Автор: Гевко Мария Ивановна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: МБОУ "Прогимназия "Радуга"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Воспитательный час
Тема: "Добру откроются сердца"
Раздел: начальное образование
МБОУ «ПРОГИМНАЗИЯ «РАДУГА»
Добру откроются сердца
Открытый воспитательный час
Подготовила и провела
воспитатель ГПД
Гевко М. И.
г. Курск
2017
Цели и задачи:
ЛИЧНОСТНЫЕ
- формирование этических норм поведения и общения друг с другом, раз-
витие эмоционально-ценностной сферы учащихся;
- самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать и способ-
ной совершать добрые поступки ради других;
- воспитание у детей человеколюбия, доброты, сопереживания, добросер-
дечия, сочувствия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, пла-
нировать достижения этой цели;
- оценивание полученного творческого продукта и соотнесение его с на-
чальным замыслом;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
- построение логической цепи рассуждений;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
КОММУНИКАТИВНЫЕ
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признание возможности существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою.
Форма проведения: тематический воспитательный час
Методы проведения:
поисковые;
дискуссионные;
игровые
(моделирование
жизненно-важных
ситуаций
в
сюжетной
игре);
беседа;
наблюдение.
2
Ход мероприятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые
глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу!
Улыбнитесь! Предлагаю всем встать в круг.
Нарисуйте в своем воображении цветок хорошего настроения.
Слайд 1
Положите его на ладонь. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки,
ваше сердце, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музы-
ка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите хорошее настроение это-
го цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появ-
ляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше
тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хо-
рошо и радостно становится вашей душе...
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу
настроение.
3
Спасибо. А теперь я предлагаю выбрать любой цветок и приглашаю за-
нять свои места за столами с вашим цветом. Вот мы и разделились на группы.
2. Вступительное слово
Ребята, я знаю, что все дети любят сказки. Послушайте одну из них.
Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. (Слайд 1) Скучно ей
было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, про-
жившему сто лет, волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней
всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром.
Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5
прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, сказал дедушка-волшебник. – Одну зовут Радость, другую
– Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, – ответил волшебник, – они все хороши. И ты в жизни еще
встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и
будет тебе подружкой на всю жизнь.
Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку. Де-
вушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.
- А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав
куплет из песни.
Слайд 2
4
5
Песня «Дорогою добра»
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь не ведом.
Иди мой друг, всегда
Иди дорогою добра.
По какой дороге пошли девушки?
Как вы думаете, как звали девушку, с которой решила подружиться Лю-
бовь?
О чем пойдет сегодня речь?
Вы совершенно правы – именно о доброте, которая всегда радует и согре-
вает душу и будет наш разговор.
- А где живёт доброта? (Ответы детей.)
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах
- Как вы думаете, какова тема нашего воспитательного часа?
И тема нашего воспитательного часа:
«Добру откроются сердца»
Слайд 3
А с чем можно сравнить доброту?
6
Когда у вас в классе, дома всё хорошо, какое у всех настроение?
Всем становится теплее, правда?
Так на что похожа доброта?
Да, на солнышко!
7
Слайд 4
Есть даже такая пословица: «Доброта, что солнце». Когда солнышко све-
тит – хорошо, а когда все кругом добрые – ещё лучше. Солнышко будет нас со-
гревать своими лучиками.
В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Передавая друг дру-
гу это солнышко, продолжите фразу: «Добрый человек тот, кто…»
Только попробуйте не повторяться.
Спасибо, ребята, за добрые слова.
Слайд 5
8
Посмотрите, какое понятие слову «Доброта» дано в словаре Ожегова: это
чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать
добро другим.
А как много слов образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их об-
разовать, и наше солнышко засияет ещё ярче.
Слайд 6
Доброта
сердце
добросердечный
сосед
добрососедство
совесть
добросовестный
9
нрав
добронравный
душа
добродушный
воля
доброволец
порядок
добропорядочный
Проверим наши добрые слова
Слайд 7
А какие вы совершали добрые дела?
Какие чувства вы испытывали, когда делали что-то доброе?
Значит, добрые поступки делают нас и других счастливее, приносят ра-
дость и удовольствие.
Ребята, как по-вашему, что такое добро?
Что такое добро?
Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха, ветра глоточек.
Ты его подари, и оно возвернется,
У кого-то сильней просто сердце забьется.
Физкультминутка
Если добрые (хорошие) слова, то хлопаем. Если плохие слова, то приседа-
ем.
Лентяй, волшебник, чуткость, забияка, нежность, сердечность, драчун, ра-
душие, душевность, теплота, лодырь, вежливый, замечательный, красота, ласка,
лентяище и т. д.
Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его
правильно.
Слайд 8
10
Послушайте одну ситуацию
Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой чело-
век, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение,
и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных
мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздох-
нула.
- Куда тебе ехать, бабка? – спросил её парень.
- А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.
- Садись уж, раз едешь.
- Спасибо, милок.
- И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?
И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор со-
вести.
- Какой поступок совершил молодой человек?
(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)
- А почему он это сделал?
(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; по-
тому что надо место уступать)
- А как он это сделал?
11
(Плохо, обидел старушку.)
Вы
совершенно
правы,
ребята.
Сделал
он
это
некрасиво,
грубо,
и
ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной
ситуации?
Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была
приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёр-
кивая, что ты совершаешь хороший поступок.
А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций, они ле-
жат у вас на столах. Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все
вместе дадим оценку этих ситуаций.
1.
Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой
во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка,
шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упа-
ла. Мальчишка подошёл и с укором сказал: «Что ж вы, бабуля, такая невнима -
тельная? Так и кости переломать можно.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
2.
Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес и
на дереве увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе мальчика пи-
щали птенцы. Илья не тронул птичье жильё. Он посыпал на траву хлеб и ти-
хонько отошёл.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
3.
Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать прино-
сить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старуш-
ке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся
деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.
Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?
Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь,
что вы не только говорите, но и поступаете правильно.
- Как вы думаете, а всегда ли человеку удаётся быть добрым? Легко ли
быть добрым?
Стихотворение «Добрым быть совсем не просто»
Добрым быть совсем непросто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Действительно, добрым быть очень непросто. И иногда мы совершаем
плохие поступки.
12
Упражнение «Клубочек плохих поступков»
Ребята, но не всегда мы бываем добры.
Попрошу выйти ……..
У меня в руках клубочек плохих поступков. И сейчас мы будем их совер-
шать по отношению к ……. Каждый называет плохой поступок, который когда-
то совершил. (При этом опутываю ученика, постепенно) Ребята, как вы думаете,
а как …… себя чувствует? А как вы чувствуете себя? А ведь на его месте может
быть каждый из нас. Что надо сделать, чтобы у нашего одноклассника появи-
лась улыбка? (Сказать доброе слово)
Дети говорят, я – разрезаю нити.
А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать
картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.
(На доске контуры дома ,на который дети должны выставить кирпичики посло-
виц)
Задание 1. У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины.
На каждом кирпичике написана часть пословицы.
Начинаем строить дом из кирпичиков мудрости и понимания.
Соедините половинки пословиц о доброте, и каждый свою пословицу
укрепите на доске.
Добрыми делами славен человек.
Злой не верит, что есть добрый.
Доброе слово и кошке приятно.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Доброе слово лечит, злое калечит.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
За доброго человека сто рук.
Добрые умирают, да дела их живут.
Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад. И это будет «Де-
рево Добра»
(На доске – макет дерева на ватмане)
Проектная работа – «Дерево Добра»
Вам предлагается набор различных слов на листочках.
13
Задание 2. Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку.
Запишите эти слова на листочках. И прикрепите их на дерево. (Работа в груп-
пах). Молодцы!!!
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый
14
(Выполняют задание.)
Какие качества выбрали
И вот наше дерево распустило красивые листочки.
И мы совершили чудо – мы вырастили «Дерево Добра»!
Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты. Возьмите
свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека класса.
Слайд 9
Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.
Помните:
Добрые слова – корни
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады.
Слайд 10
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте
его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
- Как вы думаете, где находится сад и дом Доброты у каждого человека?
- В сердце!
Слайд 11
- Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Добру откроются сердца!
А для ваших добрых сердец я хочу подарить каждому золотой ключик.
Слайд 12
Звучит музыка «Дорогою добра»
Открывайте свои сердца чаще этим ключиком, впускайте в свои сердца добро-
ту и дарите её людям.