Автор: Петропавловских Ангелина Анатольевна
Должность: воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МКООУ "СШИ" г.Тарко-Сале Пуровского района
Населённый пункт: город Тарко-Сале
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Хозяйственный дворик"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Хозяйственный дворик»
(для детей старших групп)
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь».
Руководитель проекта: воспитатель – Петропавловских А.А. , 2017г, МКООУ «СШИ» г.
Тарко - Сале Пуровского района, ЯНАО.
Участники
проекта: педагоги старших групп ДОУ,
дети старших групп, логопед,
психолог, родители воспитанников.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: по содержанию: - «Ребенок - общество»; детско - взрослый; творческий,
групповой; фронтальный.
Продолжительность проекта
:
3 месяца.
Возраст воспитанников: 4-6 лет
Проектная идея:
Создать в старшей группе «Хозяйственный (сельский) дворик».
1.Введение
:
Окружающая нас живая природа – это удивительный, многогранный
и
сложный мир. Каким будет отношение у дошкольников, будущих членов человеческого
общества к окружающей живой природе во многом зависит от нас, педагогов.
Животный мир – это один из основных компонентов природной среды, важной составной
частью
природных
богатств
нашей
Родины
–
России.
Он
служит
источником
для
получения
промышленного,
лекарственного
сырья,
пищевых
продуктов
и
других
материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и
народного хозяйства. В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды
возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека не
зависимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система
экологического
образования
населения.
Начальным
звеном
этой
системы
является
дошкольное учреждение.
Таким образом, проект «Хозяйственный дворик» ориентирован в конечном итоге
на решение одной главной проблемы: дети старшей группы детского сада, в условиях
крайнего Севера, имеют недостаточное представление о домашних животных, о том, где
и как они живут, как за ними ухаживать и их значении в жизни человека.
Проектом
предусмотрен объект
исследования,
которыми
выступают
условия,
способствующие
процессу
экологического
образования
старших
дошкольников,
предметом деятельности является процесс ознакомления дошкольников с домашними
животными с помощью различных форм и методов.
2.Актуальность создания проекта:
Велика роль животных в воспитании детей
дошкольного
возраста.
Ухаживая
за
домашними
питомцами,
у
ребенка
развивается
чуткость,
умение понимать другую жизнь. Мир животных необычайно разнообразен и
привлекателен для них. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как
и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают
большой
запас
представлений
об
их
особенностях,
повадках,
пробуждают
интерес,
любознательность,
формируют
навык
взаимодействия
с
ними.
Необщительному,
замкнутому ребёнку четвероногий друг необходим более чем кому – либо другому. Ведь
общение с животными нужно не только для игр, но и для поддержания эмоционального
равновесия. Животные оказывают психологическую помощь: компенсируют одиночество,
снимают
психо-эмоциональное
напряжение,
дают
положительные
эмоции.
Ответственность за живых существ воспитывает в детях такие качества, как доброта,
открытость, позитивное отношение к миру.
Именно поэтому, в старшей группе детского сада, актуальным становится разработка
проекта
« Хозяйственный дворик»,
который
будет способствовать воспитанию у
современного ребенка правильного представления о природе, так как, знания, полученные
в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и
бережного к ней отношения.
3.Стратегическая
цель:
Воспитание
любви
и
уважения
к
домашним
животным;
приобщение
к
истокам
русской
народной
культуры;
обогащение
и
расширение
представления
об
окружающем
мире;
развитие
речи;
обогащение
словарного
запаса;
познавательного мышления и воображения.
4.Тактические цели:
1.Создать образовательную среду по формированию
представлений
о домашних
животных и птицах, условиях их содержания и ухода за ними.
2. Сформировать первичные представления о домашних животных и птицах, условиях их
содержания и правилах ухода за ними.
3. Создать «Хозяйственный двор» в старшей группе детского сада.
5.Задачи:
1. Обучающие:
- расширять кругозор детей и их представление о многообразии домашних животных,
их внешнем виде и отличительных особенностях,
- закрепить названия животных и их детенышей,
- формировать представление о том, кто и как за ними ухаживает, чем их кормят,
- уточнить знания детей о приносимой пользе домашних животных,
-обогащать
речь
глаголами:
ходит,
бегает,
прыгает,
лает,
мяукает,
мычит),
прилагательными (пушистая, мягкая, нежная, теплая ,
- формировать основы экологической культуры детей,
- побуждать интерес к предлагаемой деятельности.
2. Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к природе,
- воспитывать чувство заботы к домашним животным.
3. Развивающие:
-
развивать
стремление
выражать
свое
отношение
к
окружающему,
самостоятельно
находить для этого различные речевые средства,
- развивать мотивацию к активному участию в улучшении и защите окружающей среды,
- совершенствовать познавательные интересы,
- способствовать развитию положительных эмоций,
- активизировать словарь:
4.Работа с родителями:
- наладить тесное взаимодействие с родителями воспитанников по экологическому
воспитанию.
6.Планируемый результат:
1.У родителей формируется положительное отношение к совместной работе с
педагогами, они тесно сотрудничают с детьми и работают над развитием детской речи.
2.Дети могут объединять животных в подгруппу «домашние», рассказывать о значении
домашних животных для человека, о том, как нужно ухаживать за домашними
животными, где их содержать и чем кормить.
3.У детей сформировано бережное, заботливое отношение к домашним животным,
птицам, к окружающей их природе.
7.Принципы реализации проекта:
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в
зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются
такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию
детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей: здоровье, безопасность,
социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы,
художественное творчество, музыка в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности
для них является игра;
- принципы гуманности, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и
системности образования.
Отражение принципа гуманности в проекте означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого
ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие
ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого
ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Ряд исследователей — Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова рассматривают
проектную деятельность как интеграционный процесс обучения дошкольников, как
способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и
воспитанника, как поэтапно-практическую деятельность по достижению поставленной
цели.
8.Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация НОД, мини-
выставки, составление рассказов, просмотр презентаций, консультации для родителей.
9.Продукты проектной деятельности:
- выставки детских рисунков,
- фотографии занятий,
- макет «Хозяйственный двор», сделанный руками родителей воспитанников.
- конспекты занятий и тематических дней,
- Тематический праздник «День открытых дверей».
- Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о
домашних животных и птицах.
Аннотация проекта: в проектной деятельности происходит формирование субъектной
позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и
потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей и открывает
возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.
10.Пути решения проекта:
- учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей
ДОУ.
11.Организация деятельности над проектом:
В работе над проектом используется модель «трёх вопросов»:
- Что мы знаем по данной теме?
- Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?
- Что мы узнали в итоге?
12.Деятельность педагогов:
- Подготовка методических и дидактических материалов.
- Проведение интересных занятий, организация выставок.
- Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной
программы.
- Чтение художественной литературы о домашних животных и птицах.
- Индивидуальные и коллективные беседы о домашних и диких животных.
- Слушание песен военно-патриотической тематики.
-Тематическое содержание книжного уголка.
-Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Домашние
животные и птицы».
13.Деятельность детей:
- Участие в конкурсах, праздниках, беседах, выставках поделок детей и рисунков.
-Самостоятельная художественная деятельность, изготовление домашних животных и
птиц, выставка рисунков детей.
- Заучивание пословиц и поговорок о домашних животных и птицах.
-Исполнение сюжетно-ролевых игр «Ферма», «Птичник», «Огород на окне».
- Участие во всех мероприятиях, связанных с проектом, организуемых в группе.
- Рисование с детьми сюжетов на тему: домашние животные и птицы.
- Подборка детьми вместе с родителями и материала (фотографий, иллюстраций ) о
домашних животных и птицах.
14.Предметно-развивающая среда:
- Оформление «Хозяйственного дворика» в группе.
- Дидактические игры с домашними животными и птицами.
- Подборка наглядно – дидактического материала на тему « Домашние животные и
птицы».
- Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о
домашних животных и птицах.
- Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
- Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр на тему «Сельское подворье».
15.Работа с родителями:
- Изготовление макета «Сельский дворик».
- Создание книжек – малышек с картинками и рассказами о животных.
- Подбор материала для настольных игр.
- Изготовление масок животных из бумаги.
16.Этапы реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 3 месяца с 27ноября 2017г по 27февраля 2018г.
№ п/п
Этапы
Цель
Сроки
1.
Подготовительн
о-
проектировочны
й этап
- определение темы
проекта,
- формулирование
целей и задач проекта,
- подбор необходимого
материала.
ноябрь –
декабрь
2017г
2.
Практический
этап
НОД, беседы,
анкетирование,
викторины, выставки
рисунков и поделок
детей, чтение
художественной
литературы,
разучивание
стихотворений,
просмотр презентаций
и мультфильмов на
тему о животных и
птицах.
декабрь -
февраль
3.
Обобщающе -
результативный
этап
Заключительный
(апрель)
- День открытых
дверей.
февраль
4.
Презентация
проекта
- презентация проекта,
февраль
2018г
17.Пути распространения информации:
Результаты деятельности будут распространены через сайт ДОУ, буклеты для родителей.
18.Анализ. Подведение итогов проекта:
- Заканчивается проект обсуждением с детьми того, что нового они узнали, чему
научились, что сделали своими руками. Осмысливая результаты проекта, мы пришли к
выводу, что данная форма работы очень эффективна в нашей группе:
- Работа над проектом детям очень понравилась, принесла много радости, дала новые
знания.
- Повысился уровень знаний детей по данной теме.
- Дети стали более отзывчивы и внимательны к домашним животным.
- У родителей сформировалась активная позиция по решению заданных проблем,
совместно с детьми.
- Дети высказали пожелания узнавать о жизни других животных, поэтому работа по
проектной деятельности будет продолжена.
Вывод: создав определенную эколого-развивающую среду, систематически и творчески
организуя детскую деятельность при активном участии педагогов и родителей, мы
положили начало формированию человека с экологическим мышлением, способного
осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим
жить в относительной гармонии с природой.
Дошкольники научились работать в парах и группах, договариваться, согласовывать свои
действия; у детей развивается желание помочь или обратиться за помощью к другим.
Итог: Команда воспитателей, психолог, логопед проводит самоанализ, отвечая на
следующие вопросы:
- Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?
- Чему научились дети?
- Что не удалось? Почему?
Литература:
1.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-
Синтез, 2008-2010.
2.
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.А.
Виноградова, Е.П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008.
3.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Авт. - сост.: Л.С.
Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. — 3-е изд. – М.: АРКТИ, 2011.
4.
Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие
для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,
2007. – 176 с.
5.
Свирская Л.В. Шпаргалки для воспитателей от Лидии Свирской. – СПб:
Образовательные проекты 2008.
6.
Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении,
методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010.
7.
Материалы интернета.
Практическая часть проекта:
1 этап – Подготовительный, ноябрь-декабрь.
Подборка художественной литературы:
Сказки: «Курочка Ряба», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», «Петушок и бобовое
зёрнышко», «Волк и семеро козлят».
Стихи о домашних животных. Загадки. Потешки: «Петушок», «Лошадка», «Бычок», «Как
у нашего кота», «Коза».
Пальчиковая гимнастика: «Коза» «Козлятки», «Повстречались…».
Физминутка: «Наши уточки с утра».
Дидактические игры: «Чей домик?», «Чей малыш?»
Подвижные игры: «Лохматый пёс», «Лошадки», «Кот и мыши», «Воробушки и кот»,
Участие родителей в подготовке развивающей среды по данной теме.
Макет «Сельский дворик».
2 этап - Реализация проекта: декабрь-февраль.
Формы работы с детьми:
- Рассматривание картин по теме: «Домашние животные»,
- Просмотр мультфильма «Ферма»,
- Дидактическая игра: «Чей малыш?»,
- Сюжетно-ролевая игра: «Я пастух»,
- Беседа: «О своем питомце»,
- Пальчиковая игра «Повстречались…»,
- Чтение художественной литературы: сказка «Курочка Ряба»,
- Рисование «Следы котёнка»,
- Лепка «Веточки для козы»,
- Рассматривание картин по теме: «Птичий двор»,
- Дидактическая игра «Кто как кричит?»,
- Рассматривание картин по теме: «Домашние животные»,
- Упражнения по активизации словаря и развития связной речи.