Автор: Сычкина Людмила Геннадьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОБУ Башкирская гимназия
Населённый пункт: Село Большеустьикинское, Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся через внедрение проектного метода на уроках ИЗО"
Раздел: среднее образование
Развитие творческих способностей учащихся через
внедрение проектного метода на уроках ИЗО.
Л.Г.Сычкина
МОБУ Башкирская гимназия, с. Большеустьикинское
Мир, в котором мы живем, находится в постоянном изменении. И чем
дальше развивается человечество, тем перемены становятся все интенсивнее
и существеннее.
Школа будущего - школа «информационного века», в которой педагоги
делают все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и
знающим гражданином, способным решать все новые задачи, быстро
находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого
знания.
Всё это заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения
результативным в соответствии с требованиями жизни.
Самая актуальная проблема на сегодняшний день - что ожидает наших
учеников в будущем? Всем известно, что будущее потребует от них
огромного запаса знаний в области современных технологий. И поэтому все
школы стремятся построить процесс обучения и воспитания наиболее
эффективно, внедряя в свою деятельность различные инновации.
Наверное потому, что образовательный процесс немыслим без поиска новых,
более эффективных технологий, призванных содействовать развитию
творческих способностей обучающихся, формированию навыков
саморазвития и самообразования.
И в связи с этим, стоящие перед современным образованием цели и
задачи меняются - от «усвоения знаний» акцент переносится на
формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-
ориентированный подход, где особое место занимает проектная
деятельность.
Из
многообразия
современных
образовательных
технологий,
как
ведущую
технологию
я
выбрала
проектную,
что
не
означает
полное
исключение иных, а предполагает лишь ее преобладание.
Почему именно этому методу я уделяю большое внимание?
Использование мною проектной работы, целью которой является
развитие творческой и познавательной активности учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и
творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему -
все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может
быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения. А
так же проектное обучение создает атмосферу творчества, интереса к
искусству, позволяет привлекать учеников с разными способностями,
придает им уверенность, положительно влияет на их отношение к
изобразительному искусству в целом.
Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха:
работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать
информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные
навыки.
Моя
главная
роль
на
уроке
–
организатор
учебного
процесса.
К
сожалению,
наш
сегодняшний
ученик
–
прежде
всего
исполнитель
воли
учителя.
Я убеждена, что пришло время, когда мне надо переосмыслить
свою
функцию:
учитель
нужен
для
того,
чтобы
создавать
условия
для
творческого развития каждого ребёнка, его самоорганизации, самоконтроля и
самооценивания.
Я
должна
научить
учеников
правильно
строить
свою
деятельность,
то
есть
быть
компетентными,
способными
выживать
в
современном быстроменяющемся мире.
Сущность проектного обучения. Проектное обучение часто
"называют методом проектов. У его истоков находился основоположник
прагматической педагогики Дж. Дьюи. Он предложил реформу школьной
системы. Школа должна решать практические задачи, которые предлагает
сама повседневная жизнь. Принципы дидактической системы, которую он
реализовывал в своей школе:
1) учет интересов детей;
2) учение через деятельность;
3) познание и знание являются следствием преодоления трудностей;
4) сотрудничество участников педагогического процесса;
5)
свободное творчество.
Эти принципы во многом характеризуют проектное обучение.
Метод проектов — это система учебно-познавательных приемов, которые
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и
коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их
работы. Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, развитие их критического и творческого
мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это
лежит в основе проектной деятельности.
В центре творческой деятельности находится ученик, который
проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются
замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех,
продемонстрировать другим свою компетентность.
Под проектной деятельностью учащихся мы понимаем
целенаправленную, творческую, результативную, групповую, ограниченную
определенным временем, деятельность.
Особенности метода:
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение
проблемы предусматривает: с одной стороны, использование совокупности
разнообразных методов, средств обучения, а с другой, необходимость
интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей
науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как
раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У
него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой
цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем
соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он
черпает из разных предметных областей только необходимые знания и
использует их в той деятельности, которая ему интересна.
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда
ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого
метода ученики не только получают су знания, но и обучаются приобретать
эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и
практических задач.
План работы над проектом.
Первый этап (проектировочный): погружение в проект (постановка
проблемы, выбор темы, актуальность, цель и задачи исследования);
1 . Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные
вопросы по этой теме.
2 . Классу предлагается объединиться в творческие группы и определить
ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу. .
4 .Класс знакомят с этапами проекта.
5. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это
сайт, презентация, публикация- обговорить структуру, если реальная модель,
как она может быть представлена( рис, описание модели, макет)
Второй этап (исследовательский): организация деятельности, поиск
информации, работа с источниками;
1. Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые
материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести
ученики.
2. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
3 . Каждая группа работает по своему плану.
Третий этап (практический): осуществление деятельности, оформление
работы
Техника выполнения, материал.
Четвертый этап (заключительный): презентация результатов, защита
исследовательской работы.
1. Обговариваются критерии оценки итоговой работы.
2. Презентация или выступления групп: "Что получилось?": самое
интересное было...; мне понравилось...; чему научились.
Рефлексия (какие вопросы были наиболее сложными).
Например, тема проекта: «Дизайн интерьера».
Этапы работы:
1. Детская инициатива при изучении темы « Дизайн интерьера» Сбор
информации. Сообщения учителя по данной теме.
2. Детские сообщения по данной теме. (Дизайн интерьера, стили интерьера,
роль цвета в интерьере)
3. Выполнение эскизов отдельных деталей интерьера. Детские рисунки с
планом будущего интерьера.
4. Реализация проекта. Выполнение коллективной работы: перспективное
построение интерьера ( комнаты, детского кафе ),выполнение работы в цвете.
5. Защита проектов.
Метод проекта можно использовать по следующим темам:
«Иллюстрирование любимого художественного произведения».
«Образ человека — главная тема искусства».
«Эскиз снежного городка».
«Ах, карнавал!».
«Сложный мир исторической картины».
«Музеи изобразительного искусства и их роль в культуре».
«Знакомство с различными гарнитурами шрифтов, Искусство оформления
книги».
«Течения и направления в изобразительном искусстве 20 века».и другие.
Я решила начать работу по внедрению в обучение метода проектов с 7
класса, а именно при изучении темы "Ах, карнавал" (II семестр). Идею
подсказали сами ребята: им хотелось организовать выставку эскизов
карнавальных костюмов, а затем и показ самих костюмов, выполненных
своими руками. Мне предстояло испробовать метод проектов впервые.
Вопросов было больше, чем ответов: как приступить, как выявить проблему,
подвести детей к возможности ее сформулировать, определить и высказать. И
вот совместными усилиями выявлена проблема: создание выставки эскизов
костюмов в школе. Предстояло сформулировать задачи проекта, распределить
их по группам, обсудить возможные творческие решения.
Вдальнейшем была оформлена выставка эскизов костюмов и защита с
презентацией проекта.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:
Актуальность проблемы
Корректность методов исследования
Активность каждого участника проекта в соответствии с его
индивидуальными возможностями
Характер общения участников проекта
Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других
областей
Умение аргументировать свои заключения, выводы
Эстетика оформления проекта
Применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время
урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является
организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде
презентации.
Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и
выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют
возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию,
раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения,
вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики
показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.
В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим
является вовлечение учащихся в коллективную деятельность, что позволяет
приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах
в разнообразных качествах: организатор, теоретик, программист, сценарист,
«интернетчик», оформитель, докладчик и т.п.; использовать широкие
человеческие контакты; иметь разные точки зрения на одну проблему).
Преимущества групповых проектов:
У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества,
взаимоуважения, взаимопонимания.
Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного
лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных
сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы,
предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки
зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию
участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
Применение компьютера на уроках ИЗО с применением проектного
обучения не только возможно, но и необходимо, оно способствует
повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка
всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую
деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.
Мы имеем дело с проектным обучением, если:
учитель ориентируется не только на получение учащимися предметных
знаний, но и на развитие их мыслительных, творческих и коммуникативных
способностей;
учащиеся приняли тему проекта как личностно значимую проблему; сами
планируют ход и прогнозируют результаты работы;
участники проекта сами организуют себя на дело и осуществляют поисковую
деятельность;
сами отбирают необходимые средства для осуществления проекта;
учитель выводит педагогический процесс за стены школы в окружающий
мир;
участники проекта информируют друг друга о ходе работы над проектом;
учитель консультирует ребят на всех этапах работы над проектом;
учитель создает условия для коррекции работы над проектом;
учитель организует экспертизу проектов;
учитель организует публичную защиту проектов, а ученики готовят проект к
презентации, представляют и защищают его;
ученики анализируют свою работу над проектом.