Автор: Корецкая Руслана Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ №13
Населённый пункт: Буденновский район, п. Искра
Наименование материала: Внеклассное мероприятие для 6 класса
Тема: "Семья - как много в этом слове!"
Раздел: среднее образование
Открытое внеклассное мероприятие
в 6 классе на тему:
«Семья – как много в этом слове!»
Учитель математики:
Корецкая Р.Н.
2017-2018 учебный год
Цели:
формирование нравственной культуры обучающихся
формирование понятия о семье и ценностях семейных отношений
формирование у учащихся уважительного отношения к семье
Задачи:
расширить знания учащихся по теме семья, что она находится под защитой
государства
воспитание уважительного отношения к семье и семейным ценностям
развитие у учащихся творческих способностей, познавательной
активности, навыка работы в группе
привить обучающимся чувство любви и уважения к семейному очагу
способствовать сплочению классного коллектива
Оборудование:
презентация «Семья- как много в этом слове», мультимедийный проектор, экран,
компьютер, раздаточный материал (радуга и ромашки, пословицы, слова-
определения), маркеры.
Ход классного часа
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Рада всех вас видеть.
Предлагаю вам взяться за руки, закрыть глаза. Почувствуйте тепло наших рук, а
теперь откройте глаза и улыбнитесь друг другу.
- Ребята, взгляните на слайд. На нем находится ребус давайте вместе его
отгадаем. ( Слайд1)
Какое слово в нем скрывается?( ответы обучающихся)
Правильно, это слово " СЕМЬЯ". ( Слайд2)
Сегодня мы с вами поговорим о семье, о том, что такое семья, о том, что значит
семья в жизни каждого человека и почему, семью нужно беречь.
- Мы часто используем слово «семья». А что мы понимаем под этим словом?
(Высказывания учащихся)
-Молодцы!
- В Толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее определение семьи:
«Семья – это группа живущих вместе близких родственников» ( Слайд 3)
- Мы с вами можем с уверенностью сказать, что семья - это то, что всегда в
вашем сердце. Это то, что согревает каждого из нас в трудные минуты.
Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о
ком заботимся, кому желаем добра и счастья. ( Слайд 4)
- На какие два слова можно разделить слово «Семья»?( СЕМЬ и Я)
- Правильно.
-Значит, семья – это семеро таких же, как я.
-И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой.
-Почему именно7?Давайте перечислим самых близких членов семьи:
я, мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка. ( на доске середина солнца с
надписью «семья», прикрепляем лучики и получаем семью) (Слайд 5)
-Итого: семь.
-Издавна цифра 7 считается многозначительной и особо счастливой, потому что
означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.
-Ребята, а знаете ли вы пословицы где упоминается цифра 7?( Семь раз отмерь,
один раз отрежь. Семь пятниц на неделе. Семь бед – один ответ)
- Молодцы, ребята!
- Вы, должны знать, что 15 мая является Международным днём семьи. Это не
только праздник родителей, это праздник всей семьи. ( Слайд 6)
- А кто знает, какая дата в России считается днем семьи?
(8 июля - день семьи, любви и верности в России). ( Слайд 7)
- В России впервые 8 июля 2008 года стал отмечаться новый праздник — День
семьи.
- А кто знает, что является символом «Дня семьи, любви и верности»?
(Ромашка) (Слайд 8)
-Правильно. Молодцы!
- Сейчас я предлагаю вам создать свою счастливую семейную ромашку.
Ваша задача дать название (фамилию) своей семье и написать на лепестках тех
членов семьи, которые могли бы быть в вашей семье. (Слайд 8 - музыка)
(Индивидуальная творческая работа, ребята подписывают свои ромашки )
- А теперь давайте прикрепим все ваши ромашки на доску и посмотрим, какие у
нас получились семьи (вешают на доску свои ромашки). И я прилеплю сюда
свою семейную ромашку. Мы видим целое поле ромашек. И все они такие
разные: по величине, по количеству лепестков. Так и наши семьи отличаются
одна от другой.
-А чем они отличаются?(Высказывания ребят)
- Верно. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции. Есть полные и
неполные семьи. Не в каждой ромашке мы можем насчитать семь лепестков, так
и не в каждой семье наберется семеро. Но это не важно. Главное, чтобы семья
была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота.
- Если обратимся к не очень далёкому прошлому, то можем узнать, что до начала
20 века, семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу
помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие
братья и сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых
оберегали. Семьи были большие и крепкие. Есть много пословиц в которых
говорится о семье.
– Я приготовила вам пословицы, связанные с семьёй, давайте составим их.
-На каждом столе лежит конверт, в котором каждая пословица составлена из
двух частей. Ваша задача составить правильно пословицу(работа в парах).
1.
В гостях хорошо, а дома лучше.
2.
В своём доме и стены помогают.
3.
В семье разлад, так и дому не рад.
4.
В дружной семье и в холод тепло.
5.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
6.
В тесноте, да не в обиде.
7.
В семье разлад, так и дому не рад.
8.
В недружной семье добра не бывает.
9.
В хорошей семье хорошие дети растут.
10.Лучший клад, когда в семье лад.
11.Где любовь да совет, там и горя нет.
12.Где мир и лад, не нужен и клад.
13.Где семья дружна, там беда не страшна
14.Доброе братство лучше богатства.
15.Дома и стены помогают.
16.Дерево держится корнями, а человек семьей.
17.Дружная семья не знает печали.
18.Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
19.Семьей дорожить – счастливым быть.
20.Семья без детей, что цветок без запаха.
21.Семья в куче, не страшна и туча.
22.Семья дает человеку путевку в жизнь.
23.Семья сильна, когда над ней крыша одна.
24.Согласье в семье – богатство.
25.Семьей дорожить - счастливым быть.
26.Семейное согласие всего дороже.
27.Не будет добра, коли в семье вражда.
28.Только трудом держится дом.
29.Человек без семьи, что дерево без плодов.
30.Один за всех, все за одного.
- Молодцы, ребята! Все справились с заданием.
- Ребята, а кто-нибудь слышал такую поговорку
Мой дом - моя крепость?(ответы). ( Слайд 9)
-Это старая английская поговорка.
- Вы когда-нибудь задумывались, почему так говорят? (там, где мне уютно, где
я чувствую тепло и защиту, безопасность, никто не имеет право
вмешиваться в мою жизнь.)
- Молодцы!
-Несомненно, у человека должен быть дом, а не просто крыша над головой, то
место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место,
где человеку тепло и уютно.
Смысл выражения- это то место на земле, где человек должен чувствовать себя в
полной безопасности.
- А со словом «семья» всегда рядом находится слово « дом», ведь дом - это
символ семьи.
- Но каким будет семейный дом и какой климат будет в этой семье, зависит
только от самого человека и от его поведения.
-Послушайте небольшую легенду.
Легенда: « Как появилась дружная семья».
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними
согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к
мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.
Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить
счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой
вы хотите видеть свою семью. Собралась эта огромная семья на семейный совет
и решили они, чтобы семья была дружной, надо придерживаться этих качеств:
Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба. И
так появилась дружная семья.»
- Итак, ребята, а сейчас мы с вами вместе постараемся построить дом для
дружной семьи. Чтобы наш дом стал «полной чашей» - нам необходимо создать
хороший психологический климат в нашем доме и я предлагаю вам набор
«кирпичей - качеств», из которых вы должны выбрать те, которые помогут
создать благоприятную атмосферу в доме. ( На доске модель дома. «Кирпичи
качества» у учителя на столе. Нужно прикрепить «кирпичи-качества» на модель
дома).
- Молодцы, ребята! Мы создали свой семейный дом.
- Скажите, какие качества мы не использовали?( ученик читает качества)
-Почему эти качества остались?
(примерные кирпичики дома и его фундамента)
♦ Аккуратность
♦ Агрессивность
♦ Безразличие
♦ Благоразумие
♦ Болтливость
♦ Вежливость
♦ Верность
♦ Веселость
♦ Внимательность
♦ Бережливость
♦ Вспыльчивость
♦ Доброта
♦ Доверчивость
♦ Жадность
♦ Заботливость
♦ Капризность
♦ Конфликтность
♦ Лживость
♦ Мудрость
♦ Нежность
♦ Любовь
♦ Понимание
♦ Взаимопомощь
♦ Терпение
♦ Уважение
- Как вы думаете, что символизируют окна в доме? (свет, общение, связь с
миром).
- Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие.
Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так,
чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если
чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную
теплоту. В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности –
зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает,
организует отдых и т.д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на
помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену
семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие
неприятности.
- Большие дружные семьи на ромашковом поле мы сегодня создали,
надежный дом- крепость из семейных ценностей построили……
-Вспомните, пожалуйста, где сегодня присутствовала цифра7? ( и в слове
СемьЯ, и в пословицах).
-А где еще можно встретить семерку? (количество дней в неделе)
- А в каком красивом явлении природы можно встретить цифру 7? (радуга).
( Слайд 10)
-Верно. Молодцы!
- Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко.( Семь цветов радуги.)
- Посмотрите на доску. У нас есть солнце, счастливый дом, целая поляна
семейных ромашек. Сейчас мы с вами добавим красивую радугу. Но она будет не
простой, а волшебной.
- На каждый цвет ромашки вы самостоятельно должны будете подобрать слово,
которое сможет описать самую замечательную счастливую семью.
(красный- красивая, культурная
оранжевый – ответственная, отзывчивая, общительная
желтый – желание жить, желанная
зеленый - заботливая, замечательная
голубой – готовая к любым испытаниям, гармоничная, грамотная
синий – скромная, смелая, справедливая, счастливая
фиолетовый – фантастическая)
(Цвета радуги крепят на доску)
- Молодцы, ребята! У вас получилась замечательная радужная семья.
- А скажите, ребята. А разве наш класс не семья?( ответы учеников)
- Действительно. Мы с вами школьная семья.
-Давайте все вместе создадим свою школьную семейную ромашку. У вас на
столах лепестки. Напишите на них свою фамилию и имя.
- Давайте выйдем все вместе и покажем какая у нас дружная школьная семья.
(становятся и создают ромашку)
- Надеюсь из года в год она будет все дружнее и крепче.
- Наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что оно принесет пользу когда вы
станете взрослыми, и будете создавать свою семью.
Я желаю вам и вашим семьям мира, тепла, добра, уюта и понимания.
И сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что
вы их очень любите!
Уважайте свои семьи!
Цените то, что у вас есть!
-Пусть в ваших семьях светит солнце! ( Слайд 11)
- Благодарю за участие, и за вашу активность.