Автор: Полякова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Икрянинская НОШ"
Населённый пункт: с.Икряное Астраханской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые упражнения для развития звуковой культуры речи"
Раздел: дошкольное образование
Игровые упражнения для развития звуковой культуры речи
Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием
полноценного развития личности. Анализ реальной ситуации, сложившейся в
настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом
развитии, неуклонно растет. Известно, что наибольший процент детей в возрасте
5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причем нередко недостатки
произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами
различного характера.
Звуковая культура речи включает в себя несколько разделов:
- общая и мелкая моторика.
- работа над речевым дыханием.
- интонационная выразительность речи – это умение точно выражать мысли, чувства
и настроение с помощью логических пауз, ударений, темпа и ритма.
- развитие слухового внимания и памяти.
1. Работа над общей и мелкой моторикой
У детей с нарушением речи, часто наблюдается плохая координация движений, в том
числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. В последствии, может
наблюдаться дизграфия (нарушение письма).
Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения
пальцев рук достигает достаточной точности. Иными словами наша речь находится
на кончиках пальцев. Развивая мелкую моторику, мы стимулируем речевое
развитие, улучшаем артикуляционную моторику, подготавливаем руку к письму.
Уже давно, талантливые люди из народа, бессознательно понимали, что движения
пальцев тесно связаны с речью. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми,
они сопровождали слова песни игры с движениями пальцев ребенка. Отсюда и
появились «Ладушки», «Коза-дереза», «Сорока-белобока».
Как в домашних условиях развивать пальчики рук? (Работа с карандашом и
ножницами, расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровки, мозаика и
конструктор, игра с пальчиковым театром, завязывание и развязывание узлов,
перемотка цветных ниток, выкладывание узоров из спичек, камушек и проч.)
Развитие мелкой моторики в домашних условиях дает возможность прививать детям
навыки самообслуживания, приучать детей к аккуратности, самостоятельности в
выполнении заданий. (Пальчиковые игры с текстом: «1-2-3-4-5 вышли пальчики
гулять…..; фигуры из пальчиков и т.п.)
Для развития общей моторики у детей с речевыми нарушениями используют
подвижные игры со словами, разучивание стихотворного текста с движениями.
2. Работа над речевым дыханием.
Для чего нужно работать над речевым дыханием при постановке звуков?
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо
поставленное речевое дыхание. Также речевое дыхание важно, когда человек
говорит фразы, особенно длинные. Если не хватает воздуха, то фраза, предложение
часто обрывается или произносится смазано в самом конце. Из-за этого речь теряет
разборчивость. Часто встречаются случаи, когда ребенок делает паузу для вдоха в
середине предложения, из-за чего нарушается его целостность и смысловая
нагрузка. Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться
говорить спокойно, плавно, не торопясь.
Упражнение на дыхание «Цветок»
- Сомкнуть губы. Вдыхаем носом «аромат цветов» Выдыхаем носом.
Носом вдохнули, через рот выдохнули
Носом вдохнули, через нос выдохнули
Ртом вдохнули, через нос выдохнули
- Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша
Вот и кончилась игра
3. Интонационная выразительность речи
Зачем нужно работать над голосом, интонацией?
Выразительность речи достигается не только правильным произношением, важно
уметь повышать и понижать голос при произнесении фраз и текстов. Голосом и
интонацией человек показывает словесное и смысловое выражение. Это позволяет
сделать речь более понятной, адресной и выразительной.
Игровое упражнение «Папа приехал». Произнесите это предложение удивленно,
радостно, со страхом, вопросительно, безразлично и т.д.
4. Слуховое внимание и слуховая память
Дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в
слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с
ними велась предварительная работа.
Для развития фонематического слуха, предлагаются детям игры и упражнения, в
которых надо выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших
стихотворений.
- Какой звук повторяется в словах – шуба, шапка, мыши
- Выдели слово (хлопнуть, топнуть, ударить по коленям) если услышишь слова с
заданным звуком, или слова обозначающие (животных, растения….)
Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе – своевременная
сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического
строя. Обучение грамматически правильной речи достигается с помощью
специальных учебных заданий, упражнений и дидактических игр с наглядным
материалом и без него.
Игровое упражнение: «Доскажи словечко»
Цель игры: «Употребление существительных в родительном, дательном,
винительном и предложном падежах.
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
Ворона каркает – а воробей …
Сова летает, а заяц …
У коровы теленок, а у лошади …
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце …
Река широкая, а ручей …
Камень тяжелый, а пух …
Игровое упражнение: «Что может произойти, если …»
Если положить лед на ладонь, то …
Если съесть много мороженного, то …
Каждый ребенок, уже в детском саду, должен научиться содержательно и
грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же
время речь детей должна быть живой, непосредственной и выразительной.