Напоминание

"Патриотическое воспитание старших дошкольников"


Автор: Бельдюгина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с " Рукавичка"
Населённый пункт: г.Бор
Наименование материала: доклад
Тема: "Патриотическое воспитание старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Рукавичка»

Доклад

на тему: «Патриотическое воспитание

старших дошкольников»

Воспитатель: Бельдюгина С.А

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия

воспитателей и воспитанников, направленный на развитие

патриотических чувств, формирование патриотических убеждений

и устойчивых норм патриотического поведения. Целью

патриотического воспитания является воспитание убежденного

патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового

служить ему своим трудом и защищать его интересы.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа

написано много, поскольку обращение к отеческому наследию

воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в

дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным

традициям других народов.

Патриотическое воспитание детей является одной из

основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно

много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в

ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического

воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной

системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это

закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по

содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой

народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и

желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной

работы можно выделить целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье,

дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения

страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим

народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:

на занятиях, в играх, в труде, в быту так как воспитывают в ребенке

не только патриотические чувства, но и формируют его

взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

1. Формирование патриотизма

Патриотическое воспитание ребенка - сложный

педагогический процесс. В основе его лежит формирование

патриотизма как личностного качества.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение

любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории,

культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и

проблемам.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и

патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм

применительно к ребенку старшего дошкольного возраста

определяется нами как его потребность участвовать во всех делах

на благо окружающих людей, представителей живой природы,

наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство

собственного достоинства; осознание себя частью окружающего

мира.

В период старшего дошкольного возраста развиваются

высокие социальные мотивы неблагородные чувства. Оттого, как

они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом

зависит все его последующее развитие. В этот период начинают

развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже

связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого

влияния- в языке народа, который усваивает ребенок, в народных

песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного

края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он

живет.

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем

взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и

общении, которое направлено на раскрытие и формирование в

ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности,

приобщение к истокам национальной и региональной культуры,

природе родного края, воспитание эмоционально действенного

отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного

возраста - формирование у них потребности совершать добрые

дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и

развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость,

любознательность.

Задачи патриотического воспитания детей старшего

дошкольного возраста включают:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно-нравственного отношения к природе

родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих

национальных особенностей, чувства собственного достоинства,

как представителя своего народа, и толерантного отношения к

представителям других национальностей (сверстникам и их

родителям, соседям и другим людям).

Содержание патриотического воспитания детей старшего

дошкольного возраста раскрывается следующим образом:

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам,

традициям, народно-прикладному искусству, устному народному

творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками,

предками, родословной, семейными традициями; с детским садом

его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с

городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися

людьми, селянами прошлого и настоящего времени,

достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в

разные сезоны года, организация сезонного земледельческого

труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и

другое;

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности

детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке,

растениях, животных в разные сезоны года в связи с

приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по

необходимости.

2. Цели и задачи программ по патриотическому воспитанию

Реализация программы направлена на решение следующих

задач:

1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по

организации работы по патриотическому воспитанию

2. Сформировать комплекс нормативно - правового и

организационно-методического обеспечения системы

патриотического воспитания.

3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей

путем прикосновения к истории своей семьи

4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине,

гордость за принадлежность к гражданам России

5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания

символов Российской Федерации - герба, Гимна, Флага.

6. Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного

встать на защиту государственных интересов страны.

Осуществление патриотического воспитания старших

дошкольников включает воспитание патриотических чувств, любви

к Родине, развитие интереса к народной культуре, к родному языку,

традициям и обычаям.

В настоящее время одной из острейших проблем является

воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные

учреждения, являясь начальным звеном системы образования,

призваны формировать у детей первое представление об

окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине,

своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить

нравственные ориентиры, способные вызвать чувства

самоуважения и единения.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым

близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом,

двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где

он получает радость от общения со сверстниками, и родная

природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно

ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все

начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький

человек.

Очень важным для воспитания патриотических чувств и

исторические знания. Знание истории необходимо для

формирования гражданской позиции растущего человека,

воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за

людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства

сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего

народа.

2.1.Каково же содержание проблемы?

Наиболее идеологически незащищенными оказались

дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание

целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению

педагогов, социологов и врачей, именно без духовность часто

приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным

внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более

двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде

привязанности к родной земле, языку, традициям начли

формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси Х-

XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания,

воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских .

Важное место в народной педагогике России занимали

пословицы и поговорки.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.

Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле,

где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что

«любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к

своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С.

Лихачёв.

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста

педагог должен правильно использовать источники

педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

А теперь давайте рассмотрим, что же включают в себя «Пути и

средства патриотического воспитания русского человека»:

1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

2. Взгляды на патриотизм в летописях.

3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма

(любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту

родной земли).

4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к

своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской

дружбе и прочее.

5. Героические и патриотические песни русского народа и их

воспитывающая роль

6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме,

смелости, трусости, предательстве. Их использование в

воспитательной работе с детьми.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её

сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего

народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык,

историю и культуру страны как свои собственные. Однако

национальная гордость не должна вырождаться в тупое

самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на

исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера

и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти,

обособлению, культурному застою.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего

детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм

обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он

прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не

будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить

чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в

основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего нравственного

авторитета среди других народов - авторитета, достойно

завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны

забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках,

литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в

XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только

передачей знаний». (Д. С. Лихачёв)

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна

стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом

продолжающим личность.

Исходя из выше изложенного наметились следующие

приоритеты:

1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка,

воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны

быть национальными. Это помогает детям с самого раннего

возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки,

пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном

творчестве как нигде сохранились особенности черты русского

характера, присущие ему нравственные ценности, представление о

добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя

детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем

самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным

ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом

сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные

детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая

заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и

поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции,

высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества

людей. Особое место в произведениях устного народного

творчества занимают уважительное отношение к труду,

восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому,

фольклор является богатейшим источником познавательного и

нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в

работе по патриотическому воспитанию занимают народные

праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками

тончайшие наблюдения за характерными особенностями,

поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения

непосредственно связанны с трудом и различными сторонами

общественной жизни человека во всей их целостности и

многообразии.

4. Другим важным направлением нашей работы является

ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она,

пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят

национальным изобразительным искусством.

5. Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она

не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с

природой своего края мы решаем не только природоохранные

задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.

6. Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень

интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у

детей. А зачем детям -дошкольникам нужны знания об истории

страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача

школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо,

необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные

достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к

её изучению в будущем.

В последние годы многие страницы истории

переосмысливаются, поэтому мы проявляем корректность в отборе

познавательного материала, учитываем возрастные особенности

восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

3. Реализация программы патриотического воспитания

Поэтапная работа поданному направлению патриотического

воспитания реализуется по трем направлениям:

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

3. Методическое сопровождение.

Каждое из направлений связано между собой и включает в

себя:

1. Знакомство с родным городом, его историей

2. Знакомство с родным краем и Россией

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями

своей страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, республики,

стран.

В процессе реализации проекта по работе с детьми

используются: игры -занятия, игры - развлечения, праздники, ,

экскурсии, экскурсии на предприятия поселка , чтение

художественной литературы .

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в

тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных

примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям

демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только

родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны

оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах,

через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и

экскурсии.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения

детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью

знакомства с историческими местами (близкой истории),

памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея

и т.д.

Данный проект предполагает большую отдачу от самого

педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни

отдельного человека -героя и страны, а переосмыслить значимость

каждого отдельного события, его роли в развитии государства,

пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького

гражданина.

Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом

данного проекта, ведет подборка художественной литературы,

готовит презентации, посвященные памятным датам,

разрабатывает конспекты игр-занятий и сценарии развлечений

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает

в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы,

человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он

постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве

родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности

и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое

дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем

они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё

это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для

воспитания нравственных и патриотических чувств.

Чем мы можем гордиться так это своей историей. Мне хочется

пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру

великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от

фашизма и первопроходцев космоса.

Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти “Иванами”

не помнящими родства.

Заключение

Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому

образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому.

Объединяет эти чувства единая основа - привязанность и чувство

защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство

привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному

дому, то при соответствующей педагогической работе со временем

оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том,

чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной

природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,

созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут

соотечественниками.

Методическая литература:

1.

Казакова И. Особенности патриотического воспитания

дошкольников // Обруч,2003-№6.-С.8-9.

2.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к

истокам русской народной культуры.-СПб: ООО

Изательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

3.

Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках

Отечества. Методическое пособие по патриотическому

воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4.

Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать

нравственно.- М. Флинта, 2012 г.

5.

Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание

дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2009.

6.

Савченко В. Авторизованная «Программа нравственно-

патриотического и духовного воспитания

дошкольников» .-СПб: ООО Издательство «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2013.

7.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.

М.: Педагогика, 1990.



В раздел образования