Напоминание

"Развитие творческих способностей учащихся через внедрение проектного метода на уроках ИЗО"


Автор: Сычкина Людмила Геннадьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОБУ Башкирская гимназия
Населённый пункт: Село Большеустьикинское, Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся через внедрение проектного метода на уроках ИЗО"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие творческих способностей учащихся через

внедрение проектного метода на уроках ИЗО.

Л.Г.Сычкина

МОБУ Башкирская гимназия, с. Большеустьикинское

Мир, в котором мы живем, находится в постоянном изменении. И чем

дальше развивается человечество, тем перемены становятся все интенсивнее

и существеннее.

Школа будущего - школа «информационного века», в которой педагоги

делают все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и

знающим гражданином, способным решать все новые задачи, быстро

находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого

знания.

Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения

результативным в соответствии с требованиями жизни.

Самая актуальная проблема на сегодняшний день - что ожидает наших

учеников в будущем? Всем известно, что будущее потребует от них

огромного запаса знаний в области современных технологий. И поэтому все

школы стремятся построить процесс обучения и воспитания наиболее

эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновации.

Наверное потому, что образовательный процесс немыслим без поиска новых,

более эффективных технологий, призванных содействовать развитию

творческих способностей обучающихся, формированию навыков

саморазвития и самообразования.

И в связи с этим, стоящие перед современным образованием цели и

задачи меняются - от «усвоения знаний» акцент переносится на

формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-

ориентированный подход, где особое место занимает проектная

деятельность.

Из

многообразия

современных

образовательных

технологий,

как

ведущую

технологию

я

выбрала

проектную,

что

не

означает

полное

исключение иных, а предполагает лишь ее преобладание.

Почему именно этому методу я уделяю большое внимание?

Использование мною проектной работы, целью которой является

развитие творческой и познавательной активности учащихся, умений

самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и

творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему -

все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может

быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения. А

так же проектное обучение создает атмосферу творчества, интереса к

искусству, позволяет привлекать учеников с разными способностями,

придает им уверенность, положительно влияет на их отношение к

изобразительному искусству в целом.

Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха:

работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать

информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные

навыки.

Моя

главная

роль

на

уроке

организатор

учебного

процесса.

К

сожалению,

наш

сегодняшний

ученик

прежде

всего

исполнитель

воли

учителя.

Я убеждена, что пришло время, когда мне надо переосмыслить

свою

функцию:

учитель

нужен

для

того,

чтобы

создавать

условия

для

творческого развития каждого ребёнка, его самоорганизации, самоконтроля и

самооценивания.

Я

должна

научить

учеников

правильно

строить

свою

деятельность,

то

есть

быть

компетентными,

способными

выживать

в

современном быстроменяющемся мире.

Сущность проектного обучения. Проектное обучение часто

"называют методом проектов. У его истоков находился основоположник

прагматической педагогики Дж. Дьюи. Он предложил реформу школьной

системы. Школа должна решать практические задачи, которые предлагает

сама повседневная жизнь. Принципы дидактической системы, которую он

реализовывал в своей школе:

1) учет интересов детей;

2) учение через деятельность;

3) познание и знание являются следствием преодоления трудностей;

4) сотрудничество участников педагогического процесса;

5)

свободное творчество.

Эти принципы во многом характеризуют проектное обучение.

Метод проектов — это система учебно-познавательных приемов, которые

позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и

коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их

работы. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно

конструировать свои знания, развитие их критического и творческого

мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это

лежит в основе проектной деятельности.

В центре творческой деятельности находится ученик, который

проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются

замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех,

продемонстрировать другим свою компетентность.

Под проектной деятельностью учащихся мы понимаем

целенаправленную, творческую, результативную, групповую, ограниченную

определенным временем, деятельность.

Особенности метода:

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение

проблемы предусматривает: с одной стороны, использование совокупности

разнообразных методов, средств обучения, а с другой, необходимость

интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей

науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как

раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У

него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой

цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем

соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он

черпает из разных предметных областей только необходимые знания и

использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда

ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого

метода ученики не только получают су знания, но и обучаются приобретать

эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и

практических задач.

План работы над проектом.

Первый этап (проектировочный): погружение в проект (постановка

проблемы, выбор темы, актуальность, цель и задачи исследования);

1 . Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные

вопросы по этой теме.

2 . Классу предлагается объединиться в творческие группы и определить

ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу. .

4 .Класс знакомят с этапами проекта.

5. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это

сайт, презентация, публикация- обговорить структуру, если реальная модель,

как она может быть представлена( рис, описание модели, макет)

Второй этап (исследовательский): организация деятельности, поиск

информации, работа с источниками;

1. Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые

материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести

ученики.

2. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.

3 . Каждая группа работает по своему плану.

Третий этап (практический): осуществление деятельности, оформление

работы

Техника выполнения, материал.

Четвертый этап (заключительный): презентация результатов, защита

исследовательской работы.

1. Обговариваются критерии оценки итоговой работы.

2. Презентация или выступления групп: "Что получилось?": самое

интересное было...; мне понравилось...; чему научились.

Рефлексия (какие вопросы были наиболее сложными).

Например, тема проекта: «Дизайн интерьера».

Этапы работы:

1. Детская инициатива при изучении темы « Дизайн интерьера» Сбор

информации. Сообщения учителя по данной теме.

2. Детские сообщения по данной теме. (Дизайн интерьера, стили интерьера,

роль цвета в интерьере)

3. Выполнение эскизов отдельных деталей интерьера. Детские рисунки с

планом будущего интерьера.

4. Реализация проекта. Выполнение коллективной работы: перспективное

построение интерьера ( комнаты, детского кафе ),выполнение работы в цвете.

5. Защита проектов.

Метод проекта можно использовать по следующим темам:

«Иллюстрирование любимого художественного произведения».

«Образ человека — главная тема искусства».

«Эскиз снежного городка».

«Ах, карнавал!».

«Сложный мир исторической картины».

«Музеи изобразительного искусства и их роль в культуре».

«Знакомство с различными гарнитурами шрифтов, Искусство оформления

книги».

«Течения и направления в изобразительном искусстве 20 века».и другие.

Я решила начать работу по внедрению в обучение метода проектов с 7

класса, а именно при изучении темы "Ах, карнавал" (II семестр). Идею

подсказали сами ребята: им хотелось организовать выставку эскизов

карнавальных костюмов, а затем и показ самих костюмов, выполненных

своими руками. Мне предстояло испробовать метод проектов впервые.

Вопросов было больше, чем ответов: как приступить, как выявить проблему,

подвести детей к возможности ее сформулировать, определить и высказать. И

вот совместными усилиями выявлена проблема: создание выставки эскизов

костюмов в школе. Предстояло сформулировать задачи проекта, распределить

их по группам, обсудить возможные творческие решения.

Вдальнейшем была оформлена выставка эскизов костюмов и защита с

презентацией проекта.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:

Актуальность проблемы

Корректность методов исследования

Активность каждого участника проекта в соответствии с его

индивидуальными возможностями

Характер общения участников проекта

Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других

областей

Умение аргументировать свои заключения, выводы

Эстетика оформления проекта

Применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время

урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является

организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде

презентации.

Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и

выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют

возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию,

раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения,

вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики

показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.

В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим

является вовлечение учащихся в коллективную деятельность, что позволяет

приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах

в разнообразных качествах: организатор, теоретик, программист, сценарист,

«интернетчик», оформитель, докладчик и т.п.; использовать широкие

человеческие контакты; иметь разные точки зрения на одну проблему).

Преимущества групповых проектов:

У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества,

взаимоуважения, взаимопонимания.

Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного

лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных

сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы,

предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки

зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию

участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

Применение компьютера на уроках ИЗО с применением проектного

обучения не только возможно, но и необходимо, оно способствует

повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка

всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую

деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Мы имеем дело с проектным обучением, если:

учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных

знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных

способностей;

учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами

планируют ход и прогнозируют результаты работы;

участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую

деятельность;

сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;

учитель выводит педагогический процесс за стены школы в окружающий

мир;

участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;

учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;

учитель создает условия для коррекции работы над проектом;

учитель организует экспертизу проектов;

учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к

презентации, представляют и защищают его;

ученики анализируют свою работу над проектом.



В раздел образования