Напоминание

Дистанционные технологии обучения


Автор: Максютова Райхан Анваровна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ СОШ№19
Населённый пункт: г.Ишимбай МР Ишимбайский район Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Дистанционные технологии обучения
Раздел: среднее образование





Назад





Дистанционные технологии обучения в школе
Одним из основных требований современного образовательного процесса является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка. Оптимизация процесса обучения подразумевает выбор такой методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил обучающихся и учителя. Достижению данной цели способствуют инновационные технологии, широко применяемые в учебном процессе. В современной школе успешно используются дистанционные технологии обучения. Дистанционные технологии обучения представляют с о б о й совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на о с н о в е и с п о л ь з о в а н и я с о в р е м е н н ы х и н ф о р м а ц и о н н ы х и телекоммуникационных технологий. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и of- line. Преимущества дистанционного обучения:  возможность on- line и of-line обучения;  возможность одновременного обучения большого количества желающих;  экономичность дистанционного обучения выражается в снижении затрат на учебный процесс и связанные с ним дополнительные расходы (не требуется приезжать к месту учебы, тратить много времени и средств на проезд);  возможность создания единой образовательной базы. Цели организации дистанционного обучения: -предоставление обучающимся доступа к качественному образованию; -обеспечение возможности изучения учебных предметов на расширенном и углубленном уровне, активного участия в олимпиадах и конкурсах; -включение в процесс обучения новых учебных предметов за рамками основных образовательных программ общего образования; -организация консультаций по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ; -проведение онлайн - консультаций для обучающихся сельских малокомплектных школ; -обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности получить образовательные услуги в традиционной форме. Учитывая возможно сти и преимуще ства д и с т а н ц и о н н ы х образовательных технологий, в 2014 году на базе школы была создана
инновационная площадка «Дистанционные образовательные технологии в формировании инновационного образовательного пространства школы ». В рамках инновационной площадки началась экспериментальная работа по следующим направлениям: 1.Работа с онлайн - платформой УЧИ.ру. 2.Работа с образовательным Интернет-ресурсом «ЯКласс». 3.Деятельность школьного образовательного сайта дистанционного обучения. 4.Проведение онлайн - консультаций для обучающихся сельских школ по подготовкек ОГЭ.

Учи.ру — это онлайн- платформа, где обучающиеся изучают школьные предметы в интерактивной форме. Процесс обучения строится на выполнении интерактивных заданий, которые соответствуют школьной̆ программе. Задания моделируют ситуации из реальной жизни, знакомые каждому ребенку. Учи.ру строит диалог с учеником. Система реагирует на действия обучающегося и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задает уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению. На платформе реализованы курсы по математике и по русскому языку для начальной школы. Эта система позволяет с помощью компьютера, интерактивной доски и сайта Учи.ру проводить обучение в игровой форме, использовать задания для объяснения новой темы, закрепления и повторения пройденного материала, организации групповой работы. Это отличный способ сделать уроки по математике и русскому языку еще более яркими и интересными. А так же индивидуализирует обучение и помогает выстроить программу для каждого обучающегося. С помощью специально продуманных интерактивных заданий и рекомендательной системы дети самостоятельно, без чьей-либо внешней помощи, изучают математику и русский язык. Когда обучающийся не справляется с заданием, система дает ему интерактивные подсказки, чтобы он мог сам разобраться. Если он очень хорошо справляется с темой, всё уже знает, то ему предлагаются более сложные задачи. Обучающиеся последовательно переходят от одной темы к другой, пока не усвоят курс полностью. Они учатся в комфортном темпе и получают только те задания, которые направлены на качественное улучшение их знаний. Система Учи.ру автоматически подбирает уровень сложности и строит индивидуальную образовательную траекторию. Обучающиеся самостоятельно занимаются в школе и дома, а учителя в своём личном кабинете на сайте могут изучить все интерактивные задания, отследить успеваемость обучающихся с помощью наглядной статистики. Имеется возможность узнать, сколько заданий выполнили обучающиеся,
сколько времени было затрачено на их выполнение, какие задания и темы вызвали наибольшую сложность. Учи.ру помогает обучающимся улучшить результаты в учёбе, повысить мотивацию и уверенность в себе. Новые возможности в преподавании предметов открывает образовательный интернет – ресурс «ЯКласс». Это эффективный вспомогательный инструмент для школьного образования, которым могут воспользоваться не только учителя и обучающиеся, но и их родители. Что даёт «ЯКласс» учителю? 1. Развитие навыков работы с информационными технологиями. 2. Иллюстрированное объяснение темы урока. 3. Проведение тестовых и проверочных работ (как в классе, так и дома), диагностики знаний учащихся. Очень часто применяется этот этап, так как «ЯКласс» решает проблему списывания друг у друга, а так же с ГДЗ. Каждый обучающийся при выполнении тестовой или проверочной работы получает свой вариант. Огромное количество заданий позволяет ученику работать самостоятельно. После выполнения работы школьник может ознакомиться с её результатом и сделать работу над ошибками, пройдя тест заново. При этом он не может просто скопировать правильный ответ, так как условие задачи меняется при повторном решении . 4. Автоматизирование процесса проверки заданий. Эта функция освобождает учителя от проверки огромного числа работ. После выполнения заданий учащимися, учитель может распечатать протокол с оценками, где отражается результат каждого задания. 5. Дистанционное обучение. «ЯКласс» удобно использовать для обучения в период, когда дети не могут посещать школу из-за погодных условий или болезни. Учитель может посоветовать изучить обучающимся новый материал, предложенный данным ресурсом или выставить в «ЯКлассе» своё видеообъяснение. Для отработки изученного материала ребятам предлагается выполнить практические задания. По окончанию работы, учитель получает протокол с результатом, анализируя который, может сделать вывод об усвоении материала тем или иным учеником. Обучающимся, которые слабо усвоили материал, учитель может предложить дополнительные задания, предварительно ещё раз объяснив материал. 6. Повышение успеваемости. В результате решения большого числа задач, повышается успеваемость обучающихся по предмету. Выполняя задания, ребята накапливают кристаллы, при помощи которых получают рейтинг в классе и по школе. Такого рода соревнования повышают мотивацию ребят, ежедневно обмениваются информацией о количестве набранных кристаллов.
Что даёт «ЯКласс» обучающемуся? 1. Повторение нужной темы. 2. Подготовка к контрольным работам и к экзамену. 3. Анализ домашней и проверочной работы и возможность выполнить работу над ошибками. 4. Участие в ТОПах – это возможность проявить себя и стать лидером в классе. В разделе «Портфолио учащегося» родители могут отслеживать результаты своего ребёнка. В лице «ЯКласс» родители получают своего рода виртуального репетитора, который может объяснить решение задач. Интернет – ресурс «ЯКласс» - это интерактивный тренажёр по многим предметам. С его применением урок становиться более интересным и увлекательным, подготовка к которому занимает мало времени у учителя. Также был создан сайт дистанционного обучения на основе системы управления электронными курсами Moodle. Moodlе — это свободная система управления обучением, ориентированная на организацию взаимодействия между учителем и обучающимися. Почему Moodle? 1. Бесплатная; 2. Имеет интуитивно понятный интерфейс; 3. Поддерживает различные внешние виды целого сайта либо отдельных курсов (темы); 4.Имеет визуальный редактор с возможностью копирования и вставки текста из других приложений (Internet Explorer, Word); 5.Обеспечивает учителям возможность работы из любого места, где есть подключение к Интернет. Используя Moodle, учитель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для учителя, так и для обучающихся. По результатам выполнения учениками заданий, учитель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Учитель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео и др. Редактирование содержания курса проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения. Очень легко добавляются в электронный курс различные
элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, чат и т.д. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе. Проект «Дистанционный репетитор», в рамках которого проводятся онлайн - консультации по подготовке к ОГЭ, предусматривает подготовку к экзаменам обучающихся девятых классов не только данной школы, но и сельских школ. Предварительно выставляется график консультаций, что позволяет обучающимся сельских школ своевременно подключиться к онлайн – консультациям, получить дополнительные знания, не выезжая за пределы населенного пункта. Опыт применения дистанционных технологий дает право говорить о ряде преимуществ такого обучения: 1. Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля и т.п.; 2. Доступность информации, так как появляется возможность обращаться к альтернативным информационным источникам, используя технические возможности компьютера, ресурсы сети Интернет; 3. Индивидуализация процесса обучения; 4.Развитие творческого и интеллектуального потенциала школьников за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с современной компьютерной техникой, самостоятельно принимать ответственные решения. Таким образом, можно сказать, что использование дистанционных технологий обучения способствует оптимизации и повышению качества учебного процесса.


В раздел образования