Авторы: Логинова Алла Жанновна, Корманова Светлана Александровна
Должность: музыкальный руководитель, логопед
Учебное заведение: ГБДОУ№23
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Интонационная выразительность речи"
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие учителя-логопеда
и музыкального руководителя в
работе над развитием
интонационной выразительности
речи
дошкольников с ОНР
Корманова Светлана Александровна,
Логинова Алла Жанновна,
педагоги ГДОУ № 23 Невского района, Санкт-Петербург
Выразительная
речь
•
Мелодика;
•
ритм;
•
интенсивность;
•
темп;
•
тембр;
•
логическое ударение
Интенсивность
произнесения
Степень усиления или ослабления
выдыхания, голоса, темпа и
артикулирования при произнесении звуков
речи, то есть силы или слабости
произнесения при артикуляции звуков,
особенно гласных
Мелодика
речи
Совокупность тональных средств,
характерных для данного языка; модуляция
высоты тона при произнесении фразы.
Ритм речи
Упорядоченность звукового, словесного и
синтаксического состава речи,
определенная ее смысловым заданием
Темп
речи
Скорость протекания речи во времени, ее
ускорение или замедление,
обусловливающее степень ее
артикуляторной и слуховой напряженности
Тембр голоса
Окраска, качество звука
Логическое
ударение
Интонационное средство; выделение
какого-либо слова в предложении
интонацией; слова произносятся более
членораздельно, длительно, громко
Особенности
интонационной
стороны речи дошкольников
с общим недоразвитием речи
•
Трудности мелодического и временного
оформления высказываний в экспрессивной
речи;
•
нарушение восприятия и воспроизведения
интонации;
•
затруднена вербальная интерпретация
результатов опознания значений
интонационных рисунков высказываний
Этапы взаимодействия
учителя-
логопеда и музыкального
руководителя
Первый этап
Второй этап
Формирование
навыка восприятия
интонации
Формирование навыка
использования
интонации в
собственной речи
Мелодика
Привлечение внимания детей к тону голоса
и показ его значимости:
1)
приём «Рассказ проблемной истории»,
2)
приём «Дирижирование»;
повторение серий слогов, фраз (по образцу);
повторение серий слогов, фраз (без образца)
Темп
Знакомство с понятиями
Быстро
Медленно
Умеренно
Темп
Формирование умений и навыков
произвольно изменять темп своей речи
Формы
музыкально-ритмических
упражнений
•
Отстукивание определенного такта;
•
изменение темпа, характера, направления
движения;
•
пение;
•
мелодекламация;
•
рассказывание стихотворения в сопровождении
соответствующих движений;
•
танцы,
•
речевые игры
Ритм
Первый этап
Второй этап
1. Узнавание ритмических
структур
1. Сознательный анализ
воспринимаемого образца
2. Понимание
воспринимаемого образца
2. Составление зрительно-
наглядных схем
3. Сознательный анализ
воспринимаемого образца
Тембр
Первый этап
Второй этап
1. Знакомство с контрастными
окрасками голоса:
радостной и грустной
1. Закреплении умений
изменять окраску голоса
при передаче чувств и
эмоций в игре-
драматизации
2. Введение менее
контрастных по тембру
эмоциональных проявлений:
гнева, удивления, испуга и др.
Детям старшего дошкольного возраста доступны восприятие
силы голоса, темпа, ударения, интонации различного
характера и способность применять эти средства
выразительности в своей речи, что дает возможность
успешно развивать творческие способности.