Автор: Бельдюгина Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с " Рукавичка"
Населённый пункт: г.Бор
Наименование материала: доклад
Тема: "Патриотическое воспитание старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Рукавичка»
Доклад
на тему: «Патриотическое воспитание
старших дошкольников»
Воспитатель: Бельдюгина С.А
Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия
воспитателей и воспитанников, направленный на развитие
патриотических чувств, формирование патриотических убеждений
и устойчивых норм патриотического поведения. Целью
патриотического воспитания является воспитание убежденного
патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового
служить ему своим трудом и защищать его интересы.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа
написано много, поскольку обращение к отеческому наследию
воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в
дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным
традициям других народов.
Патриотическое воспитание детей является одной из
основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно
много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в
ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического
воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной
системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это
закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по
содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой
народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной
работы можно выделить целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения
страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим
народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:
на занятиях, в играх, в труде, в быту так как воспитывают в ребенке
не только патриотические чувства, но и формируют его
взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
1. Формирование патриотизма
Патриотическое воспитание ребенка - сложный
педагогический процесс. В основе его лежит формирование
патриотизма как личностного качества.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение
любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории,
культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и
проблемам.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и
патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм
применительно к ребенку старшего дошкольного возраста
определяется нами как его потребность участвовать во всех делах
на благо окружающих людей, представителей живой природы,
наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство
собственного достоинства; осознание себя частью окружающего
мира.
В период старшего дошкольного возраста развиваются
высокие социальные мотивы неблагородные чувства. Оттого, как
они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом
зависит все его последующее развитие. В этот период начинают
развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже
связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого
влияния- в языке народа, который усваивает ребенок, в народных
песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного
края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он
живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем
взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и
общении, которое направлено на раскрытие и формирование в
ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности,
приобщение к истокам национальной и региональной культуры,
природе родного края, воспитание эмоционально действенного
отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного
возраста - формирование у них потребности совершать добрые
дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и
развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость,
любознательность.
Задачи патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста включают:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства
сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства
сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе
родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих
национальных особенностей, чувства собственного достоинства,
как представителя своего народа, и толерантного отношения к
представителям других национальностей (сверстникам и их
родителям, соседям и другим людям).
Содержание патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста раскрывается следующим образом:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам,
традициям, народно-прикладному искусству, устному народному
творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками,
предками, родословной, семейными традициями; с детским садом
его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с
городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися
людьми, селянами прошлого и настоящего времени,
достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в
разные сезоны года, организация сезонного земледельческого
труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и
другое;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности
детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке,
растениях, животных в разные сезоны года в связи с
приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по
необходимости.
2. Цели и задачи программ по патриотическому воспитанию
Реализация программы направлена на решение следующих
задач:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по
организации работы по патриотическому воспитанию
2. Сформировать комплекс нормативно - правового и
организационно-методического обеспечения системы
патриотического воспитания.
3. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей
путем прикосновения к истории своей семьи
4. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине,
гордость за принадлежность к гражданам России
5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания
символов Российской Федерации - герба, Гимна, Флага.
6. Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного
встать на защиту государственных интересов страны.
Осуществление патриотического воспитания старших
дошкольников включает воспитание патриотических чувств, любви
к Родине, развитие интереса к народной культуре, к родному языку,
традициям и обычаям.
В настоящее время одной из острейших проблем является
воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные
учреждения, являясь начальным звеном системы образования,
призваны формировать у детей первое представление об
окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине,
своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить
нравственные ориентиры, способные вызвать чувства
самоуважения и единения.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым
близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом,
двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где
он получает радость от общения со сверстниками, и родная
природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно
ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все
начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький
человек.
Очень важным для воспитания патриотических чувств и
исторические знания. Знание истории необходимо для
формирования гражданской позиции растущего человека,
воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за
людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего
народа.
2.1.Каково же содержание проблемы?
Наиболее идеологически незащищенными оказались
дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание
целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению
педагогов, социологов и врачей, именно без духовность часто
приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным
внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более
двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде
привязанности к родной земле, языку, традициям начли
формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси Х-
XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания,
воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских .
Важное место в народной педагогике России занимали
пословицы и поговорки.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.
Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле,
где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что
«любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к
своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С.
Лихачёв.
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста
педагог должен правильно использовать источники
педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
А теперь давайте рассмотрим, что же включают в себя «Пути и
средства патриотического воспитания русского человека»:
1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
2. Взгляды на патриотизм в летописях.
3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма
(любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту
родной земли).
4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к
своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской
дружбе и прочее.
5. Героические и патриотические песни русского народа и их
воспитывающая роль
6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме,
смелости, трусости, предательстве. Их использование в
воспитательной работе с детьми.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её
сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего
народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык,
историю и культуру страны как свои собственные. Однако
национальная гордость не должна вырождаться в тупое
самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на
исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера
и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти,
обособлению, культурному застою.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего
детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм
обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он
прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не
будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить
чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в
основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего нравственного
авторитета среди других народов - авторитета, достойно
завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны
забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках,
литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в
XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только
передачей знаний». (Д. С. Лихачёв)
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна
стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом
продолжающим личность.
Исходя из выше изложенного наметились следующие
приоритеты:
1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка,
воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны
быть национальными. Это помогает детям с самого раннего
возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки,
пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном
творчестве как нигде сохранились особенности черты русского
характера, присущие ему нравственные ценности, представление о
добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя
детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем
самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным
ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом
сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные
детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая
заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и
поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции,
высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества
людей. Особое место в произведениях устного народного
творчества занимают уважительное отношение к труду,
восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому,
фольклор является богатейшим источником познавательного и
нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в
работе по патриотическому воспитанию занимают народные
праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками
тончайшие наблюдения за характерными особенностями,
поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения
непосредственно связанны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека во всей их целостности и
многообразии.
4. Другим важным направлением нашей работы является
ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она,
пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят
национальным изобразительным искусством.
5. Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она
не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с
природой своего края мы решаем не только природоохранные
задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.
6. Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень
интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у
детей. А зачем детям -дошкольникам нужны знания об истории
страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача
школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо,
необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные
достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к
её изучению в будущем.
В последние годы многие страницы истории
переосмысливаются, поэтому мы проявляем корректность в отборе
познавательного материала, учитываем возрастные особенности
восприятия и социальную подготовленность ребёнка.
3. Реализация программы патриотического воспитания
Поэтапная работа поданному направлению патриотического
воспитания реализуется по трем направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Методическое сопровождение.
Каждое из направлений связано между собой и включает в
себя:
1. Знакомство с родным городом, его историей
2. Знакомство с родным краем и Россией
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями
своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики,
стран.
В процессе реализации проекта по работе с детьми
используются: игры -занятия, игры - развлечения, праздники, ,
экскурсии, экскурсии на предприятия поселка , чтение
художественной литературы .
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в
тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных
примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям
демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только
родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны
оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах,
через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и
экскурсии.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения
детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью
знакомства с историческими местами (близкой истории),
памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея
и т.д.
Данный проект предполагает большую отдачу от самого
педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни
отдельного человека -героя и страны, а переосмыслить значимость
каждого отдельного события, его роли в развитии государства,
пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького
гражданина.
Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом
данного проекта, ведет подборка художественной литературы,
готовит презентации, посвященные памятным датам,
разрабатывает конспекты игр-занятий и сценарии развлечений
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает
в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы,
человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он
постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве
родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности
и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое
дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем
они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё
это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для
воспитания нравственных и патриотических чувств.
Чем мы можем гордиться так это своей историей. Мне хочется
пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру
великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от
фашизма и первопроходцев космоса.
Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти “Иванами”
не помнящими родства.
Заключение
Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому
образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому.
Объединяет эти чувства единая основа - привязанность и чувство
защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство
привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному
дому, то при соответствующей педагогической работе со временем
оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том,
чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной
природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны,
созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут
соотечественниками.
Методическая литература:
1.
Казакова И. Особенности патриотического воспитания
дошкольников // Обруч,2003-№6.-С.8-9.
2.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к
истокам русской народной культуры.-СПб: ООО
Изательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
3.
Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках
Отечества. Методическое пособие по патриотическому
воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4.
Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать
нравственно.- М. Флинта, 2012 г.
5.
Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2009.
6.
Савченко В. Авторизованная «Программа нравственно-
патриотического и духовного воспитания
дошкольников» .-СПб: ООО Издательство «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2013.
7.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.
М.: Педагогика, 1990.
—