Напоминание

"Учимся быть толерантными"


Автор: Кутлиметова Аминет Аюбовна
Должность: учитель технологии, классный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3" а.Адамий
Населённый пункт: Республика Адыгея
Наименование материала: Классный час
Тема: "Учимся быть толерантными"
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

а.Адамий

Красногвардейского района

Республики Адыгея

Классный час в 9 классе

по теме

«Учимся быть

толерантными»

Кутлиметова А.А.,

классный руководитель

9 класса
2014г.

Цель
: формировать конфликтную компетентность, научить учащихся выходить из конфликтной ситуации, дать понятия «конфликт, конфликтная ситуация, «толерантность».
Задачи:
Образовательные:  формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;  ознакомление учащихся с понятием «конфликт», «толерантность» Развивающие:  развитие познавательного интереса учащихся;  развитие толерантности Воспитательные:  воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
Оборудование:
 ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,  Карточки с описанием конфликтных ситуаций.
Задания для самостоятельной подготовки учащихся:
1. Обсуди с родителями, что люди делают, когда между ними возникают разногласия. Узнай в библиотеке или по словарю, что такое «конфликт», «толерантность». Как люди примиряются, приходят к согласию? Для чего людям нужно согласие? 2. Придумайте вместе со взрослыми правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Запиши эти правила (оформи на отдельном листе)
Ход классного часа

I.

Организационный момент.

II. Целевая установка и определение темы.
- Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, я хочу рассказать вам об одном случае. Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой». «Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника. Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища. - Что же произошло между мальчиками? (Спор, ссора, драка, конфликт). - Правильно, произошел конфликт. Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа? (На экране выставляется тема «Конфликты»).
- А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»? А теперь послушаем мудрую Сову. Выставляется запись: «Конфликт – это столкновение противоположных интересов, мнений». - Сегодня мы постараемся разобраться: почему происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать. Это и будет нашей задачей .
III. Содержательный компонент классного часа. Поисковая

деятельность.

1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.
- Давайте вернемся к случаю о мальчиках и ответим на вопросы: - Что хотели мальчики? Из-за чего возник конфликт? - Главное, чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться). -Первая причина, которую мы сейчас выявили, это – неумение договориться
2. Анализ ситуаций. Групповая работа по карточкам.
Детям предлагается разделиться на группы, прочитать задания по карточкам, проанализировать конфликтные ситуации, определить причины их возникновения. После этого, представители каждой группы должны зачитать свою карточку и представить результаты своей работы.
А
)
Карточка № 1 для 1 группы
. – Мурат, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Тимур. - Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Мурат и убежал. А Тимур даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу. - Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками? - Из-за чего в данной ситуации возник конфликт? (из-за неумения слушать) (На слайде появляется запись
«неумение слушать»)

Б) Карточка № 2 для 2 группы.
На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки. - Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина? ( на слайде –
«несдержанность»)

3. Вывод.
После совместного разбора ситуаций учащимися определяются основные причины возникновения конфликтов: - неумение договориться, - неумение слушать; - несдержанность;
На один и тот же предмет мы смотрим по- разному, т.е. наши мнения могут не совпадать и из-за этого тоже могут возникнуть конфликты, но чтобы этого не произошло мы должны быть толерантными. - А что же такое толерантность? Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. 16 ноября – День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название? - «На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо п од ч и н я т ь с я обстоятельствам». - В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения «tolerantia» – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции. Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском –
милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
IV.

Инсценировка
Сейчас мы посмотрим инсценировку стихотворения «Бараны» По С.Михалкову Бараны По крутой тропинке горной Шел домой барашек черный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: «Братец, вот какое дело: Здесь вдвоем нельзя пройти – Ты стоишь мне на пути». Черный брат ответил: «Ме-е, Ты в своем, баран, уме-е? Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги!» Помотал один рогами. Уперся другой ногами… Как рогами не крути, А вдвоем нельзя пройти. Сверху солнышко печет, А внизу река течет. В этой речке утром рано Утонули два барана. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. - Можно ли назвать случай с баранами конфликтной ситуацией?
Учитель.
Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации? - А сейчас мы с вами будем искать пути выхода из конфликтной ситуации. - Посмотрите на экран и скажите, что изображено на рисунке? - Как вы думаете, что может предвещать эта туча? (Ответы детей). - Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. - Так и конфликты могут разрешиться
положительно и отрицательно
. Давайте рассмотрим
способы разрешения конфликтов
. Для этого я предлагаю вам слова, которые вы увидите, разделить на две группы, слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и слова, обозначающие отрицательные. (Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).
- Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете? Перед тем как ответить, давайте посмотрим небольшую сценку.
5. «Кто первый?» В.Орлов.
- Кто кого обидел первый? - Он меня! - Нет, он меня! - Кто кого ударил первый? - Он меня! - Нет, он меня! - Вы же раньше так дружили! - Я дружил! - И я дружил! - Что же вы не поделили? - Я забыл! - И я забыл! - Какой совет вы бы им дали? Если бы один из них сказал: «Прости меня, пожалуйста, я был не прав» это было бы слабостью характера? Разве из-за этого его перестали бы уважать? - А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? Давайте найдем основные пути выхода из конфликтной ситуации. (юмор, уступка)
V. Итог классного часа.
- Что нового и полезного для жизни вы сегодня узнали? - Что такое конфликты? - Из-за чего происходят конфликты? - Какие пути выхода из конфликтной ситуации мы с вами рассмотрели. Так как вы думаете, все-таки, можно жить без конфликтов? - А я желаю всем вам и себе, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумайте о последствиях. И пусть решение окажется верным. - Мне сегодня очень приятно было работать с вами. Спасибо. Надеюсь, вы не будете ни с кем конфликтовать, будете толерантными.


В раздел образования