Автор: Цыганкова Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1752
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание и образование детей на примере жизни и творчества великих русских писателей и поэтов"
Раздел: начальное образование
ГБОУ ШКОЛА № 1752 г. Москва
учитель начальных классов
Цыганкова Галина Николаевна.
Воспитание и образование детей на примере жизни и
творчества великих русских писателей и поэтов.
Сегодня мы живем в сложном, быстроменяющемся мире, раздираемом
противоречиями планетарного масштаба и противоречиями, живущими в сознании
людей. Возникший в конце ХХ столетия и продолжающийся сегодня ценностный
вакуум, бездуховность ведут к изменению понимания добра и зла у
подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной
деградации. Но, несмотря на сложности и противоречия современного мира,
человек сохранит в себе человека, если он будет жить по законам нравственным,
законам красоты, добра и правды. Поэтому проблема нравственного воспитания и
образования человека всегда стояла и будет стоять в центре внимания русской
педагогики. Очень высоко оценивал нравственное воспитание великий русский
писатель и педагог Л.Н. Толстой, утверждая, что «из всех наук, которые должен
знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше
зла и как можно больше добра». Если во все времена признавали огромную роль
нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение
имеет эта проблема в системе современного воспитания. В педагогической науке
нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование
морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и
привычек нравственного поведения. Проблема нравственного воспитания детей,
начиная уже с дошкольного возраста, актуализируется сложившейся ситуацией в
современном обществе.
Большое значение отводится в этом плане литературе, как важнейшему
источнику формирования личности ребенка, эстетического и нравственного
воспитания юных граждан, как каналу воспроизводства духовных ценностей.
Дидактическая направленность произведений, становится одним из условий
формирования основ нравственного воспитания ребенка. Среди книг, которые
служат образцом формирования нравственного поведения ребенка, мы можем,
прежде всего, назвать произведения писателей, ставших классиками литературы,
- В.Одоевского, А.Погорельского, Л.Н.Толстого, Д.Н.Мамина-Сибиряка,
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и т.д.
Анализ тенденций развития современной отечественной детской литературы
показал, что она в последние десятилетия испытывает кризис в решении проблем
нравственного воспитания ребенка. Вполне закономерно, что экономические и
социально-политические условия современной России не могли не отразиться на
закономерностях процесса развития детской литературы. Детское восприятие
переживает сейчас небывалое давление видео-, аудио- и полиграфической
продукции коммерческо-развлекательного характера, в основном лишенной какой
– либо воспитательной ценности, затрагивающей поверхностный, примитивный
уровень эмоций и почти не требующий умственных усилий для восприятия.
Проведенные в последние годы социологические опросы показывают, что у
современного ребенка книга перестала быть источником духовной и нравственной
информации. Основную информацию современные дети получают из общения со
сверстниками, через телевизор и компьютер. Книги занимают всѐ меньше места в
детской жизни, хотя очевидно, что без книг нет и полноценного эмоционального и
нравственного развития ребенка. Поэтому особенно важно приобщать детей к
классической литературе, через знакомство и жизнью и творчеством великих
русских писателей и поэтов.