Автор: Лысенко Ольга Вячеславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Таштыпский районный Центр детского творчества"
Населённый пункт: село Таштып, республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игровая технология, как средство формирования коммуникативных компетенций".
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Таштыпский районный Центр детского творчества»
Методическая разработка
Мастер – класса
«Игровая технология, как средство формирования
коммуникативных компетенций».
Разработал: педагог
дополнительного образования
Лысенко Ольга Вячеславовна
Таштып, 2017
Пояснительная записка
Тема: «Игровая технология, как средство формирования
коммуникативных компетенций».
Цель: представление опыта работы по использованию игровых
технологий для формирования коммуникативных компетенций
учащихся.
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования,
классные руководители.
Требования к материальному обеспечению мастер – класса:
оборудование: мультимедиа – проектор, экран, раздаточный
материал, бумага А4, фломастеры, ручки.
Мастер-класс для педагогов рассчитан на неограниченное
количество участников. Продолжительность — 35 минут.
Занятие для педагогов включает в себя две части: теоретическую и
практическую.
Ход мастер-класса:
1. Организационная часть.
Вступление:
Разрешите представиться - Лысенко О.В. – педагог
дополнительного образования ЦДТ.
Тема моего мастер класса «Игровая технология, как средство
формирования коммуникативных компетенций»
Мастер-класс для педагогов проводится с целью развития
профессионального самосознания, творческого потенциала
личности, развития коммуникативной компетентности педагогов.
Несмотря на то, что здесь собрались специалисты высокого уровня,
я предлагаю вам пройти своеобразный тест-экспромт на проверку
профессионализма. (Упражнение на установление контакта с
участниками мастер-класса):
- Итак, если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения
взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая
информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их
потребностей и интересов, то помашите рукой.
- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!
Спасибо, вы все с честью выдержали испытание.
Что наша жизнь? Игра! А что же значит игра для ребёнка? Важна и
нужна ли она ему? Об этом и многом другом мы сегодня с вами
поговорим и конечно поиграем.
Наступило 1 сентября. Опять встречаю своих кружковцев. Меня
всегда волнует вопрос, как сделать так, чтобы детям было весело и
интересно, как сплотить детский коллектив единомышленников?
От того, насколько дружен коллектив, зависит психологическое
состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в
группе зависит и степень усвоения программы, формирование
личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая
роль, конечно, принадлежит педагогу дополнительного
образования.
Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая
и ответственная работа. И здесь авторитет педагога чрезвычайно
велик.
Развитию сплоченности класса способствует любая коллективная
деятельность, направленная на достижение общей цели. Это может
быть подготовка к какому-то мероприятию, оформление помещения
к празднику, и даже уборка кабинета. В этом году мы совместно с
ребятами провели ремонт нашего кабинета: поклеили обои.
Сегодня ценностью является не то, где мир воспринимается по
схеме знаю - не знаю, умею - не умею, а где есть тезис ищу - и
нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю. Подвести детей к
этим действиям как раз и помогут игровые технологии. Ведь
главные качества игры – это свобода действий, эмоциональная
насыщенность, творческая активность, изобретательность,
общение, коммуникативность.
От уровня развития коммуникативной компетенции ребенка, во
многом зависит процесс адаптации его в социуме. Детям с низким
уровнем коммуникативных способностей труднее найти себе
друзей для общения, для игр. Такие дети не могут участвовать в
коллективном обсуждении, так как им трудно сформулировать свои
ответы на уроках, построить грамматически и синтаксически
правильную речь.
Поэтому далеко не каждый ребенок может проявить себя в учебной
деятельности, а вот проявить себя в игровой деятельности может
каждый. Словно волшебная палочка, ИГРА может изменить
отношение детей ко всему.
Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребёнка
смирно стоять – он не простоит и двух секунд, но если это действие
включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута.
Вспомните старинную припевку: «Море волнуется - раз, море
волнуется – два, море волнуется – три, на месте фигура замри!»
ведь замирают самые непоседливые девочки и мальчики, даже на
одной ножке. Воспитательное значение игры, её влияние на
развитие личности ребёнка трудно переоценить.
У игры несколько функций: обучающая, развивающая,
коммуникативная, рефлексивная, даже психотерапевтическая.
Доказано, что с ее помощью развиваются универсальные учебные
действия.
-личностные: навыки сотрудничества в различных ситуациях,
умение не создавать конфликта и находить выходы из спорных
ситуаций;
-регулятивные : выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее решения, использовать речь
для оформления результата своего действия;
-познавательные –принимать правила и пользоваться
инструкциями, контролировать и оценивать процесс и результат
деятельности;
-коммуникативные -договариваться о распределении функций и
роли в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих, разрешать конфликты на
основе учета интересов и позиций всех участников;
Понятно, что игра возможна с соблюдением некоторых
обязательных условий:
-наличие участников;
-наличие правил игры; итога игры;
-наличие игрового пространства и игрового времени;
-наличие сюжета игры;
Для реализации цели и задач, определенных моей программой, в
своей практической деятельности применяю современные
педагогические
технологии:
технологии личностно-ориентированного и развивающего
обучения:
здоровье сберегающие технологии;
игровые технологии;
коммуникативные технологии;
проблемно-диалоговые технологии,
технология коллективного творческого воспитания.
В работе с дошкольниками и младшими школьниками активно
использую
игровые технологии, которые развивают
познавательную активность
учащихся, способствуют развитию
многих качеств личности. Мной широко
используются сюжетно-
ролевые, деловые, интеллектуальные игры,
викторины и т.д.
Эффективность занятий во многом зависит от комфортного
психологического климата. Если ребенку будет неуютно в
объединении, то он больше не придет на занятие, поэтому я
стараюсь с первых дней наладить доброжелательные и
доверительные отношения с детьми.
Благодаря созданному благоприятному психологическому климату я
могу решить сразу несколько задач, это:
качество учебного процесса;
посещаемость занятий;
организация творческой деятельности.
Второй составляющей эффективности образовательного процесса
является продуманность хода каждого занятия. Все дети на
протяжении всего занятия должны быть
заняты, иначе у них быстро пропадет интерес, и это так же
отражается на посещаемости занятий объединения. Чтобы занятие
было интересным и увлекательным, я стараюсь придерживаться
следующих правил:
чередование трудовой и познавательной деятельности детей;
включение в занятие игр;
тщательное продумывание практической части занятия.
Цель формирования устойчивого межличностного взаимодействия,
оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и
поведению других реализуется в использовании и проведении
таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Клубок», «10
секунд» «Автопортрет», «Карета», «Ладошки», «Подумай и ответь»
(за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои
любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод
незаконченных предложений) – темы разнообразны: «Я люблю,
когда…», «Когда меня обижают…», «Меня беспокоит…», что
развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности. Разбор
конфликтной ситуации на «Коврике злости», где можно
проговорить свои претензии и обиды, а затем «вытоптать» свой
гнев в «Уголке топанья». При желании ребенок может взять
стаканчик для крика и отреагировать свой гнев через крик. Все
эти предметы помогают ребенку выразить злость, обиду, но не на
реального человека.
Для того чтобы научить детей совершать добрые поступки, дела в
группе «появилась» копилка «Добрых дел». В этой копилке
хранятся добрые поступки и хорошие дела. В конце каждой недели
мы подводим итог и выясняем, кто из ребят совершил больше всех
хороших поступков и замечательных дел. Они награждаются
медалями – жетонами. Повышению чувства уверенности в себе
способствуют упражнения типа «Хвалебные бусы»: каждый
ребенок по очереди называет уникальные качества одного из детей,
нанизывая бусины на нитку.
У каждого коллектива должны быть свои традиции. У нас они тоже
есть. В кабинете есть уголок именинника, где перечислены все
фамилии , имена ребят и когда приближается его день рождения, на
его фамилии оказывается бабочка и все уже видят, кто у нас сегодня
именинник. Каждый ребенок в этот день получает в подарок от
кружка блокнот и «чемодан пожеланий» (все дети пишут
пожелания имениннику, которые затем складываются в конверт).
Неизменными остаются «поцелуйная команда» и конечно же
чаепитие. Очень нас сближают совместные поездки, экскурсии.
Есть у нас еще одна хорошая традиция – каждый из ребят
выпускников пишет сам себе письмо, каким бы он хотел видеть
себя через 5 или 10 лет. Письма вставляются в бутылку и она
заливается воском. Бутылка подписывается и ждет своего часа. И
вот так , уча и учась учащиеся разных моих выпусков достигли
определенных результатов: 6 из них избрали профессию педагога, 4
– профессию журналиста, все они уже работают. В этом году в
Томский педагогический колледж поступила лучшая вожатая
кружка «Затейник». 2 года подряд, работая вожатой на детской
площадке, он поняла, что ее призвание работа с детьми.
2.Практическая часть:
Уважаемые коллеги, прошу вас подписать бейджики теми именами,
которыми бы вы хотели, чтобы вас называли на нашем мастер-
классе.
Я хочу познакомить вас с некоторыми тренинговыми
приемами, которые можно применить для учащихся любого
возраста, для того, чтобы сплотить детский коллектив
Упражнение «Десять секунд».
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать
друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать
созданию позитивного эмоционального единства группы.
Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью.
Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос.
Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти
людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. Распределиться
на группы:
По росту;
по наличию часов на руках;
по цвету обуви;
по длине волос
по цвету на бейджике.
«Комплимент». Это упражнение выполняется в кругу. Ребята
перебрасываются мячом, параллельно выполняя какое-либо
задание. Например, говоря что-нибудь хорошее тому, кому кидают
мяч.
«Ладошка». Нарисуй ладошку, на пальцах напиши свои лучшие
качества, посередине имя. В этом упражнении дети учатся
оценивать себя и других. Если ребенок затрудняется найти
качество, другие дети помогают ему в этом. Далее ладошки можно
повесить в уголке
Упражнение «Объявление в газету»
Учащимся раздаются листы бумаги и дается задача
написать объявление в газету, в рубрику «Ищу друга».
Работа не подписывается. Затем объявления сдаются
ведущему, который просит участников
освободить
места и на сиденьях раскладывает объявления.
Учащиеся должны пройти по кругу, прочитать все
объявления и поставить
крестики на тех трех
объявлениях, которые понравились больше всего.
После чего зачитываются и анализируются только те
объявления, которые набрали наибольшее количество
крестиков. Это позволяет выделить неконструктивные
требования к партнерам по общению, сократить их
количество.
«Групповой рисунок по кругу».
Всем участникам выдаются листы бумаги формата А4 и
карандаши (фломастеры). Задача задумав картину (пейзаж за окном
путешественника), нарисовать только
один ее элемент, после чего
листок передается соседу
слева. Таким образом, каждый участник
получает
листок с одним элементом. Задача
дорисовать один
элемент и передать соседу слева. Рисунки передаются
до тех пор,
пока круг не замыкается. Обсуждается
целостность получившихся
картин, привлекательность
для «автора».
Упражнение позволяет
развивать
эмпатию
участников,
умение видеть позицию другого, в
целостном действии
развивает сплоченность коллектива.
«Групповой рисунок по кругу».
Упражнение позволяет развивать
сплоченность
группы, двигаясь от стадии к стадии, от работы на
личном пространстве до работы на общей
территории. работа
выполняется в два этапа.
На первом этапе -
индивидуальный
рисунок,
на втором
групповая работа.
«Автопортрет»
Материалы: игровые листки по количеству участников. Игровой
листок представляет собой лист А4, согнутый пополам. Нижняя
половина каждого листа согнута на полоски по количеству
участников.
Исходное положение участников: участники сидят за столом,
каждому участнику ведущий выдает игровой листок.
Задание: каждому участнику нарисовать на верхней половине
игрового листка (не согнутой на полоски) свой автопортрет, не
подписывая его.
Время на выполнение: 5 минут.
Правила:
1. По истечении времени на выполнение участники сдают
автопортреты ведущему.
2. Ведущий перемешивает их и раздает участникам в произвольном
порядке.
3. Каждый участник пишет на самой нижней полоске под
автопортретом те качества характера, которые как ему кажется
присущи нарисованному портрету.
4. После этого участник загибает полоску, на которой писал, на
обратную сторону игрового листка и передает его по кругу.
5. Участникам нельзя смотреть на предыдущие записи.
6. Участники, получившие свой автопортрет, также заполняют
полоску.
7. Когда портреты «обошли» весь круг, ведущий собирает их. Затем
участники разбирают автопортреты.
8. По желанию каждый участник может высказаться о надписях
под своим автопортретом, показать их другим участникам.
«Маятник»
Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоянии
стоит один из учащихся. Он начинает падать в какую-либо сторону,
не сгибая колен. Группа ловит его и передает в другую сторону.
Важно, чтобы стоящие в кругу занимали удобное положение для
поддержки «маятника»: правая нога вперед, левая сзади в упоре,
руки ладонями вперед. От группы требуется большое внимание и
аккуратность, необходимо помогать другу, ловить и передавать
стоящего внутри круга. Группа должна работать совместно так,
чтобы «маятнику» было комфортно и безопасно.
«Карета»
Группе необходимо построить карету из присутствующих людей..
Во время выполнения задания педагогу необходимо наблюдать за
поведением учащихся: кто организовывает работу, к кому
прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает.
Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах
человека:
крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в
сложной ситуации;
двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие
коммуникативные способности (умеющие договариваться,
взаимодействовать с окружающими);
сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень
трудолюбивые и ответственные;
лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;
кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.
Если учащийся выбирает себе роль , который открывает дверь или
едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но
не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению
тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).
После того как карета готова, ребята садятся в круг, обсуждают
произошедшее, а затем педагог объясняет им значение тех «ролей»,
которые они выбрали.
Упражнение «Волшебные конфеты»
Цель: развитие чувства эмпатии.
Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны
определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не
простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников
и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут
стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем
людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания детей:
пусть они избавятся от болезней
пусть никогда не умирают
пусть все долго живут
пусть у всех будет дом
пусть у всех будет обед
пусть все хорошо живут
пусть все дружно живут
пусть все будут счастливы
И ТОГ:
ДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!
Всем спасибо!!!
Подводя итог, ведущий повторяет те качества, которые
объединяют
группу, подчеркивает важность личностного роста в противовес
требованиям к окружающим, а также отмечает, что в каждом
человеке можно
найти нечто позитивное и каждому сказать
комплимент, ведь поддержка друг друга в
группе является
фундаментом
благоприятного социально
психологического климата.
Рефлексия
Упражнение «Ладошка»
Цель: получение обратной связи, рефлексия.
Инструкция: участникам на листах бумаги предлагается нарисовать
свою ладонь. На каждом пальце им необходимо дописать
незаконченное предложение:
большой палец - «Мне понравилось…»
указательный – «Я узнал…»
средний – «Меня удивило…»
безымянный – «Я понял…»
мизинец – «Я почувствовал…»
Завершение тренинга: Все участники встают в круг, руки кладут
друг другу на плечи и по очереди говорят соседу справа пожелание
на букву его имени. Затем все участники хором кричат «Спасибо»
Затем проводится ритуал прощания: «Солнышко», дети кладут
руки ладошками на руку ведущему и произносят « До новых
встреч!».
Будьте внимательны к своим детям, играйте с ними, играйте вместе
с ними, учите их играть, учитесь у своих детей и радуйтесь новым
успехам ваших ребят.
Благодарю за внимание!
Список литературы
•
Выгодский Л.С. Психология развития ребенка. М,2006
•
Сенько Ю.В. Педагогика понимания. Учебное пособие. М.:
Дрофа, 2007.
•
Профессия – учитель. Учебное пособие для профильной и
профессиональной ориентации и профессионального
обучения школьников. А.В. Роботова, И.Г. Шапошникова – М.:
Академия, 2009.
•
Золотарева А.В., Соловьева И.О, Соловьева Н.В. Педагогика
дополнительного образования. – Воронеж, 2008.
•
Воронкова, Л.В. Игровые программы: Аттракционы.
Шуточные забавы. Сюжетно- ролевые игры. /Л.В. Воронкова.
– М.: Педагогическое общество.
России.- 2005.
•
Гапонова, Н.Л. Весёлые каникулы. /Н.Л. Гапонова, Н.Л.
Поспелов – Погорельский. ДДТ«Солнышко» – Шадринск.-
2005.
•
Игры викторины, конкурсы в начальной школе: кто хочет стать
отличником? 3-е изд. – Москва: ИКЦ «Март», Ростов н/Д:
Издательский центр «Март», 2005. – 160 с.
•
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, КАК?/Ю.Б.
Гиппенрейтер - М., 2005, с.261
•
Иванов И. П. Воспитывать коллективистов./И.П.Иванов - М.,
2006.
•
Ильин Е.Н. Путь к ученику/Е.Н. Ильин. –М.,2007.