Напоминание

"Интонационная выразительность речи"


Авторы: Логинова Алла Жанновна, Корманова Светлана Александровна
Должность: музыкальный руководитель, логопед
Учебное заведение: ГБДОУ№23
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Интонационная выразительность речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие учителя-логопеда

и музыкального руководителя в

работе над развитием

интонационной выразительности

речи

дошкольников с ОНР

Корманова Светлана Александровна,

Логинова Алла Жанновна,

педагоги ГДОУ № 23 Невского района, Санкт-Петербург

Выразительная

речь

Мелодика;

ритм;

интенсивность;

темп;

тембр;

логическое ударение

Интенсивность

произнесения

Степень усиления или ослабления

выдыхания, голоса, темпа и

артикулирования при произнесении звуков

речи, то есть силы или слабости

произнесения при артикуляции звуков,

особенно гласных

Мелодика

речи

Совокупность тональных средств,

характерных для данного языка; модуляция

высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи

Упорядоченность звукового, словесного и

синтаксического состава речи,

определенная ее смысловым заданием

Темп

речи

Скорость протекания речи во времени, ее

ускорение или замедление,

обусловливающее степень ее

артикуляторной и слуховой напряженности

Тембр голоса

Окраска, качество звука

Логическое

ударение

Интонационное средство; выделение

какого-либо слова в предложении

интонацией; слова произносятся более

членораздельно, длительно, громко

Особенности

интонационной

стороны речи дошкольников

с общим недоразвитием речи

Трудности мелодического и временного

оформления высказываний в экспрессивной

речи;

нарушение восприятия и воспроизведения

интонации;

затруднена вербальная интерпретация

результатов опознания значений

интонационных рисунков высказываний

Этапы взаимодействия

учителя-

логопеда и музыкального

руководителя

Первый этап

Второй этап

Формирование

навыка восприятия

интонации

Формирование навыка

использования

интонации в

собственной речи

Мелодика

Привлечение внимания детей к тону голоса

и показ его значимости:

1)

приём «Рассказ проблемной истории»,

2)

приём «Дирижирование»;

повторение серий слогов, фраз (по образцу);

повторение серий слогов, фраз (без образца)

Темп

Знакомство с понятиями

Быстро

Медленно

Умеренно

Темп

Формирование умений и навыков

произвольно изменять темп своей речи

Формы

музыкально-ритмических

упражнений

Отстукивание определенного такта;

изменение темпа, характера, направления

движения;

пение;

мелодекламация;

рассказывание стихотворения в сопровождении

соответствующих движений;

танцы,

речевые игры

Ритм

Первый этап

Второй этап

1. Узнавание ритмических

структур

1. Сознательный анализ

воспринимаемого образца

2. Понимание

воспринимаемого образца

2. Составление зрительно-

наглядных схем

3. Сознательный анализ

воспринимаемого образца

Тембр

Первый этап

Второй этап

1. Знакомство с контрастными

окрасками голоса:

радостной и грустной

1. Закреплении умений

изменять окраску голоса

при передаче чувств и

эмоций в игре-

драматизации

2. Введение менее

контрастных по тембру

эмоциональных проявлений:

гнева, удивления, испуга и др.

Детям старшего дошкольного возраста доступны восприятие

силы голоса, темпа, ударения, интонации различного

характера и способность применять эти средства

выразительности в своей речи, что дает возможность

успешно развивать творческие способности.



В раздел образования