая его
сами. Но, сейчас построили
специальные машины, которые
могут промывать огромное
количество песка.
Дети зачерпывают
ситами песок,
вымывают его,
оставляя мелкие
крупинки «золота».
Рассматривают
украшения,
сделанные из золота.
Дети узнают, где и как
образуется золото, как
его добывают. Как
используется золото
человеком.
5.
Воспитатель подводит детей к
«горе». Показывает кусочки
гранита и мрамора. Предлагает
детям достать из рюкзаков кирки.
Дети выясняют, что
гранит и мрамор
прочный природный
материал, свойства
Объясняет, что это одно из орудий
труда геологов. Показывает, как
киркой можно отбить кусочки
камней. Предлагает детям взять
камешки для исследования. Что
можно сказать о них? Какие они?
Предлагает сжать их. Приложить
к щеке. Определить тяжелый или
легкий камни. Свойства камней
очень важны для человека,
желающего использовать их для
своих нужд. Из гранита и мрамора
строят дома, мосты, дворцы,
дороги, памятники, делают
сувениры, шкатулки и многое
другое. (показывает открытки,
фотографии, предметы сделанные
из гранита и мрамора).
Дети определяют
свойства гранита и
мрамора, его
дальнейшее
использование в
строительстве.
С интересом
рассматривают фото
и открытки,
предметы,
сделанные из
гранита и мрамора.
камней –
прочность, тяжесть,
водонепроницаемость
.
Используется в
основном в
строительстве.
6.
В конце маршрута воспитатель с
детьми подходит к «морю»
(большой бассейн с водой, на дне
которого лежат ракушки).
Предлагает детям взять ракушки
и посмотреть, что у них внутри.
Там лежат маленькие жемчужины.
Просит детей представить, как в
эту ракушку через крохотную
щелочку попадает маленькая
песчинка. На этой песчинке
образуется особый
перламутровый блестящий нарост.
Люди добывают эти ракушки на
большой глубине, достают из них
разросшиеся песчинки – это
жемчуг. Из него делают
украшения, показывает бусы,
серьги, броши, браслеты.
Дети достают со дна
«моря» ракушки,
обследуют их,
внутри находят
жемчужину.
Рассматривают ее:
слушают, как
образуется жемчуг.
Рассматривают
украшения из
жемчуга.
Дети узнают, как
образуется жемчуг.
Узнают, что полезные
ископаемые есть не
только в земле, но и в
морях и реках.
Дети узнают, что из
жемчуга делают
украшения.
III
.
Воспитатель говорит детям, что
маршрут их подошел к концу. И
можно сделать привал: «разжечь
костер» (из бумаги или красной
ткани делается костер), достать
термосы с чаем, сухарики.
Попить чай и поделиться своими
впечатлениями.
Дети пьют чай с
сухариками, делятся
своими
впечатлениями.
У детей
сформировались
знания о полезных
ископаемых, о том,
что их создала
природа.
Знание о том,
как богата и
разнообразна природа
ИТОГ:
Воспитатель спрашивает детей:
- что нового и интересного узнали
в экспедиции?
- чему научились?
- что понравилось больше всего?
- чем интересна работа геологов?
Воспитатель с детьми «тушит
костер» и возвращается в детский
сад.
Ответы детей.
России
Цель и задачи
достигнуты
полностью.