Автор: Алиева Марина Руслановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1752
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Традиции-как компонент воспитательной системы.
Раздел: начальное образование
ГБОУ ШКОЛА № 1752 г. Москва
учитель начальных классов
Алиева Марина Руслановна.
Традиции как один из компонентов воспитательной системы
Вопросы воспитания стоят перед человечеством с того самого момента, как
только появился некий человеческий опыт, потребность его передать, с целью
защитить или научить выжить. В процессе эволюции поколения накапливали не
только жизненный опыт, связанный с научно-техническим прогрессом, но и опыт
образовательно-воспитательных систем, связанный с духовным ростом отдельно
взятой
личности
и
накоплением
культурологических
ценностей
целыми
поколениями.
Потребность
передавать
из
поколения
в
поколение
элементы
социального и культурного наследия можно считать генетически заложенной в
каждом
отдельно
взятом
индивидууме,
так
как
он
считает
себя
морально
и
физически ответственным
за своего потомка.
Так до нас дошли правила
воспитания детей в Древнем Риме, Греции, Спарте, Месопотамии, Египте и др.
Библейские
заповеди
–
ни
что
иное,
как
христианская
воспитательная
традиция.
Не отставала в развитии и Российская воспитательная система. Начиная с
племен восточных славян и до первых российских царей, воспитанием в России
занималась
семья.
Вот
как
описан
этот
процесс
в
одном
из
важнейших
произведений древнерусской литературы «Домострой», появившегося в начале
XVI века: « А пошлет бог кому детей – сыновей или дочерей, то заботиться о
чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить
страху божию и вежливости и всякому порядку…».
А в XVIII веке Петр I приказал перевести с немецкого языка книгу «Юности
честное зерцало» и обучать по ней молодежь правилам приличия, поведению в
обществе и почитанию семейных традиций. «Младый отрок должен быть добр,
трудолюбив,
прилежен
и
беспокоен…»;
«Благочестный
кавалер
имеет
быть
смирен, приветлив и учтив, ибо гордость мало добра содевает (приносит)…»;
«Отрок должен быть весьма учтив, вежлив как в словах, так и в делах…».
Таким
образом,
складывается
общественная
воспитательная
система,
основной задачей которой является «приучить человека к дисциплине», развить
его умственно, «следует, чтобы человек был умен – то есть сюда относится
определенный род культуры, который называют цивилизованностью», а также
«следует
обратить
внимание
на
воспитание
нравственности»
(по
И.
Канту).
Иммануил Кант писал: «Воспитание есть искусство, применение которого должно
совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями
предыдущего, может все более и более осуществлять такое воспитание, которое
пропорционально
и
целесообразно
развивает
все
природные
способности
человека и таким путем
ведет весь род человеческий
к его назначению. Воспитание – величайшая
проблема
и
труднейшая
задача
для
человека,
так
как
сознание
зависит
от
воспитания, а воспитание, в свою очередь, от сознания. Поэтому-то воспитание и
может двигаться вперед лишь постепенно, и только благодаря тому,
что одно
поколение передает свой опыт и сведения последующему, а оно прибавляет что-
нибудь в свою очередь и в таком виде передает их дальнейшему поколению,
может возникнуть правильное понятие о способе воспитания». Сегодня весь этот
сложный процесс передачи опыта, описанный Кантом, имеет более лаконичное
определение - традиция.
Традиция (от латинского tradition – передача) – это элементы социального и
культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся
в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного
времени
.
В
качестве
традиций
выступают
определенные
общественные
установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи и т.д. Те или иные
традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
Традиции семьи, рода, народа, а так же традиции школы, города, государства
создают
единую
систему
ценностей,
овладев
которой
человек
становится
гармонически развитой личностью. От этой системы ценностей будет зависеть
мировоззрение
личности.
На
базе
этого
мировоззрения
будет
формироваться
отношение данной личности к обществу, к окружающему миру, будет складываться
характер его отношений с представителями рода, с коллегами по работе, будут
определяться его общечеловеческие потребности, взгляд на права и обязанности
субъекта в обществе. В воспитательном пространстве существует широкий спектр
индивидуальных
и
групповых
ценностей.
Какие-
то
из
них
являются
приоритетными, а какие-то, менее значимыми в системе воспитания. Именно
иерархия ценностей, а не их палитра оказывает решающее влияние на выбор
целевых ориентиров, установление норм поведения и общения, формирование
индивидуальных ценностных ориентацией участников воспитательного процесса .
Таким образом, от того какую систему ценностей мы сформируем и заложим
сейчас, будет зависеть, какое общество мы получим в будущем.
Воспитательные системы XX века были окрашены идеологиями различных
общественных
формаций.
Социалистическая
формация,
господствовавшая
в
России
на
протяжении
более
полувека,
сама,
как
мы
помним,
строилась
на
«руинах
старого
мира»,
отрицая
все
наследие,
традиции,
опыт,
накопленные
тысячелетиями.
И
воспитание
строилось
тогда
на
социологии,
«когда
общественное было выше личного», а коллектив важнее его членов. Принцип
коллективизма
лежал
во
всем.
В
экономике
были
коллективные
хозяйства,
бригадные подряды, в основе воспитательной системы – пионерская дружина,
отряды,
звенья,
пионерские
лагеря,
комсомольская
о р га н и з а ц и я ,
коммунистическая
партия.
Все
это
являлось
железной
клеткой
для
индивидуального развития личности.
По
закону
философии
«О
единстве
и
борьбе
противоположностей»
целиком
отвергая
предыдущую
воспитательную
систему,
мы
можем
получить
новую крайность, поставив во главу угла воспитательного процесса
ЭГО –
внутреннее «Я» субъекта, и
подчинив систему воспитания «закономерностям
развития природы ребенка, сделав объектом познания его внутренний мир, целью
практической деятельности – научение ребенка умению жить, в сущности, самому
главному умению в жизни: взаимодействовать с другими в формах культурного
поведения и получать от этого удовольствие». В результате чего, мы рискуем
взрастить
самодовольных,
самодостаточных
лидеров
и
вожаков,
гениев,
не
умеющих
работать
и
общаться
в
коллективе,
не
способных
оценить
труд
коллег,
не
испытывающих
уважение
и
любовь
к
людям,
к
Отчизне.
Нельзя
отрицать
благотворного влияния коллектива на развитие и становление личности человека.
Однако, «умение жить в коллективе, считаться с мнением окружающих не есть
высшая
ступень
социального
развития
человека».
Научиться
«быть
как
все»
означает
лишь
начало
процесса
социализации.
Истинное
же
становление
личности
завершится
лишь
тогда,
когда
субъект
освоит
искусство
«жить
в
коллективе, но при этом остаться самим собой, индивидуальным, органичным,
независимым!»
Несомненно,
в
новом
столетии
на
первый
план
выходит
личностно-
ориентированный подход в системе воспитания – то есть, создание условий для
формирования всестороннего развития личности, раскрытия ее многогранности и
одаренности,
обеспечение
и
поддержание
процессов
самопознания,
самореализации
личности
ребенк а,
развития
его
н е п о вт о р и м о й
индивидуальности.
Но нельзя недооценивать роли традиций, культурного наследия, значения
единого воспитательного пространства, в вопросах формирования воспитанности
субъекта. Нельзя рассматривать процесс воспитания вне социума, вне отношений
с окружающим его миром, природой и обществом.
Каждая воспитательная система имеет среду - свое жизненное пространство, в
котором осуществляется совместная деятельность и общение членов сообщества,
развиваются
межличностные
и
деловые
отношения,
формируются
индивидуальные и групповые ценностные ориентиры.
Необходимо
сформировать
нравственный
иммунитет
к
аморальным
и
асоциальным явлениям в обществе, так как дети не всегда знают правильный
ответ на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? Это возможно только лишь
создав более духовно богатую и нравственно чистую атмосферу в школьном
коллективе, чем в социуме.
Вот
почему
в
нашей
прогимназии
приоритетным
направлением
в
воспитательном
процессе
является
приобщение
учащихся
к
культурным
традициям,
раскрытие
их
индивидуальности
через
традиционные
формы
общешкольных мероприятий, воспитание честности, благородства, искренности
чувств
и
эмоций,
патриотичности
и
гражданственности
на
примерах
жизни
замечательных людей, достойных подражания.
Использование
традиционных
форм
делают
воспитательную
систему
прогимназии более устойчивой и повышают ее жизнеспособность.
В.А.
Сухомлинский
писал:
«
Я
не
один
год
думал,
в
чем
выражается
наиболее
ярко
результат
воспитания?
Жизнь
убедила:
первый
и
наиболее
ощутимый результат воспитания в том, что человек… задумался над вопросом:
что
во
мне
хорошего,
что
плохого?
Самые
изощренные
методы
и
приемы
воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек
посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».
Мотивация выбора формы общешкольного мероприятия:
В качестве приоритетного и системообразующего фактора
воспитательной
системы
используются
различные
виды
и
направления
деятельности.
Выбор
системообразующего
фактора
деятельности
зависит
от
интересов
и
потребностей
учащихся,
личностных
особенностей
коллектива
единомышленников
и
предполагаемой
направленности
дополнительного
образования. Так в основе воспитательной практики нашей прогимназии лежат
интеллектуально-познавательное,
историко-патриотическое,
культурологическое,
эстетико-художественное, художественно-прикладное направления.
В процессе воспитания формируются отношения. А поскольку отношения – это
эмоции, чувства, то их нельзя передать механически. Отношения возникают в
процессе собственного опыта, личностных переживаний. Их можно выстрадать,
открыть
в
себе
в
результате
работы
над
собой
в
процессе
конкретной
деятельности, ценностного взаимодействия с другими .
Необходимо учитывать тот факт, что ребенок попадает к нам из конкретной
социальной
микросреды
(семья,
двор),
где
уже
вовсю
идет
воспитательный
процесс «освоения мира». Очень важно, чтобы процессы воспитания, проводимые
в школе и семье не вступали в антагонизм друг с другом и не вызвали внутри
личностного конфликта у ребенка. Поэтому ради достижения единых целей в
воспитании
необходимо
объединиться
и
создать
единую
семью
–
коллектив
единомышленников
–
дети,
педагоги
и
родители,
которая
сплачивается
и
интересно
живет
только
в
том
случае,
если
организована
их
совместная
деятельность.
Подходя к проблеме выбора формы общешкольного мероприятия, необходимо
ставить определенные задачи:
1.
оптимально сочетать личностно-ориентированный подход в воспитании с
учетом интересов воспитательной среды, то есть жизненного пространства,
в котором осуществляется совместная деятельность и общение классного
сообщества, развиваются
межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и
групповые ценностные ориентации;
2.
оптимизировать воспитательную роль учебно-образовательного процесса;
3.
включение
дополнительного
образования
в
единый
к омплек с
воспитательной системы прогимназии;
4.
создать
единое
образовательное
пространство
для
решения
комплекса
воспитательных задач;
5.
консолидация
дополнительного
образования
с
программами
учебно-
образовательного
процесса
для
решения
единых
задач
по
подготовке
общешкольного мероприятия.
Разрешите
вам представить «Праздник Плюшевого Мишки», как одну из
форм общешкольного мероприятия. Этот праздник традиционно проводится
в нашей школе в первых классах.
В программе праздника:
-
история появления игрушек, их роль в развитии детей;
-
эволюция
игрушек,
их
совершенствование
и
усложнение
в
условиях
технического процесса;
-
вовлечение в праздник детей:
«Расскажи о своем плюшевом друге»
Вспомни
литературные
произведения,
где
персонажами
являются
медведи.
Вспомни стихи о медведях
Придумай свои стихи о любимой плюшевой игрушке
Пословицы и поговорки о медведях, иллюстрации к ним.
Презентации по теме «Животное - медведь, виды, среда обитания».