Напоминание

Проект "Хозяйственный дворик"


Автор: Петропавловских Ангелина Анатольевна
Должность: воспитатель дошкольной группы
Учебное заведение: МКООУ "СШИ" г.Тарко-Сале Пуровского района
Населённый пункт: город Тарко-Сале
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Хозяйственный дворик"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Хозяйственный дворик»

(для детей старших групп)

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь».

Руководитель проекта: воспитатель – Петропавловских А.А. , 2017г, МКООУ «СШИ» г.

Тарко - Сале Пуровского района, ЯНАО.

Участники

проекта: педагоги старших групп ДОУ,

дети старших групп, логопед,

психолог, родители воспитанников.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: по содержанию: - «Ребенок - общество»; детско - взрослый; творческий,

групповой; фронтальный.

Продолжительность проекта

:

3 месяца.

Возраст воспитанников: 4-6 лет

Проектная идея:

Создать в старшей группе «Хозяйственный (сельский) дворик».

1.Введение

:

Окружающая нас живая природа – это удивительный, многогранный

и

сложный мир. Каким будет отношение у дошкольников, будущих членов человеческого

общества к окружающей живой природе во многом зависит от нас, педагогов.

Животный мир – это один из основных компонентов природной среды, важной составной

частью

природных

богатств

нашей

Родины

России.

Он

служит

источником

для

получения

промышленного,

лекарственного

сырья,

пищевых

продуктов

и

других

материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и

народного хозяйства. В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды

возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека не

зависимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система

экологического

образования

населения.

Начальным

звеном

этой

системы

является

дошкольное учреждение.

Таким образом, проект «Хозяйственный дворик» ориентирован в конечном итоге

на решение одной главной проблемы: дети старшей группы детского сада, в условиях

крайнего Севера, имеют недостаточное представление о домашних животных, о том, где

и как они живут, как за ними ухаживать и их значении в жизни человека.

Проектом

предусмотрен объект

исследования,

которыми

выступают

условия,

способствующие

процессу

экологического

образования

старших

дошкольников,

предметом деятельности является процесс ознакомления дошкольников с домашними

животными с помощью различных форм и методов.

2.Актуальность создания проекта:

Велика роль животных в воспитании детей

дошкольного

возраста.

Ухаживая

за

домашними

питомцами,

у

ребенка

развивается

чуткость,

умение понимать другую жизнь. Мир животных необычайно разнообразен и

привлекателен для них. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как

и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают

большой

запас

представлений

об

их

особенностях,

повадках,

пробуждают

интерес,

любознательность,

формируют

навык

взаимодействия

с

ними.

Необщительному,

замкнутому ребёнку четвероногий друг необходим более чем кому – либо другому. Ведь

общение с животными нужно не только для игр, но и для поддержания эмоционального

равновесия. Животные оказывают психологическую помощь: компенсируют одиночество,

снимают

психо-эмоциональное

напряжение,

дают

положительные

эмоции.

Ответственность за живых существ воспитывает в детях такие качества, как доброта,

открытость, позитивное отношение к миру.

Именно поэтому, в старшей группе детского сада, актуальным становится разработка

проекта

« Хозяйственный дворик»,

который

будет способствовать воспитанию у

современного ребенка правильного представления о природе, так как, знания, полученные

в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и

бережного к ней отношения.

3.Стратегическая

цель:

Воспитание

любви

и

уважения

к

домашним

животным;

приобщение

к

истокам

русской

народной

культуры;

обогащение

и

расширение

представления

об

окружающем

мире;

развитие

речи;

обогащение

словарного

запаса;

познавательного мышления и воображения.

4.Тактические цели:

1.Создать образовательную среду по формированию

представлений

о домашних

животных и птицах, условиях их содержания и ухода за ними.

2. Сформировать первичные представления о домашних животных и птицах, условиях их

содержания и правилах ухода за ними.

3. Создать «Хозяйственный двор» в старшей группе детского сада.

5.Задачи:

1. Обучающие:

- расширять кругозор детей и их представление о многообразии домашних животных,

их внешнем виде и отличительных особенностях,

- закрепить названия животных и их детенышей,

- формировать представление о том, кто и как за ними ухаживает, чем их кормят,

- уточнить знания детей о приносимой пользе домашних животных,

-обогащать

речь

глаголами:

ходит,

бегает,

прыгает,

лает,

мяукает,

мычит),

прилагательными (пушистая, мягкая, нежная, теплая ,

- формировать основы экологической культуры детей,

- побуждать интерес к предлагаемой деятельности.

2. Воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение к природе,

- воспитывать чувство заботы к домашним животным.

3. Развивающие:

-

развивать

стремление

выражать

свое

отношение

к

окружающему,

самостоятельно

находить для этого различные речевые средства,

- развивать мотивацию к активному участию в улучшении и защите окружающей среды,

- совершенствовать познавательные интересы,

- способствовать развитию положительных эмоций,

- активизировать словарь:

4.Работа с родителями:

- наладить тесное взаимодействие с родителями воспитанников по экологическому

воспитанию.

6.Планируемый результат:

1.У родителей формируется положительное отношение к совместной работе с

педагогами, они тесно сотрудничают с детьми и работают над развитием детской речи.

2.Дети могут объединять животных в подгруппу «домашние», рассказывать о значении

домашних животных для человека, о том, как нужно ухаживать за домашними

животными, где их содержать и чем кормить.

3.У детей сформировано бережное, заботливое отношение к домашним животным,

птицам, к окружающей их природе.

7.Принципы реализации проекта:

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в

зоне его ближайшего развития;

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса

образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются

такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию

детей дошкольного возраста;

• принцип интеграции образовательных областей: здоровье, безопасность,

социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы,

художественное творчество, музыка в соответствии с возрастными возможностями и

особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности

для них является игра;

- принципы гуманности, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и

системности образования.

Отражение принципа гуманности в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого

ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие

ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого

ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Ряд исследователей — Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова рассматривают

проектную деятельность как интеграционный процесс обучения дошкольников, как

способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и

воспитанника, как поэтапно-практическую деятельность по достижению поставленной

цели.

8.Основные формы реализации проекта: Экскурсии, беседы, организация НОД, мини-

выставки, составление рассказов, просмотр презентаций, консультации для родителей.

9.Продукты проектной деятельности:

- выставки детских рисунков,

- фотографии занятий,

- макет «Хозяйственный двор», сделанный руками родителей воспитанников.

- конспекты занятий и тематических дней,

- Тематический праздник «День открытых дверей».

- Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о

домашних животных и птицах.

Аннотация проекта: в проектной деятельности происходит формирование субъектной

позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и

потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию детей и открывает

возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.

10.Пути решения проекта:

- учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей

ДОУ.

11.Организация деятельности над проектом:

В работе над проектом используется модель «трёх вопросов»:

- Что мы знаем по данной теме?

- Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?

- Что мы узнали в итоге?

12.Деятельность педагогов:

- Подготовка методических и дидактических материалов.

- Проведение интересных занятий, организация выставок.

- Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной

программы.

- Чтение художественной литературы о домашних животных и птицах.

- Индивидуальные и коллективные беседы о домашних и диких животных.

- Слушание песен военно-патриотической тематики.

-Тематическое содержание книжного уголка.

-Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Домашние

животные и птицы».

13.Деятельность детей:

- Участие в конкурсах, праздниках, беседах, выставках поделок детей и рисунков.

-Самостоятельная художественная деятельность, изготовление домашних животных и

птиц, выставка рисунков детей.

- Заучивание пословиц и поговорок о домашних животных и птицах.

-Исполнение сюжетно-ролевых игр «Ферма», «Птичник», «Огород на окне».

- Участие во всех мероприятиях, связанных с проектом, организуемых в группе.

- Рисование с детьми сюжетов на тему: домашние животные и птицы.

- Подборка детьми вместе с родителями и материала (фотографий, иллюстраций ) о

домашних животных и птицах.

14.Предметно-развивающая среда:

- Оформление «Хозяйственного дворика» в группе.

- Дидактические игры с домашними животными и птицами.

- Подборка наглядно – дидактического материала на тему « Домашние животные и

птицы».

- Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о

домашних животных и птицах.

- Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.

- Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр на тему «Сельское подворье».

15.Работа с родителями:

- Изготовление макета «Сельский дворик».

- Создание книжек – малышек с картинками и рассказами о животных.

- Подбор материала для настольных игр.

- Изготовление масок животных из бумаги.

16.Этапы реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на 3 месяца с 27ноября 2017г по 27февраля 2018г.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительн

о-

проектировочны

й этап

- определение темы

проекта,

- формулирование

целей и задач проекта,

- подбор необходимого

материала.

ноябрь –

декабрь

2017г

2.

Практический

этап

НОД, беседы,

анкетирование,

викторины, выставки

рисунков и поделок

детей, чтение

художественной

литературы,

разучивание

стихотворений,

просмотр презентаций

и мультфильмов на

тему о животных и

птицах.

декабрь -

февраль

3.

Обобщающе -

результативный

этап

Заключительный

(апрель)

- День открытых

дверей.

февраль

4.

Презентация

проекта

- презентация проекта,

февраль

2018г

17.Пути распространения информации:

Результаты деятельности будут распространены через сайт ДОУ, буклеты для родителей.

18.Анализ. Подведение итогов проекта:

- Заканчивается проект обсуждением с детьми того, что нового они узнали, чему

научились, что сделали своими руками. Осмысливая результаты проекта, мы пришли к

выводу, что данная форма работы очень эффективна в нашей группе:

- Работа над проектом детям очень понравилась, принесла много радости, дала новые

знания.

- Повысился уровень знаний детей по данной теме.

- Дети стали более отзывчивы и внимательны к домашним животным.

- У родителей сформировалась активная позиция по решению заданных проблем,

совместно с детьми.

- Дети высказали пожелания узнавать о жизни других животных, поэтому работа по

проектной деятельности будет продолжена.

Вывод: создав определенную эколого-развивающую среду, систематически и творчески

организуя детскую деятельность при активном участии педагогов и родителей, мы

положили начало формированию человека с экологическим мышлением, способного

осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим

жить в относительной гармонии с природой.

Дошкольники научились работать в парах и группах, договариваться, согласовывать свои

действия; у детей развивается желание помочь или обратиться за помощью к другим.

Итог: Команда воспитателей, психолог, логопед проводит самоанализ, отвечая на

следующие вопросы:

- Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?

- Чему научились дети?

- Что не удалось? Почему?

Литература:

1.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-

Синтез, 2008-2010.

2.

Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.А.

Виноградова, Е.П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008.

3.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Авт. - сост.: Л.С.

Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. — 3-е изд. – М.: АРКТИ, 2011.

4.

Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие

для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,

2007. – 176 с.

5.

Свирская Л.В. Шпаргалки для воспитателей от Лидии Свирской. – СПб:

Образовательные проекты 2008.

6.

Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении,

методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010.

7.

Материалы интернета.

Практическая часть проекта:

1 этап – Подготовительный, ноябрь-декабрь.

Подборка художественной литературы:

Сказки: «Курочка Ряба», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», «Петушок и бобовое

зёрнышко», «Волк и семеро козлят».

Стихи о домашних животных. Загадки. Потешки: «Петушок», «Лошадка», «Бычок», «Как

у нашего кота», «Коза».

Пальчиковая гимнастика: «Коза» «Козлятки», «Повстречались…».

Физминутка: «Наши уточки с утра».

Дидактические игры: «Чей домик?», «Чей малыш?»

Подвижные игры: «Лохматый пёс», «Лошадки», «Кот и мыши», «Воробушки и кот»,

Участие родителей в подготовке развивающей среды по данной теме.

Макет «Сельский дворик».

2 этап - Реализация проекта: декабрь-февраль.

Формы работы с детьми:

- Рассматривание картин по теме: «Домашние животные»,

- Просмотр мультфильма «Ферма»,

- Дидактическая игра: «Чей малыш?»,

- Сюжетно-ролевая игра: «Я пастух»,

- Беседа: «О своем питомце»,

- Пальчиковая игра «Повстречались…»,

- Чтение художественной литературы: сказка «Курочка Ряба»,

- Рисование «Следы котёнка»,

- Лепка «Веточки для козы»,

- Рассматривание картин по теме: «Птичий двор»,

- Дидактическая игра «Кто как кричит?»,

- Рассматривание картин по теме: «Домашние животные»,

- Упражнения по активизации словаря и развития связной речи.



В раздел образования